Лекция 7
Тема: "Классификация методов исследования. Типы исследований по назначению".
Примеры на правило использования критериев для формулирования выводов о вариантах эксперимента.
В своей дипломной или другой научной работе нужно приводить все критерии указанные в таблицы и строго следовать приведенным в ней правилам при формулировании выводов и рекомендаций производству.
Пример 1:
Влияние формировки кустов на урожайность винограда.
Варианты Урожайность, ц/га
1. Одноярусная формировка (к) 86
2. Двухъярусная 95
3. Короткорукавная 80
НСР05 7,0 (8,0 %)
Fv > F05(v)
Выводы:
1. Двухъярусная формировка кустов обеспечивает достоверное и значительное повышение урожайности винограда в зоне исследования.
2. Одноярусная и короткорукавная формировка по урожайности не различается.
3. Двухъярусная формировка кустов лучше, чем короткорукавная.
Именно в таком виде нужно формулировать выводы по результатам исследования. В дальнейших примерах для краткости будут приведены только номера вариантов.
Пример 2:
Варианты |
|
|
1 |
100 |
|
2 |
118 |
|
3 |
130 |
|
НСР05 |
19 (16,4 %) |
|
Fv > F05(v) |
1. О втором и первом вариантах нельзя сделать определенного вывода.
2. Третий вариант лучше, чем первый.
3. О третьем и втором вариантах нельзя сделать определенного вывода.
Пример 3:
Варианты |
|
|
1 |
43 |
|
2 |
47 |
|
3 |
45 |
|
НСР05 |
4,0 (8,9 %) |
|
Fv < F05(v) |
1. Все варианты одинаковы.
Пример 4:
Варианты |
|
|
1 |
32 |
|
2 |
35 |
|
3 |
29 |
|
НСР05 |
5,0 (15,9 %) |
|
Fv < F05(v) |
1. О всех вариантах нельзя сделать определенного вывода из-за большой погрешности эксперимента.
Примеры на случай, когда автор приводит не все критерии для вывода
Пример 5:
Варианты |
|
|
1 |
38 |
|
2 |
33 |
|
3 |
41 |
|
НСР05 |
4,0 (10,7 %) |
1. Первый вариант лучше, чем второй.
2. Первый и третий вариант одинаковы.
3. Третий вариант лучше, чем второй.
Пример 6:
Варианты |
|
|
1 |
46 |
|
2 |
49 |
|
3 |
53 |
|
НСР05 |
7,0 (14,2 %) |
1. О втором и первом варианте нельзя сделать определенного вывода.
2. Третий вариант лучше, чем первый.
3. О третьем и втором варианте нельзя сделать определенного вывода.