Лекции по религиоведению

Древнейший человек на Земле. Святая Земля и ее ближайшие окрестности. Каменный век на территории Святой Земли.

(Совместно с к. и.н. Ю. А.Смирновым)

Сначала - о раннем человеке. Время появления людей, потомков Адама, если считать в нашей теперешней системе измерений, очень от нас далекое и очень нам неясное. Варианты здесь - от 1,7 миллиона лет до гораздо более скромных цифр. В последние сорок лет даты менялись много раз. Но существенно то, что генетическая связь между древними обезьянами и человеком всеми практически исследователями - независимо от духовной ориентации, страны пребывания и того или иного конкретного аспекта археологии, которым занимается тот или иной ученый, - всерьез не рассматривается. Известный многим из вас европейский, так называемый классическиий, неандерталец, которого выдавали за нашего предка, скорее всего представитель периферийной подрасы человека. В первоначальной ошибке сыграло роль следующее обстоятельство: изучение этого вопроса началось с окраинных в древности долин Франции и Германии, которые в те времена были в климатическом и этносоциаль-ном отношении чем-то вроде районов Магадана или Анадыря в XVIII в.; там, действительно, многое было смещено, искажено по сравнению с магистральными путями человеческого развития в древнекаменном веке, когда центром было Восточное Средиземноморье и северо-восточная Африка.

Своеобразен был и облик живших там людей. С течением времени наши представления о раннем человеке существенно изменились. Теперь археологи достаточно уверенно говорят о том, что люди древнего каменного века, создававшие прекрасные орудия из камня, кости и дерева, вовсе не были нечленораздельным мычащим стадом, т. е., "не живяху зверинским образом", не скакали с ветки на ветку, а устраивали себе небольшие жилища, где вполне могла разместиться со своим хозяйством парная семья: мать, отец и их дети.

В последнее время и генетики стали утверждать, что все мы -"одной крови", иными словами, что все современное человечество ведет свое начало от одной женщины или от трех родных сестер. Случилось это, по их мнению, примерно 250 тысяч лет назад. Знаем мы теперь и о том, что духовная культура была сложной с самого начала. Первые начертания знаков и символов (косые и прямые кресты, параллельные насечки и нарезки, точки, чашевидные углубления) сравнительно широко прослежены уже в среднем палеолите. А следы почитания человеческих черепов теряются где-то за пределами трехсоттысячелетней давности. Первые человеческие погребения были известны 100 тыс. лет назад (древнейшие из них обнаружены в Святой Земле). Мы можем говорить и о том, что зоолатрия (почитание животных) зафиксирована с двухсотого тысячелетия.

Изменились и наши представления о древнейших орудиях как о каких-то простейших инструментах. Теперь мы знаем, что древнейшие орудия человека - это уже сразу множество разных орудий с разными функциями (колуны, скребла, скребки, ножи, резцы и т. д.). Причем, не было этапа элементарного (единственного) орудия, от которого развитие бы шло к орудию сложному. И в духовной культуре не обнаружено "зачаточных форм" погребений. Тоже можно сказать и о всяких промысловых и тотемических культах и, конечно же, об искусстве, - везде есть, как и позднее, смена сфер преобладания простого и сложного, но нет развития от простого к сложному. И развитие в сфере технологии и социальной организации отнюдь не линейно и "вялотекуще". Есть перерывы, существуют многочисленные примеры вспыхивания и угасания той или иной культурной традиции. Известны случаи "опережения" своего собственного времени (иногда с прорывом в несколько десятков тысячелетий; например, в нижнепалеолитических слоях пещеры Табун (гора Кармил) дважды появляются орудия верхнепалеолитических типов). Но известны и области "застоя" (иногда тоже не на один десяток столетий) и даже - упадка и деградации.

Многие считают, что современный человек в целом древнее, чем один из его подрас - неандерталец. Они существовали, судя по всему, некоторое время параллельно и даже в непосредственной близости. Это, например, показывают памятники горы Кармел и ближайших к ней территорий: Схул, Табун, Кафзех, Кебара, где были найдены как "кроманьонцы" ("современный по облику человек") и "неандертальцы", так и люди "смешанного" вида. Да не везде и существовали неандертальцы классического европейского типа. Технологические навыки современного человека и "неандертальца" в развитых районах древнего мира существенно не различаются. Сейчас неандерталец называется чем-то вроде подвида в принятой терминологии, а как говорил один наш ученый, неандертальца можно встретить и сейчас (в небольшом, конечно, количестве). Раньше их было больше. Но в целом слово "раса" применительно к неандертальцу не произносится.

Проблема развития

Что касается появления исторически перспективных форм, т. е. "исторического развития", то речь в нашем курсе идет только о технологическом, демографическом и социальном развитии; физическое и духовное "развитие" не прослеживаются. Хотя и возникали расы, но это - модификации, а не физическое развитие человека. Для многих сотен тысячелетий линию биологического "развития" видов никто проследить не смог, новое "объясняют" мутациями, т. е. признается его необъяснимость.

Для длительных отрезков времени соответствующие факты исследуют геологи и палеонтологи, вам излагать их сведения в данном курсе не предполагается Но отметим, что геология - тоже наука чрезвычайно молодая. Например, все в школе учили, как образовывался уголь, как он складывался, складывался, складывался десятки тысяч, сотни тысяч лет; гнили всякие растения, и образовывался уголь. Так вот в Англии не так давно нашли каменноугольные слои, в которых стоит превратившееся в уголь бревно в 18 м длины. Что же, оно стояло сотни тысяч лет? Совершенно очевидно, что каменный уголь этот образовался очень быстро, если не успел сломаться и сгнить длинный ствол. Поскольку схожие доводы о сроках геологических процессов часто фигурируют в картине эволюции животного мира, то мне хотелось бы вам сообщить: то же самое бывает с живыми существами. Древняя-древняя рыба, якобы давно исчезнувшая, по костям которой многое датировали, была поймана в море в 50-х годах XX в., и даже не в одном экземпляре, а в двух. То есть в палеонтологии тоже очень много неопределенного. Отметим, что желание сделать гладенькую картину эволюции мира свойственно было не столько XX, сколько XIX веку, когда процветала вера в позитивное знание.

Говоря об эволюции, нельзя на остановиться на противоречивом понятии "прогресса". В чем мы видим реальный прогресс в обществе? В технологиях и в социальных структурах, но нет никаких оснований говорить, в рамках эмпирической науки, что кто-то когда-то жил существенно лучше или существенно хуже нас с вами. Были, конечно, периоды, когда чиновник средней руки мог есть на золоте, а чиновник уровня руководителя области мог иметь дом с обитыми золотом колоннами. Но обычно это все кончалось тем, что в катастрофе исчезали и колонны, и их владельцы. То же можно сказать и о духовном облике человека - он неизменен.

Единственное, что менялось, это количество нас с вами на одном и том же земном шаре. Один раз уже нас было очень много, вы помните, потом остался Ной с близкими, но потом снова стало слишком много; вот это - то, что меняется в постоянных условиях планеты, при постоянном уровне материального бытия. На Земле живет все большее и большее количество людей. Вот это и обуславливает два вида развития (прогресса), из которых один имеет прямое отношение к нашему курсу, а другой - меньшее. Во-первых, меняются и усложняются технологии: тут - развитие. Во-вторых, развиваются и усложняются еще и социальные структуры, чтобы живущие во все большем количестве на той же площади несовершенные люди не передушили друг друга. И совершенствуется система социальных ограничений, порядков, рангов, социальных ролей, функций. И когда речь идет о разных уровнях развития разных обществ, имеется в виду именно это, а не то, что общество одной эпохи существенно хуже обслуживало на протяжении длительного периода времени повседневные интересы людей, чем в другую эпоху.

Святая Земля как часть мира

В связи с нашим курсом нужно рассказать о той области мира, внутри которой длительное время (но не с самого начала) происходило движение по двум путям: по "пути веры" и (вначале здесь, а потом на соседних территориях) по пути наиболее интенсивного технологического и социального развития. О Святой Земле.

Что имеется в виду под этими двумя путями? Вы знаете, кто, по Ветхому Завету, является носителем "пути веры": Авель, затем Сиф. Патронами же пути приоритетного технологического и социального развития, опоры прежде всего на себя, а не на Бога, были потомки Каина; они и были "покровителями" технологического прогресса. (Хочу сослаться и на то, что отнесение тех или иных групп к традициям Каина или к традициям Сифа имело место у отдельных семитских народов и в послепотопный период). Для нашего курса чрезвычайно важно, что в психологии и потомр;ов Сима, и семитоязычных народов (прежде всего - западных семитов), а впоследствии и древних евреев путь Сима и путь Хама (Ханаана) сосуществовали параллельно, и народы характеризовались через преимущественную близость к тому или к другому. Указанное противопоставление возникло с самого начала, оно длительное время имело, прежде всего, в пределах собственно Святой Земли, верховьев восточного Евфрата и "Плодородной Дуги" (и шире, т. е. долины Нила, Средиземноморья и Двуречьея - "Плодородного Полумесяца") в целом, совершенно очевидный для нас характер и по месту, и по виду человеческих сообществ. Почти всегда мы видим и то и другое в том или ином воплощении. Но до прихода Авраама, а в полной мере - до прихода избранного народа при Моисее и Иисусе Навине в Святую Землю история, описанная в Ветхом Завете. - это история "пути веры", рассказанная применительно к поколениям праведников и тех, кто с ними непосредственно соприкасался, т. е. применительно к малым группам людей И лишь с последней четверти 2 тыс. до Р. Х. - это история народа, жившего в Святой Земле и оставившего многочисленные материальные следы. В этой связи необходимо сказать о том, чем является Святая Земля с точки зрения истории человека. Это совершенно неповторимая часть древнего мира. В чем ее специфика? Это плодородная, удобная для земледелия страна, здесь есть все, и ничего нет слишком много. Очень важно, что здесь нет ничего, что подавляло бы дух человека, доминировало в ландшафте, в экологии, и есть в то же время все, из чего складываются контакты человека с природой. Что имеется в виду? Здесь нет огромных гор, нет бескрайних степей; хотя такие степи есть восточнее, но жители этих мест туда не ходили до определенного времени. Здесь нет "магии" моря, побережье было, но к морю не подходили тысячелетиями. Да и позднее у моря жили иноэтнические группы, связанные с морской торговлей, хотя и земледельческие. В основном Святая Земля - это край небольших долин, небольших рек среди небольших гор; достаточно изолированные долины обусловили возникновение здесь общества, тысячелетиями, до 2 тыс. до Р. Х. состоявшему из многих племен, а потом княжеств. (Это характерно и для материальной культуры Святой Земли). Хотя было много разных групп населения, никто никого не подавил, хотя воевали часто, ибо не было здесь какого-либо большого массива людей в одном месте, который мог бы навязать остальным какую-то тоталитарную цивилизацию. Это связано с отсутствием здесь долины большой реки типа Нила, Тигра, Евфрата, Ганга, Хуанхэ, Янцзы, Меконга и т. д., и даже долины реки средних размеров. Здесь не возникла и не могла возникнуть тяжелая, пышная, как правило, всеобщая для всей долины "цивилизация большой реки". Мало того, даже навязать такую цивилизацию народам этого района никому не удалось, хотя попытки предпринимались веками.

Святая Земля была таким необычным местом на земном шаре, о котором рассказывается, еще до прихода избранного народа. Хотя там жили хананеи, потомки Хама, тем не менее уже в те времена эта страна была избранной и была лучше всех на земле. "Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь". (Втор. 8:7-7). Здесь же (Втор. 1:7) указаны те границы, о которых рассказывалось выше.

К вопросу о том, почему Святая Земля была столь удобна для духовного развития человека, мы обратимся еще не раз, тем более что в книгах по истории древнего Востока вы прочтете в основном, как это принято, о техногенных цивилизациях Двуречья и долины Нила, т. е. о поздних обществах, во многом сложившихся как продукт развития гармонических обществ Святой Земли и Плодородной Дуги в целом.

Этапы технологического развития в Святой Земле и вокруг нее

Говоря о древнейшей истории Святой Земли, шире - Восточного Средиземноморья и части среднего течения Евфрата, в древности тесно с ним связанной, надо сказать, что длительное время здесь был очаг технологического и социального развития, самый мощный на земле. Он принадлежал потомкам Хама - Ханаана, наиболее развитым был город Иерихон. Но период длительного развития технологического начала в этом районе не привел к возникновению техногенной цивилизации, хотя он опережал в этом отношении на тысячелетия остальные области мира. Существенно, что семитоязычное население здесь, в Восточном Средиземноморье, "вычисляется" лингвистически с 7 тыс. до Р. Х. Потомки Ханаана постепенно принимали язык потомков Сима (семитский). Такое восприятие предполагает длительное проживание где-то рядом потомков Сима. В таком соседстве и при таком влиянии хананеи Святой Земли и не могли, скорее всего, пойти классическим техногенным путем. Вообще создается впечатление, что с 6 тыс. до Р. Х. вопросы социального и технологического прогресса перестали интересовать, на многие века, живших здесь людей. Это не значит, что на смену "миру технологии" пришел с 6 тыс. "мир духа" (оба пути всегда видны в каждом обществе тварного мира), это значит, что области преимущественного технологического развития в Святой Земле 10-7 тыс. не стали очагом местной "техногенной цивилизации". При этом примечательно, что оба пути были равно представлены в Святой Земле. А когда первенство в технологическом развитии в 6 тыс. было утрачено, преимущественный интерес к "технологическому" сохранялся в центральной и северо-западной горно-долинной частях страны, в отличие от восточных, южных и юго-восточных ее частей, в значительной степени - степных.

Палеолит Святой Земли

Обратимся к каменному веку Святой Земли (за ним пойдут энеолит, бронзовый и железный века). Начнем с^палеолита - первого этапа периода изготовления орудий из камня (а также дерева и кости). Каменный век в науке делят на три больших периода, из них первый - древний каменный век или палеолит.

Ранний палеолит

Ранний палеолит принято отсчитывать по представлениям современных эмпирических наук от начала существования человека (это примерно от 1,7 и более млн. лет) до 120 - 70 тыс. (в отдельных регионах). Технологически, ранний палеолит делится в настоящее время на два комплекса: олдувей-ский (обнаружен пока только в Африке) и ашельский (прослеженный во многих местах планеты). Древний орудийный комплекс выглядит сравнительно грубым, но он достаточно сложен (впечатление простоты связано с тем, что публикуются, как правило, только "ведущие" и устойчивые формы). В Святой Земле древнейший известный памятник - это Убедийя (-300 тыс. лет). Кроме того, важно запомнить и замечательную пещеру Табун с 15-ти метровым палеолитическим слоем.

Орудия

Исходным при изготовлении каменных орудий обычно служил кремневый желвак. С него во все времена и на всех территориях начинается изготовление каменного орудия. Отбивается верх, выбрасывается, образуется площадка. По ней начинают стучать под углом каким-нибудь мягким камнем типа известняка (бить кремнем о кремень бессмысленно), и откалывается отщеп за отщепом или пластина за пластиной. Вот эти отщепы и пластины и есть основа будущих орудий (то, что остается от желвака, обработанное сколами. служило порой орудием типа топора). Пластина обычно имеет вытянутую форму, а отщеп - более округлую. Но пользоваться ими непосредственно нельзя - у них хотя и острые, но очень хрупкие края. Их делают более тупыми, но более прочными; край при помощи легких ударов обрабатывается, угол делается менее острым; образуется режущий край. Все это выглядит сбоку как набор чешуек вдоль лезвия. Вначале это "ретуширование" делалось ударами, а потом - резким нажимом орудия на кость или мягкий камень (так называемая отжимная ретушь). Пластины обычно шли на изготовление ножей, резцов, наконечников копий, а из отщепов делались скребки, скребла, а также ножи.

Средний палеолит

Средний палеолит, начавшийся здесь около 120 тыс. лет до Р. Х., в основном закончился к 35 тыс. лет до Р. Х. Технологически он принадлежит мустьерскому орудийному комплексу, который морфологически представляется гораздо более изящным, чем более ранний. Секрет тут прост: изобрели новую технику обработки камня, соответствено изменилась и форма орудий, а вот их набор и, следовательно, функции, остались практически теми же. В Святой Земле к среднему палеолиту относятся такие знаменитые на весь мир своими мустьерскими погребениями памятники, как расположенные в районе горы Кармил Табун, Схул и Кебара, а также Амуд, северо-западнее Тивериадского озера и, самый, пожалуй, знаменитый сейчас - Кафзех, недалеко от Назарета, где были найдены древнейшие захоронения. Им около 100 тыс. лет. С точки зрения ранее сделанных классификаций, захороненные люди - очень разные. Есть почти "современного" типа - в Кафзехе. Есть близкие к "классическим" неандертальцам Европы - в Табуне, Кебаре, Амуде. Есть "смешанные" формы - в Схуле. Это говорит о неприменимости традиционной (основанной на европейском материале) классификации к данному региону. Причем, хотя орудийный комплекс у всех один и тот же - мустьерский, но обряды погребения очень разные. Есть обычное трупоположение с инвентарем: орудиями, останками животных, "мелками"из охры и пр. (Схул, Кафзех), есть и без инвентаря (Схул, Табун, Кебара). Встречаются расчлененные погребения (Схул), погребения без черепов (Кебара), захоронения отдельных черепов (Кафзех), что мы увидим и в дальнейшем, уже в неолите; таким образом, духовная культура (этот археологический термин противопоставляется термину "материальная культура", обозначающему материальные следы хозяйственной деятельности человека) здесь была весьма и весьма сложной. Важно, что одна группа людей хоронила в одном районе по разным обрядам в рамках одного пусть и длительного периода.

Поздний палеолит

Поздний палеолит и эпипалеолит (период непосредственно после палеолита) в Святой Земле длился сравнительно недолго - от 35 до 14-12 тыс. до Р. Х. (хотя, кое-где на планете он просуществовал до 8 тыс.). Наиболее значимая для нас верхнепалеолитическая культура - кебарийская (по имени уже названной пещеры), формы изделий в которой плавно переходят около 20-го тыс. в более позднюю эпипалеологическую Кебару, где инвентарь меняет свой облик.

В позднем палеолите относительно длинные, прочные, достаточно толстые пластины после ретуширования края использовались или целиком, или их разламывали на кусочки в форме прямоугольника, сегмента и т. п., последние называются микролитами; они обычно имеют два длинных края (один - рабочий) и два относительно коротких. Раннее развитие составных микролитических орудий и их массовость выделяют этот регион; эти орудия были основными орудиями собирателей и ранних земледельцев, что дает основание предполагать этот последний тип деятельности в очень раннее время.

Как делались составные орудия? Брали ребро крупного травоядного, выпрямляли (обычно в горячей воде), вырезали в длинных краях желобки и вставляли лезвия - микролиты. Сажали микролиты на растительные смолы, асфальт и т. п.

Важное составное орудие - серп; серпы бывали изогнутые или почти прямые. Так же можно было сделать дротик, наконечник копья. В составном орудии сочетается острый каменный режущий край, а у костяного основания некоторый запас прочности на излом. Микролитов в Святой Земле очень много; чем дальше идет развитие, тем более четкими становятся их формы, все тоньше, все легче сами орудия, надежнее крепление. Составные орудия существуют здесь вплоть до появления шлифованных орудий и параллельно с ними. Напомним, что далеко не все орудия были составными; часто их делали только из одного отщепа или пластины и подвергали ретушированию.

Были два массовых типа каменных орудий, целиком делавшиеся из одного куска камня. Они тоже идут через десятки тысячелетий и уже поэтому заслуживают больше уважения, чем многие достижения нашего сегодняшнего технологического прогресса, срок жизни которых нам неведом.

Первое из этих орудий - "скребок" обслуживало все человечество, причем почти не менялось. Это пример того, как, будучи однажды изобретенным, орудие может иметь настолько совершенную форму, что менять уже нечего. "Скребок" - это ручной нож; размером он обычно 10-15 см в длину. Скребки были мужские, женские, для каждого вида животных, для отдельных частей животных - когда разделывают тушу. Если археологи аккуратно все собирают при раскопках и фиксируют на планах, то видно, что для каждой части животного порой существовал отдельный нож. Это - любимейшее орудие, в то время как нож той формы, к которой мы привыкли - это поздний продукт, причем продукт металлургии; каменный нож такой формы был бы непрочен.

Второе, более простое, также массово применявшееся орудие из одного куска камня - резец. Резец с тех пор вообще не менялся - каким был, таким до сегодняшнего дня и остался: параллелепипед (в верхней, рабочей части орудия) и на нем - три сходящиеся под не очень острым углом грани; им резали кость, дерево. Насколько изящны, разнообразны, специализированы по форме серпы и скребки, настолько (и в здешних культурах) грубы и с каким-то пренебрежением сделаны резцы, кроме рабочей части.

Что важно для понимания каменного века Святой Земли в эпоху палеолита? Прежде всего - зарождение здесь неких культурных традиций, из которых некоторые затухают на время, возрождаются и потом прослеживаются на протяжении тысячелетий. Например, древнейшие (примерно, 90-100 тысячелетней давности) отдельно погребенные черепа обнаружены в пещере недалеко от Назарета. А неподалеку, на южной оконечности горы Кармил, в пещере Кебара (в слое с датой 40-30 тыс. лет) - найден человек, погребенный без головы. Как мы увидим позднее, эта традиция вновь проявится в Иерихоне, когда головы погребались внутри домов.

Проблема производящего хозяйства

Как выглядело хозяйство того времени? Ранее считалось, что весь палеолит люди практиковали присваивающий тип хозяйства, существовавший в более северных областях мира до энеолита, а у немногих первобытных народов на севере - и до настоящего времени. Здесь, у населения Святой Земли, мы можем говорить о производящей экономике уже в эпипалеолите. После того, как долгое время считалось, что и здесь этот тип экономики возник очень поздно (как в Европе), сейчас специалисты боятся сказать, как рано в Передней Азии началось сельское хозяйство. Во всяком случае для 12-11 тыс. до Р. Х., это уже очевидно. Да и ранее, еще когда не было шлифованных орудий (эпипалеолите или даже до него),мы видим те же самые орудия сбора зерновых и те же мотыги для возделывания земли, которые наблюдаем и через 5 тыс. лет, только несколько менее унифицированные по форме. Но поскольку старая модель "хозяйство началось с охоты и собирательства" мешает, большинство и говорит: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда".

В то же время раннее земледелие необязательно в самом начале было связано со вспахиванием земли на большой площади. Надо сказать, что параллельно с бытованием этой старой модели последние десятилетия велись массовые, очень дорогостоящие, порой опасные для жизни ученых исследования примитивных земледельцев везде, где они сохранились. И выяснилось, как они на самом деле живут и что на самом деле едят, собирают и выращивают; стало очевидно, что они, во-первых, не очень примитивные, во-вторых, не без помощи археологов выяснилось, что человек начинал земледелие не со злаков. Чтобы начать их сеять, надо уже быть технологически очень развитым.

Есть два вида технологий: 1) технология присвоения; 2) технология производства. Технологическое развитие - это рост доли производства за счет доли присвоения; во всяком случае, таковы современные представления. Начинал человек земледелие, как один из видов производящего хозяйства, судя по всему, не со злаков, а с совершенно другого (и в Западной, и в Юго-Восточной Азии, и, видимо, везде). Начинал он с ухода за тем, что растет в природе более компактно и "очевидно" - с бобовых и бахчевых. Начинал, видимо, именно в той экспозиции, которая была указана Адаму. Что стало с землей после грехопадения? Она стала родить "волчцы и терния" - и именно с их выдирания вокруг съедобных растений и начиналось, как показывают некоторые полевые исследования, земледелие. Выдирание сорняков могло быть первым шагом в производящем земледелии, трудно отделимым на ранней ступени от присваивающего. Везде, где ранние стадии процесса земледелия можно было проследить, ранние культуры именно таковы. Очень много времени, видимо, прошло, пока человек стал делать что-то еще (например, сажать бобовые и бахчевые), но за это время он успел убедиться, что растения, за которыми ухаживают, дают плоды больше и вкуснее; уже можно было планировать хозяйство. Каменная мотыга использовалась и для борьбы с сорняками, и для выкапывания результатов труда (человек ухаживал и за корнеплодами).

Зерновые же появляются значительно позднее.

То же происходило и в социальной сфере. Начинали, видимо, с примитивной "полиции" и "суда", с "выдирания" недостойных из среды достойных. Как результат, возникла более сложная социальная среда. Позднее появилась постоянная функция защиты от других сообществ людей, предок армии; последнее произошло вследствие возрастания плотности населения. А она была задана: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю..." (Быт.1-28). Этот завет был выполнен. Как следствие, возникало все более тесное соседство групп людей. При росте плотности населения множились внешние по отношению к данному коллективу конфликты, возникали укрепления, появилось боевое оружие и^ проч. Все большее количество и других функций, периодически выполнявшихся каждым мужчиной, становилось постоянной функцией специализированной группы людей (сам список основных функций существенно не расширялся, по сути).

Когда археология бесспорно фиксирует появление злакового земледелия - сказать трудно, но оснований приближать его так близко, как 7-6 тыс. до Р. Х., нет. Сейчас его время по целому ряду наблюдений многих ученых определяется уже как конец верхнего палеолита, 14-12 тыс. до Р. Х. По традиционной европейской логике, должен был бы наступить на Святой Земле мезолит, но не наступил; начался докерамический неолит, обладающий всеми признаками европейского неолита, но без керамики, и рядом признаков европейского позднего бронзового века.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить