Статьи по психологии

Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи

Мезенцева В. Д.– cт. преподаватель каф. языковой и психолого-педагогической подготовки.

Решение воспитательных задач в вузе возможно на основе знания ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений студентов.

Проблема исследования ценностных ориентацией студенческой молодежи остается сегодня по-прежнему актуальной, так как кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей.

Проблеме исследования ценностных ориентаций студентов посвящена статья.

Ключевые слова: ценностные ориентации; направленность личности; жизненные цели; моральные принципы; мировоззрение.

В целостном педагогическом процессе вуза важное место занимает процесс воспитания – целенаправленное формирование личности. Но формирование личности “возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников” [1]. Не следует забывать, что в университет приходят представители различных социальных групп и регионов, которые имеют неодинаковую направленность на образование и воспитание, разные моральные принципы и приемлемость их нарушения, разные религиозные предпочтения, отношение к общественной жизни, отличаются разным уровнем образовательной и культурной подготовки. А требования к ним чаще всего предъявляют одинаковые.

Кроме того, в последние годы снизился и возраст абитуриентов, поступающих на первый курс: на первое сентября 2009 года около 30% первокурсников не достигли 17-летнего возраста, в 2010 году их будет не меньше. Это тот юношеский и переходный к юношескому возраст, который является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Интенсивность формирования системы ценностных ориентаций связана с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения.

Таким образом, прежде чем ставить и решать воспитательные задачи в вузе, необходимо составить картину о ценностных ориентациях, жизненных приоритетах, профессиональных предпочтениях наших студентов.

Проблема исследования ценностных ориентацией у молодежи, в том числе студенческой молодежи, остается сегодня по-прежнему актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей. Особенно ярко это выражено у молодежи.

В научной литературе существует множество различных определений понятия “ценностных ориентаций”. В словаре социальной психологии ценностные ориентации определяются как:

а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации;

б) основания, по которым личность или группа “выстраивает” воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости.

Алексеев В. Г. считает, что ценностные ориентации – это “отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров” [2]. Немов Р. С. под ценностными ориентациями понимает то, что “человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл” [3]. Е. С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [4]. Таким образом, ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности.

С целью изучения ценностных ориентаций студентов мы провели исследование на первом курсе двух потоков: “Землеустройство и кадастр” и “Пищевые технологии”. В исследовании приняли участие юноши и девушки в возрасте от 16 до 20 лет. Всего было опрошено 145 человек – 62 юноши и 83 девушки. Опрос проводился с помощью анонимного анкетирования, но с указанием возраста, пола, места проживания (город – село).

В качестве базовой методики использовалась шкала ценностей М. Рокича, которая в обобщенном виде отражает наиболее актуальные ценности взрослого человека. Ценность Рокич определяет как “устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования” [5]. Разработанная М. Рокичем методика основана на прямом ранжировании списка ценностей, причем различается два класса ценностей:

Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Каждую из ценностей исследуемый должен был оценить по пятибалльной системе с точки зрения ее значимости для него как цели жизни. Кроме того, анкета содержала ряд дополнительных вопросов, охватывающих различные сферы жизни молодежи.

В соответствии с тем, как исследователи понимают ценностные ориентации, была проведена обработка и анализ полученных данных. Прежде всего, определялась степень сформированности у них механизма дифференциации. Использование испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (в основном 4 и 5) свидетельствует о том, что умение дифференцировать ценности находится на начальной стадии формирования. Таких анкет было 22%.

Полученные данные позволили нарисовать нам “ценностно-ориентационный” портрет первокурсника. Абсолютно доминирует ценность “сохранение мира на Земле”, следующую строку у юношей занимает “любимая и интересная работа”, у девушек – “любимый человек” и “семья”, на третьем месте у юношей – “сделать из себя настоящего человека”. Далее и у юношей, и у девушек – “верный, надежный, преданный друг”. Середину иерархической системы занимает большая группа ценностей, которые в глазах студентов имеют устойчивое значение для личности, но представляются им второстепенными по сравнению с главными целями жизни. Это “здоровье”, “материальная обеспеченность”, “самостоятельность”, “активность”, “красота”. Последнее место занимают ценности, связанные с наличием развлечений, модных вещей. Полученные данные свидетельствуют о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося индивидуализированной ориентацией на личные, в том числе экономические ценности.

Среди ценностей – средств достижения жизненных целей ведущими являются: твердая воля, независимость, предприимчивость, образованность. Вместе с тем 82% исследуемых считают, что достижению успеха в современном мире поможет умение идти напролом, добиваться своих целей любой ценой, наличие знакомства и связей, удачное замужество/женитьба.

Исследование показало, как студенты оценивают влияние на себя различных источников социализации и воспитания. Вне конкуренции – влияние родителей, прежде всего матери (58% опрошенных), затем у юношей следуют друзья (24%), у девушек – книги (19%), преподаватели (12%), родственники (13%), фильмы (7%), и на последнем месте – средства массовой информации. Значение и влияние книг упало именно в последние годы; они заметно утратили свою былую воспитательную роль. Влияние средств массовой информации на свой менталитет признают только 7% молодых людей. Однако психологические эксперименты и наблюдения (за рубежом и в нашей стране) свидетельствуют о другом: несомненно их значительное влияние на психику и сознание молодежи, в первую очередь, со стороны телевидения, Интернета.

Почти половина опрашиваемых называет себя верующими, остальные – не определились. Только один считает себя атеистом. При этом отношение к представителям иной веры у большинства девушек уважительное, у юношей – безразличное. Как нетерпимое обозначили 5 человек, т. е. 3%.

Около 70% юношей и девушек не считают себя патриотами. Только 11% студентов гордятся тем, что живут в Украине. Хотя при этом 87% гордятся своей принадлежностью к Крыму.

Как этого и стоило ожидать, практически у всех опрошенных (97%) имеется цель в жизни. Чаще всего встречаются такие ответы, как “иметь хорошую работу, семью, детей, друзей, дом, машину”, быть успешным человеком, добиться признания”. Некоторые говорят о поисках себя, своего пути, развитии личных способностей, о необходимости полноценной жизни. Около 6% обозначили цель жизни как “жизнь в свое удовольствие”, “радоваться мелочам”. Согласно анкетам, студенты не видят себя в будущем решающими проблемы общественного устройства, государства, окружающей среды.

Основной формой досуга студентов является общение с друзьями. Так проводят свободное время более двух третей респондентов. Причем “общение” зачастую сопровождается употреблением спиртных напитков. Только 8% опрашиваемых не употребляют спиртных напитков, причем этот процент примерно одинаков и у юношей, и у девушек. 2/3 употребляют пиво и вина, остальные добавляют и крепкие напитки.

Приоритетным остается просмотр телевизора – для 62% студентов это основная форма развлечения, а для 15% – Интернет. Студенты-горожане чаще, чем сельская молодежь, посещают театры, кино, концерты, дискотеки, кафе и бары. Около трети участников исследования, в основном сельчане, посвящают свободное время домашнему хозяйству. Интересы 37% сосредоточены на спорте, и всего 12% увлекается чтением. Крайне редко студенты посещают музеи. Обычно это коллективные экскурсии. Можно сделать вывод, что студенты больше ориентированы на развлечения при отсутствии стремления к внутренней духовной работе, саморазвитию. Учреждения культуры, посещение которых требует такой работы (музеи, библиотеки, выставки) пользуются спросом значительно меньшего количества учащихся.

Очень важны мнения студентов относительно оправданности различных негативных действий. Наиболее устрашающей проблемой в общественном сознании в настоящее время является наркомания в среде молодежи. Радует то, что большинство студентов негативно относятся к употреблению наркотиков, хотя 12% юношей наркотики пробовали, а 8% – считают, что нужно разрешить употребление легких наркотических веществ. Осуждается проституция, аборты, управление транспортом в нетрезвом состоянии. Сквернословие осуждают 72% девушек и 56% юношей. Что настораживает: позитивное отношение или отношение, стремящееся оправдать действия, высказали студенты по поводу разводов и половых отношений до достижения совершенно­летия. 53% юношей оправдывают мелкие правонарушения.

Если подвести итог всему исследованию, то можно сказать, что ценностные ориентации студенческой молодежи достаточно противоречивы. В ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются семья, материальное благополучие, интересная работа, дружба, здоровье, любовь.

Проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии находятся на периферии молодежного внимания. Среди повседневных ценностей студентов преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма. В ценностной иерархии современной студенческой молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.

Литература

1. Подласный И. П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. Учеб. Заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996..

2. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979

3. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., ВЛАДОС, 1998.

4. Волков Е. С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981

5. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. – M., 1992.

Анотація

Вирішення виховних завдань у ВНЗ можливе на основі знання ціннісних орієнтацій, життєвих пріоритетів, професійних уподобань студентів.

Проблема дослідження ціннісних орієнтацій студентської молоді залишається сьогодні, як і раніше, актуальною, тому що кардинальні зміни в політичній, економічній, духовній сферах нашого суспільства тягнуть за собою радикальні зміни в ціннісних орієнтаціях і вчинках людей.

Проблемі дослідження ціннісних орієнтацій студентів присвячена стаття.

Ключові слова: ціннісні орієнтації; спрямованість особистості; життєві цілі; моральні принципи; світогляд.

Abstract

The solution of educational problems in the university is possible on the basis of knowledge of values, life priorities, professional preferences of students.

The problem of investigation of value orientation of students remains today still important as major changes in political, economic and spiritual spheres of our society entail radical changes in the value orientations and actions of people.

The problem of investigation of value orientations of students of the article.

Keywords: value orientation; orientation of the personality, life goals, moral principles, ideology.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить