Статьи по педагогике

Научно-педагогическое исследование деятельности кураторов как условие совершенствования управления воспитательной работой в ВУЗе

Гаврилюк В. Л. – к. ф.н., доцент, директор гуманитарного УНЦ, зав. кафедрой языковой и психолого-педагогической подготовки.

В статье охарактеризованы основные периоды становления систе­мы внеаудиторной воспитательной работы в аграрных вузах Украи­ны III-IV уровней аккредитации делается вывод, что для дальнейшего развития этой системы необходимо проводить научно-педа­гоги­ческие исследования деятельности кураторов академических групп.

В современной отечественной педагогической науке и практике уже достаточно основательно утвердилось понимание того, что не только в школах, но и в вузах должна быть создана надёжная система внеаудиторной воспитательной работы. Студенты, хотя, казалось бы, взрослые люди, но нуждаются в многоплановой педагогической и психологической поддержке, коррекции поведения, особенно на первых курсах обучения.

В ЮФ НУБиП Украины “Крымский агротехнологический университет”, как и в других аграрных вузах Украины, за последние десять лет сформировалась система внеаудиторной воспитательной работы со студентами. Институт кураторов академических групп – важнейшая структура в этой системе (см. таблица № 1).

Проведение воспитательных мероприятий основано на педагогическом общении куратора со всеми студентами группы. И хотя степень и характер участия студентов в организации и проведении мероприятий разные, но всё же на уровне группы количество студентов, активно занятых в воспитательном процессе, в процентном отношении значительно больше, чем на уровне факультета и тем более вуза.

С конца 80-х годов до второй половины 90-х годов прошлого века в вузах Украины не было системы внеаудиторной работы. Воспитание студенческой молодёжи осуществлялось главным образом в процессе обучения и носило преимущественно стихийный характер, т. е. целиком зависело от индивидуальных особенностей и педагогического профессионализма преподавателя.

Гражданское и национальное воспитание студентов оставались вне поля целенаправленного педагогического влияния вуза. Только к середине 90-х годов деятелями высшей школы осознаётся необходимость возрождения полномасштабной, разнонаправленной системы воспитательной работы в студенческой среде, но на новых мировоззренческих и ценностных основаниях. Главной идеей, определяющей содержание всей воспитательной работы на государственном уровне, стала идея национального воспитания молодёжи как граждан независимой Украины. Восстановление системности воспитательной работы в вузах получило своё идеологическое обоснование.

Рисунок1.tif

Введены должности проректоров и заместителей деканов по воспитательной работе (на общественных началах). Воспитательной деятельности придаётся плановый характер.

В августе 1998 года Министерство образования Украины направляет в вузы “Методические рекомендации по планированию воспитательной работы со студентами в высших учреждениях образования III-IV уровней аккредитации” [1]. Этот документ содержит не только рекомендации по составлению общевузовского плана воспитательной работы, но и ряд концептуальных положений, указывающих на острую необходимость поиска новых подходов и форм воспитательной работы, “возрождения её роли как наиглавнейшего направления деятельности высших учебных заведений, профессорско-пре­подавательского состава, студенческой общественности” [1; c.184]. “Перестройка воспитательного процесса в высшей школе, – отмечается в документе, – требует приведения в действие как новых форм влияния на студента, так и активизации старых наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса, отработки новых методик и стиля воспитания. Воспитательный процесс в высших учреждениях образования III-IV уровней аккредитации должен осуществляться при наиактивнейшем участии самих студентов. Это предполагает сотрудничество преподавателя-наставника, куратора и студента” [1; c.184].

Во второй половине 90-х годов ХХ и в первые годы ХХI века основные успехи по формированию новой системы воспитания студенческой молодёжи в аграрных вузах связаны главным образом с деятельностью Министерства аграрной политики по реализации государственных программ воспитания молодёжи. Воспитательные мероприятия общеукраинского масштаба, которые становятся традиционными, заложили основу системности внеаудиторной воспитательной работы на уровне высших учебных заведений. Так, начиная с 1999 года проводятся ежегодные Слёты именных стипендиатов и отличников учёбы аграрных высших учебных заведений “Лидеры АПК ХХI столетия”.

С 2001 года ежегодно проводится Всеукраинский фестиваль художественного творчества среди коллективов аграрных высших учебных заведений “Софиевские зори”, цель которого – реализация национальной программы патриотического воспитания населения, формирование здорового образа жизни, развитие духовности, укрепление моральных основ общества, активизация и популяризация художественного творчества в аграрных вузах.

В последующие годы реализуются новые воспитательные мероприятия, в подготовке и проведении которых задействованы все аграрные вузы Украины, в частности, интеллектуальный конкурс “Лучший студент года”. Воспитательные мероприятия, организуемые МОН Украины и Минагрополитики, оставляют глубокий и благодатный след в памяти и душах многих студентов и преподавателей аграрных вузов. Однако дальнейшее развитие системы внеаудиторной воспитательной работы невозможно только на основе увеличения количества межвузовских и общевузовских мероприятий. Необходимо, чтобы так же чётко и масштабно, как и “сверху”, заработал механизм воспитательных усилий “снизу”. Для этого следует добиваться нового качества работы кураторов академических групп совместно с органами студенческого самоуправления.

Принцип личностно ориентированного обучения, гуманизирующий образовательный процесс, должен найти адекватное выражение в содержании и формах воспитательной работы, в новом демократическом стиле педагогического общения куратора со студентами. Основной признак этого стиля в последнее время обозначается словом “фасилитация” (от англ. fаcilitate – помогать, облегчать, способствовать). “В актуализированном субъект – субъектом взаимодействии с учениками (студентами, слушателями) педагог (школьный учитель, преподаватель ВУЗа) выступает, прежде всего, как фасилитатор” [2, c.9]. Соглашаясь с этим утверждением по существу, хотелось бы сделать уточнение: педагог должен выступать как фасилитатор, – потому что в действительности далеко не все учителя, преподаватели вузов, кураторы студенческих групп придерживаются этой роли. Едва ли не основной задачей, решение которой позволит существенно улучшить качество воспитательной работы, является формирование такого стиля педагогического общения куратора и студентов, который основан на сотрудничестве, искреннем желании помочь молодым людям достичь образовательной цели, решить жизненно важные проблемы. Этот стиль полностью исключает проявление диктата, авторитаризма со стороны старшего партнёра по педагогическому общению.

В ведущих аграрных вузах Украины успешно реализуется понимание основополагающей роли кураторов в системе воспитательной работы со студентами. Например, заслуживает изучения и использования опыт деятельности кураторов в Харьковском национальном техническом университете сельского хозяйства имени Петра Василенко. С этим опытом знакомят методические рекомендации, подготовленные научно-педаго­гическими работниками данного университета. “Реформа высшего образо­вания предполагает дальнейшее усовершенствование воспитательной работы. Один из надёжных путей к этому – выбор таких форм и методов, которые влияли бы одновременно на ум и чувства студента, стимулировали его к действию. Основной фигурой данного процесса можно назвать ответственных преподавателей-кураторов групп. Возникает необходимость создания технологии организационно-воспитательной работы куратора, которая бы помогала не только усовершенствовать воспитательный процесс в вузе аграрного профиля, но и акцентировать влияние на специфических знаниях, умениях и навыках кураторов академических групп” [3; c.3].

Кроме изучения соответствующей педагогической, психологической литературы и знакомства с передовым опытом организации воспитательного процесса в ведущих аграрных вузах Украины, необходимым основанием для выработки методов, форм совершенствования деятельности кураторов и управления ей должно стать систематическое научно-педаго­ги­ческое исследование этой деятельности в конкретных аграрных вузах, в частности, в ЮФ НУБиПУкраины “КАТУ”. Заметим, что, в отличие от бо­лее высоких структур системы воспитательной работы в вузе, институт кураторов слабо поддаётся административному влиянию. Едва ли возмож­но существенно повлиять на качество работы кураторов изданием соответст­вующих приказов, распоряжений, инструкций. Как нам представляется, единственным надёжным помощником в этом деле может быть только педагогическая наука, проведение конкретных социально-психолого-пе­да­го­ги­ческих исследований, по результатам которых можно было бы предлагать конкретные рекомендации кураторам, корректировать стиль, методы управления их воспитательной и организационной деятельностью. Причём, важно привлечь самих кураторов к этой исследовательской работе.

Инструментом мотивации деятельности кураторов как творчества может стать придание воспитательной работе характера педагогического эксперимента. В этом случае кураторы будут поставлены в положение педагогов-исследователей. Смысл и стиль их деятельности будет определяться самостоятельным поиском путей создания благоприятных психолого-педагогических, морально-правовых условий для успешного обучения и воспитания подопечных студентов.

Одной из актуальных задач научного изучения воспитательной деятельности в студенческих группах является выявление и описание типов кураторов, т. е. создание определённой педагогической “типологии кураторов”. Под выражением “типология кураторов” мы понимаем распределение всех преподавателей, выполняющих по приказу ректора обязанности кураторов академических групп, по категориям, в зависимости от их отношения к воспитательной работе, от уровня педагогической компетенции, от степени сформированности личностных качеств, необходимых для действительно профессионального выполнения роли воспитателя, наставника студентов академической группы. Кроме указанных оснований, “типология кураторов” должна учесть и ряд других существенных признаков, влияющих на выполнение воспитательной работы: индивидуально-психологические особенности, образование, возраст и некоторые др.

“Типология кураторов” могла бы стать ориентиром для составления рекомендаций, усиливающих мотивационную и организационную основу выполнения профессорско-преподавательским составом воспитательной деятельности в вузе.

Проведение научно-педагогических исследований деятельности кураторов особенно актуально для вузов, в которых большая часть профессорско-преподавательского состава не имеет педагогического образования. В таких вузах есть много преподавателей, научившихся методике формирования знаний, умений и навыков, но лишь немногие из них умеют и хотят заниматься воспитательной работой со студентами. На одной из научных конференций, посвящённой проблемам воспитания студентов, были высказаны такие суждения: “Нужно заниматься воспитательной работой, но катастрофически не хватает воспитателей, людей, которые имеют психологические навыки, желание творить добро для людей. Принцип “Каждый руководитель – воспитатель студенческой молодёжи”, безусловно, имеет право на жизнь, но далеко не каждый преподаватель может быть воспитателем. Вот над чем необходимо задуматься, о чём дискутировать” [4; c.8]. К сказанному добавим: и активно подключать к поиску путей решения этой проблемы педагогическую науку, конкретные исследования.

Литература

1. Методичні рекомендації до планування виховної роботи з студентами у вищих закладах освіти III-IV рівнів акредитації // Законодавчі та нормативні акти про освіту в Україні. – К., 1998. – Т.1. – С. 183-186.

2. Авдєєва І. М., Мельникова І. М. Інноваційні комунікативні технології в роботі куратора академгрупи. – Київ, 2007.

3. Організаційно-виховна діяльність кураторів студентських груп: Методичні рекомендації куратора студентських груп. – Харків, 2007.

4. Годованець Т. Ю. Віра в силу виховання: про концептуальні засади організації виховного процесу – //В зб.: “Актуальні проблеми виховання студентів, формування їх як особистостей у вищих закладах освіти»// Матеріали Міжнародної науково-методичної конференції. – Київ. НУХТ, 2002.

Анотація

Гаврилюк В. Л. Науково-педагогічне дослідження діяльності кураторів як умова удосконалення управління виховною роботою у ВНЗ.

У статті охарактеризовані основні періоди становлення системи позааудиторної виховної роботи в аграрних ВНЗ України III-IV рівнів акредитації і робиться висновок, що для подальшого розвитку цієї системи необхідно проводити науково-педагогічне дослідження діяльності кураторів студентських груп.

Summary

Gavrilyuk V. L. Scientific-pedagogical research of curator activities as a condition for improving the management of educational work at the university.

In this paper the main periods of the system formation of extracurricular educational work in the Ukrainian agrarian establishments of III-IV accreditation levels have been examined. There was concluded that further development of this system of scientific and pedagogical researches of the curator activities in student groups must be carried out.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить