История и современное состояние культуры лука
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛУКОВ
Происхождение большинства видов лука точно не установлено. Лук репчатый является наиболее древней культурой. О его происхождении существует несколько предположений. По данным Декандоля (1883); репчатый лук происходит из Западной Азии. Этот автор подтверждает свои выводы данными других ботаников, например, Stockes, который находил этот лук в Белуджистане, Tompson, обнаружившего лук в Афганистане.
По мнению ряда ботаников, до сих пор ареал распространения дикого репчатого лука не установлен.
Ботаник Буассие (1882), исследуя растение, найденное в северном Иране, которое от культурных форм репчатого лука отличалось только размером зонтика, определил его как Аllium cepa. Аналогичное мнение о происхождении репчатого лука высказывает и Г. Жибо (1912), причем он считает, что лук из Палестины распространился в Индию.
По данным Н. И. Вавилова и Д. Д. Букинич (1929), разнообразие условий возделывания лука и чеснока в Афганистане, а следовательно, наличие разнообразных экотипов и форм лука, различных далее при беглом просмотре, и, наконец, наличие в ближайшем соседстве диких форм репчатого лука и чеснока приводили к заключению о том, что Афганистан и примыкающие к нему страны являются первичным центром формирования культурных форм лука и чеснока. Как ука-
зывают эти авторы, население этих районов, помимо возделываемого лука, широко употребляет в пищу дикие луки, которые в Афганистане и Туркмении мало отличаются от культурного.
А. Н. Харузин (1930), обобщая данные ряда исследователей, в своей монографии о луках приходит к выводу, что репчатый лук — растение азиатского происхождения. Харузин указывает на следующие факты. Так, Б. А. Федченко нашел репчатый лук на Памиро-Алае (Фергана), другие - в Хоросане (северо-восточная часть Ирана), в Белуджистане, Афганистане, а равно и в Пенджабе. Таким образом, по Харузину, первородный ареал репчатого лука определяется центрально-юго-западной территорией Азии.
Изучая материалы экспедиции П. М. Жуковского, Я. И. Проханов (1933) утверждал, что репчатый лук, очевидно, происходит из Ирана и введен и культуру где-то на территории современного Афганистана и части Персии.
В. Л. Комаров (1938), основываясь на значительном сортовом разнообразии репчатого лука, считал, что репчатый лук — выходец из стран Передней Азии и отрицал его происхождение из стран Восточной и Средней Азии. В системе видов Allium репчатый лук вполне самостоятелен я не связан ни с какими даже близкими видами. Автор утверждает, что характер его сортовой изменчивости не говорит о том, что он произошел в результате гибридизации; это скорее результат мутаций, которые возникли в ходе вегетативном размножения какого-то из луков Ирана, до сих пор недостаточно изученного.
В древние времена (более чем 4000 лет до н. э.) лук возделывали в Азии (место его наиболее вероятного происхождения). Из Средней Азии через Иран лук попал в Египет; здесь его разводили на больших площадях в долине Нила. За несколько столетий до нашей эры лук выращивали в древней Греции, где уже в то время был известен не один сорт. Далее лук попал в Рим, а затем в Западную Европу. В среднюю часть Европы лук проник в V—VI вв. На Руси он появился в XII—XIII вв. Под влиянием специфических условий отдельных естественноисторических районов, особенностей возделывания и проводимого отбора возникли местные русские сорта репчатого лука, о чем красноречиво говорят их названия: Бессоновский из села Беесоновка Пензенской области, Вишенский из села Вишенки Горьковской области, Мячковский из села Мячково Московской области, Стригуновский из села Стригуны Белгородской области и многие другие, известные благодаря своим вкусовым и товарным качествам не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Аналогично были выведены луки в Западной Европе, таковы сорта лука: Эрфуртский, Нюренбергский, Страсбургский, Голландский, Варшавский, Испанский и др.
По данным Тэкхолма и Драр (1954), составивших большую историческую библиографию, лук и чеснок в древнем Египте широко употребляли в пищу. Изображение растения лука, а также нахождение его среди предметов, положенных с умершим, относится к I и II династии (около 3200—2780 лет до н. э.). На пирамидах имеются надписи, которые гласят, что строители пирамид потребляли большое количество овощей, в том числе лука и чеснока.
Согласно Библии, израильтяне жаловались на трудности, которые они испытывали при возвращении из Египта в Иран (1500 лет до в. э.), и вспоминали, что в Египте они питались рыбой, огурцами, дынями, луком и чесноком. В I части Корана также упоминается среди других продуктов, употреблявшихся в пищу, лук и чеснок.
В Египте репчатый лук упоминается в связи с обрядом погребения между III и IV династиями (2780— 2100 лет до н. э.). Лук изображали на столах пиршеств в виде крупных очищенных луковиц, а также в виде нежной его зелени. Изображали его также как дары на алтарях при жертвоприношениях вместе с тыквами, пирогами, быками, гусями и пр. Лук часто находили в мумиях.
В Индии лук возделывался в древности, о чем указывал Чарока в трактате по медицине (начало нашей эры), при этом он отмечал, что лук оказывал благоприятное действие на почки, пищеварительный тракт, зрение, ему же приписывалась способность возбуждать деятельность сердца и лечить ревматизм.
Правоверные брамины, хинди, буддисты и некоторые другие народы не употребляли лук и чеснок. По-видимому, такое отрицательное отношение к луку и чесноку было очень распространено, так как китайский буддист Ф. Тсинг, посетивший Индию В VII веке, оставил подробное описание страны, где упоминал, что никто в пяти частях Индии не употреблял лук в пищу из-за дурного запаха и что его использовали только в качестве лекарства.
На территории СССР давность выращивания репчатого лука подтверждается тем, что он встречается в различных почвенно-климатических зонах и имеет широкий ареал. На севере его выращивают за Полярным кругом в районах Игарки, Нарьян-Мара и Кольского полуострова. Южная граница распространения лука простирается до тропиков. Miller (1933) указывает, что в тропиках под влиянием высокой температуры лук размножается вегетативным путем через воздушные луковички (бульбочки). Rodrigo (1936) подтверждает этот довод и отмечает трудности выращивания семян лука на Филиппинах и их низкую урожайность, так как под влиянием высокой температуры пыльца лука становится стерильной.
В диком виде чеснок найден на Памиро-Алае, в Афганистане, Киргизии и Узбекистане. В древние времена чеснок возделывался в Египте, Греции, позже в Китае Установлены 3 очага формообразования чеснока: среднеазиатский, где чеснок встречается как в культуре, так и в диком состоянии, средиземноморский, где он встречается в виде хорошо отселектированных сортов и только в культуре, и кавказо-карпатский, где чеснок встречается как в культуре, так и в диком виде.
В литературе есть указания, что в отдаленные времена через Алма-Атинскую область проходила караванная дорога из Китая в Европу; по этому пути чеснок мог быть распространен по всему миру. К славянам чеснок мог попасть из Византии. Кроме того, славяне могли вводить в культуру чеснок непосредственно из местных дикорастущих форм Карпатских гор, оригинальные формы которых до сих пор выводит население Западной Украины и Молдавии.
Жибо (1912) в известной книге «История овощных культур» указывает, что чеснок был очень широко распространен как овощное растение в Египте. В Риме он применялся в большом количестве бедными слоями населения и считался полезным для восстановления сил у рабочих и солдат. В средние века чеснок в большом количестве употреблялся в северных областях Франции. Во все века чеснок применялся в качестве противоядия при укусах змей и насекомых, а также предупреждения и лечения самых различных болезней, даже чумы.
Относительно лука порея существует мнение, что культурные его сорта возникли в местах распространения дикорастущих форм, которые позже распространились далеко за пределы первичного центра происхождения. Благодаря полиморфизму этих сортов они переопылялись с дикими формами и приобретали свойства своих предков.
Лук порей в диком виде широко распространен на северном побережье Африки, а именно в Египте, Тунисе, Алжире и Марокко, а также на островах Мадейрских, Канарских, Азорских, Британских, на острове Кипр и некоторых других островах Средиземного моря. Дикорастущий лук порей встречается также в Испании, Франции, Италии, Греции, Турции и Сирии, а также на Балканах. В Передней Азии он очень широко распространен в Иране, Иордании и Палестине. В СССР встречается в Крыму и на Кавказе. В настоящее время лук порей распространен повсеместно на земном шаре. Различные почвенно-климатические зоны выращивания обусловили и разные формы лука порея. Так, по данным П. М. Жуковского (1933), на северо-восточном побережье Средиземного моря встречаются формы порея с толстыми раскидистыми листьями и короткой ногой. В юго-западных районах побережья встречаются формы с сильно развитым ложным стеблем и, с направленными вверх листьями. В странах с континентальным климатом (Иран, Афганистан) порей характеризуется коротким ложным стеблем.
Большинство многолетних луков, по учению II. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, распространились из Китая, где они возделываются с доисторических времен.
Я. И. Проханов (1931) считает, что Китай — один из древнейших очагов разведения лука и чеснока. Он утверждает, что замкнутость китайской цивилизации содействовала сохранению исконного своеобразия возделываемых там луков. Исследования, проведенные Я. И. Прохановым, позволили локализовать в Китае очаг лука батуна и душистого.
Одни авторы (например, De Candolle) считают, что лук батун в средние века проник в Западную Европу через Сибирь, другие (G. Gibault) утверждают, что батун существовал в Европе уже в эпоху раннего Средневековья.
Разновидностью лука батуна считают многоярусный лук, который как рецессивная форма получила самостоятельное распространение в Северной Америке. В Европу этот лук попал непосредственно. из Канады. Так, в Англии он был введен в культуру в 1820 г. (V. Н. Booth, 1941).
Шнитт-лук географически широко распространен; он, как указывает D. Bois (1927), растет в диком состоянии во влажных долинах гор Франции,, да и по всей Европе. Встречается он в северной и центральной Азии, Японии и в Северной Америке. По мнению Декандоля, самым близким к культурной форме является дикий вид, встречающийся в Альпах. Русскими учеными в диком состоянии шнитт-лук был обнаружен в Киргизии, на горах Алтая и у Байкала. Жибо предполагает, что этот вид был завезен в древние времена в другие страны из России. В Европе шнитт-лук возделывается повсеместно с XVI века.
Душистый лук происходит из горных районов Китая; он широко произрастает в степных районах Монголии.
В настоящее время репчатый лук и чеснок распространены повсеместно, где позволяют климатические и почвенные условия возделывать эти виды. На севере репчатый лук выращивается за Полярным кругом в России до 63° с. ш., в Швеции до 64°45' с. ш.
На юг репчатый лук и чеснок распространяются до тропиков, где посев лука производится 2 раза в год. В России все южные республики выращивают как лук, так и чеснок в достаточно большом количестве. Лук порей выращивается главным образом в районах умеренного и жаркого климата и севернее 60° не возделывается, так как существующие сорта не отличаются скороспелостью.
Многолетние луки наибольшее распространение получили в районах умеренного климата, но выращиваются и далеко на севере; так, особо зимостойкие сорта выращивают и за Полярным кругом. Однако промышленного распространения в южных районах (южнее 50° с. ш.) эти виды лука не получили, тогда как в Китае и Японии они широко распространены и возделываются в южных районах около 32° с. ш.