Лекции по религиоведению

Библейская археология и древнейшая история Святой Земли

На правах рукопucu Православный Свято - Тихоновский Богословский Институт Д. В. Деопик Библейская археология и древнейшая история Святой Земли (курс лекций)

ВВЕДЕНИЕ

Задачи курса

Почему наш курс называется * Библейская археология и древнейшая история Святой Земли?" Он предполагает рассказ об археологии Святой Земли с ранней древности и в тех очертаниях, в каких она была дана по обету; речь пойдет о Палестине, с прилегающей частью Сирии и участком суши до Евфрата, у его поворота на Восток. Затронуты будут и ее ближайшие окрестности: с севера - Ливан и Сирия, часть Ирака, Иордания и Синайский полуостров, и из них, прежде всего, верховья Евфрата. Это будет древнейшая история, основанная на данных материальной культуры, но история не только избранного народа, поскольку она начинается достаточно поздно, но и более ранняя, начиная со времен потомков Ноя: Сима, Хама, Иафета (допотопной археологии не существует). Главным образом будет рассмотрена древняя и древнейшая история Святой Земли, и шире, история семитоязычных народов (западной, в меньшей степени восточной, их группы), затем древних евреев, т. е. история того населения, среди которого жили праведники и в котором сохранялась истинная вера. При этом надо всегда иметь в виду, что история той или иной части Земли не всегда совпадает с историей народа или группы народов, однажды там появившихся (он может уйти в другое место). Наш курс предполагает твердое знание фактов археологии, и часть экзамена будет состоять в том, что будут показаны различные рисунки и фотографии, подписи под которыми будут закрыты. Нужно будет сообразить, когда это было, как называется и для чего сделано. При чтении, - внимание к иллюстрациям. К сожалению, это первое отечественное пособие по данному курсу со всеми неизбежными недостатками. Большинство существующих сочинений ставят прежде всего исследовательские, а не просветительские цели. Сам же концептуальный подход единственного учебника - "Археология Зарубежной Азии" (Изд-во "Высшая школа" М., 1986), где есть соответствующие небольшие разделы, и тех книг, которые можно прочесть в переводах с английского или французского языков, также не совпадает с целями данного курса. Тем не менее, целесообразно прочесть упомянутые разделы, которые дадут основные факты ранней части курса. Но - не по всему курсу, большая его часть освещается в данном пособии. По ранней части курса полезным будет этот учебник, но собственно библейской археологии касаются только некоторые его части. Их надо знать очень подробно (гл. 1, 2 и 4). Кроме того, по "Курсу истории Древнего Мира", который читается в ПСТБИ параллельно курсу "Библейской археологии", существуют пособия, в которых есть соответствующие разделы. Центром нашего внимания будет Святая Земля, но ознакомление с контекстом ее древнейшей истории (прежде всего, это история и материальная культура Двуречья, долины Нила, и по отдельным вопросам - Малой Азии) потребует чтения также "Истории Древнего Мира" (М., Главная редакция восточной литературы, 1983, тома: "Ранняя древность", прежде всего - лекции 1, 12 и отчасти - "Расцвет древних обществ" - прежде всего лекции 5 (а также 17, 20), "Лекции по истории Древнего Мира" и "Истории Древнего Востока" (ПСТБИ).

Схема курса

В курсе - 14 лекций:

1. Вводная.

2. Лекция вторая. состоящая из трех разделов:

- Древнейший человек на земле.

- Облик Святой Земли и ее ближайших окрестностей.

- Древний каменный век на территории Святой Земли.

3. Натуфийская культура.

4. Докерамический неолит А.

5. Докерамический неолит Б.

6. Керамический неолит А и керамический неолит Б.

7. Век металла. Энеолит Святой Земли. Культура Гассул. Протогосударственный период.

8. Ранний бронзовый век. Аморейский период. Время прихода Авраама.

9. Святая Земля в среднем бронзовом веке. Патриархи.

10. Святая Земля в позднем бронзовом веке. Конец эпохи патриархов. Пребывание избранного народа в Египте времен Нового Царства Приход народа Израиля в Святую Землю.

11. Святая Земля в раннем железном веке. Израильтяне Эпохи Судей и хананеи. Древние греки-филистимляне.

12. Единое царство.

13. Разделенное царство.

14. Святая Земля в V-IV вв. до Р. Х. Времена второго храма. Эпоха эллинизма и начало римского владычества (Ш-1 вв. до Р. Х.).

Проблематика курса

Особый интерес представляет облик древних обществ в эпоху докерамического неолита в Святой Земле и на среднем Евфрате (9-7 тыс. до Р. Х.), раскопки в Иерихоне, которые многое перевернули в представлениях о древнейшей истории. Следующая большая тема - времен керамического неолита этой же территории (6-5 тыс. до Р. Х). В эти времена одни и те же процессы происходили на территории всей Плодородной Дуги, важнейшую часть которой составляли тогда Святая Земля, Сирия, Верхняя и Средняя Месопотамия (до бассейна р. Хабур на юге). Здесь будут затрагиваться и более общие сюжеты - "Передняя Азия вокруг Святой Земли"; история неолитического населения Малой Азии, затем Двуречья и в очень небольшой степени - Египта (по той простой причине, что в рамках Восточного Средиземноморья Египет - область более позднего развития). Далее - жизнь в эпоху энеолита или меднокаменного века (4 тыс. до Р. Х.) в Святой Земле, Ливане, Сирии. Начиная с раннего бронзового века (3 тыс. до Р. Х.), а также в среднем и позднем бронзовом веке курс будет частично соотноситься с курсом Истории Древнего Востока. На всем своем протяжении курс соотносится с Ветхим Заветом; с эпохи средней бронзы - с историей патриархов, с эпохи поздней бронзы - с историей избранного народа и его ближайших соседей.

Для контекста истории времени эпохи энеолита и бронзового века важнейшими являются сведения о Двуречье, долине Нила и, в последнюю очередь, о Малой Азии. (Приход Моисея - это еще поздний бронзовый век). Следующая тема - история избранного народа по данным археологии в раннем железном веке, т. е. конце XIII - конце XI вв. Это Эпоха Судей. (Приход Моисея - это еще поздний бронзовый век) .Эпоха царей Единого царства, Разделенных царств и послепленный (и далее) - это уже развитой железный век. Следующий сюжет - избранный народ во времена античности. Здесь будет рассмотрен важный вопрос: древние греки в Восточном Средиземноморье их культура их. внутренний опыт. подготовивший преимущественное (в первые века от Р. Х.) восприятие именно греками учения Христа. Последняя лекция - "Святая земля в эпоху Эллинизма и Римского владычества до 1-го века до Р. Х.". Она посвящена археологии и истории тех мест, которые не казались тогда историческими центрами, но где центр оказался на самом деле; того, что называлось "восточными провинциями" Римской империи, а было родиной христианства. В курс не входит то, что мы знаем об археологии Святой земли новозаветного времени, - те немногие сохранившиеся здания, источники, стены, предметы духовной и материальной культуры, которые дошли от тех времен. Это - особая, очень важная тема, требующая специальной разработки.

Некоторые общие проблемы, связанные с курсом

Надо сказать, что есть определенные различия между тем взглядом на древнюю историю, который был присущ профессору А. П. Лопухину ("Библейская история Ветхого Завета"), и которому я пытаюсь следовать, и теми книгами - в частности, по критике дарвинизма и других концепций, противоречащих библейскому рассказу, которые сейчас в большом количестве появились на русском языке и которые в некоторой их части можно порекомендовать. Дело в том. что всякие попытки научно "доказать" правильность всех сведений Библии (а их немало в современной литературе), достаточно бессмысленны, и сама эта установка, хотя и существует долгое время, ничего плодотворного не дала. Она основана на ложном допущении, что человек в принципе может адекватно воспринять и понять промысел Божий, да еще в деталях. В развитие этого тезиса и появляются попытки доказать с точки зрения сегодняшней науки (которая завтра уже будет вчерашней), полное соответствие эмпирической науки на современном уровне - науке высшей, т. е. тому, о чем говорит Библия. Попытки все объяснить в сегодняшних понятиях, по определению, успешными быть не могут и такая задача перед данным Курсом и не стоит. Его цель - представить читателю какую-то часть материального фона древнейшей истории Святой земли и библейских событий. Это история первобытного общества и древнейшей государственности Святой земли, построенная на археологическом материале, а с конца 3 тыс. до Р. Х. - и Библейская археология в собственном смысле слова, т.е. материальные свидетельства об историческом фоне деяний патриархов, праведников, пророков, праведных царей и всего избранного народа (в период до I в. до Р. Х.).

Порой возникает вопрос: а для чего вообще это нужно православному читателю? А для того, чтобы увидеть все более конкретно, чтобы полнее ощутить прошедшие эпохи (но далеко не все в них, а лишь то, о чем свидетельствуют материальные остатки). Надо, чтобы мы видели события ветхозаветной истории в контексте той материальной действительности, которая существовала в ветхозаветное время. А ощущается этот контекст далеко не всегда (например, в западной религиозной живописи долгое время все лица, упоминаемые в Ветхом Завете были облечены или в одежды соответствующего европейского государства в соответствующий период или, позднее, в какие-то "условно-восточные" одежды, которые на самом деле никто никогда не носил). Курс нужен для того, чтобы можно было представить себе то, о чем мы читаем в Библии, на фоне тех, порой немаловажных, деталей, которые дает нам археологический материал. И многое понять точнее в самом процессе исторических изменений, которые происходили в Святой Земле. В Ветхом Завете они просто не являлись объектом описания, но знание их помогает нам увидеть описанное там и объемнее. В отличие от некоторых протестантских авторов, я считаю невозможным претендовать на "объяснение" целого ряда эмпирических наблюдений сегодняшнего дня в свете Писания просто потому, что это вещи разного плана.

Отметить вредность различных домысливаний необходимо, потому что они встретятся в литературе. Так, Бен Хобринк написал книгу "Эволюция" (подзаголовок: "Яйцо без курицы"), в которой рекомендуется прочесть прежде всего первую часть. Видимо, она является в большей степени сферой конкретных знаний автора или сам вопрос более разработан - так или иначе о том, что касается древних обезьян и отсутствия их связи с человеком, написано очень интересно. А вот что касается Потопа и рассуждений о хронологии, то здесь автор попытался решить ту задачу, которая представляется нерешаемой, а именно "все-все-все" привести в соответствие с современными взглядами. Тут и возникли натяжки. Надо помнить об опасности буквального понимания всех тех деталей бытия человека, с которыми мы встречаемся в Ветхом Завете, и прежде всего помнить, что это всегда - детали. И еще надо помнить, что Ветхий Завет был дан людям других времен, другой культуры, с другой системой приоритетов. Богодухновенность библейского текста не означает того, что он "фотографичен" для нас. Это история духа, а наш скромный курс - это история отдельных деталей материальной культуры, связанная с "путем веры" в той небольшой степени, в которой сегодня (подчеркнем, сегодня) можно судить об этих деталях с определенностью. Многое археологам непонятно, многое остается "за занавесом". Там, где эта неясность очень велика, это оговаривается особо. Повторим еще раз, так как это очень важно: археологическая картина в данном случае на полноту не претендует.

Проблема хронологии

Еще один очень важный вопрос: о конкретности дат, содержащихся в Библии. Чем ближе ко времени Нового Завета, тем даты конкретнее, детальнее. В отношении же ранних периодов абсолютная хронологическая шкала в Ветхом Завете вообще не предполагается. Надо отметить, что здесь излагается не собственная точка зрения автора (она появится несколько позже, и. в целом, редко, когда речь пойдет о конкретике). А то, что в Пятикнижии отражены иные, чем наши, хронологические представления, - все это обсуждалось уже с первых веков от Р. X. и обсуждается по сей день. И общее мнение таково, что абсолютная хронология лежит за пределами того, что нам надо знать из Писания о начале нашего мира. Поэтому то, чем так любят играть критики текста - несовпадения в абсолютной хронологии, - находятся за рамками Ветхого Завета, где нет абсолютной хронологии. Сопоставление цифр и радость, что вот де, они где-то не сошлись - это споры ученых между собой, выходящие за пределы библейского текста.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить