Статьи по педагогике

Пути реализации основных принципов Болонской декларации.

Турбин В. А. д. т. н., доцент, заведующий кафедрой ТПХиППОиС

Вышла в сорнике «Материалы…». Симферополь, 2005 г. (желтый) - С. 25 – 18.

О том, что образование является важным фактором экономического роста, духовного обогащения населения и страны в целом всем нам известно со школьной скамьи. Сейчас, в начале третьего тысячелетия, система образования становится передовой сферой в цивилизованной конкурентной борьбе между странами. Образование и развитие природных способностей молодого человека, это самый тяжелой вид общественной и индивидуальной деятельности, особенно при низком материальном уровне жизни. В современном мире развитые капиталистические страны на базе отсутствия в обществе духовных ценностей, при достаточно высокой обеспеченности населения, столкнулись с нежеланием молодежи получать образование. Прогрессивные люди Европейских стран видят предстоящую угрозу интеллекту своих государств. Поэтому на первое место соревнования между странами выдвинут лозунг борьбы за мозги. Только научно технический потенциал может обеспечить развитие новых технологий и экономическую стабильность страны. Средством этой безобидной борьбы за приоритетное положение в мире является принятие Болонской декларации об образовании.

В то же время принятие Болонской декларации – это объективная необходимость мирового сообщества, порожденная особенностями международных отношений, потребностью населения к улучшению качества жизни и расширению свободы личности.

Наше поколение выросло под Ленинским лозунгом: «Учиться, учиться и учиться». Прежняя система образования (Великой и могучей страны – Советского Союза) имела множество преимуществ по сравнению с системой образования в развитых капиталистических странах и множество недостатков. Образовательная система независимой Украины, к сожалению, растеряла большую часть положительных сторон, унаследовала и углубила ее недостатки. Вопрос необходимости реформы образования не вызывает сомнения. Суть вопроса - в чем должна заключаться реформа образования и как она должна проходить.

Примеров негативных последствий различных, не до конца продуманных и обоснованных реформ и революций за обозримое столетие можно привести множество. Все они отразились на наших судьбах. Поэтому, на наш взгляд, реформа образования, в том числе проводимая на базе Болонской декларации, должна иметь четкую программу реформирования образования в Украине, прошедшую всенародное обсуждение. Переход к Болонской системе образования предусматривает совершенствование комплекса сфер жизнедеятельности студентов и преподавателей и объем данной статьи не позволяет подробно раскрыть все направления, остановиться на преимуществах и недостатках этих направлений. Современная экономика Украины, уровень финансирования образования, законодательная база страны вряд ли позволяют говорить о полном соблюдении Украиной положений Болонской декларации. Пока мы латаем «тришкин кафтан» реформы системы образования не получится. Сейчас надо говорить не о реформе, а о модернизации образовательного процесса, которая должна привести к повышению качества знаний выпускаемых нами специалистов. Модернизации на наш взгляд в первую очередь должны подвергнуться следующие направления.

1. Система отношений «Преподаватель-студент». Сочетание слов уже указывает на взаимную зависимость субъектов. Эта зависимость еще и законодательно подкреплена количественным соотношением: обязательная недельная аудиторная нагрузка на студента должна составлять 28-30 часов. Преподаватель обязан вычитать предусмотренный программой объем дисциплины и выполнить 900 часов учебной нагрузки. О какой требовательности и качестве может идти речь, если в основу этих отношений положен не конечный продукт – качество знаний, а количество занятий проведенных преподавателем и посещенных студентом, количество студентов на одного преподавателя вуза. Обе стороны являются заложниками несовершенной системы. В условиях усиливающегося демографического кризиса, отсутствии естественного и конкурсного отборов при поступлении в высшие учебные заведения не учатся или абсолютно ленивые молодые люди или абсолютно бездарные. Не способствует улучшению качества образования и переход на трехступенчатую систему – бакалавр, специалист, магистр.

В основе образования должно лежать желание студента получить знаний больше, чем самый близкий товарищ и даже преподаватель. И такая возможность у студентов имеется. Ведь в современном мире с беспрерывно меняющимися технологиями преподаватель обращается к той же литературе, которую рекомендует и своим студентам. Роль преподавателя должна сводиться не к натаскиванию, порой бездарного отрока, в чем и состоит суть современного образования, а к правильной постановке вопроса, облегчению поиска и понимания необходимой литературы. В недалеком прошлом в отчетности преподавателя был пункт: «Количество прочитанных проблемных лекций». Так вот, в основе взаимоотношений «преподаватель-студент» должны быть проблемные лекции.

2. Оценка знаний студента. При современной системе образования оценка, выставленная в экзаменационной ведомости и зачетной книжке студента не всегда адекватны уровню знаний, сформированных в его мозговом аппарате. Причиной этого не только субъективизм преподавателя, порой его социальная, материальная и бытовая зависимости, но и нежелание студентов получать глубокие знания. Многие студенты, особенно младших курсов, абсолютно не представляют себя в роли специалиста той профессии, на которой они обучаются. Современным студентам присущ меркантилизм. Преобладающая масса студентов совмещают работу с учебой не с целью обеспечить для себя прожиточный минимум, а с целью накопления средств для развлечений. В то же время среди студентов возросло количество карьеристов, желающих незаконно получить высокие оценки и дипломы с отличием. По понятным всем причинам не способствует повышению качества знаний и проводимый Министерством образования рейтинг специальностей среди высших учебных заведений. Особого внимания заслуживает система получения одновременно двух и более образований. Предвкушая чиновничьи льготы, многие молодые люди, подталкиваемые проворными и обеспеченными родителями, стремятся без напряжения и упорного труда получить за пять лет два диплома о высшем образовании, не соответствуя по своему содержанию и одному диплому. Большинство изучаемых по второй специальности дисциплин перезачитываются без подтверждения глубины знаний и понимания вопросов. Такой подход снижает престиж высшего образования. Второе образование и называется вторым потому, что есть первое. Поэтому, считаю, что подобная практика выдачи дипломов о высшем образовании в Украине, как в Европейской державе, должна быть прекращена. Применение рекомендованных Болонской декларацией элементов модульно-рейтинговой системы обучения не устраняет субъективизма в оценке знаний.

3. Уровень подготовки методического материала. Основой повышения качества обучения должен стать методический материал. В условиях увеличивающегося потока информации, бесконечно возрастающего количества изучаемых дисциплин, дефицита времени студенту трудно ориентироваться и найти необходимый материал. Наличие подробных методик, с указанием авторов статей или книг, страниц, абзацев будет способствовать повышению эффективности процесса обучения. Методическая работа должна стать основой деятельности преподавателя. Однако, рекомендованное «Положение о планировании и учете нагрузки научно-педагогических работников НАУ» не учитывает всей сложности данной работы. Например, приложение Е, п. 2. За подготовку конспекта лекций по новой дисциплине, которая вводится впервые, преподаватель может записать один час за один час подготовленной лекции. Такую расценку может предложить тот, кто никогда не готовил новый курс, или уже не собирается готовить. Повышению качества образования в нашем университете будет способствовать также полное соответствие требованиям приложения Б указанного положения при планировании учебной нагрузки.

4. Терминология образовательного процесса и учебные программы. Чтобы определиться в какой степени наше образование соответствует веяниям времени, надо привести понятия и определения, предложенные Европейской кредитно-трансфертной системой образования.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса – это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных кредитов.

Модуль – завершенная часть образовательно-профессиональной программы. Это может быть учебная дисциплина, которая реализуется различными формами учебного процесса – лекции, практические занятия, семинары, рефераты и т. д.

Блок модулей – блок дисциплин, читаемых в определенный интервал времени.

Содержательный модуль – это система учебных элементов, объединенных по признаку соответствия определенному учебному объекту. Одним словом это тема.

Зачетный модуль – это блок содержательных модулей. В существующей образовательной системе это несколько тем, объединенных по содержанию, т. е. раздел дисциплины.

Зачетный кредит – единица измерения учебной нагрузки, необходимой для усвоения содержательных модулей или блока содержательных модулей. В существующей образовательной системе это нагрузка в часах на проведение текущего контроля уровня знаний по отдельным разделам дисциплины.

Учебный кредит – единица измерения выполненной студентом работы. Этот показатель учитывает объем работы студента и включает в себя: лекции, семинарские и практические, консультации, контрольные, рефераты, самостоятельную работу, экзамены.

Для составляющих каждого модуля разрабатывается бально-рейтинговая шкала. Бально-рейтинговая система предусматривает начисление определенного процента от 100-бальной шкалы за выполнение того или иного задания. На мой взгляд предложенная модель оценки громоздка и в нашей системе образования вряд ли приживется. В высшей школе более подходит трехбальная оценка знаний – «отлично» - студент показал безупречные знания, удовлетворительно – студент знает учебный материал, но не безупречно, и знания неудовлетворительные. Считаю, что в данный момент суть европейской системы образования не следует сводить к применению новых систем зачетных единиц. Суть вопроса – научить студента работать самостоятельно, получать образование активно, сформировать в сознании мысль, что совершенствование образования необходимо в течение всей жизни.

Интеграцию высшего образования в Украине в Европейское образовательное пространство надо начать с гармонизации учебных планов и рабочих программ. Эту работу надо сделать сначала внутри собственного университета, между кафедрами НАУ и его филиалов, а затем между университетами Украины. Касаясь преподаваемых мною дисциплин, на предыдущей конференции я уже высказывал мысль об унификации учебных планов и рабочих программ на агрономическом факультете и факультете плодоовощеводства и виноградарства, говорил о целесообразности слияния факультетов ТПХиППР и ТПХиПППиВ и образования одного факультета агрономической направленности: технологии продукции растениеводства. На этом факультете целесообразнее и эффективней создать одну полноценную кафедру технологии хранения и первичной переработки продукции растениеводства и стандартизации. Дисциплину «стандартизация и управление качеством продукции» следует сконцентрировать на одной кафедре. Начало этому процессу уже положено. Надо уйти также от персонификации при выделении часов на кафедру или дисциплину и при составлении структуры учебных поручений. Пора прекратить практику дробления дисциплин. Количество дисциплин на кафедрах доходит до 20. А если разобраться – это раздел или глава основной дисциплины.

Вклад каждого в данном направлении преподавательской деятельности будет способствовать повышению качества выпускаемых специалистов, росту благосостояния народа и процветанию Украины.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить