Статьи по психологии

Современная цивилизация и формирование духовных ценностей

Мезенцева В. Д. – ст. преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки.

Характерной особенностью современной цивилизации является нарушение принципа единства общественных и личных интересов. В условиях глобализации нарушение этого принципа может привести к гибели всего человечества. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно быстрее перейти к формированию духовных ценностей, поскольку они являются стратегическими ориентирами человека в различных сферах его жизнедеятельности, определяют весь образ его жизни. Проблеме формирования духовных ценностей посвящена статья.

Успешное развитие современной цивилизации зависит от того, насколько полно реализуется принцип единства общественных и личных интересов. Нарушение этого принципа в условиях глобализационных процессов ведёт к неизбежной катастрофе. Человечество может погибнуть либо в термоядерной войне, либо в результате экологической катастрофы. Единство общественных и личных интересов устанавливается при взаимодействии двух факторов: определённых объективных условий жизни людей и их духовных ценностей. Объективные основы совпадения общественных и личных интересов – это социально-экономическое и политическое единство общества (эти основы необходимы, но недостаточны). Духовные ценности являются стратегическими ориентирами человека в различных сферах его жизнедеятельности, составляют весь образ его жизни, так как человек, как существо разумное и сознательно преобразующее мир, так или иначе приобщён к вечности, к высшим достижениям культуры. Всё, что он знает и умеет, не дано ему от рождения, а передано обществом и культурой. История развития культуры действительно выступает как вечность по отношению к одной индивидуальной жизни. Бездуховный человек живёт как безответственный потребитель, по принципу «после нас хоть потоп». Человек духовный дорожит своей причастностью к вечности, к неисчерпаемой сокровищнице мировой культуры, созданной умом и руками людей десятков поколений, и стремится быть достойным этой причастности.

Задача заключается в быстрейшем переходе к духовному обществу, к формированию духовных ценностей, иначе мы не сможем избежать катастрофы современной цивилизации, гибели человечества. Каковы же пути их формирования? Очевидно, что задолго до того, как человек получает отчётливое представление о духовных ценностях, в его сознании формируются основы, находящие выражение в переживаниях, убеждениях, поступках. Первая ласковая улыбка малыша появляется в ответ на добрую улыбку матери. Такой обмен знаками внимания, любви протягивает первую ниточку к формированию ориентации на доброе отношение к людям, ко всему окружающему миру. Также, если окружающая среда содержит в себе образцы подлинной красоты, творческого отношения к труду, это способствует формированию установки на деятельность «по законам красоты», формирует творческое самовыражение.

Если мы хотим сформировать определённые духовные ценности, то нужно воздействовать на четыре основных фактора. Во-первых, желательно усилить, развить исходную потребность, чтобы она не угасала при встрече с препятствиями и настойчиво требовала своего удовлетворения, т. е. активно выполняла бы свою основную функцию – функцию побуждения к деятельности. Во-вторых, надо усовершенствовать субъективные возможности. Речь идёт том, чтобы ещё больше развить уже заложенные природой способности человека, дать знания, привить навыки, чтобы активное «хочу" подкреплялось реальным «могу». В-третьих, требуется улучшить объективные условия, т. е. постараться устранить помехи и укрепить те факторы, которые благоприятствуют удовлетворению потребности в красоте, в творческом труде, познании истины и реализации субъективных возможностей. В-четвёртых, необходимо организовать «встречу», найти самый удачный момент и благоприятные обстоятельства для успешного «замыкания» трёх предыдущих факторов.

Воздействие на отмеченные четыре фактора, формирующие духовные ценности, осуществляется разными способами. Во-первых, необходимо тщательно изучить генетическую наследственность, врождённые биологические предпосылки: задатки, склонности, необходимые для развития способностей к определённому виду искусства, способностей к техническому творчеству, спортивной деятельности и т. д. Во-вторых, нужны разные способы социального воздействия, целенаправленное воспитание, т. е. сознательное «внедрение» положительных факторов в сознание и поведение человека, которое должно способствовать формированию духовных ценностей.

Сегодня многие биологи, генетики связывают духовность человека именно с его наследственностью. Советский философ Э. Ильенков, разрабатывая методологические подходы к воспитанию и образованию, напротив, утверждал абсолютную социальность человеческой природы и считал, что с помощью эффективных способов воздействия можно любого человека сделать великим композитором, великим художником, ученым, другим великим человеком. В качестве одного из существенных аргументов он использовал результаты работы В. П. Мещерякова и его сотрудников по обучению и воспитанию слепоглухонемых. Эти люди, полностью лишённые обычных для человека каналов связи с окружающим миром, благодаря определённой методике сумели стать полноценными членами общества – знающими, творчески продуктивными, нравственными, т. е. духовно богатыми людьми.

Но надо заметить, что этот факт говорит не в пользу точки зрения Ильенкова. В данном случае талантливые воспитатели действительно имели дело с «чистой доской», на которой они сумели написать всё, чтобы превратить своих подопечных в настоящих людей. Значительно труднее идёт процесс социализации и формирования духовных ценностей, когда сталкиваешься с обычными биологическими предпосылками: надо заниматься, а хочется гулять; говорят «нельзя», но нарушаешь дисциплину, правила учебного процесса. Если же в генетической наследственности имеются отрицательные отклонения, то вряд ли привить понятие морали и нравственности молодому человеку будет легко или даже возможно. К сожалению, в вузе мы нередко сталкиваемся с неявной, но скрытой психической патологией молодых людей. Закрывать глаза на факты такого рода нельзя. Думается, в деле формирования духовных ценностей человека необходимо учитывать врождённые биологические предпосылки.

В-третьих, важным способом воздействия на факторы формирования духовных ценностей является влияние окружающей среды за пределами вуза и независимо от целенаправленного воспитания. Эта среда может быть как положительной, так и отрицательной, как способствующей, так и препятствующей процессу формирования духовных ценностей. И, в-четвёртых, нужно учитывать процесс самовоспитания, когда воздействие на факторы, формирующие духовные ценности, осуществляется изнутри, самим воспитуемым.

Все четыре способа должны осуществляться во взаимодействии. Поясним сказанное на примере формирования духовных ценностей на занятиях по психологии, основам добрососедства, этики, эстетики и др. гуманитарных дисциплинах. На этих занятиях студент получает знания и приобретает навыки делового общения и межличностных отношений, выступающих неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей. Бесспорно, что эффективность этих занятий будет зависеть от биологических, психологических характеристик личности студента, таких как активность, общительность, организованность, внимательность, сосредоточенность и др. Хорошо известно психологам, что врождённые темпераменты в социальном плане проявляются по-разному. Меланхолик в соответствующих социальных условиях оказывается исключительно системно упорядоченным, а холерик – исключительно инициативным. Поэтому учёт и дальнейшее развитие биологических и психологических характеристик, формирование на их основе деловых качеств, профессиональных навыков и успешное применение знаний будет зависеть от организации обучения и воспитания. А закрепление устойчивого интереса, мобилизации усилий – от характера влияния окружающей среды. И, наконец, никакие внешние воздействия, и внутренние предпосылки не приведут к устойчивому результату, если жизненная позиция человека окажется пассивной, если отсутствует его стремление активно проявлять свои способности и использовать внешние условия. Самовоспитание, как способ воздействия на факторы, формирующие духовные ценности, зависит от наличия в человеке духовных сил: ума, сердца и воли. Об этих духовных силах разговор особый. Также следует отдельно уделить внимание содержанию других способов воздействия на факторы, формирующие духовные ценности. В данной статье речь пойдёт о сущности и содержании целенаправленного формирования духовных ценностей.

К способам целенаправленного воспитания духовности относятся просвещение, т. е. передача знаний о духовных ценностях и путях их формирования; организация сознательного поведения, формирующего положительный опыт и закрепляющего результаты просвещения; контроль поведения, соответствующего формируемым духовным ценностям; стимулирование и принятие санкций поощрения и наказания.

Просвещение осуществляется в различных формах. Это и чтение лекций, проведение практических занятий по закреплению теоретических знаний, организация самостоятельного чтения соответствующей литературы, проведение бесед, заседаний различных дискуссионных клубов, диспутов. Любая из этих форм должна осуществляться на основе принципов толерантности, объективности и проблемности. Толерантность предполагает уважительное отношение к различным формам духовности: стремление к истине, красоте, добру, творческому созиданию, святости. Положительное отношение человека к духовным ценностям и неприятие антиценностей должно базироваться не только на эмоциях. Необходимость формирования духовных ценностей требует научного обоснования, а это предполагает, что каждых принявший эти ценности должен уметь проверить и доказать правильность своего выбора – и во внутреннем диалоге с самим собой, и в споре с противоположной позицией.

Обоснование духовных ценностей наилучшим образом осуществляется с помощью проблемного обучения. Суть его заключается в том, что сообщаемое знание должно вводиться как средство разрешения определённой ситуации. Теория, таким образом, непосредственно связывается с теми вопросами, которые ставит сама жизнь. Сегодня в формировании духовных ценностей получают распространение такие формы проблемного обучения, как деловые игры, психологические тренинги. В этих формах описывается какая-то жизненно-нравственная коллизия, нужно дать её решение, руководствуясь определёнными духовными ценностями. Приведём пример: прав ли человек, уклоняясь от борьбы с меньшим злом, чтобы накопить силы для борьбы с большим злом? Можно поставить вопрос в обобщённой форме: как нужно относиться к выражению «цель оправдывает средства»? Такие формы проблемного обучения – отличное средство для усвоения теоретического материала.

Просвещение воздействует на ум, но может ли знание без культуры чувств гарантировать подлинную духовность? Просвещение не достаточно для формирования духовности, но оно необходимо, так как в сложном и динамичном развитии современного общества одни только чувства и хорошие традиции не позволяют разобраться в том, в чём подлинный смысл жизни, добро, красота, где эгоцентризм, а где самовыражение. В жизни возникают очень сложные ситуации.

Чтобы знания о духовности и сами духовные ценности закрепились в сознании, а затем воплотились в поведении, они должны быть закреплены в деятельности, перейти в привычку поступать должным образом. Как поступать соответствующим образом, тоже надо знать и уметь. Поэтому важнейшая задача целенаправленного воспитания состоит в организации сознательного поведения.

Но, чтобы духовные ценности не остались только «на словах», надо постоянно предъявлять жёсткие требования к их реализации и осуществлять контроль их выполнения. Требования отнюдь не сводятся к категорическому приказу. Это вообще не лучшая форма требовательности, а тем более при формировании духовных ценностей. Арсенал форм здесь достаточно большой. Это совет, просьба, инициативное предложение принять участие в мероприятии, фиксация внимания с намёком на желательный или нежелательный образ действий, общественное мнение, мнение авторитетного лица, напоминание и т. д. В любом случае нужно следовать принципу единства требования и уважения. Требование должно быть уважительным. Человек должен быть уверен, что от него требуют именно потому, что верят в его силы и возможности, в то, что сознательно и ответственно подойдёт к выполнению этих требований.

Между сообщёнными знаниями и предъявленными требованиями, с одной стороны, и следующим за ними реальным поведением – с другой, должна быть обратная связь, что и достигается с помощью контроля. Контроль должен быть постоянным и объективным и не превращаться в мелочную и унизительную опеку, подобно проверке точного выполнения технологических норм при производстве какого-то продукта. Ведь формирование духовных ценностей – это творческий процесс.

Но что делать обществу, коллективу с молодыми людьми, которые плохо поддаются целенаправленному воспитанию, безразличны к духовным ценностям, руководствуются в своём поведении другими образцами, не реагируют на требования коллектива и ничего не боятся? Откуда и почему они такие? Одна из причин заключается в непосредственном влиянии окружающей среды. Здесь мы подошли к следующему способу воздействия на факторы, формирующие духовные ценности, – организация окружающей среды. Об этом в следующей статье.

В заключение следует сказать, что основные проявления человеческой жизнедеятельности: труд, потребление и общение – в условиях современной цивилизации могут быть подлинно человеческими, а могут оказаться чуждыми человеку. Чтобы возможности современной цивилизации были использованы в труде, потреблении и общении для свободного выражения сущностных сил человека, требуется единство целенаправленного воспитания, организации среды и самовоспитания. Высокий уровень информационных технологий в производстве, социальная справедливость, политическая стабильность – это материальные основы человеческой жизнедеятельности. Сознательное, творческое отношение к труду, разумность потребностей и интересов – это основы духовные. Взаимодействие этих основ обеспечивает успешное развитие человека, общества и природы. Без материальных условий духовность, духовные ценности остаются мечтой утописта, его личным достоянием. Без духовных ценностей материальные предпосылки – будучи средствами, а не самоцелью – либо реализуются недостаточно эффективно, либо начинают работать на антиценности. И потому духовные ценности не роскошь, а условие гармонии между миром и человеком.

Ключевые слова: духовные ценности; факторы, формирующие духовные ценности; способы воздействия на факторы, целенаправленное воспитание.

Литература

1. Анциферова Л. Восхождение к разуму. Диалоги. – М., 1979 г.

2. Макаренко А. С. О воспитании молодёжи. – М., 1951 г.

3. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М., 2004 г.

4. Ильенков Э. В.«Школа должна учить мыслить». – М., 2002.

Анотація

Характерною особливістю сучасної цивілізації є порушення принципу єдності громадських та особистих інтересів. В умовах глобалізації порушення цього принципу може призвести до загибелі всього людства. Щоб цього не сталося, необхідно якомога швидше перейти до формування духовних цінностей, оскільки вони є стратегічними орієнтирами людини в різних сферах його життєдіяльності, визначають весь спосіб його життя. Проблемі формування духовних цінностей присвячена стаття. Ключові слова: духовні цінності; чинники, що формують духовні цінності, способи впливу на фактори, цілеспрямоване виховання.

Summary

A characteristic feature of modern civilization is a violation of the principle of unity of public and private interests. With the globalization of violation of this principle can lead to death of all mankind. To prevent this, you must immediately proceed to the formation of spiritual values, because they are strategic orientations rights in various spheres of its activities, define the whole way of life. The problem of the formation of spiritual values of the article. Keywords: spiritual values, factors shaping the spiritual values, ways of influencing factors, targeted education.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить