Лекции по религиоведению

Поздний Бронзовый век (середина XVI-конец XIII вв. до Р.Х.)

Эпоха поздней бронзы заканчивается временами Моисея и Иисуса Навина и начальной частью эпохи Судей. "Время Судей" частично относится к поздней бронзе (ХШв), а в основном - к раннему железному веку или железному веку I (с рубежа ХШ-ХПвв. до конца ХПв. до Р. Х.). Укажем, что при описании последующих периодов, когда в Ветхом Завете описывается "история народов" и появляется "общий план" изложения, данные археологии играют все более второстепенную роль. Соответственно этому будет меняться и форма изложения материала.

В отличие от предыдущего, поздний бронзовый век отрезок времени довольно короткий - три века с небольшим. Как всегда бывает в истории, по мере приближения к нашему времени мы делим его все более и более дробно, поскольку нам оно все более и более интересно. Это время, когда в хананейский мир приходит с юго-востока избранный народ, причем, как считают многие, какие-то его группы вообще не уходили в Египет. Археологически это прослеживается четко, и в Ветхом завете тоже имеются упоминания о том, что кто-то из древних евреев жил здесь к приходу Моисея и Иисуса Навина. Скорее всего, какая-то часть потомков Авраама никуда не уходила и жила вместе с хананеями в XV и XIV вв. 

В конце XIII в. появляется первое упоминание в небиблейских письменных источниках об Израиле (надпись фараона Мернептаха).

А с северо-запада приходят древние микенские греки; возможно, они пришли даже раньше древних евреев, т. е. раньше Моисея и Иисуса Навина. Следы их прибытия четко фиксируются не только очень большим количеством посуды позднего микенского стиля, но и определенными типами планировки, особыми божествами и проч. Пришли сюда греки не морем, а берегом, и имеется масса изо_ бражений их прихода. Шли они в Египет, но египтяне с ними воевали и отогнали их на юго-запад Святой Земли. Они не были сокрущены Давидом на своих коренных землях на юго-западе Святой Земли ("Пятиградье"), их центры существовали и позднее, в них ощущалось влияние культуры Нагорья. При эллинизме это греческие земли, остававшиеся таковыми вплоть до заселения Пятиградья арабами в середине века.

Есть феномен, о котором мы должны твердо помнить - мы не знаем, с какой материальной культурой пришли евреи к Святой Земле, но, когда они в ней обосновались египетского в ней было мало. Пришли десятки тысяч людей, з исторически короткий отрезок времени, но за 40 лет блуждания по пустыне они износили одежду, растеряли горшки, оружие и прочее добро, вынесенное из Египта. Когда исследуют бесспорное древнееврейское раннее поселение, никаких следов материальной культуры Египта там не находят. Всего несколько вещей древнеегипетского происхождения есть в Сихеме, где было первое святилище. Как же так могло получиться, куда же все подевалось? И тогда приходит в голову следующая мысль: если люди могли забыть об искушениях Египта и духовно переродиться за 40 лет (кто не переродился, тот остался в песках), то уж с материальной культурой дело обстояло гораздо проще. Так что забвение материальной культуры Египта вполне естественно.

ИЗРАИЛЬТЯНЕ И ХАНАНЕИ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПОСЛЕ ПРИХОДА ИЗРАИЛЬТЯН

Как в археологическом плане отразилось завоевание, и каким образом соотносятся сведения, которыми располагает археология, со сведениями библейскими?

Израильский народ не выполнил Завета, и хананейское население - источник соблазна - не было полностью выселено или уничтожено. Археологически этот процесс легко проследить. Хотя разгромы в конце XIII - начале XII вв. до Р. Х. целого ряда городов были весьма убедительными, но жизнь, которая здесь возрождается очень быстро, носит смешанный в культурном отношении облик, т. е. ощущается хананейская традиция. Это - первое. Второе: целый ряд центров (это мы знаем из Библии, и по данным археологии, хотя многие упомянутые в Библии хананейские города раскопаны пока недостаточно) остались хананейскими вообще - ив политическом, и в религиозном, и в этническом смысле. И постоянно "подавали" на израильскую среду импульс соблазна комфортной городской языческой культуры. Евреев, конечно, было больше, но трудно находить и датировать бедные ранние укрепленные поселения израильтян (успехов в этой области достаточно, но - для XII-XI вв.). Значительная же часть пришельцев явно быстро вошла в контакт с хананейским населением и восприняла большую часть традиций его материальной культуры, да немалую часть и духовной.

Хананеи

Мы можем представить себе, как выглядел знатный хананей XVI-XIII вв. по замечательной статуе из Алалаха в северном Ханаане, изображающей Идри-Ми, царя Алалаха - сидячая Статуя, поза совершенно негероическая, совсем "неавторитетное" выражение лица, никаких пышных одежд. Никакого стремления изобразить супермена здесь не наблюдается. Мы многое о нем знаем, поскольку начиная где-то с колен вокруг статуи идет сплошной текст: кто-то его ловил, обижал, и в изгнании он 15 лет сидел, и средств ему не хватало. В надписи вновь появляется вполне реалистический западно-семитский взгляд на монархическую власть. Сохранилось изображение хананея - подданного фараона: он попивает слабо-алкогольный продукт под взглядом жены и ребенка, пытающегося трубочку у папы вынуть; это воин в домашней обстановке. У жены египетская прическа, потому что супруг на службе в Египте, и там они насмотрелись. Но сам-то он хананей.

Действительность того времени отличается от того, что мы видим в популярных иллюстрациях к библейскому рассказу. Мужчины ходили в юбках и набедренных повязках; наиболее "выдающиеся" носили короткий халат. Никаких торжественных драпировок из огромного количества ткани не было. Когда появляются эти обильные слои тканей? Они накручены на арабе, который сидит на верблюде. Иначе и быть не может, потому что он находится то в холоде, то в жаре и сидит, не двигается. Земледельцы же ничего такого не носили. Короткий плащ с узорами мог быть у какого-нибудь руководителя, как и халат до колен. Если надевали одежду до щиколотки, то она была сшита по спирали из узких полос. Приходилось обкручиваться, т. к. хананей не умели ткать широкую ткань. Многие ходили полу-голыми. Никаких пышных головных уборов не было, некоторые брили голову. Примечательно, что часто встречается в изображениях равноконечный крест на груди. Крест поверх одежды - вышитый или накладной; в других местах он почти не встречается.

Хананейские воины имели вооружение двух типов. Первый - своеобразный меч-скимитар, с круглым защитным, большим щитом. Второй тип - боевой топор и маленький щит, которым манипулировали, панцирь с бляхами; халата нет.

Иначе выглядели северо-хананейские (аморейские) воины. Колесничные воины: стрелки и возницы, прикрытые щитом, - основной атакующий род войск. Их сопровождали пешие лучники (это заимствовано у египтян) - тоже очень опасный род войск. А главная ударная сила хананейской армии - крестьянин, взятый на войну. У него топор, щит, стеганый толстый шлем, защитная ткань, обшитая бляхами на ребрах, и почему-то халат. Обувь тут не нужна никому. Пешком по раскаленному песку бежать все были привычны, подошва была соответствующей.

Изображения хананейских царей порой "египтизированы", глаза выполнены в египетской манере и т. п., но в развороте плеч на том же изображении уже нет ничего египетского. На другом изображении царь сидит на троне, и царица информирует его о приятном событии (победа). Местный ансамбль играет на каком-то музыкальном инструменте, а воин привел пленных, у которых кроме головного убора почти ничего нет.

На египетских изображениях видны люди в пестрых халатах - это финикийские купцы. Есть и картины битв хананеев с египтянами. С одной стороны - строй египтян, вытянутые в одну линию руки со щитами; это - идеализированное египетское видение своей боевой мощи: дисциплина, порядок, жесткий строй. Рядом нарисованы побитые неорганизованные хананей. Бой кончается в пользу египтян (иначе они не стали бы его изображать), вождь хананеев сдает какие-то предметы или заклинает с их помощью пощадить побежденных. В последний момент кто-то пытается спасти детей, спустить их со стены, чтобы могли убежать, пока египтяне суетятся у входа. Картина вполне реалистичная.

Города. Фортификация. Дворцы. Жилые дома

Иерихон имел наклонную стену-гласис, от которой шла, вверх стена крепости. Огромные укрепления окружали и Мегиддо. Противник, в случае овладения боковыми воротами, попадал в мешок между ними и главными воротами, метался между двумя каменными стенами, пытаясь взломать четырехкамерные главные ворота. Только в случае успеха он оказывался в городе. За воротами находились дворцовые сооружения, городские кварталы и огромный храм. Интересен укрепленный то ли храм, то ли дворец за Иорданом - здание, найденное в городе Аммане. Это укрепленный изолированный дом, имеющий мощнейшие стены и очень узенький входик. План очень запутанный, явно с оборонительными целями, а в центре торжественный зал с колоннами.

Дом такого же типа, но откровенно жилой, есть в Афеке. У него тоже очень узенькие входы, но здесь - отдельно на первый этаж, отдельно, по лестнице, на второй. Много узких труднодоступных отсеков. Фактически это легко обороняемая башня. Откровенно богатый дом расположен в Тель Ба-таше. Вход через боковое помещение, затем - дверь в зал с двойным рядом колонн и лестница на второй этаж.

Жилые дома существенно не меняются: тот же самый четырехкомнатный дом для зажиточных людей: дворик, колоннада, крытая галерея, а напротив входа во двор - вход собственно в помещения, которых четыре или три, реже два. Один из домов того времени, раскопанный в Иерихоне, содержит печь типа тандыра, куда забрасывают горящие угли и к стенкам которой изнутри ляпят лепешки.

Храмы

Нечто новое появилось в эпоху поздней бронзы в Мегиддо. Это, конечно, не Двуречье, но храм большой и вокруг него пустая площадка, окруженная жилыми домами. Видно, что храм был подвержен влияниям с севера. Этот храм предстает как уже полностью сложившийся - в нашем представлении о сакральной архитектуре Средиземноморья - комплекс: портик, вход, внутреннее пространство Xpaмa, алтарь и внутреннее Святилище.

Археологи смогли проследить историю другого храма в Лахисе. На одном и том же месте вначале был небольшой древний храм. Входы были с длинной стороны, в зале две колонны, алтарь не напротив входа, а у короткой стороны, причем - для нескольких божеств; сбоку - маленькое специальное помещение. Возникает, возможно, идея притвора, потому что один из входов прикрыт боковой стеночкой.

У более позднего храма уже настоящий притвор - специальное помещение перед входом.

Заметим в связи с храмом в Лахисе, что хананейская храмовая архитектура не могла оказать определяющего влияния на архитектуру древнееврейскую. Почему? Причина простая: у древних евреев храм был один, и он был уникальный и большой.

Сложнее стала колоннада, само здание - гораздо больше. Появились скамьи для приношении, а может быть и для стариков. Возникло заалтарное помещение - некоторые сравнивают его со "святая святых". В таком случае этот элемент был впоследствии воспринят.

Следующий по времени храм на этом месте уже относится к концу поздней бронзы, и он очень похож на предыдущий. Появилось еще одно помещение, значительно увеличился алтарь, а в основном схема та же самая.

Описываемый Храм в Лахисе так хорошо сохранился потому, что он оказался во рву, когда город вырос и не попал под перепланировку.

Храм того же стиля найден в Бетшане. "Святая святых" - есть и здесь: заалтарное помещение, не имеющее выхода наружу. Есть и притвор. В целом, вопрос о том, как формируется идея храма и как передается определенная архитектурная традиция (даже при восприятии новой религии) очень сложный.

В храме в Бет - Шане, на севере Святой Земли, вход устроен не прямо с улицы, а через помещение - притвор. За ним - внутреннее помещение самого святилища, поодаль от входа - алтарь и заалтарное помещение.

Очень сложным сооружением был храм в Асоре, в раскопе "Аш". Раскопки обнаружили на полу разбросанные, как бы в момент разгрома, предметы культа: два одинаковых аккуратно выточенных каменных стола с прямоугольными выемками, большую плиту с изображением знака солнца, тоже аккуратно оттесанную, и каменные стелы. Рядом - два изображения львов, обрамляющие вход (ортостаты).

В другом храме в Асоре обнаружен центральный жертвенный стол, ряд стел (одна - с изображением рук и символом глаза-солнца), сидящая каменная антропоморфная статуя. Рядом тоже лев - ортостат.

Это уже сложный мир, не просто цилиндрический камень, как в древнейшем Иерихоне, а группа стел и крупные совершенные статуи. Выразительно переданы основные черты священных животных. Здесь же стояли священные каменные сосуды для возлияний или омовения рук.

Хананейские погребения

Царская власть уже давно существует у хананеев, царям, видимо, принадлежали большие подземные склепы в Мегиддо. Тогда использовался ложный свод, т. е. камни не выложены дугой, а просто подтесаны и надвинуты один на другой, образуя перекрытие входа. Это не просто погребение богатых людей, это гробница правителя хананейского царства с центром в Мегиддо.

Верования

Археология представила нам ряд интересных сюжетов из религиозной жизни XIII в. до Р. Х.:

например, египетский чиновник поклоняется хананейскому богу. Даже в период, когда здесь хозяйничали египтяне на этой каменной стеле (египетские тексты, египетский стиль), бог, тем не менее, сидит хананейский (его имя - Мекал), а египетский чиновник ему поклоняется. Это говорит о том, что влияние египтян на духовную жизнь хананеян в последнее столетие перед приходом избранного народа было довольно слабым, им приходилось считаться с сакральными традициями хананейского населения. Даже в Бет-Шане, который был важнейшим опорным пунктом египтян (там стоял гарнизон и был дворец египетского наместника), египтянам приходилось поклоняться богами хананейского населения.

Что еще можно сказать о духовной жизни этого времени? Обильны маленькие глиняные изображения Астарты, причем в очень разной манере. В руках Астарты - лотосы, возможно, это египетское влияние. Такие статуэтки стояли в каждом доме еще очень долго. Это - штампованная скульптура, которую ремесленники лепили сотнями. Стиль изображений - хананейский, сухо - реалистический. Даже в эпоху Разделенного царства люди пытались "женить" Ягве на Астарте. Мысль о том, что должна быть женская ипостась Бога, была передана древним евреям хананейским населением.

Тот же стиль мы видим на костяной пластинке из Лахиса, изображение животных- "как сейчас бы нарисовали". Та четкая стилизация, которая характеризует и вавилонское искусство, и позднеас-сирийское, и нововавилонское и поздне-египетское, здесь пути себе не продолжила. Хананеи, западные семиты, оставались верными себе: "как видим, так и рисуем". Все нарисовано абсолютно, как есть. Это же касается и символической "птички-зверя власти". Придумали они ее не сами: это, как идея, месопотамский символ власти. Ассирийцы с их хроническим военным режимом очень ее любили. Затем, в нашем веке, ее восприняли нацисты, которые в ту пору всякие языческие культы впитывали довольно активно. На печатях - несколько иной стиль, тексты иероглифические, изображения - северные по стилю. В принципе - далекие реминисценции Месопотамии, но в силе северной группы западных семитов: Угарит, Дамаск. Амореи уже кончились, арамеи еще не доминируют, просто, стиль западного семитского мира. Очень простые фигурки, никаких добавок - это можно было встретить на улице: меч - скимитар, копье, торжественный головной убор.

Знаменитый предмет хананейского искусства эпохи контакта с древними евреями: сфинкс сидящий среди лотосов. Интересно сравнить его о египетских сфинксами. Хананейский сфинкс несколько "модернистский": длинная тонкая шея, эстетизированно условное лицо, жест изящной руки - ничего угрожающего. Напомним, что когда хананеи что-то воспринимали, они это глубоко перерабатывали. Изображение "близко к человеку", антропомерно, соразмерно с нашими представлениями об окружающем мире. Вот эта идея соразмерности с окружающим миром очень важна для хананейской культуры.

Нередко изображался популярный среди хананеев воинственный бог, соотнести которого с именами богов из текстов точно не удалось, поэтому называется он просто "разящий бог". В правой руке он держит меч, в левой - маленький щит. И опять мы видим у него фигуру самого обыкновенного человека.

Совершенно случайно был найден один чрезвычайно интересный предмет: костяная коробочка для чего-то ценного с изображениями сфинксов. Сфинксы эти не месопотамские, не египетские, а хананейские. Нужно сказать, что хананейское финикийское искусство, видимо, оказало влияние на ранне-греческое, а еще раньше - на критское. Вы помните, что раннее греческое искусство с самого начала отличалось глубоким реализмом. Никакой другой народ, кроме греков и хананеев, такого реалистического в это время искусства на Ближнем Востоке, кажется не имел (египтянам реализм тоже был присущ, но в ряде сфер мешала гигантомания). Чем-то эти два народа были друг другу близки. Мир божеств здесь богат, их много.

В реалистичном искусстве хананеев бесспорно ощущается влияние и Северной Месопотамии и Египта, но в то же время чувствуется воздействие своего собственного стиля; очередной пример - каменная плита из храма в Бет-Шане, на которой изображается битва льва с большой собакой. Сам по себе сюжет несколько необычный, манера же изображения похожа на стиль северной части западно-семитского мира. Говорить о непосредственном влиянии Двуречья здесь трудно, потому что Двуречье в эти века перестало оказывать на кого-то здесь такое влияние. Перед нами - традиции переднеази-атского искусства в их хананейской модификации.

Порой заметны и прямые влияния, в частности - влияние хурритов. Сами хурриты были пришедшим с Кавказа народом, затем исчезнувшим; языковая их принадлежность неясна. В печатях видим их стиль: толстенькие бедра и статичные фигурки крылатых божеств, козлы или бараны под священным деревом и т. д.

Письменность

К этому времени относится самый ранний хананейский текст, найденный пока в Святой Земле. Ниже текста - изображения козликов - баранов под священным деревом. Текст переведен, это - обращение к богине. Напоминаю, что самый ранний алфавитный текст относится, повидимому, к 3 тыс. (прото-библское письмо) и найден севернее. А более ранний текст, чем этот, к югу от Святой Земли - синайское алфавитное письмо.

Хананейские документы из Угарита написаны алфавитным письмом, что чрезвычайно важно. Те, кто жил севернее, в северной части Ханаана, находились под заметным влиянием Месопотамии:

использовались глиняные таблички, клинописная графика. А язык - западно-семитский, а письменность - алфавитная - в этом принципиальная разница. В то же время не тронутые внешними влияниями (ни Египта, ни Двуречья), южные западные семиты формируют свою письменность и практикуют ее очень давно, она и не египетская иероглифическая рисуночная, и не месопотам-ская иероглифически клинописная. А вот северная угаритская группа, находящаяся в опасной (для самобытности) близости от Двуречья, находится под заметным влиянием культурных традиций (письменность и т. д.) вавилонян и их соседей. Появление своих текстов позволяет дополнять сведения Ветхого Завета и археологии.

О многом рассказывают и тексты из египетского Амарнского архива (XIV в.), в которых описываются отношения между маленькими государствами Восточного Средиземноморья и Египтом. Их правители посылали в Египет клинописные письма, они расшифрованы и изданы. В значительной части это маленькие доносы друг на друга всех царей этих государств египетскому фараону: дескать, "я твой единственный друг, а все остальные - плохие".

Созданный хананеями алфавит на базе клинописи принципиально отличается от "настоящего" клинописного письма звуковой природой знаков. Чтобы передать алфавит, даже если в нем будет 50 знаков для 50-ти звуков, нужно очень немного сочетаний клинышков, в тысячи раз меньше, чем для того, чтобы передать весь видимый мир, как в Двуречье.

Порой письма местных правителей, составленные в Святой Земле, написаны иероглифами, а не алфавитным письмом, и не по семитски, а на других языках. Двуязычие было здесь достаточно распространено.

Из внешних источников, добытых археологией исключительно интересна стела, наиденная в Египте, фараона Мернептаха, в которой впервые упоминается слово "Израиль" (конец ХШв.).

Украшения

Краткость курса и обилие материала не позволяют много писать об украшениях. Основные формы бижутерии того, что украшало женщину (с ее точки зрения), были выработаны уже в те времена, и с тех пор ничего существенно нового не появилось. В позднем бронзовом веке распространились бронзовые зеркала, они делались из хороших сплавов, часто с серебром, и худо - бедно отражали лицо женщины (подкраситься вполне можно было). Для прикладного искусства хананеев характерен "тяжелый", "мясистый" декор: виноградные грозди, проросшие пальметки и т. п. По сути это не просто "красивый узор", а набор благопожиланий, не очень, видимо, сложных.

Оружие

По-прежнему был распространен своеобразный меч - скимитар. Хананеи им пользовались веками, знали его египтяне, другие же народы его почти не заимствовали (хотя обычно враг стремился заимствовать эффективное оружие). Втульчатые наконечники копий, наконечники дротиков, вполне стандартизированы, началось "фабричное" производство. Напомним, что большие втульчатые копья несли в двух руках и старались достать им противника, а дротик метали издали.

Керамика

Практически вся парадная посуда выполнена по микенским образцам. Собственно же хананей-ских форм парадной столовой посуды практически не осталось, зато, широко представлена тара, в основном местная.

Формы же, изображения, технология декора на столовой посуде - греко - микенские. В несколько более поздних формах это мы увидим также и на поселениях филистимлян. Это опять говорит о том^, что греческое население появляется здесь в XIII в., были ли это "ранние филистимляне" или другой греческий народ - неясно.

Птица - любимый образ греков и филистимлян того времени ; в меньшей мере - козлы или бараны, изображения которых у хананеев до этого были иными, хотя сюжет "бараны-козлы у дерева" - встречался. И сами формы столовых сосудов греческие, например, в Мегиддо: там также обильны были откровенно импортные формы амфор. Своими же были маленькие остродонные ритуальные кувшинчики, которые нельзя поставить, пока не выпьешь.

Чисто греческая парадная форма посуды кратер, ваза с высоким венчиком и с двумя ручками.

На сосудах "микенских" форм изображены, кроме птиц и рогатых животных, также рыбы и очень пышные орнаменты. Греческое искусство очень полихромно.

Долгое время считалось, что античное искусство - искусство холодное, выдержанное в черно-белых тонах. Потом, когда этим вопросом стали всерьез заниматься, выяснилось, что эти "холодные" статуи были на самом деле расписаны. Следы краски нашли почти везде, греческие боги были разноцветные, яркие, веселые. А вот римляне любили холодную красоту; "пестрый, как грек", "пестро, как у греков" - были у них выражения такого рода. Греки же очень любили цвет и владели им - и в скульптуре, и в живописи, и в керамике. А вот провинциальная по сути римская культура старалась меньше красить, или красить в один какой-то цвет. Это, возможно, общий стиль римской изобразительной культуры - упростить, чтобы не впасть в бесвкусицу. Но вкус у римлян, конечно, был, и после нескольких веков существования "огреченного" искусства, римляне, если у них были деньги, просто старались покупать честную копию греческой статуи. А когда отношения с Грецией портились, оригиналы воровали, особенно во время войн. Большинство греческих статуй нам известны в римских копиях.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ XVI XIII вв до Р. Х.

В целом, как выглядели языческие храмы того времени? Что здесь нового? Вход с торца, а не с длинной стороны (как у хананеев раньше), изолированные заалтарные помещения, скамьи вдоль стен (видимо, для даров); появляются колонны. У всего хананейского населения храмы очень похожи, и явно одни и те же боги.

Параллельно, в меньшинстве, встречаются храмы типа того, который был в Мегиддо: прямоугольник, близкий к квадрату, массивные стены, углубленный в портики вход и напротив - алтарь. Это уже новые храмы - большие, имеющие вокруг себя дворы, а не упирающиеся стенами в соседние жилые дома, как раньше. Порой там стояли статуи богов, но внутреннее обустройство хананейских храмов до нас почти не дошло; судьба многих хананейских городов известна. Надо сказать, что на конструкцию храма Соломона эта новая модель не повлияла.

Неоднократно находилась храмовая керамика. Эти сосуды либо изготавливались по специальному заказу, в подарок храму, либо их заказывали сами храмовые служители.

Строились храмы из камней; дома были в основном сырцовые, а храмы - каменные. Появляется манера тщательно обтесывать камень, но пока это касается только каменных стел и ортостатов. Появляются сосуды для омовения рук или для возлияний, которые мы видим и потом. Но в целом ни с планом скинии, ни с планом храма Соломона, эти конструкции не связаны. Это хананейская языческая традиция.

Жилые дома существенно не меняются: тот же самый четырехкомнатный дом для зажиточных людей, дворик, колоннада, крытая галерея, а напротив входа во двор - вход в собственно помещения, которых четыре или три, реже два.

В керамике традиция оказалась сломанной. Тому, что тянулось тысячелетиями, еще с неолита, приходит на смену новая керамика. Столовый комплекс - под сильным греческим влиянием, особенно это видно в XIII в. и продолжается в раннем железе. Распространяется бальзамарий - это остродонный сосудик для благовоний, который постепенно становится плоскодонным. Десакрализуется декор керамики: многие изображения сделаны, скорее всего, просто для красоты. А что-то перенимается из сакрального мира греков: птичка, например, соответствует конкретному греческому божеству. Идет частичное перемешивание верований греческих и хананейских.

Греческое население

Погребения наемников XIII в. до Р. Х.

Кроме хананейского населения в XIII в. до Р. Х., здесь оставили свои погребения новые группы населения, из которых важнейшей для нас являются древние греки. Еще до прихода "народов моря" греческие наемники, составлявшие заметную часть активных подразделений армии Египта Нового Царства, начинают селиться в Святой Земле, в юго-западной ее части (ближе к Египту). Тем самым заселение побережья начинается еще до филистимлян, но тоже людьми из Эгейского мира. Это то ли предки филистимлян, то ли та же самая группа, но еще не имевшая этого названия. Слово "Палестина" происходит от слова "Филистия", а она, в свою очередь, от слова "пелешет" - таково было, по-видимому, само название греческого населения в Святой Земле. Их погребения находились под заметным влиянием египетской традиции. Мы их видим как у филистимлян, с XII в. до Р. Х., таки у греков-наемников предшествующего столетия.

Где-то с начала поздней бронзы, с середины 2-го тыс., эгейский мир становится очень сильно представлен на Святой Земле (но не южнее и не севернее). Это феномен, который трудно объяснить просто из известных нам фактов. Египтяне жили рядом на протяжении тысячелетий, но влияние их ничтожно мало по сравнению с греческим. А ведь греки здесь не имели ни власти, ни каких-то существенных групп населения. Просто хананеям очень нравилось общаться с греками. Что-то было в греческой культуре, чего не хватало западным семитам. И даже конфликты с филистимлянами (уже у древних евреев) ситуацию не изменили. Тягу к греческому миру древние евреи разделяли с хананеями с самого начала. Чем-то они были друг другу близки, в чем-то дополняли дру друга. Скорее всего, сказалась антропомерность богов, общая для семитов, существующая и у греков: их боги тоже больше похожи на людей, в отличие от египетских или богов Двуречья. Такая соразмерность этого мира и того (земного и духовного) выделяет, пожалуй, эту пару - западных семитов и греков среди всех народов Ближнего Востока в древности.

На саркофагах изображены "наемники" с характерными для них упрощенными моделями египетского погребального обряда (в отличие от более поздних филистимлян); у них были свои боги, не египетские, и свой керамический комплекс и пр. (признаки связей с материковой Грецией, с Критом и с Кипром, почему ветхозаветный текст и эпиграфические памятники Святой Земли называют их потом киттим - критяне. Пришли они, возможно, через Крит; чувствуется и микенская традиция.

За основу при погребении брался египетский саркофаг, в данном случае глиняный гроб. А вот изображение на нем уже с Египтом не связано. Лица на саркофагах - грубые, это наемники, к тому же иноземцы. (Это так называемый "гротескный стиль".) Египетского здесь только стилизованные удлиненные глаза, да и то не на всех изображениях. Все остальное базируется на какой-то другой традиции, в результате смешения которой с египетской и возникают эти глиняные гробы, которые связывают не с египтянами, а с греко-язычными наемниками. В керамике в этих погребальных комплексах и в жилых слоях поселений у них к концу века тоже видны крито-микенские традиции. Но пока это небольшие группы населения, в основном локально держащиеся в районе нескольких египетских крепостей, существующих в ХШв. в Святой Земле.

Избранный народ

Как складываются отношения израильтян и хананеев в конце поздней бронзы, в первые десятилетия после прихода древних евреев, т. е. в конце XIII в., насколько об этом можно судить по данным археологии?

1. Поразительный факт: никакой своей материальной культуры в XIII в древние евреи, судя по современным данным, не принесли. Археологи Израиля искали следы этой культуры с редким энтузиазмом, потратив массу времени и денег, и были вынуждены признать, что ничего такого пока нет - никаких следов специфической материальной культуры древних евреев XIII в. На территориях, занятых ими хананейских городов и деревень не обнаружено.

2. Практически почти нет ничего и из того, что они принесли с собой из Египта. Только в Сихеме, где было самое раннее святилище времен Иисуса Навина, есть какие-то вещи из Египта. Сорок лет блуждания по пустыне привели к тому, что евреи не только утратили на практике все, во что они были одеты и обуты и т. д., но и всякие египетские традиции. В этом плане то, что было сказано, о духовном перерождении проявилась на уровне материальной культуры.

То духовное перерождение, которое произошло с древними евреями, видно и по материальной культуре: не осталось ничего, пришла "чистая доска". Что же на ней было "написано" позднее? Что они восприняли? Они воспринимали материальную культуру хананейского сельского населения и населения городов. Возможно, справедлива, точка зрения, что не все потомки Авраама ушли в Египет, кто-то остался, продолжал здесь жить, в рамках хананейской культуры, и именно эта группа населения помогла пришельцам адаптироваться, т. е. материальная культура воспринималась у нее, и это не было только ассимиляцией древних евреев со стороны хананеев. Существенно то, что традиция была воспринята прежде всего у населения южной части Святой Земли, где и жил Авраам; именно в южные и центральные районы и приходили позднее первые группы древних евреев, идущих из Египта.

Но и Библия, и археология говорят об одном и том же: Завет выполнен не был. Что было сказано приходящим в Святую Землю? Они не должны были оставить здесь хананейское население. Если не резать, то его надо было изгнать, а это не было выполнено, и археология это показывает. Материальная культура и в тех местах, где хананейское население было бесспорно вытеснено, и в тех местах, где оно осталось, остается прежней. Древние израильтяне на первом этапе не восприняли веру хананеев, не восприняли их социальную структуру (что чрезвычайно важно), но бытовую, материальную культуру, архитектуру, оружие и т. п. - все это они восприняли. В отличие от тех духовных заимствований у хананеев, которые они сделали позднее, за восприятие материальной культуры их не осудили. Они жили в этой стране и пользовались тем, чем в ней пользоваться удобно. Пришли они, конечно, с культурой поздней бронзы, и встретил их здесь народ, который еще не знал железа.

С самого начала мы видим некоторую разницу в поведении колен израильских. Какое колено лидировало при Иисусе Навине? Ефремове. Его территория: Сихем и его округа; это довольно большое колено. От Иерусалима к югу - Иуда, тоже большое колено. Это были два конкурирующих колена в политической жизни древних евреев на протяжении веков; им принадлежат основные районы нагорья. Между ними небольшое колено Вениаминово, которое однажды чуть не уничтожили за грехи. Стальные колена собрались и начали наказывать и чуть не уничтожили это колено; осталось 600 человек. Рядом колена Рувим и Дан. Остальные колена существенной роли в ранней истории древнееврейского государства не играли. Часть оказалась за рекой Иордан (и тем самым в стороне от общего процесса), часть - у побережья на северо-западе. Мощная группа колен, северо-запада не участвовала в борьбе за духовное лидерство. Они оказались в зоне искушения. На их города Мегиддо, Таанах влияли финикийцы, влияли египтяне. Может быть, элемент искушения был слишком велик, и они не ощущали права на лидерство. Так или иначе, эти колена не пытались стать лидерами в духовной и политической жизни древних евреев. Лидерство стало уделом колена Ефремова, которое вначале доминировало, а потом колена Иудина, которое привлекло потомков Давида. Время Судей - это XII-XI вв. до Рождества Христова - ранний железный век I.

Время Единого царства - это правления Саула, Давида, Соломона и Ровоама (около 1020/1010-930 гг. до Р. Х.). Это уже ранний железный век II

Начало времен Израильского и Иудейского царств (Разделенное царство) - около 925 года; это уже развитой железный век.. Далее археологическая периодизация сменяется чисто исторической.

Облик населения Святой Земли в середине - третьей четверти II тыс. до Р. Х.

Многочисленные изображения хананейского и древнееврейского населения времен перед Моисеем и Иисусом Навином или при них, с XV по рубеж XIII/XII вв. до Р. Х., в постгиксосские времена, созданные на базе реконструкций, не содержат ничего похожего на то, как иллюстрируются эти времена в общедоступных изданиях. На самом деле мужчины ходили в юбках и набедренных повязках, или же в коротких халатах. Наиболее зажиточные носили халат, короткий плащ с узорами. Некоторые брили голову, целиком или частично. А головных уборов типа пышных тюрбанов здесь не найдено, как нет их и сейчас. Очень важно, что только появляется крест на одежде, на груди; он встречен чаще в изображениях жителей Святой Земли, чем в других местах мира в эти века.

На основе изображений и реконструкций боя колесничной конницы, мы также можем представить себе соседей древних евреев - сирийцев; это не гиксосы, но время близкое и нравы те же. Правда, у них другое обмундирование, но идея та же самая: возница, стрелок, двое лошадей и тяжеловооруженные пехотинцы со щитами, топорами, в доспехах поверх халатов).

Общение с греческим миром

Художественная столовая посуда этих веков широко ощущала сильное влияние древней Греции, особенно ближе к XII веку до Р. Х., к греческому (филистимлянскому) заселению части Святой Земли. Еще до этого периода, XVI в., скорее всего, Святая Земля становится открыта Эгейскому миру, и это очень существенно. Почему-то долгое время жившие рядом египтяне и несколько далее - обитатели Двуречья не оказывали такого массового культурного воздействия, которое очень рано начала оказывать ранняя греческая культура на мало торговавшее население Святой Земли. Что-то тянуло друг к другу эти народы, несмотря на конфликты первых веков (XII-X вв. до Р. Х.), и дальнейшее культурно-историческое сходство их, видимо, было неслучайно в условиях, когда они (греки) имели свое государство в Святой Земле с XII в. до Р. Х. Вероятно, они были понятнее друг другу, чем носителям техногенных цивилизаций больших рек: Нила, Тигра и Евфрата, которые и на греков оказывали минимальное влияние.

Святилища

Языческие храмы еще продолжают сооружаться (например, три храма "Во Рву" в Телль Дувей-ре). Появляется новый тип храмов. Развивается новая традиция - вход устраивается с торца здания. Создаются изолированные - заалтарные помещения, а напротив входа и по бокам - скамейки для даров. Появляется и колоннада. Этот хананейский комплекс существует длительное время - с начала XV-го до середины ХШ-го в. до Р. Х.

Иная конструкция храма в Мегиддо. Здесь храм предстает как уже полностью сложившийся - в нашем представлении о сакральной архитектуре - комплекс: портик, вход, внутреннее пространство храма, алтарь и внутреннее святилище; у язычников - порой со статуей божества.

В некоторых храмах обнаружена уже своя особая керамика, храмовая, - очень парадная и несколько необычная; в храмах нет бытовых горшков. Красивые сосуды определенных форм можно и нужно было приносить в храм или же они изготавливались по специальному заказу для нужд храма.

В храме в Бет-Шане, на севере Святой Земли, вход устроен не прямо с улицы, а через помещение-притвор. За ним - внутреннее помещение самого святилища, поодаль от входа - алтарь и заалтар-ное помещение.

В храме в Асоре были поставлены каменные стелы, тщательно отесанные. Это уже сложный мир, не просто цилиндрический камень, как в древнейшем Иерихоне, а группа стел и крупные совершенные статуи. Выразительно переданы основные черту быков и священных животных. Здесь же стояли священные каменные сосуды для возлияний или омовения рук.

В Мегиддо этих веков раскопано большое здание, то ли дворец, то ли храм, к нему ведут стандартные, но не тройные, а двойные ворота. Судя по этому зданию, "архитектурная палитра" тогдашнего мира была здесь уже полностью освоена.

Жилой дом

Единственное, что раскопано на начало 80-х годов из зданий Иерихона эпохи поздней бронзы - участок жилого дома: стены, часть пола со стационарной жаровней. На северо-западе (в Ездрелонской равнине, в Мегиддо и других городах) материальная культура была более изысканной. В частности, целые помещения порой украшались резными пластинками из слоновой кости.

Керамика

В керамическом комплексе из прежнего набора сохранились сосуды с ушками, миски. Все остальное - новое, традиции уже сломаны, несколько веков городской жизни полностью изменили типы посуды. Столовый комплекс в значительной своей части представлен роскошными кувшинами с богатой росписью, в которой чувствуется влияние Эгейского бассейна, особенно с XIII-XII вв. до Р. Х. Появляется и такой тип сосуда как бальзамарий. На обычной керамике - простая роспись, особенного сакрального смысла в ней уже нет, за этим искусством стоит мало содержания. При массовом производстве орнамент упрощается, сохранились лишь отдаленные реплики семантизированных декоров прошлого; общий их облик приближается к декоративной росписи. Но и кухонные сосуды расписывали не "холодные сапожники", качество и стиль росписей отрабатывались веками, и выглядят они красиво. Появляется амфора - двуручный тарный сосуд, продолжают изготавливать кувшинчики, а дополнение к ним и плоские фляжечки с декором.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить