ГИС

Применение материалов космической съемки для создания городских ГИС инженерной инфраструктуры

Материалы космической съемки стали более доступны, стоимость их снизилась, качество снимков повысилось. Сроки предоставления актуальной космической съемки в цифровой форме зависят от облачности в районе съемки, но в среднем не превышают 2 месяцев.

Общая картина наличия архивных данных подтверждает тенденцию более широкого применения космической съемки на Украине.

Анализ возможности применения материалов космической съемки при создании ГИС инженерной инфраструктуры производился на базе имеющихся материалов космической съемки с помощью спутника QuickBird, фрагментов съемки с помощью спутника IKONOS, картографических материалов по городу и крупных предприятий города.

Анализ показал возможность оперативной корректуры цифровых карт с детализацией М1:5000 и М1:2000 по космическим снимкам спутника QuickBird.

Анализ снимков, полученных со спутников QuickBird и IKONOS, одних и тех же районов города, в различное время года позволяет отдать предпочтение для выполнения работ по актуализации картографических материалов снимкам спутника QuickBird, произведенного зимой.

Материалы космической съемки позволили провести предварительный анализ изменений в инженерной инфраструктуре по средним и крупным сооружениям и коммуникациям предприятий по имеющимся цифровым картографическим материалам для определения объема необходимых инженерно-геодезических работ. А так же провести предварительный контроль за уже выполненными инженерно-геодезическими работами.

Выполнению работ по районированию города Одесса затронули ряд неформальных вопросов согласований границ, как границ районов внутри города, так и внешних границ города с районами области. Решить эти вопросы в ограниченные сроки помогла актуальная информации космической съемки, оперативно выполненная с помощью спутника QuickBird.

ГИС ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

Большинство государственных служб, учреждений и промышленных предприятий заинтересовано в использовании геоинформационных технологий, реализованных в различных программных приложениях, отражающих специфику предметной области интересов данного предприятия, учреждения.

Опыт работы НПП “Высокие технологии” в области разработки геоинформационных систем для управления инженерной инфраструктурой показывает, что основным сдерживающим фактором внедрения являются относительно высокие для Украины затраты на разработку. Основными заказчиками на разработку и внедрения для нашего предприятия, на сегодняшний день, являются предприятия транспортной и нефтеперерабатывающей отраслей. Эффективность работы которых, во многом определяется точным учетом имеющихся ресурсов, умелым управлением инженерной инфраструктурой, и ее модернизацией.

Основными системами, разрабатываемыми для них являются: системы инженерных сетей и коммуникаций ГИСИС ( или генеральный план предприятия - ГП) и системы мониторинга движения транспортных средств.

Примером реализации систем ГИСИС являются проекты, разработанные для морских торговых портов, нефтеперерабатывающих предприятий, отличаются сложной инфраструктурой технологических объектов и инженерных сетей, высокой насыщенностью воздушных, надземных, подземных коммуникаций, как правило, высокой плотности и большой номенклатуры. Одним из информационных ресурсов, способствующих рациональному управлению инженерным хозяйством, является автоматизированная геоинформационная система генерального плана такого предприятия.

Одним из ответственных этапов разработки системы является подготовка технического задания на такую систему Нормативной документации для разработки ТЗ и таких систем за исключением ГОСТ 21.508-93 “Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов” нет. Фрагмент требований, подготовленный нашим предприятием, к разработке системы приведен ниже в таблице 1. Состав работ для создания такого рода систем предусматривает инженерно-геодезические изыскания, комплекс проектных работ, поставку и установку геоинформационного программного обеспечения, ввод в эксплуатацию, обучение персонала, техническое сопровождение системы.

Таблица 1.

Характеристика объекта

Площадь объекта – ххх га. Объект характеризуется высокой насыщенностью воздушными, надземными, подземными, инженерными сетями и коммуникациями высокой плотности и большой номенклатуры. Количество колодцев – более хххх ед.

Цель и назначение работ

По данным, полученным в результате комплекса инженерно-геодезических изысканий и проектных работ, разработка геоинформационной системы “Генеральный план ххххххх”

Особые условия проектирования

Состав и оформление документации должен отвечать требованиям ГОСТ 21.508-93 “Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов”

Дополнитель-ные требования к выходной документации

Система должна обеспечить отображение на экран АРМ или на печатающее устройство по запросу следующую информацию:

· План геодезической сети на основании материалов исполнительной съемки.

· Рабочие чертежи генерального плана территории Заказчика, выполненные в соответствии с ГОСТ 21.508-93 ”Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов”, в составе:

o Общие данные по рабочим чертежам.

o План организации рельефа.

o План проездов, тротуаров, дорожек.

o Ведомость дорог, подъездов, проездов, тротуаров и т.п.

o Сводный план инженерных сетей.

· Топографические планшеты межцеховых сетей и коммуникаций:

o Системы электроснабжения с разделением по уровням напряжения и указанием характеристик.

o Паропроводов, конденсатопроводов и трубопроводов теплофикационной воды с указанием характеристик.

o Газопровода природного газа с указанием характеристик.

o Система телефонной связи до производственных объектов, с указанием характеристик.

o Информационная сеть до производственных объектов, с указанием характеристик.

o Система пожарной сигнализации, с указанием характеристик.

o Система охранной сигнализации, с указанием характеристик.

o Системы оповещения, с указанием характеристик.

o Сеть водоснабжения, с указанием характеристик.

o Сеть канализации, с указанием характеристик.

o Система технологических трубопроводов, с указанием характеристик.

o Система трубопроводов вспомогательных установок, с указанием характеристик.

Обеспечение исходными данными

Источником информации для разработки являются материалы инженерно - геодезических изысканий, обследования, существующие материалы исполнительной съемки сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, материалы рабочих проектов и другая достоверная документированная информация.

Дополни-тельные требования к системе

Система должна функционировать на компьютерном оборудовании Заказчика под управлением прикладного программного обеспечения компании ESRI.

Примером реализации систем мониторинга транспортных средств для предприятий, являются проекты, разработанные для управления городского транспортного комплекса, предприятия Государственного департамента морского и речного транспорта Украины, подсистемы мониторинга транспортных средств авто предприятий, перевозчиков и спецподразделений и др.

Состав работ для создания такого рода систем предусматривает разработку микроэлектронного оборудования, комплекс работ по разработке программного и картографического обеспечений, поставку и установку оборудования, ввод в эксплуатацию, обучение персонала, техническое сопровождение системы.

Применение систем мониторинга транспортных средств предусматривает использование цифровой (в лучшем случае векторной) картографической информации широкой номенклатуры с визуализацией посредством трекинговых геоинформационных подсистем, например ArcGIS Traking Analyst компании ESRI.

В качестве транспортного средства можно рассматривать не только автотранспорт, но и специализированные технологические транспортные средства, морской и железнодорожный транспорт (локомотив, вагон, контейнер, …) и др.

По ряду признаков мы классифицировали специализированные системы мониторинга транспортных средств на пять типов: “Навигатор”, “Черный ящик”, “Сигнализация”, “Пикетная система”, “Маяк”.

Можно привести множество фирм занимающихся разработкой таких систем, но только единицы из них имеют внедрения и эксплуатируют их.

Внедрение геоинформационных технологий в управление инженерной инфраструктурой крупных предприятий и учреждений имеет важное значение для экономического развития страны.

Следует отметить общие требования к таким системам по отдельным отраслям хозяйственного комплекса, а следовательно при тиражировании удачных проектов на ряд предприятий или министерств, значительно снизить затраты на внедрение таких систем.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить