Лекции по религиоведению

Разделенное царство. Царство Израильское

Об Израильском Царстве будет рассказано меньше, т. к., во-первых, в это время там формируется культура самарян, впоследствии отошедших от веры народа израильского и менее важных для Библейской истории, во-вторых, время существования Израильского Царства - всего 200 с небольшим лет.

Городов на Севере было много, они группировались близ столицы Самарии, на равнине Мегиддо, и по Иордану, вверх от Геннисаретского озера. За Иорданом здесь уже жили иные народы, но они не влияли культурно и духовно на население Царства. А вот финикийцы были столь же самостоятельны, как на юге - филистимляне, но в отличие от последних, они, будучи хананеями, непрерывно негативно влияли на северную часть избранного народа. В археологическом материале это выразилось и в исключительной роскоши, и в сохранении языческих верований, божеств храмов. Все это происходило в условиях более сложной городской жизни, чем на юге.

Дворцовый комплекс Самарии превзошел все, что было на юге. Огромная платформа, окруженная десятками единообразных помещений, за ними - толстая стена из идеально подогнанных квадров. В западной части - замечательно спланированный огромный дворец с массой помещений: парадных, жилых, административных, складских, казарменных и пр.

Огромными дворцами с гигантскими складами покрылся в это время сильно укрепленный Мегид-до. Примечательно, что вскоре после 722 года, года нападения Северного Царства, Мегиддо не был заброшен, его территория не уменьшилась. Но дворцов стало меньше, они сами стали меньше, склады почти исчезли. На их месте - масса средних и бедных жилищ, хотя и вдоль хорошо спланированных улиц. Укрепления тоже стали менее мощными. Северные ворота - гораздо слабее (двухкамерные и без поворота у входа), явно наскоро восстановленые.

Кладка стен Самарии - идеальная, не хуже Соломоновой, но притертые камни применялись не всегда, даже во дворцах отдельные элементы конструкции делались из колотого камня. Кладка из притертого камня по-прежнему похожа на финикийскую этого времени. Такую же кладку мы видим в Дане.

В период Израильского Царства сложные крепостные сооружения возводились везде, вплоть до далекого Северного Дана, где было воздвигнуто сложное и трудно преодалимое предвратное укрепление.

По всей стране продолжали строиться и функционировать огромные складские помещения, введенные в обиход царем Соломоном (они есть в Иудейском Царстве); для них характерны двойные ряды столбов при входе в каждое отдельное помещение склада.

К этому времени относятся раскопанные слои еще одного типа сооружений - дворца-цитадели в верхней части Асора. Дворец очень хорошо спланирован, почти полная симметрия основного здания. Снова встречены "прото-эолийские" капители. Внутри города - только один узенький выход, остальное - глухая стена; явноне исключалось нападение горожан. Из дворца можно было спуститься по стене за пределы города, не общаясь с горожанами.

Раскопки среднего города - Тирцы - дали уже прямоугольную планировку улиц (при округлых контурах крепостной стены с башнями). Дома - "четырехкомнатные", но большие, с пристройками, строго прямоугольной планировки.

В Дане обнаружен храмовый комплекс этого времени, отождествляемый с упоминаемыми в Ветхом Завете "высотами", где поклонялись хананейским богам. В комплекс входили собственно "высота" или алтарь, огороженное место с другим алтарем, зал и комната с еще одним алтарем.

Водоводы и источники

Особые заботы вызывали в ставших многолюдными городах источники воды. К ним вели глубокие большие шахты, сложные тоннели, лестницы (Асор, Мегиддо).Все это высекалось в скале, тянулось на десятки метров и стоило огромных забот.

Языческие божества и капища

Продолжали ставиться "рогатые" каменные алтари из одного или нескольких камней; они ставились в "культовых" комнатах домов, продолжалось почитание "хананейского сфинкса". В искусстве представлен и популярный сакральный сюжет: кошачий хищник (здесь - лев), терзающий копытное (быка). В искусстве преобладает хананейский вариант общего переднеазиатского стиля, но в скульптуре порой ощущается и влияние Позднего Египта.

Письменность

Обильны надписи на печатях, в том числе лиц, известных Ветхому Завету. Часты и остроконы (надписи на черепках, использовавшихся как листы бумаги для отдельных сообщений, написанных тушью).

Экономика и быт

Все более утонченным становится быт царей и богатых лиц. В частности популярны резные пластины из слоновой кости с растительным орнаментом, украшавшие мебель и целые помещения.

Керамика

Процессы в керамике те же, что и в Иудейском царстве. Посуда становится еще более разнообразной по функциям и совершенной технически. Формы - все более общие для Восточного Среднезем-номорья, но есть и характерные для этого времени (маленькие кувшинчикм с "прижатыми" ручками), как отдельных, так и в виде целых архивов государственныхучреждений и частных лиц.

Царства Филистимлянские

В городах Пятиградия сохраняется своя культура, в которой наблюдается определенная эволюция. Популярными становятся своеобразные мужские статуэтки, не встреченные за пределами Фили-стии. Имена этих божеств пока неизвестны.

Для городской планировки, весьма регулярной, характерна прямоугольность стены - не казематные и без "уступов и выступов" с четкой улицей вдоль крепостной стены; ворота – четырехкамерные и с предвратным укреплением. Есть "военная улица" внутри вдоль крепостной стены. Дома - с хананейскими чертами и с филистимскими, в это время, очевидно, взаимопроникавшими в материальной культуре. Контакты филистимлян с Эгейским морем ослабели, т. к. там - "темные века". Но надо помнить, что с Vila. до Р. X. греки вновь начинают массовые дальние походы (пусть и не переселения).

Найдены небольшие фабрички-мастерские по изготовлению (выдавливанию) оливкового масла с прессами, грузами, цистернами-маслосборниками.

В керамике появляются новые свои формы (красно-лощеные кувшины разных форм и размеров), влияющие на формы керамики избранного народа. В то же время в филистимском городе (совр. Тель Баташ) найдены целые амфоры, произведенные в Иудее с клеймами "ламелех". Это говорит о торговых связях. Эпиграфия рассказывает о филистимлянах-наемниках в Иудейском царстве.

Финикийцы

Финикийцы из района северо-западного порта Ахзиб так и не были ассимилированы соседними коленами Завулона и Асира. Их искусство, живое и пластичное представлено в Израильском царстве; оно передало нам типичные мужские образы.

Другие соседи

Объем пособия не дает возможности описать древности даже ближайших родственных народу Израилеву соседних сообществ, но хотя бы один пример сложившихся у них самостоятельных школ в искусстве надо дать. Это - голова божества или царя аммонитян, сделанная в весьма своеобразной манере.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить