Тема 3. Характеристика сортов дыни
Обоснование темы.
Дыня. Происходит из Средней Азии, Ирана и Афганистана. Растение однолетнее. Стебель ползучий, покрыт жесткими волосками. Длина главного стебля 1 - 4 метра, имеются и короткоплетистые кустовые формы. Листья длинночерешковые, покрыты белыми волосками, из пазух листьев выходят простые неветвящиеся усики, цветки у большинства сортов обоеполые ярко желтые, развиваются в пазухах листьев. На растении образуется 3 - 5 плодов.
Форма плода может быть сплюснутой, шаровидной, овальной, веретеновидной, грушевидной, цилиндрической.
Поверхность плода: гладкая, неровная, сегментированная, бугристая, морщинистая.
Окраска зрелого плода: лимонная, апельсиновая, зеленая, серо-зеленая, темно-зеленая, сине-зеленая, коричнево-зеленая, коричневая.
Цвет мякоти: белый, оранжевый, зеленый.
Консистенция мякоти: картофелистая, хрустящая (как у арбуза), плотная, слабо-, средне - и грубоволокнистая, рыхлая.
Вкус: дынный, ванильный, грушевый, ананасный, травянистый.
Скороспелость (от всходов до первого сбора плодов): скороспелая (до 80 дней), среднеспелая (от 80 до 110 дней), позднеспелая (более 110 дней).
Урожайность: высокая (более 25 т/га), средняя (15 - 25 т/га) и низкая (менее 15 т/га).
Лежкоспособность: высокая – более 3 месяцев, средняя – 20 дней – 3 месяцев, низкая 5 - 20 дней, очень низкая – не более 5 дней.
Транспортабельность - высокая, средняя, низкая.
Растрескивание плодов - отсутствует (не более 1 %), высокая (более 1 %).
Устойчивость к болезням (к каждой в отдельности) – высокая (не более 0,3 %), средняя (0,3 – 1 %), низкая (1- 5 %), сорт неустойчив (более 5 %).
Цель занятия. Ознакомиться с морфологическими, биологическими, хозяйственными признаками сортов и гибридов дыни.
Задание. Изучить и законспектировать хозяйственные и биологические признаки перспективных и включенных в Государственный реестр сортов и гибридов дыни, а также перспективных.
Методические указания. Лабораторно-практическому занятию предшествует изложение материала на лекциях и самостоятельная работа студентов над литературой.
На ЛПЗ преподаватель в течение 8 - 10 минут делает краткое пояснение по выполнению заданий и выдает студентам индивидуальные задания.
Затем студенты, пользуясь натуральными образцами, конспектом лекций, учебниками, справочниками и другими литературными и методическими пособиями, самостоятельно выполняют задание
Студенты знакомятся и кратко конспектируют характеристику сортов и гибридов дыни, которые выращиваются на юге Украины.
Задание считается выполненным лишь после проверки его преподавателем и выставления соответствующей оценки.
Место и время проведения занятий. Тема изучается в течение 2 часов лабораторно-практических занятий в аудитории.
Материальное обеспечение. Цветные рисунки, плакаты, таблицы, справочники и другие учебные пособия.
Рекомендованная литература
1. Бахчевые культуры / Под. ред. А. О. Лимаря. – К.: Аграрна наука. – 2000. – 327 с.
2. Белик В. Ф. Бахчеводство. М.: Колос, 1982. – 175 с.
3. Брызгалов В. А., Советкина В. Е., Савинова Н. И. Овощеводство защищенного грунта. – Л.: Колос, 1983. – 351 с.
4. Лихацький В. І. Баштанництво. – К.: Вища школа, 2002. – 168 с.
5. Руководство по апробации бахчевых культур / Под ред. В. Ф. Дорофеева. – М.: Агропромиздат, 1985. – 181 с.
6. Технологии производства и хранения овощей, бахчевых культур и картофеля в условиях Крымского полуострова. – Симферополь, 2009. – 256 с.
7. Филов А. И. Бахчеводство. – М.: Колос, 1969. – 254 с.
8. Фурса Т. Б., Филов А. И. Культурная флора СССР (тыквенные). – М.: Колос, 1982. – 277 с.