Статьи по педагогике

Пути и методы усовершенствования преподавания истории Украины в ВУЗе

Салыга Л. П. – канд. истор. наук, доцент кафедры философии, истории и культурологии.

Раскрываются особенности преподавания вузовского курса истории Украины в условиях перехода на кредитно-модульную систему организации обучения. Выделяются основные направления и активные методы эффективной работы преподавателя и студентов.

Процесс преподавания истории Украины предусматривает решение целого комплекса проблем, в частности, убеждение в функциональном подходе к изучению и анализу прошлого, воссозданию исторической правды; преодоление национальной и политической неосознанности; формирование многовариантного взгляда на историческое прошлое, что, бесспорно, активизирует поиски наиболее оптимальных вариантов действий на современном этапе; диалектическая связь в процессе изучения старых и новых фактов, которая будет способствовать формированию чувства неразрывной связи исторического процесса во времени и пространстве.

Особенно значительная роль истории Украины в формировании и развитии национального самосознания молодежи, чувства гордости за свой народ и его историю. Народ, который не знает, тем более презирает свою историю, ставит под знак вопроса и свое будущее. Одна из самых актуальных проблем настоящего – через историю постичь уроки творческого процесса развития нашего народа, а из них главный: в истории важно научиться избегать оценивать, осуждать, а важно научиться понимать и брать созидающие уроки исторического прошлого нашего народа, позволяющие более осознанно относиться к истории жизни индивида, его рода и народа. Очень важно помнить, что прошлое имеет реальное содержание, из которого можем вывести исторические уроки на сегодня, предостережение на будущее. Такое понимание нашей истории приходит через ее содержательное, объективное преподавание и изучение. Последнее дает возможность будущим специалистам глубже осознать свое место в окружающем мире, более выразительно почувствовать значение своего труда и найти возможности для ее совершенствования, а также содействует развитию человеческого самопознания.

Успех усвоения курса истории Украины в значительной степени зависит от правильной организации и определения наиболее эффективных путей и методов работы студентов по изучению данного курса в вузе. Эта работа предусматривает аудиторный и самостоятельный пути-аспекты ознакомления и изучения курса.

Аудиторный – это работа на лекциях, семинарских занятиях и научных студенческих конференциях:

Внимательное прослушивание лекционного материала, его анализ, выяснение вопросов, которые возникли, дополнение преподавателя, творческое решение конкретных заданий по ходу лекции. Это могут быть лекции-дискуссии, лекции-презентации, проблемные лекции. В современных условиях задача преподавателя не столько дать побольше учебного материала, сколько показать сам процесс размышления и поиска информации по конкретно заданному пути поиска решения той или иной исторической проблемы. Научить размышлять над историческими фактами, событиями с точки зрения возможных альтернатив развития и уроков, полезных для более глубокого понимания современности;

Выступление на семинарских занятиях, написание модульных контрольных работ на основе индивидуального задания и изучения рекомендуемой литературы. Семинарская форма проведения занятий развивается, все более гибко реагируя на потребности формирования развитой личности специалиста. Появилось множество разновидностей семинаров, каждый из которых предоставляет специфические условия для проявления активности студентов. Семинарские занятия по истории Украины призваны обеспечить развитие творческого мышления студентов, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условиях. Профессиональное использование знаний – это свободное владение языком исторической науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивания своей точки зрения, демонстрации достигнутого уровня теоретической подготовки. Другие частные цели и задачи, которые ставит преподаватель перед семинарскими занятиями, – повторение и закрепление знаний, контроль – должны быть подчинены этой главной цели. Все это и означает единство теории и практики, условия которой моделируются на семинаре, использование полученных на лекционных или самостоятельных занятиях знаний в качестве средства деятельности. Семинарские занятия являются гибкой формой обучения, предполагающей наряду с направляющей ролью преподавателя интенсивную самостоятельную работу студентов. Семинар связан со всеми видами учебной работы, и, прежде всего с лекционным преподаванием и самостоятельными знаниями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самоподготовки студентов. Чтобы благополучно осуществлять теоретическую подготовку, развивать практические умения у будущих специалистов, на семинарских занятиях по истории Украины, на наш взгляд, следует использовать ситуативное обучение на интерактивной основе. Методологической основой этого обучения является теория деятельности, разработанная в отечественной психолого-педагогической науке (Л. С. Вы готский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина и др.) и некоторые новые исследования. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы развитием человеческой культуры. Процесс деятельности одновременно является процессом формирования человеческих способностей и функций, единицей деятельности выступает предметное действие. Основой для ситуативного построения курса обучения является имитационная игра, являющаяся источником положительного эмоционального возбуждения и активности при минимальных затратах психической энергии и незначительной усталости.

Наиболее распространенной и практически применимой формой ситуативного обучения на семинарских занятиях по истории Украины является ситуативное групповое упражнение. На таком семинаре осуществляется сотрудничество и взаимопомощь, каждый участник имеет равное право на интеллектуальную активность, заинтересован в успехах других и в достижении общей цели семинарского занятия. В условиях коллективной работы студент делится своим результатом с другими, обсуждает их точки зрения, выдвигает свои, выступает как бы в роли преподавателя, занимает активную позицию. Цель семинарского занятия при коллективной работе является, с одной стороны, целью всех участников семинара, а с другой – личной целью каждого из них и отражает общественно значимую цель, заложенную преподавателем как своего рода посредником между социальным заказом общества и студентом.

Проведение семинарских занятий в коллективной форме – не простая задача и для преподавателя, и для студентов. Здесь нужен опыт, тщательное проектирование коммуникативных отношений, соответствующая требованиям принципа проблемности, обработка содержания семинарского занятия. Однако затраченные на первом этапе усилия многократно окупаются за счет того, что студенты становятся союзниками преподавателя, проявляют высокий уровень заинтересованности и активности, творчески подходят к делу. Наши наблюдения показывают, что объем работы, выполненной в коллективной форме, превышает суммарные результаты индивидуальных усилий.

Семинар – дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем. Особенностью вузовского семинара-дискуссии является то, что студенты обсуждают уже решенные в науке проблемы. Это облегчает задачу преподавателя, хотя и не всегда, поскольку обсуждение, так или иначе, ведется в контексте современных и будущих проблем науки и социальной практики. Показателем развития формы семинара-дискуссии может быть использование элементов “мозгового штурма” и деловой игры. В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения. Так, к примеру, студенты активно ищут варианты ответа на проблемный вопрос: Какая из буржуазных реформ в России, второй половины XIX в. могла бы стать реформой № 2 (после реформы об отмене крепостного права), если бы ее довели до конца?

В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую “инструментовку”, отражающую реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, например, роль ведущего, ученого, его оппонента или рецензента, эксперта и т. п., на семинарском занятии “пресс-конференции” или “круглом столе” по наиболее актуальным, дискуссионным вопросам курса истории Украины. Например, на семинарском занятии по теме “Национально-демократическая революция в Украине 1917-1920-х гг.” студентам предлагается обсуждение важнейших вопросов этого исторического периода в форме “пресс-конференции”. Студенты делятся на группы, представляющие различные политические силы и корреспондентов средств массовой информации разной общественно-политической направленности. “Корреспонденты” задают вопросы, согласуя исторические события с уроками современности, а “представители различных политических сил” стараются максимально близко к собственному пониманию событий тех лет, презентовать и обосновать свою политическую позицию. Особенностью данного семинара-дискуссии является то, что студенты, с одной стороны, обсуждают уже, казалось бы, решенные в науке проблемы, а с другой стороны, события 1917 -1920 годов в России и Украине сегодня являются предметом все новых научных дискуссий. На семинарском занятии по данной теме могут быть использованы и элементы “мозгового штурма”. Правила проведения дискуссии студентам известны заранее, здесь возможны различные сценарии и варианты обсуждения.

Владея содержанием семинарского занятия, зная пути решения обсуждаемых проблем, преподаватель не должен прямо обнаруживать это знание. Он задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения вопросов и ответов студентов, фиксирует противоречия или глубину постановки вопроса или ответа. Нужен доверительный тон общения со студентами, доверие, доступность и принципиальность в требованиях. Еще до проведения семинара–дискуссии студенты получают опыт общения с преподавателем как собеседником. Преподаватель заранее знакомит студентов с правилами ведения дискуссии, возможными ролями. По окончании семинара-дискуссии преподаватель делает общие выводы, подводит итоги, оценивая вклад каждого и группы в целом в решение проблемы семинара. Следует избегать подавлять своим авторитетом инициативу студентов, надо стремиться создать обстановку уверенности в том, что несогласие с позицией преподавателя в дискуссии не повлечет за собой неприязни, снижения оценки на экзамене. Нужно создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения и педагогики сотрудничества. Коллективная форма взаимодействия и общения учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументировано вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста;

Творческие доклады на научных конференциях, к примеру, по краеведению, истории формирования своего Рода. Студенты исследуют историю развития своего города, поселка, активно привлекая краеведческий материал, воспоминания живых свидетелей исторических этапов развития нашего полуострова. В другом направлении – они занимаются генеалогическими исследованиями в отношении своего Рода. Здесь через конкретные информационные материалы, собранные в творческой беседе с представителями семьи, разрабатывается наиболее презентабельный вид Родового дерева и проходит его защита на студенческой конференции.

Самостоятельный – это путь самостоятельной работы студентов по изучению истории Украины. В современных условиях реформирования высшей школы Украины, роль самостоятельной работы студента значительно повышается, а ее удельный вес увеличивается. Здесь важно выдерживать четкую структуру организации и содержательного наполнения данной работы. С одной стороны – это основные направления собственно самостоятельной работы студентов, а с другой – самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Самостоятельная работа студентов по курсу “История Украины” предусматривает следующие основные направления:

– Проработка лекционного материала, его анализ, подготовка вопросов для глубины понимания материала;

– Подготовка к семинарским занятиям, работа с историческими картами. Ознакомление с исторической литературой. Ознакомление с литературой является очень ответственным этапом работы над модульной, поскольку сегодня существует много исторических исследований по проблемам истории Украины, разные точки зрения, подходы и объяснения исторических фактов и событий. Это предполагает выработку умений критического отношения к источникам, литературе. Для этого преподавателю следует ознакомить студентов с основными принципами исторического познания, в частности, с наиболее приоритетными: непредвзятое отношение к историческому прошлому. История как наука должна быть вне идеологии и политики. Здесь очень важно показать студентам на конкретных событиях, что история не дает оценок – она дает возможность учиться жизни и выделять ее уроки. Непредвзятое отношение к истории обеспечивает принцип приоритетности исторического факта. Студенту важно осознать, что однозначной может быть только констатация исторического факта, если это действительно факт. Оценка же факта, уже по своей природе, всегда субъективна, к тому же она имеет амбивалентный характер, когда относительно одного и того же факта, события или исторического явления могут высказываться диаметрально противоположные взгляды или оценки, которые могут исключать друг друга, однако каждый сам по себе является правильным. Научный плюрализм как норма исторического познания. В связи с этим студент, изучая литературу, должен осознать, что никто не может навязывать свое видение, понимание истории как единственно правильное, если тот или иной исторический факт допускает двойную или тройную трактовку, то внимания и понимания достойны все версии.

– Выполнение контрольных модульных работ в соответствии с индивидуальным заданием, рекомендованной литературой. В процессе подготовки модульной контрольной работы студент вырабатывает навыки самостоятельной работы с литературой, умения обобщать различные точки зрения на исторические события, высказывать свои собственные взгляды на исторические события или персоналии анализировать статистические данные, источники, документальные материалы;

– Подготовка к экзамену (зачету) в соответствии с предложенными вопросами для итогового контроля.

Таким образом, во время анализа, выяснения вопросов, которые возникли после работы над лекционным материалом, при подготовке к семинарским занятиям, написании модульных контрольных работ, изучении рекомендованной литературы роль преподавателя является организационно - консультативной. Его основная функция – быть помощником в процессе усвоения учебного материала, чтобы студент запомнил и усвоил очень важный тезис: историю не следует и не нужно оценивать или судить, ее следует учиться понимать, то есть стремиться к глубокому научному анализу как основы сущностного понимания истории.

Анотація

Салига Л. П. Шляхи і методи удосконалення викладання історії України у ВНЗ.

Розкриваються особливості викладання вузівського курсу історії України в умовах переходу на кредитно-модульну систему організації навчання. Виділяються основні напрями і активні методи ефективної роботи викладача і студентів.

Summary

Salyga L. P. Ways and methods of improvement of teaching of history of Ukraine are in the institute of higher.

The features of teaching of institute of higher course history of Ukraine open up in the conditions of passing to the credit-module system of organization of teaching. Basic directions and active methods of effective work of teacher and students are distinguished.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить