Лекции по религиоведению

Ранний бронзовый век и Аморейский период (3000-2000 гг. до Р.Х.)

РАННИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК II (3000-3200 гг. до Р. Х.) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Ранняя бронза II занимает приблизительно 3000-2300 гг. до Р. Х. В последней же трети 3-го тыс. до Р. Х." которая также относится к ранней бронзе, произошел приход в Святую Землю амореев, одного из заподно-семитских народов. Тогда же, видимо, переселился сюда Авраам; именно о нем впервые сказано, что он ибри, т. е. еврей. Та очевидная волна "приходов", которая фиксируется в это время во всем Восточном Средиземноморье, связывается прежде всего с амореями ("западниками").

Дадим краткую характеристику Святой Земли в 3-ем тыс., когда ее территория уже густо покрыта маленькими городами-государствами, которые мало в чем уступали маленьким ранним городам-государствам техногенных областей долины Нила и Двуречья до их объединения и городам (тоже небольшим) центральной и восточной части Плодородной Дуги. Везде в Передней и Малой Азии, в Закавказье и в долине нижнего и среднего Нила в это время развиваются многочисленные малые города. Появляются они и в долине р. Инд. Более их нет нигде.

В Святой Земле по-прежнему нет давящей на человека жесткой политической структуры, здесь не ^.возникает крупное централизованное государство, быстро формирующееся в техногенных очагах. Если для соседних техногенных регионов период существования городов-государств и соревнования между ними был коротким, после чего люди с "железными лицами" начали создавать там "азиатские империи", то здесь этого не произошло даже и после становления развитой государственности. Никто "изнутри" не мог надолго объединить города-государства Святой Земли в крупное государство, даже когда идея эта и возникла. В Северной Сирии это было, тем более было в Двуречье и в долине Нила, а здесь - не было.

Мало того, носители техногенных цивилизаций не могли надолго подчинять данные территории, хотя и вторгались сюда неоднократно. И более того, никого вовне жители Святой Земли не воспринимали как объект подражания (в отличие от семитов Сирии и финикийцев Приморья). Позднее во 2-м тыс. эта земля, вместе с Сирией, дала знаменитых завоевателей - гиксосов, но те тоже свою империю создали в долине Нила, а не в Святой Земле.

В этот "государственный" период мы видим здесь этно-культурные различия у населения в разных ландшафтных зонах. Города-государства есть и в центре Святой Земли, и в долине Ездрелона, и в степной полосе за Иорданом, откуда вечно приходили "ближние" соседи. Есть города-государства даже на юге, в будущей пустыне. Единственное, где их нет, - это побережье Святой Земли. Там пока города не возникают, хотя севернее финикийские города растут как грибы по всему побережью.

В северной Сирии рано появляется тенденция к завоеванию одних государств другими, а в Святой Земле, а также в Финикии, Келесирии ничего такого не было, за единственным исключением, - государство гиксосов с его неопределенной северной границей.

В духовной жизни в это время процветали всевозможные языческие культы, как и в Северном Двуречье. Были они достаточно разнообразны, в значительной степени связаны с культом плодородия, умирающей и возрождающейся природы; специфичен для этого времени культ змеи. Культов, связанных с небом, с планетами, было меньше (это культы Двуречья). Население 3-го тыс. - скорее всего хананейское (позднее, с добавлением амореев); в языковом отношении - это западные семиты двух групп ("акающие", как в Москве, это амореи; "окающие", как в Вологде, - это хананеи).

Проблема текста на "вечных материалах"-

Почему развитые государства существуют в Святой Земле с конца 4-го тыс., а памятники письменности, отмеченные для 3 - го тыс., начала 2-го тысячелетия? Ведь не только техногенная семитоязычная цивилизация Двуречья и цивилизация долины Нила 3 - го тыс., но и финикийский Библ, шу-мероязычное, а затем и семитское государство Эбла в Сирии уже в сер. 3-го тыс. имеют письменность, причем последнее частично аккадско-семитскую, частично собственную эблаитскую.

Во-первых, нужно помнить, что отсутствие документов на "вечных" материалах (камень, глина и др.) еще не означает отсутствия письменности вообще (вспомним поздно обнаруженные берестяные грамоты Древней Руси, их уже почти тысяча). Не нужно путать и существование государственности с наличием письменности на "вечных" материалах. Появившаяся вскоре на хананейской территории первая и единственная в мире алфавитная письменность (она возникла в городе Библ как "протобиблское" письмо), производит впечатление уже прошедшей длительный путь развития. Представляющие следующий этап финикийские разновидности алфавитного письма принципиально иные, чем письменность древних техногенных цивилизаций. Финикийская письменность позволяет записывать весьма сложные мысли и выражать нюансы прямой речи, потому что она алфавитная, а не иероглифическая; это принципиально новый тип письменности. У нас есть приблизительное представление о времени, необходимом для самостоятельного формирования письменности; оно представляется достаточно длительным. Есть основания считать, что алфавитная письменность существовала и раньше, но не проецировалась на "вечный" материал, не считалась заслуживающей фиксации на нем.

Во-вторых, каждое общество имеет свой круг тем, которые заслуживают фиксации на "вечных" материалах. У некоторых обществ первые из таких тем могли появиться достаточно поздно.

В-третьих, небольшие очаги письменности могли возникать, но археологами они пока не замечены - речь ведь идет о времени до массового использования письменности. Архив Эблы, например, нашли случайно, до этого считалось, что письменности там нет. Но даже появившись, письменность обслуживала очень маленькие группы населения. Это записи обязательств: либо экономических - внутри государства, либо межгосударственных, в виде всяких соглашений. Вот что в первую очередь фиксировалось здесь на "вечных" материалах. Не исключено, что находки времени находок в Эбле могут быть сделаны и в Святой Земле. Но как массовое явление письменность тогда безусловно не существовала, применительно к "вечным" материалам.

Поэтому отсутствие (пока!) текстов на "вечных материалах" не мешает нам воспринимать социальные объединения 3 тыс. до Р. Х. в Святой Земле как государства.

Общество в 3 тыс. до Р. Х.

В ранней бронзе усиливается разделение труда в городах и деревнях, расцветает специализация. В возникающих городах, в том числе, и больших жили прежде всего земледельцы и скотоводы, так же как в большинстве ранних городов античной Греции основное население было крестьянами, которые выходили из города и шли пахать и пасти, а вечером возвращались обратно. Кроме них, конечно. были ремесленники, торговцы, хотя торговля велась преимущественно с ближайшей округой. Дальние торговые связи этого времени в основной своей массе вряд ли выходили очень далеко за пределы Святой Земли. Это, в то время, в основном торговля со степняками Заиорданья, с племенами, живущими далее к востоку, с жителями Синайского полуострова, низовьев Нила, с племенами, живущими далее к востоку, немного - с южной частью долины Оронта и Финикией. Дальние торговые связи для Святой Земли в это время нехарактерны, хотя начали складываться они очень давно.

Помимо перечисленных выше земледельцев, ремесленников и торговцев, жили в городах в большом количестве и другие группы населения.

1) Управленцы (чиновники), которые обеспечивали: а) строительство крепостей; б) прокормление гарнизонов (без которых такие крепости жить не могли постоянно); в) сбор и расходование необходимых налогов ; г) наведение муниципального порядка; д) поддержание в порядке и строительство мостовых, общественных зданий; и т. д.

2) Жрецы, поскольку храмов в этих городах было много, хотя большого центрального обычно не было (большой центральный храм, более важный, чем сумма "приходских" храмов, связан с преобладанием в духовной жизни ритуала над заботой о духовном совершенстве).

3) Вельможи, воины и пр.

4) Одна из самых массовых групп населения в городах - слуги разных функций и разной степени зависимости от хозяина.

В Святой Земле было уже как минимум десятка полтора городов, на смену одинокому Иерихону приходит город как массовое явление. На карте видно, насколько плотно покрыто точками-городами пространство. При этом расстояние между ними - 40-70 км. порой вообще 15 км. Города маленькие, практически все, что происходило в городе, было известно большинству жителей. Кто были жители? В Иордании, где мало городов, больше, видимо, амореев, в Святой Земле - в основном хананеи, но и потомки Сима - тоже. Густая сеть городов не повлекла за собой создание единого государства, до этого было еще много веков. Это же - эпоха городов-государств.

От этого времени дошли изображения хананеев до-авраамовского времени, сделанные как ими самими, так и часто видившими их египтянами. Характерны особая прическа, надлобная повязка, отличные от египетских короткие юбки. Нередки бороды, отличающие хананеев от богатых египтян.

Для 3-го тысячелетия характерно разделение городов на крупные с интенсивной жизнью и сложной организацией, и средние. От первых остались высокие тели, которые раскопаны в значительной степени. Существовавышие уже сложные мегополисы типа Мегиддо имели идеально прямые улицы, целые группы храмов, сли^яые у^реи. лен. ил и проч. Много стало и средних городов типа Арда с более узкими и кривыми улицамим, а порой и просто проходами между домами. Сами дома в них есчть и с прямыми и с кривыми стенами, городские укрепления тоже изогнуты, учитывая рельеф местности.

Фортификация тех и других достигает высокой степени совершенства и поражает разнообразием строительных приемов и сменой их более эффективными. Заметно улучшается техника кладки.

Храмы этого времени тоже принадлежат к разным видам. Прежде всего это сооружения типа "мегарон", но прадставлена и и традиционная для предидущих тысячелетий планировка - со входом с длинной стороны и алтарем против входа, между ними - коллонада.

В Галилее раскопано интересное здание, в котором сочетается комплекс конических зернохранилищ сложной конструкции и расположенный в центре его небольшой храм с колоннадой.

В деревнях возводились и прямоугольные, и круглые дома, но в одной деревне обычно был только один тип домов. Распространены деревни с кольцевой планировкой: такое кольцо явный праобраз "кессонных" городских стен и этого, и более поздних периодов. Состояли такие деревни из небольших круглых однокомнатных домов, жерди, поддерживавшие крыши, крепились к каменным центральным столбам. Такой тип сельских домов сохранился в Святой земле примерно два тысячелетия, применительно к небольшим деревням, состоявшим порой из нескольких домов, чаще бывало около десятка домов.

Экономика

Основные орудия изготавливались из меди и, в меньшем количестве, из бронзы. Все производства - местные, импорта чрезвычайно мало. Если взять для сравнения финикийцев - хананеев побережья, то они уже в это время ведут торговлю со всеми, о ком знали, порой даже, видимо, ездили и "наудачу". В Святой Земле совершенно все иное. Ни через нее торговые пути не проходили, ни сами ее жители никуда далеко не ездили; этот мир остался самодостаточным и в период городов-государств. Их становление не было связано с какой-либо транзитной торговлей, ближайшее побережье оставалось пустым, городов не было; на северном побережье были, а здесь - нет. То есть то общество, что жило к западу от Святой Земли на морском побережье, не породило в это время никаких городов. Единственный торговый город здесь и самый красивый - северный Мегиддо, но и он находился достаточно далеко от моря, в долине Ездрелона и связан был с финикийским севером, не ведя самостоятельной торговли.

Основные торговые пути "до-верблюжьего периода", огибая Святую Землю, проходили до Финикии либо берегом моря, либо морем, которое так любили торговцы деревом и пурпуром, финикийцы. Когда же завоевателям из долины Нила очень хотелось (и много было сил), они, не доходя до Финикии, поворачивали на Восток и, по северному краю Святой Земли, пробирались в степную полосу, а далее шли по восточным степям или же вдоль Оронта.

Иногда города Святой Земли попадали под власть фараонов, но никакого постоянного контроля, никаких постоянных гарнизонов, насколько можно судить, не было. Везде были свои собственные правители, свои монархи.

Но при этом Святая Земля ни в коей мере не была захолустьем. Воспринимая основные достижения соседей, а через них или прямо - достижения техногенных центров (главным образом в сфере технологии), она сохранила свою социальную структуру и свой тип духовной жизни.

Изобразительное искусство

Памятников этих времен дошло немного, но представлено, тем не менее и "массовое" искусство (штамповка на керамике), и явно "авторские" графические изображения богов. Обнаружена стела египетского происхождения и примитивный иероглиф имени одного из первых фараонов (Нармер).

Экономика и предметы быта

Изделия из металла стали гораздо более многочисленны; возросла доля крупных вещей. Среди них представлены различные столярные инструменты, виноградный нож и др. Многоь стало тяжелого металлического оружия - копья, кинжалы, секиры, но обязательного для мужчины боевого оружия, по видимому, не было.

Керамика

В кухонной посуде по-прежнему доминировали традиционные для Святой Земли формы: горшки с ушками и горшки ис ручками-прилепами. Изменились формы мисок, широко распространились столовые кувшины, характерная гродская форма. Специфичны для этой эпохи бальзамарии с двумя ушками, украшенные расписным или прорезным орнаментом, а так де остродонные одноручные кувшинчики, тоже видимо для благовоний. Весь этот комплекс принадлежит традиционной энеолитиче-ской керамике.

Параллельно в некоторых деревнях господствовала иная форма керамики, хорошо известная в отечественной археологии как "куроаракская" (в археологии Святой Земли она называется "Хирбет-керак"). Для нее характерны миски, горшки и кувшины со спицефическими лощеными, нпалепными и прорезными орнаментами, ранне неизвестмыми в Восточном Средземноморье. Керамический комплекс в наибольшей степени характеризует ту или иную этническую группу, и в данном случае очевидно проникновение в Святую Землю отдельных групп закавказского населекния, оседавшего здесь целыми деревнями. В дальнейшем оно было постепенно ассимилировано, но для истории Святой Земли важен документально зафиксирорванный факт длительного существования пришедших с севера этнических групп, живущих своими деревнями среди деревень местного населения. Потом в этом качестве будут выступать хетты и другие народы.

АМОРЕЙСКИЙ ПЕРИОД. КОНЕЦ РАННЕГО БРОНЗОВОГО ВЕКА (2300-2000 гг. до Р. Х.)

В последней трети 3-го тыс., т. е. в 2300-2000 гг. до Р. Х., параллельно с хананейской, по типу духовной культуры, цивилизацией ранней бронзы, в Святой Земле начинают распространяться племена амореев, пришедшие из степей, расположенных к востоку. Местами они вытеснили хананейское население, местами нет. Это особенность страны, где только римляне сумели повсеместно создать регулярную иноземную гражданскую власть. Хананейское население преобладало на севере и западе, а амореи распространялись в основном в центральной и южной части.

Порой ошибочно пишется, что амореи занимали только горы. На деле они были представлены везде в гористой центральной части страны и в ее южной части, в том числе и в долинах. Амореи жили и к востоку от Мертвого моря, и в бассейне Иордана. Это очень большая область земледельческого населения с высокой, видимо, долей скотоводства, особенно первоначально. Были у них и свои города.

Город в аморейское время

Входил в зону расселения амореев и Иерихон; известны аморейские погребения и там, и под Ме-гиддо. Но на облик городов амореи не повлияли. В Иерихоне по-прежнему воздвигались храмы с алтарями, солидные дома с двустворчатыми дверями и многое другое. Об этом же свидетельствуют и слои хананейского Мегиддо этого времени - мощные стены, четкая планировка улиц городских кварталов, в центре - храм с колоннадой (но особого запретного помещения за алтарем еще нет). Позднее на том же участке воздвигли следующий храм, затем еще один.

Большие города, особенно на севере и северо-западе, продолжали жить своей сложной жизнью. Конечно, где-то пришельцы перемещались с аборигенами (в частности, в Иерихоне и его окрестностях), в ходе распространения на все новые и новые территории (где находят их кинжалы и достаточно простую керамику). А где-то продолжали существовать сообщества вполне государственного облика (Мегиддо и др.), в городах которых нет отпечатка аморейской культуры.

Погребения

Зато повсюду, и существенно, изменился погребальный обряд - одна из важнейших сфер духовной жизни прошлого. С аморейским временем (не обязательно с самими амореями) связано появление одиночных захоронений, которые они навязали большинству местного населения. Одиночные скорченные на боку погребения (условно, аморейского типа) - новое явление, не связанное с традицией протогосударственного периода и ранней бронзы. Широко распространился и достаточно новый тип погребального сооружения - катакомба: сбоку - вертикальная шахта, из нее - вход (лаз) в центральную камеру, а по сторонам от нее - боковые камеры. В погребениях такого типа, в каждой камере-склепе лежит один человек, с кинжалом или с грубой аморейской керамикой.

В некоторые погребения прихоранивали еще одного покойника. Погребальные комплексы дают нам сведения и об амореях, и о хананеях, о процессах их смешения и местах, где оно происходило, и, наконец, о результатах их смешения. Конкретно для этого времени можно говорить о начале процесса ассимиляции амореев, но завершился он нескоро.

Известны для того времени и комплексы погребений с более городским (т. е. хананейским) обликом. В них мы не видим квадратных аморейских чаш; миски с прорезным гребенчатым и волнистым орнаментом имеют старые формы, как и горшки. Очевидно эти погребения принадлежат местному (автохтонному) населению. Широко представлена и крупная тара; чем дальше, тем большее количество зерна оказывается в распоряжении производителей. По мере того, как производство улучшается, улучшаются и методы хранения, изменяется "соотношение сил" между людьми, и те, у кого зерна много, должны иметь для этого соответствующие емкости. Сохраняется "чайник", баночные сосуды; все традиционно. Практически чистые хананейские комплексы в некрополе Иерихона того времени - явление обычное.

Верования и искусство

Обряд хананеи приняли аморейский. Человек появлялся в ином мире один. Это - принципиальное изменение в верованиях. Примечательно почитание "двойного кентавра" с двумя лицами, а также змеи и солярных символов. Искусство этого периода известно плохо. На стенах временами рисовали козликов или баранов, порой объедающих кору деревьев и, возможно, запутывающихся в их ветвях. Так амореи нарисовал бы конец рассказа о жертвоприношении Авраама (хотя само изображени. скорее всего, повествует об ином). Есть рисунок людей со щитами и кольями, очень беглый, уверенный, но те материалы, на которых этот рисунок отрабатывался, нам неизвестны. Изображения на металле - реалистические.

Экономика и быт

Амореи часто посещали Двуречье; возможно, поэтому "юбки" жрецов стали похожи на шумерские.

Оружие

Бронзовые и медные кинжалы амореев уже стандартное оружие, присущее обычно обществу, имеющему города. Это не кинжал, это по существу меч, настоящее оружие воина. Размеры от 40 до VU см., лезвия крепились медными заклепками к деревянным рукояткам. Распространен у амореев был и боевой топор с вырезами для облегчения веса. Кроме мечей и топоров у амореев были и копья, но очень примитивные, со слабо выделенным лезвием и крючком сзади, чтобы копье не соскакивало с древка (амореи еще не научились делать втульчатые копья, известные хананеям Мегиддо). Боевого оружия много, это время, когда взрослый мужчина уже в обязательном порядке имел оружие, и считал, что оно обязательно понадобится на том свете!

Керамика

В керамическом комплексе тоже появляется аморейский тип - грубая квадратная чаша. Что касается остальной керамики, то по-прежнему использовался горшок с ручками-прилепами на средине тулова и его "родственник" - двуручный горшок (ручки-ушки крепились у горла). Керамика амореев имеет "сельский" облик, это не городская изысканная посуда. С востока пришли более "простые" люди со своей керамической традицией, но сразу началось смешение с другой традицией - хананейской (и это отражено в погребениях). Это видно из того, что чаша у многих погребенных - аморейская, а горшок хорошо известный для предшествующих веков, хананейский.

Чистые аморейские комплексы редки, больше обнаружено смешанных. Святая Земля долгое время втягивала в себя пришедшее население и его перерабатывала, т. к. это очень самостоятельный и сильный культурный очаг. Последнее видно из устойчивости культурной традиции в такой важнейшей сфере, как производство керамики; она здесь во многом неизменна. Приходит новый народ, и оказавшись в этой среде, быстро к ней адаптируется; никакие огромные кинжалы не помогают. В культурном отношении амореи становятся такими же, как и местное население, тем более, что все это - единая семитская языковая среда.

В керамическом комплексе хананейского города тех веков (где отдельные виды парадной посуды исполнены уже в финикийской манере: чаши, кубки) идет диверсификация форм, обильны варианты форм, хотя и возникают они на старой традиционной основе. В то же время в декоре сосудов - много нового. Особенно это заметно в городах северо-запада, ближе к долине Ездрелона.

В каждом городе был свой вариант керамической традиции. В Святой Земле никогда не бывает все одинаково, но в рамках одного города растет единообразие, как следствие городского массового керамического производства: одинаковая, изготовленная на быстром круге, высококачественная (тарная в основном) посуда, производилась в городах большими сериями. Время изыска для основных составляющих керамического комплекса прошло и позднее не возвращалось. Изысканной оставалась только столовая посуда.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить