Статьи по педагогике

Использование исторического опыта в обучении и воспитании современной студенческой молодежи (из опыта учебных заведений XVIII-XIX столетий)

Скляр Н. В. – старший преподаватель кафедры философии, истории и культурологии.

В статье излагаются отдельные аспекты опыта деятельности одних из первых высших учебных заведений в Украине. Рассмотрены особенности организации учебного процесса, решения бытовых условий жизни студентов и преподавателей.

Система высшего образования Украины подвергается широкому реформированию, причем очень часто используется опыт зарубежных стран. Мало внимания уделяется изучению и внедрению в жизнь опыта украинских вузов с самого раннего этапа их существования. Ведь обучение и воспитание современной молодежи не может быть полноценным, если не обращаться к историческим истокам своего народа, его материальной и духовной культуре. То есть без учета исторического опыта, без возрождения связи поколений на основании национальных общечеловеческих ценностей современный учебно-воспи­та­тельный процесс не возможен.

Бесспорно, что ведущим высшим учебным заведением XVIII века была Киево-Могилянская академия. Благодаря щедрой финансовой помощи гетмана И. Мазепы были построены новые корпуса академии и численность студентов достигла двух тысяч. В академии сформировалась четкая 12-летняя программа обучения, которая сосредотачивалась не только на изучении классических языков, философии, теологии, но и астрономии, географии, математики. Среди преподавателей академии были природовед Антон Прокопович-Антоновский, профессор математики и физики Иван Прокопович, Андрей и Петр Прокоповичи были основоположниками научной агрономии Украины.

Большинство студентов составляли выходцы из казацкой старшины и богатого мещанства, хотя нередко туда попадали сыны простых казаков и даже крестьян. Довольно острой была проблема незажиточных студентов и решалась радикально: путем выплаты определенных средств на год, а также предоставление им мест, где они могли бы заработать, занимаясь профессиональной деятельностью.

В академии проявляли заботу и в обеспечении высокого уровня жизни преподавателей. Преподавателям бесплатно предоставлялись жилые помещения, отопление, бесплатно выдавали продукты питания. Кроме этого, они получали жалование и часть доходов от монастырей, где они принимали постриг.

Исключительную роль в развитии активности учащихся, в формировании их творческого начала принадлежала академическим братствам или конгрегациям. Малая конгрегация объединяла студентов младших курсов, большая – студентов старших курсов. Конгрегации разрабатывали тексты присяг для тех, кто поступал в братство, контролировали их выполнение, распоряжались материальными средствами конгрегации.

Стратегией деятельности академии стало освоение духовного и интеллектуального опыта других народов. С момента своего возникновения Киево-Могилянская академия стремилась осуществить синтез духовных достижений Запада и Востока. Это сделало ее источником культурной эмансипации Украины и объединительным центром православных славян. Большая часть ее выпускников работала в сельской местности. Многие из них несли туда культуру, что позитивно влияло на образовательное состояние определенных слоев крестьянства. Павел Алеппский араб-христианин отмечал в своих записях, что даже крестьяне в Украине умели писать и читать, а сельские священники считали своей обязанностью обучать сирот, чтобы те не бродяжничали.

Из воспитанников Киевской академии сформировались писатели интересующиеся, в первую очередь, историей родной земли и писали так называемые казацкие летописи. Автором интереснейшей летописи был Самийло Величко. В предисловии к своей работе он объясняет, что годы опустошения и великих потерь Украины вызвали в нем интерес к прошлому своей земли. В “Летописи” он пытается найти ответы на многие вопросы исторического прошлого, тем самым поднимая патриотические чувства своих современников.

Выпускником Киево-Могилянской академии был Г Сковорода. Его часто называли “украинским Сократом”, он пешком обошел свое родное Левобережье и Слобожанщину. В первую очередь, его интересовало то, что может сделать человека по-настоящему счастливым. По мнению Сковороды, ключом к этому было познание “самого себя”, кроме этого человек должен делать в жизни то, чему соответствовало его естество. Необходимо, считал Сковорода, обеспечить личную свободу и избегать ненужного богатства и славы. Эти убеждения привели его к открытой критике старшины и духовенства за то, что они угнетали крестьян.

В Киевской академии некоторое время (1733-1734) обучался М. В.Ломоносов, по инициативе и проекту которого в 1755 году был открыт университет в Москве.

Воспитанники академии поднимали вопрос об образовании университета в Украине, в частности в Киеве в “Прошении” в 1764 году к Екатерине II. Но этот вопрос тогда не решился.

В XIX веке, в общих университетских Уставах указывалось на такие функции университетов, как распространение науки в обществе, развитие интеллектуального потенциала населения. Университет должен был быть центром культурной работы, воспитателем молодых людей, своим моральным авторитетом положительно влиять на общество. Так закладывался фундамент традиций университетского образования, ведущая роль отводилось гуманитарному образованию в системе высших учебных заведений. Именно специалисты гуманитарии существенным образом влияли на воспитания молодежи в духе идеалов того времени. Причем эти идеалы не всегда совпадали с идеями российского государства. Воспитание патриотических чувств всегда были в основе воспитательного процесса. А воспитывать такие чувства можно лишь тогда, когда есть бесспорные примеры, вызывающие гордость за свою страну. Таких примеров в XIX веке можно найти немало. Для студенческой молодежи такими примерами были представители научной интеллигенции, преподаватели Н. Костомаров, М. Дрогоманов, Д. Багалий, И. Срезневский, В. Антонович.

Крупнейшим вузом в Украине в XIX веке был Харьковский университет. Он был открыт в 1805 году по инициативе украинской интеллигенции, на средства известных людей Харьковщины и был первым университетом в восточной Украине. Сначала он насчитывал всего четыре факультета: филологический, юридический, математический и медицинский. Одним из основателей университета был известный ученый, просветитель и общественный деятель В. Каразин. Понимая значения качественного образования для развития духовной культуры народа, он начал работать в направлении организации народного образования. По инициативе Василия Назаровича в сентябре 1802 года было создано впервые в Европе министерство образования, он разрабатывает новые учебные планы для структуры высшего образования, его перу принадлежит “План народного образования”. Именно Каразин собирал средства на университет, покупал оборудование для университетской типографии, книги и атласы для библиотеки, приглашал лучших мастеров из-за границы для строительства университетских корпусов. Ректором университета назначили писателя, профессора П. Гулака-Артемовского (он один из первых в Украине писал свои произведения на украинском языке). П. Гулаку-Артемовс­кому удалось сформировать прекрасный коллектив педагогов, ученых и писателей. Преподавателями университета были талантливые ученые: математик Е. Осиповский, химики О. Ходнев, М. Бекетов и другие. Преподаватели и студенты университета большое внимание уделяли изучению украинской истории и культуры. Одним из первых, кто начал изучать украинское народное творчество, был профессор И. Срезневский. Харьков превратился в ведущий культурный и и просветительский центр Украины. Университет имел свое издательство и книжный магазин. За период с 1805 по 1861 г. Харьковский университет выпустил 2800 специалистов, из которых около 500 стали преподавателями, а 66 получили профессорское звание. Его выпускниками были личности, ставшие известными учеными и общественными деятелями. Наиболее выдающимися были: врач Ф. Иноземцев, математик М. Остроградский, филолог А. Потебня. Среди них был М. И.Туган-Барановский, в Московском университете он защитил ученую степень магистра политической экономии, с 1895 года преподавал в Петербуржском университете. После февральской революции вернулся в Украину, приняв активное участие в ее политической жизни. В июне 1917 года принимал участие в реорганизационном съезде Украинской партии социалистов-федералистов. В августе 1917 года вошел в состав Малой Рады как генеральный секретарь финансов. В 1918 году возглавлял Украинское товарищество экономистов.

В Харьковском университете обучался и Е. Чикаленко, сын известного землевладельца, сам в дальнейшем занимался меценатской деятельностью, пожертвовал средства на издание популярной истории Украины. По его инициативе и при активном участии печатались популярные брошюры для крестьян; он финансировал орган РУП – газету “Селянин”.

В 1834 г. открылся Киевский университет св. Владимира. Его первым ректором был выдающийся украинский ученый М. Макси­мо­вич. Он поощрял и лично принимал участие в изучении памятников старины и собиранию украинского фольклора. Немало его работ посвящены истории украинского казачества и развитию археологии в Украине. При университете работали музей древности, физический, минералогический и зоологический кабинеты, ботанический сад, обсерватория и анатомический театр; были созданы основы национальной исторической (в том числе археологической) школы, школы фольклористики и языкознания. После открытия университета св. Владимира Киев стал интеллектуальным центром Украины. От начала основания университета в нем работали ученые, ставшие флагманами украинской гуманитаристики. Именно они определяли развитие науки в Украине и были предтечами украинской академической работы. С университетом св. Владимира связано пятьдесят лет жизни отца народнической историографии, основоположника киевской школы документалистики, декана историко-филологического факультета, главного редактора Археологической комиссии профессора Владимира Антоновича. Студентом Киевского университета в 1886—1890 годах был известный историк М. Грушевский, в 1894 году защитивший магистерскую диссертацию в этом университете и получивший путевку в научную жизнь.

Развитие культурных процессов, просветительская деятельность и зарождение национального самосознания были неразрывно связаны с появлением новой социальной группы – интеллигенции. Интеллигенция воспринимала житейские реалии с точки зрения определенных идей и идеологий, а не конкретных сословных прав, привилегий и повинностей (как это наблюдалось до ее появления в иных социальных группах). “Вместо того чтобы рассматривать общество в узкой перспективе шляхтича, мещанина или крестьянина, – отмечал О. Суб­тельный, – представители интеллигенции считали, что они смотрят на общество в целом, учитывая интересы всех. Со временем критика существующего порядка вещей стала обычной системой в выступлениях интеллигенции – и до такой степени, что в конце XIX в. часть интеллигенции даже посвятила себя борьбе за изменение статус-кво любой ценой и любыми методами”.

Кадры украинской интеллигенции формировались в основном в учебных заведениях: в Харьковском и Киевском университетах, Одесском и Волынском лицеях, Нежинской гимназии высших наук, педагогических институтах. Подобно российским интеллигентам, украинская интеллектуальная элита до самого конца XIX в. оставалась весьма скромной социальной прослойкой, изолированной от широких народных масс и погруженной в собственные проблемы. И, тем не менее, влияние ее идей на общественную жизнь к началу ХХ в. неожиданно станет столь сильным, что это повлечет за собой резкую политизацию и поляризацию общества, возникновение политических партий и программ радикального переустройства всего общественного строя.

Рассмотрев на материалах указанных вузов традиции развития высшего образования в Украине, можно сделать вывод, что высокий научный статус преподавателей, демократизм организации образования, гуманизм в отношении к студентам обеспечили такое его положение, при котором объективные исследования должны были признать источниками российского образования “киевскую ученость” и “европейскую просвещенность”. Таким образом, изучение и внедрение их опыта может способствовать повышению уровня учебно-воспитательной работы в современных высших учебных заведениях.

Литература

1. Ільюшина О. Останній крок до життя. 160 років від дня народження В. Н. Каразіна.// Історія України.– 2003. – №5.

2. Кравець В. Історія української школи і педагогіки. Тернопіль,1994. – 358с.

3. Кравченко Д. Історична освіта: проблеми оновлення. // Вища освіта України. – 2004. – №2.

4. Хижняк З., Маньківський В. Історія Києво-Могилянської Академії. – К.,2003. – 184с.

Анотація

У статті викладаються окремі аспекти досвіду діяльності перших вищих навчальних закладів України. Розглянуті особливості організації навчального процесу, вирішення побутових умов життя студентів і викладачів.

Summary

Certain aspects of experience of activity of one of the first hiqher educational institutions in Ukraine. Features of the orqanization of educational process, the solution of life conditions of students and teachers.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить