Статьи по педагогике

Роль куратора в вузе

Грачева Н. Е. – старший преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки; Кандрашова Л. И. – преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки.

В статье рассмотрена важность кураторской работы со студентами и воспитательной деятельности в вузе. Названы функции и обязанности кураторов студенческих групп.

Вчерашние выпускники школ становятся студентами и окунаются с головой в новую среду общения, учебного процесса, досуга, бытовых условий и т. д. Резкая смена школьной скамьи на лекционные аудитории, поставленные новые, казалось бы, невыполнимые задачи – все дезориентирует первокурсника.

Как адаптироваться к новым условиям жизни? На эти и другие вопросы помогают ответить кураторы студенческих групп. Но, к сожалению, многие кураторы по-разному понимает свою роль. Одни слишком активно включаются в жизнь студента, принимая на себя роль родителя. Другие формально подходят к своим полномочиям, пытаясь минимализировать свои обязанности и регламент времени, которое они должны уделять студентам. Кроме этого, они недостаточно осведомлены о психологии студента и не всегда готовы справиться с проблемами, возникающими с отдельным студентом, или с конфликтами в группе. Их беспокоит, как сплотить группу и организовать взаимопомощь, чем занять и заинтересовать студентов. Эти проблемы указывают на необходимость специальной подготовки кураторов, т. к. ими часто становятся молодые преподаватели. И хотя они ближе по возрасту к студентам и им легче понять их трудности в учебе и в жизни, у них все же отсутствует житейский и профессиональный опыт. А вот преподаватели – кураторы с опытом работы, не считают, что они нуждаются в обучении, и плохо воспринимают помощь в этом направлении. Так кто же такой куратор и какие функции он выполняет?

Студенческая группа (подгруппа) – это определенный коллектив. Наиболее развернутая концепция коллектива принадлежит А. В. Петровскому. Он рассматривает группу, как состоящую из трех страт (слоев). В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии членами группы единых целей групповой деятельности; этот слой соответствует высшему уровню развития группы, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив[5, c.453].

Куратор (лат. curator = попечитель, опекун) – лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ [1, с.308]. А мы можем добавить, что и создание коллектива. Но кураторство – это не только процесс воспитания, а и возможность живого общения преподавателей и студентов, которое ведет к саморазвитию обеих сторон.

В связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами роль куратора и круг его обязанностей расширяется. «Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что куратор усваивает, осознает воспитательные функции, т. е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и студенческого коллектива» [3, с. 24].

Существует несколько классификаций типов кураторов, мы остановимся на одной из них:

Куратор-"информатор" предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т. д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

Куратор-"организатор" считает необходимым организовывать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т. д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

Куратор-"психотерапевт" очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

Куратор-"родитель" берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

Куратор-"приятель" заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели, выполняющие эту роль.

Куратор-"беззаботный студент" не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя свою студенческую группу и не осознавая, чем она живет.

Куратор-"администратор" своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы [4, с.7-8].

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну.

Необходимо помнить, что в функции куратора входят в одинаковой значимости четыре основные задачи:

- информирование;

- организация жизни группы и благоприятного психологического климата;

- решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов;

- обеспечение соблюдения студенческой группой внутривузовской дисциплины.

В 2009 году – начале 2010 года были проведены две анкеты. Первая (весна 2009 г.) предназначалась для студентов всех факультетов 1 курса, вторая (осень 2009 – зима 2010) – для студентов 4-5 курсов (механический факультет, технологический факультет, факультет ветеринарной медицины, факультет лесного, садово-паркового и охотничьего хозяйства). Первый вопрос анкеты для первокурсников: «Ф. И.О. и должность куратора» – показал, что почти на каждом факультете есть
1-2 подгруппы, в которых студенты ни разу или очень редко видели куратора. Например, студенты 1 курса механического факультета отметили только одного куратора, который регулярно вместе с группой участвует в факультетских и университетских мероприятиях. Почти все студенты 4-5 курсов (109 человек) высказались о необходимости кураторской работы на 1-2 курсах (только десять человек считают, что на втором курсе роль куратора менее значима). Они отметили огромную роль куратора в становлении первокурсника как учащегося вуза, так и личности (Необходимо помочь студентам адаптироваться в новой обстановке, а также управлять группой; Куратор должен объяснить поступившим студентам, для чего они здесь, помочь переступить границу между учебой в школе и учебой в вузе, это разные вещи; Объяснить сущность основных требований в вузе, сделать дружным курируемый коллектив; Его наличие обязательно, но к выбору куратора следует подходить серьезно: это должен быть человек с организаторскими способностями и находить подход к каждому студенту своей группы, так как они еще не адаптировались к новым условиям обучения – из анкет старшекурсников). И еще несколько ответов из анкет: «Куратор – это советчик, помощник, который объяснит и подскажет, что и как сделать правильно. Организатор каких - либо походов для объединения группы. Но в нашей группе этого не было, да и вряд ли будет; Хотелось бы, чтобы куратор помогал, давал советы, организовывал походы, но на первом курсе его видели всего один раз; Один раз за первый курс я его видел; Никакой поддержки и советов от куратора не было, хотя больше всего хотелось поддержки со стороны взрослого человека на первом курсе; Куратор не сыграл никакой роли. Вообще я бы хотел, чтобы куратор мог найти подход, чтобы к нему можно было подойти с вопросом, который он бы помог решить; Я так не поняла, в чем заключается роль куратора по отношению к студентам; С 1 по 3 курс куратором был один человек. Мы его вообще не знали и все проблемы решали самостоятельно с помощью других преподавателей; Мы долго не знали нашего куратора в лицо, нас никто с ним не познакомил. Узнав его, я поняла, что наш курс ему не нужен, к нашим проблемам он относился пассивно, за помощью не хотелось обращаться, кураторские часы никогда не проводились».

Таким образом, мы видим, что студенты очень хорошо осознают значимость роли куратора, в первую очередь, на первом курсе. Многие первокурсники в первые недели (месяцы) обучения испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, умением правильно распределять свое рабочее время, контролировать и оценивать себя (Куратор должен помогать студентам разобраться в учебном процессе, т. е. объяснить, где и как получить информацию для самостоятельной работы (кроме учебников), как проходит сессия, сроки, условия и т. д.; Куратор должен максимально плавно помочь студентам осознать, что теперь должны требовать не от него, что было в школе, а он требовать от себя – из анкет студентов 5 курса), поэтому куратор на первом курсе должен бо́льшее внимание уделять знакомству студентов с культурой умственного труда, с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Мы остановились на основной работе куратора на 1 курсе. Но развитие студента на различных курсах имеет особые черты, поэтому и работа куратора должна быть разнообразной. Студент как личность развивается, нуждается в управлении со стороны педагогов, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, он склонен попадать под влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов. У первокурсников, например, происходит ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, которая может привести к нервным срывам, нежеланию подстраиваться под этот ритм жизни и работы. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиции, им свойственна узость познавательных интересов, но они ищут себя, и задача куратора – поддержать, направить, посоветовать, объяснить, в каком направлении можно двигаться.

Возраст ранней юности сложен. С одной стороны, желание самостоятельности, с другой – отсутствие полной самостоятельности. Пренебрежительное отношение к советам старших и в то же время потребность в получении этих советов от взрослых людей.

Мы видим, что именно на первом курсе перед преподавателем-куратором стоит очень важная задача: подготовить студента к учебе в вузе. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го – начале 3-го учебного семестра.

Нельзя забывать и о том, что третий курс – это начало специализации, поэтому в процессе воспитания личности учитывается и фактор специализации, ориентации студентов на будущую профессию. Интересно, что сами студенты осознают разницу воспитательного процесса на младших и старших курсах. Хотя 31 студент (28%) уверен, что куратор на 4-5 курсах не играет значимой роли, причем студенты (10 человек – 9%), отметившие, что куратором не проводилась никакая работа на первом курсе (некоторые вообще ни разу не видели куратора), считают, что, начиная со второго курса, куратор в студенческих группах не нужен (не нужен, так как всю интересующуюся информацию можно получить в деканате или от старост; нами никто не интересуется – из анкет). Остальные отметили, что куратор на старших курсах – человек, не только контролирующий успеваемость и посещаемость занятий студентами, необходимых для успешного завершения обучения; это, в первую очередь, психолог, советчик, наставник, специалист, направляющий на правильный жизненный путь, помогающий в выборе дипломной работы, работы по специальности; это человек, воспитавший и выпустивший достойных специалистов (из анкет).

Исходя и вышесказанного, можно отметить, что важными профессиональными качествами педагога-куратора должны быть: эрудиция, мышление, интуиция, наблюдательность, оптимизм, находчивость. Его основные ценности социальные и этические. Он решает проблемы, опираясь, главным образом, на эмоции, чувства, умение общаться, понимать и убеждать, не навязывая свою точку зрения.

Деятельность куратора может быть:

а) непродуктивной: куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, при этом не проявляя инициативы и заинтересованности;

б) малопродуктивной: куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов;

в) среднепродуктивной: куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, об их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области;

г) продуктивной: куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей;

д) высокопродуктивной: куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

Таким образом, куратор студенческой группы является связующим звеном между вузом и студентами, что позволяет координировать учебно-воспитательный процесс. И в своей работе он должен помнить главное: в центре этого процесса – личность студента.

Ключевые слова: куратор, анкета, воспитательная работа, студент.

Литература

1. Булыко А. Н. Большой словарь иноязычных слов. 35 тыс. слов. – М.: «Мартин», 2004.

2. Никифорова О. А. Институт кураторов ТПУ: Сборник нормативных и методических материалов по организации кураторской деятельности и методических материалов по организации кураторской деятельности в ТПУ / О. А. Никифорова. – 2-е изд. доп. и перераб. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 162 с.

3. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учебно-метод. пособие / Н. А. Винниченко. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 64 с.

4. Методический календарь куратора: Методическое пособие / [Сост. В. В. Кугунуров, А. П. Платонова, Т. Д. Дьячковская, Н. М. Мельникова]. Учебно-организационное управление ЯГУ имени М. К. Аммосова, 2009. – 68 с.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. – Изд.18-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Анотація

У статті порушено важливість кураторської роботи зі студентами та виховної діяльності у ВНЗ. Названі функції та обов'язки кураторів студентських груп.

Summary

The article touched upon the importance of mentoring activities in high school and educational work with students. Named functions and responsibilities of the curators of student groups.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить