Статьи по педагогике

Проблемы совершенствования воспитательной работы со спортсменами, занимающимися в спортивном отделении и роль тренера в этом процессе

Лаго А. П. – старший преподаватель кафедры физического воспитания и охраны здоровья.

Современный уровень развития массового спорта предъявляет все более возрастающие требования к тренеру спортивной секции, его педагогическому мастерству. Люди, несведущие в спорте, деятельность тренера, как правило, рассматривают очень узко, выделяя только её внешнюю сторону: руководство тренировкой. На самом же деле подготовка спортсмена – разрядника требует от тренера разнообразия педагогических приемов и способов коллективного и индивидуального воздействия на спортсмена в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Тренер не только руководит тренировкой, стремясь дать побольше спортивных знаний и умений, очень тесно общается со спортсменами, своими действиями и личным примером воздействует на психику своих подопечных учеников.

Тренер для спортсменов является авторитетом. А такие качества, как ответственность, достоинство, совесть, скромность являются главными составляющими педагогического авторитета. Спортсмены во многом, а чаще во всем копируют своего тренера, поэтом эффективность воспитательной работы тренера во многом определяется тем, насколько у него развита педагогическая этика и педагогический такт. Правилом нормативной педагогической этики следует считать требование: быть уверенным в себе, но ни в коем случае не самоуверенным, не считать себя непогрешимым.

В тренере нетерпимы робость, неуверенность, беспомощность. Эти качества раздражающе действуют на спортсменов (постоянные нравоучения, кокетство, демонстрация умственного и спортивного предовсходства, любование самим собой). Этикет тренера – это не просто вежливость, воспитанность. Это эталон поведения для воспитанников. Точность и умение держать свое слово, сдержанность в проявлении чувств и умение владеть собой, умение с достоинством переживать неприятности – все это влияет не только на внешнее поведение спортсменов, но и на их нравственное самосознание.

Проявление педагогического такта означает установление правильных взаимоотношений тренера с воспитанниками.

Основные признаки педагогического такта: требовательность без грубости и мелочной придирчивости;

- естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства;

- принципиальность и настойчивость без упрямства;

- внимательность и чуткость к ребятам без подчеркивания этого;

- отдача распоряжений без упрашивания;

- обучение спортсменов без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках и умениях;

- выслушивание спортсмена без выражения безразличия.

Владея педагогическим тактом, тренер эффективнее занимается воспитательным процессом студентов.

Однако, владея профессиональными умениями и навыками в своем виде спорта, будучи воспитанным человеком при организации учебно – тренировочных занятий в ВУЗе нельзя не учитывать специфические особенности своей деятельности:

Добровольный характер занятий.

Это требует поисков особых способов установления и налаживания взаимоотношений со студентами.

Тренер должен постоянно учитывать фактор добровольности, предъявлять к себе очень высокие требования и при подготовке к занятиям и при налаживании взаимоотношений с воспитанниками. Ему надо суметь завоевать симпатии своих учеников, чтобы они, придя к нему один раз, обязательно пришли снова.

Своеобразие спортивного коллектива.

От обычной учебной группы спортивный коллектив отличается некоторой разнородностью состава. В спортивную секцию собираются студенты не только разных факультетов, но и разного возраста, разной физической подготовкой.

Поэтому для сплочения команды. Создания коллектива и благоприятной психологической атмосферы в нем, тренеру необходимо проявлять максимум коммуникативных умений.

Свою квалификацию.

Следует помнить, что к педагогическому мастерству тренера, не имеющего высокой специальной спортивной и педагогической подготовки, наиболее сильные спортсмены часто проявляют недоверие, настороженное отношение.

Необходимость постоянно поддерживать высокий уровень своих физических возможностей и технического совершенства.

Под физическими возможностями тренера понимается состояние его здоровья, возможность выполнять упражнения вместе с занимающимися. Под техническим совершенством понимается умение технически правильно выполнять упражнения. Уровень физических возможностей и технического совершенства существенно влияет на качество показа упражнения и, следовательно, на формирование авторитета тренера. Кроме того, физическое состояние важно не только как элемент педагогической техники, но и как психологический фактов, обеспечивающий тренеру уверенность в себе в любых ситуациях.

Тренер должен обладать такими качествами, которые он хочет воспитать у спортсменов. А. В. Луначарский подчеркивал: -«Всякое уродство моральное, всякое уродство характера в педагоге является ядом, которым он заражает воспитуемых. Поэтому тренер должен быть высоких нравственных качеств».

Чрезвычайно важен в тренировочных занятиях рост спортивных результатов, но не менее важно учить студентов выковывать крепкий характре, волю, умение преодолевать трудности, бороться с недостатками. Это тем более необходимо, что, выйдя из стен высшей школы, молодые люди порой болезненно реагируют на любое несоответствие идеалов и действительности, более того, иногда начинают терять веру в справедливость.

Литература

1. Волков В. М. Тренеру о подростке. – М: ФиС, 1983 г.

2. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л., 1984 г.

3. Тер-Ованесян А. А, Педагогические основы физического воспитания. – М: ФиС, 1978 г.

4. Фомин В. П. Возрастные основы физического воспитания. – М: ФиС, 1982 г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить