Лекции по религиоведению

Святая Земля в среднем бронзовом веке (XX-XVI ВВ. ДО Р.Х.). Патриархи и их окружение. История.

Начинается время патриархов (Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф); археологически в Святой Земле это эпоха средней бронзы. Для нее характерны хананейские города и деревни с небольшими прослойками аморейских городов и селений; так было до времени гиксосов, тоже образовывавших часть населения Святой Земли. Шло развитие старых форм, хотя в значительной степени уже измененных и замененных; в целом в начале тысячелетия это была хананейская культура с некоторыми чертами аморейской. Это те люди, среди которых жил праведный царь Мелхиседек и его ближайшие потомки, та материальная культура, которая окружала его и которую наблюдал Авраам (интересно, что на среднем Евфрате, близ впадения в него Хабура, жило во времена Авраама семитское племя ханеев; жило именно в той части Двуречья, материальная культура которой всегда была традиционно связана со Святой Землей).

В эти века, одновременно с продолжающимся развитием хананейских городов, значительную часть населения которых по-прежнему составляли земледельцы и скотоводы, начинают реализовываться некоторые новые пути социального развития.

Области Святой Земли

Обратимся опять к карте, так как, хотя границы областей Святой Земли практически не изменились, но характер самих областей стал несколько иным.

С одной стороны - замкнутая самодовлеющая, самодостаточная до середины I тыс. до Р. Х. Святая Земля (1), состоящая из двух "блоков": долины Иордана в широком смысле слова(1а) и горной, хорошо орошаемой страны, к западу от нее (16). Никакие торговые пути через нее не проходили, никому она не была особенно нужна, и ей никто особенно не был нужен. Но это только часть западно-семитского языкового мира; таких частей существует еще несколько.

Это, прежде всего, уже упоминавшаяся "аморейская полоса" (2), где меньше было больших городов и больше маленьких, с более редким населением, часть которого перемещалась по территории Святой Земли в зависимости от смены периодов дождливых и сухих сезонов, но тем не менее никогда не шла в пустыню. Наоборот, здешнее население проникало большими массами в бассейн Иордана.

Кроме того, имелись большие аграрные государства (3), располагавшиеся между Верхним Евфратом и северной частью Средиземноморского побережья, похожие на государства Двуречья, но не такие большие, громоздкие и "тяжелые". В указанном районе существует уже в середине 3-го тыс. целый ряд государств, из которых наиболее известное - государство Эбла, где имелась собственная письменность. Эти государства были ориентированы больше на Двуречье, чем на Малую Азию и тем более на Египет.

Западнее начинается торговая приморская полоса (4), кончающаяся там, где начинается побережье Святой Земли. Жители этой полосы быстро достигли очень высокого уровня развития. Здесь сложились города, которые своей красотой и богатством затмевали самые красивые города Святой Земли. Сюда стекались товары, идеи, люди тогдашнего мира. Особенно воинственными эти народы не были, их маленькие изолированные государства были слишком богаты и достаточно недосягаемы, чтобы рисковать в войнах.

Гиксосы

В Восточном Средиземноморье - впервые в истории западно-семитского мира, примерно в XIX-XVIII вв. до Р. Х. - начинает накапливаться завоевательный потенциал. Связан он был с неведомо когда и где сделанным открытием, - впряжением лошадей (вместо ослов) в боевую колесницу. В эти века здесь (в приморской полосе) и южнее начинается активная деятельность новых групп семитского населения, так называемых гиксосов.

Время гиксосов - XVII-XVI вв. до Р. Х. (Даты археологических источников всегда более расплывчаты, чем даты источников письменных, которые используются в курсах по истории. Достаточно общи и даты времен патриархов).

Гиксосская (типологически ранняя) колесничная конница - состояла из воинов-профессионалов, мало чем рискующих в битве с пехотой и могущих создать в любой точке на поле боя перевес, быстро съехавшись в одно место.

Надо сказать, что египтянам, как вы знаете, пришлось от гиксосов туго. После победы гиксосы очень долго (с 1788 по 1580 гг.) руководили Египтом, занимая тогда также и побережье Святой Земли. Собственно, где жили гиксосы до Египта? Здесь (т. е. в Святой Земле) и севернее они и жили. Сюда же они и вернулись после того, как в первой четверти XVI века собравшиеся с силами и духом египтяне, вытеснили гиксосов из долины Нила и дошли до их города Шарухена на юге побережья Святой Земли (первого города в этих местах). Долгое время они здесь еще жили, потом как-то рассосались. Особых этнических следов гиксосы в Египте не оставили, но они оставили важный след в истории Святой Земли. Населенный ими прибрежный район отныне входит в качестве близкого по развитию в территорию исторической Святой Земли; позднее он начинает осваиваться не-хананейским населением.

Города

Обратимся к облику города этих времен. Аэрофотосъемка позволяет увидеть сверху какими огромными стали хананейские города, напр., Асор, находящийся на севере Святой Земли. На фото и планах Асора, Мегиддо и других городов мы видим сложное устройство ворот и стен - характерную оборонительную архитектуру этой страны, в особенности, 4-х-камерные и 6-ти-камерные ворота. Люди почему-то полюбили эту модель, и на протяжении полутысячелетия, раз за разом, создавали именно многокамерные ворота. Вторая фортификационная идея - "пустая стена", то есть стена, внутри которой находились какие-то помещения (например, библейский "дом в стене"), это так называемые "казематные" стены. Перед крупными военными потрясениями или если стена начинала портиться и осыпаться, такие помещения попросту забивали камнями, и стена становилась монолитной. До появления тарана в основном здесь в изобилии строятся "жилые" стены. Очень интересный прием - использование гипса в фортификации; наклонный земляной склон перед стеной прорезан слоями гипса во избежании оползания (В двух городах археологи нашли такой зафиксированный гипсовыми прослойками склон). Заметно усложняются и другие виды укреплений. В это же время, особенно ближе к эпохе гиксосов, возникает новая идея при возведении стен. До этого каменные стены с башнями строили "на ровном месте", а теперь или сначала насыпают мощные земляные валы, лишь снаружи обложенные камнем (что давало большую высоту, надежность и неприступность), а уже на них строят обычную вертикальную стену из камня, или делают нижнюю часть стены слегка наклонной. Образуется то, что называется гласис - крутой подъем от поверхности, по которой пришел противник, к основанию вертикальной стены. Колесничную технику здесь использовать нельзя и вообще с разгона приблизиться к такой городской стене невозможно. Все 2-е тыс., до Саула и Давида, эти гласисы были заметной чертой фортификации Святой Земли.

Города имели сложную регулярную планировку, но, собственно говоря, здесь уже добавлять к прошлым достижениям было почти нечего. Интересен, в частности, такой тип планировки: снаружи крепостная стена, потом кольцевая улица и большие дома, радиально от нее расходящиеся в сторону крепостной стпны, а внутри кольца - месиво мелких, более бедных домов. Такова стандартная планировка ряда городов этого времени. (Только древние греки принесут потом в Святую Землю прямоугольную планировку, прямоугольную сетку улиц.) Потом от нее отказались, но на протяжении веков она была именно такой. А в остальном все прямолинейно, все четко, это уже законченные городские каменные здания, часто строившиеся сразу кварталами по единому плану, как и укрепления.

Даже если в городе (по крайней мере в его раскопанной части), преобладали очень большие дома, то все равно было довольно мало широких улиц. В наших городах доля широких улиц выше; а здесь улица - это собственно переулок, хотя и мощеный.

Святилища

Некоторые святилища очень похожи по конструкции на то, что называется "мегарон" (прямоугольное стпоение с портиком и входом с торца), но обычно без портика. Напомню, что коттптрукттия ранних храмов (на протяжении двух предшествующих тысячелетий) была в основном иной - храм состоял из одного-двух прямоугольных помещений, но вход находился в боковой (длинной) стороне, а алтарь - напротив входа. Храм по-прежнему - одно-два небольших прямоугольных помещения. Храмов много, единственное новое - они стали очень похожи. Раньше они были разнообразнее, а теперь божества, может быть, и разные, но само отправление культа носит достаточно единообразный характер.

Жилые дома

Жилой дом зажиточного человека прямоугольный со входом во дворик. Во дворике справа и слева от входа колоннады, над ними - крыши; под крышами крытая галерея для хранения "того-сего", а в конце прохода между галереями, открытого небу, между двумя рядами колонн - еще одна дверь собственно в дом с системой проходных и непроходных комнат. Обычно их четыре; в богатых домах над ними еще второй этаж, в таких случаях имелись колонны, подпирающие потолки. Помещения в доме делились на жилые и хозяйственные. Хозяйство в доме очень большое, надо помнить, что по^ прежнему основная группа населения в городе занимается земледелием. Что здесь находилось еще. Мог быть колодец, а мог и не быть - в зависимости от того, как в данном месте залегают водоносные слои. Мельницы -зернотерки ручные были обязательно - ведь покупали не муку, а зерно, муку делали уже сами. Внизу в галереях стоял ткацкий станок. Если хозяин - ремесленник, то "производство" его тоже располагалось там. Стены внизу были из камня, а наверху из сырцового кирпича. <3то очень важно помнить - основная архитектура из сырцового кирпича, который гораздо лучше камня. Даже если у человека были деньги, чтобы построить дом целиком из камня, он никогда этого не делал, потому что такой сырцовый дом гораздо прохладнее. Стены сырцовые толстые, пробить их врагу или грабителям одинаково трудно, проще "подкапывать и красть". Мебель в доме: ложа, столы, стулья, полки и нечто вроде наших гардеробов; но все это - невысокое. Помните, что высокая мебель в Европе появлялась не потому, что так удобнее, а потому, что холодно: дует по ногам. Поэтому человек и стремится сидеть повыше, спать повыше.

Окон почти нет, что для нас необычно. Если они и были, то или небольшие, чтобы туда не мог влезть недруг или вор, или на втором этаже и тоже маленькие. Там было уютно, но очень много народа жило в таком доме (хотя все или родственники или слуги). Специальных ям для туалетов не было.

Благодаря реконструкциям (на базе того, что было раскопано в Иерихоне) мы можем приставить себе хананея с семьей в его доме. На столе лежат гранаты, рядом со столом - кровать с плетеной решеткой, у стола в кресле сидит хозяин дома, а вокруг суетятся домочадцы - все совершенно так, как было тогда (на рубеже 3-го и 2-го тыс. до Р. Х.), как было тогда, когда к людям, подобным этим, прибыл Авраам. Реконструированы и дома очень богатых людей, укрепленные дома с высокими стенами, без окон. Войти в них можно тоже только через единственный вход; посетитель оказывался в обычном центральном дворике, который окружали хозяйственные и жилые помещения. Вокруг домов дворов не было. По середине улицы шла канализация - канава, закрытая камнями и замазанная глиной; без нее города просто не могли существовать. Так жили в городах во времена Авраама и последующих патриархов. Эллины в своем городском быту в Греции к этому добавили очень немногое.

Погребения

В погребальных склепах, ставших теперь коллективными, часто сохраняется "консервированный" воздух, и поэтому там не портится то, что обычно портится: деревянные вещи, всякие плетеные изделия, ткани и другая органика. В одном из захоронений найден даже трехногий столик, на котором лежали фрукты. Сохранились и стулья, полочки, ложа. Ложе делалось по тому же принципу, что и теннисная ракетка - из плетеных жил, натянутых на большую раму.

Зато в склепы клали очень много предметов быта, чего ни до, ни после не было. У большинства народов очень редко кто-нибудь в могилу затаскивает кровать, такой поступок вызвал бы удивление. А там это встречалось.

Интересно, что из могил исчезает оружие. Это очень важный факт, верования изменились, время, когда каждый мужчина рассчитывал мог себя защитить боевым оружием после смерти, явно прошло. Скорее всего, тоже было и в жизни. Здесь уже существовало государство, оставляющее оружие лишь у профессионалов или у людей зажиточных. Так или иначе, теперь считалось, что оно не понадобится в том мире. Кровать понадобится, а меч не понадобится. Важно представить, насколько существенное изменение произошло в представлениях об ином мире.

Верования

Божества этого времени - антропоморфные, но их не так много, как будет потом. Массовые изображения Астарты и Ваала относятся к более позднему периоду, но они уже тогда были известны, и в представлении хананеян образовывали супружескую пару. Никаких признаков тенденции к единобожию. Наряду с Ваалом, который был Верховным Богом, Богом молнии и подателем дождя, и имел жену, было множество других богов (Бог Войны, Богиня Войны и др.). Текстов мы почти не знаем и ориентируемся только на изображения; и изображения дают нам целый ряд разных богов. Ощущается некоторое влияние Египта, связанное с грабежами там гиксосов, но египетская манера изображать людей не нашла здесь распространения, и доминирующим остается хананейский "национальный" скромно-реалистический стиль, весьма сдержанный. Изображений египетских богов, также как и богов Двуречья, не найдено, и это тоже весьма существенно. Популярны маленькие статуэтки покровителей семьи, связанных с культом предков.

Известно изображение божества со змеей - второе свидетельство существования почитания змеи в Святой Земле. Широкое распространение получают придуманные египтянами амулеты - скарабеи, изображавшие навозного жука с иероглифической, псевдоиероглифической или декоративной резьбой снизу. Это символ египетской культуры, любимый предмет египтян, но знаки нередко измененные.

Экономика и быт

В склепах обнаружены остатки бревен и досок, деревянные резные коробочки, плетеные корзины. В склепах найден деревянный резной сосуд, деревянный гребень, плоды граната и их деревянная копия, зерна злаковых растений и проч. Деревянные коробочки еще довольно грубые, т. к. по-настоящему точить дерево еще не умели (хотя это - город, и с огромной традицией). Обнаружены плетеные корзинки, деревянные сосуды; их всегда было очень много, но поскольку они обычно не сохраняются, то мы и думаем, что сосуды были исключительно глиняные или каменные. Из дерева делались и художественные парадные сосуды, возможно, для священнослужения; они очень редки. Найдены остатки ткани, ткань еще достаточно грубая. Цари уже есть, а ткани еще очень и очень простые. Это не первые известные ткани в истории человечества, но такой сохранности - одни из древнейших. В целом материальная жизнь уже очень сложная, количество разных предметов далеко не деревенское В домах много сосудов с зерном и целые склады или амбары - места, где горожане хранили вполне приличные запасы зерна.

Важная часть быта - горючее для светильников. Им, с одной стороны, было оливковое масло, и, с другой стороны, нефть, а также жидкие смолы. Непромышленные запасы нефти здесь известны.

Керамика

Быстро вращающийся круг обусловил выход ремесленного производства на уровень нашего XII-XIII вв. Оно уже не будет здесь дальше развиваться, ничего нового в этом смысле уже не придумать. Технология подготовки глины, горны, гончарный круг - ничего принципиально нового более не понадобилось, хотя улучшения шли все время.

Зато форма керамики становится все более специализированной и технически все более совершенной. Как массовая форма появляются кувшины, меняется форма миски. Исчезают наши старые знакомцы: горшок с ручками-прилепами, двуручный горшок; они сменяются уже другими кухонными формами. Много больших тарных сосудов; появляются также огромные чаши. Распространились очень большие трехручные тарные сосуды-настоящая крупная тара. Появились двуручные сосуды типа амфоры, с острым дном и масса специализированных красивых сосудиков для уймы неизвестных нам функций. Сосудов на кухне и на столах и столиках стояло не меньше, чем у нас, и столь же разнообразной. Выделяются ритуальные кувшинчики: в разных городах они чуточку другие, но функция та же самая, и форма та же: острое дно, малая емкость, узкое горло.

Это следующий этап, связанный с какой-то новой стадией развития городской культуры, а не с какими-то этническими изменениями. Если и можно проследить тогда по керамике этническое движение, то скорее всего только по Ездрелону, где в ней имеется ряд чуждых культурных элементов.

Керамические серии средней бронзы из разных городов говорят о существенных изменениях: традиция начинает ломаться. Что важно? Начали преобладать очень четко профилированные вещи, очень четкие углы. Часты у сосудов маленькие поддончики, жестко фиксирующие контур, уже нет плавных, рыхлых форм. как раньше. Перед нами - вполне сложившееся гончарное производство, мало чем отличающееся от того, которое возродилось, напрмер, у нас в оккупированных областях во время войны. Массовыми стали ритуальные сосудики для каких-то жидкостей, связанные с отправлением культа. Характерно, что их нельзя поставить: "налил и использовал". Встречается иногда роспись, но роспись упрощенная, не изображения чего-либо, а просто цветовой фон или декоративная полоска. Говорить о сакральной значимости этой раскраски можно лишь с определенной натяжкой. Возможно, это уже разрисовано "просто так", красиво и все. Разнообразные кувшины с хитрыми ручками из трех или из двух частей, или - звездочкой - все это сложный изыск города, где каждому хочется чем-то отличиться.

Для погребального инвентаря городского населения характерно не оружие, а роскошные кувшины. Вообще, расцветает мир кувшина, столовой посуды, мир комфорта. Кувшины тех веков - это предметы, на которые смотрят с удовольствием. Их много, они украшены по-разному, со сложными двойными ручками и проч.; как массовое явление у керамики появляется поддон, что связано с изготовлением его на гончарном круге. Технологически его сложно сделать и на круге, но поддон создает массу удобств при использовании сосудов за столом. В средней бронзе здесь имеется такой богатейший керамический комплекс, что и греки того времени не отказались бы от подобного набора посуды. В наших степях такое появляется, наверное, веке в XVI от Р. Х. Перед нами сложная городская культура, ничего общего с ранними амореями не имеющая. Интересно, что некоторые специфические формы "пережили" аморейское время и "выплыли" снова в среднем бронзовом веке. Они явно не исчезали, но просто некоторое время не попадали в погребения; видимо, из-за особенностей обряда. Подобные традиционные формы продолжают спорадически использоваться, но рядом с ними - царство разнообразных кувшинов и чрезвычайно сложных парадных ваз.

Распространяются специализированные формы, прежде всего это открытые светильники: небольшая миска, носик, с него свисает фитилек, внутри - масло. Это те светильники, которые одни девы заправили, другие - не заправили. Примечательны маленькие сложные тонкостенные формы флаконов для благовоний и умащения(особо важных до изобретения мыла); очень трудно было сделать так, чтобы при обжиге их не "повело", чтобы они не лопнули. Это требовало совершенного производства. Биибще, если минера умащиьатъ себя приятно пахнущими жидкостями чре^^чомни дреьНлл,_0 ыа-нера изготовлять для этого специализированные емкости - вещь поздняя и чисто городская. Формы флаконов очень изысканы; изломанный профиль, тонкие стенки.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить