Разное

В последнее время в украинской литературе появляются публикации, в которых, учитывая современные мировые тенденции развития теории маркетинга, обсуждается вопрос о необходимости использования концепции, методологии и технологии маркетинга в деятельности органов государственного управления и местного самоуправления.

В индустриально развитых странах правительства, администрации земель, штатов, кантонов, департаментов, городов используют маркетинг для активизации социально-экономического развития. Традиционной сферой деятельности городских властей за рубежом стал муниципальный маркетинг - использование инструментов маркетинга с целью развития города, повышения конкурентоспособности его институциональных единиц и обеспечения благосостояния населения. Это система мер по привлечению в город новых экономических агентов и инвестиций путем распространения информации и печатных материалов о городе, целенаправленных визитов городских руководителей, встреч с потенциальными инвесторами и др.

Современные требования к выполнению государственными учреждениями Украины их функций в значительной степени отличаются от научных и нормативных. В некоторых случаях для этого необходимо радикальное изменение инструментов и рычагов, используемых государственными учреждениями в их работе. На смену прямому администрированию приходят элементы формирования маркетинговых коммуникаций. Так, распространенной в последнее время стала практика налаживания связей с общественностью. Все чаще заказчиками рекламы становятся государственные учреждения. Целью рекламы, где инициаторами становятся государственные учреждения, в большинстве случаев являются пропаганда государственных общественно важных идей, освещение положительных результатов своей работы и т. д. Наиболее активными участниками выступают такие ведомства государственной исполнительной власти, как Государственная налоговая администрация, Государственная автомобильная инспекция, Министерство обороны. На нынешнем этапе маркетинговые технологии используются Администрацией Президента. В структуре Администрации создано Управление стратегического планирования, цель которого - формирование имиджа Украины в мире. По сути, это Управление международной рекламы Украины, которое, является примером использования элементов маркетинга при осуществлении международной экономической политики.

Маркетинг предлагается использовать в качестве рыночного инструмента государства для структурной перестройки хозяйственного комплекса и согласования интересов государства, деятелей рынка и населения. Формирование системы маркетинговой деятельности органов государственного управления и местного самоуправления необходимо рассматривать в комплексе с другими направлениями государственного строительства и управления национальной экономикой.

Можно предложить схему такой деятельности, включающую: мониторинг маркетинговой среды; выбор приоритетов экономического развития территории и установление параметров оптимальной структуры хозяйственного комплекса; создание благоприятного налогового климата; содействие в установлении деловых отношений между субъектами хозяйствования; распространение информации о преимуществах работы субъектов хозяйствования в приоритетных направлениях; оценку результатов и в зависимости от них коррекцию дальнейших действий.

В современной украинской экономической науке происходит становление нового научного направления - территориального маркетинга. По мнению автора, понятие "территориальный маркетинг" следует использовать исключительно применительно к деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления, то есть это государственный маркетинг (макро - и мезомаркетинг). При этом понятие "национальный маркетинг" касается деятельности Правительства страны, понятие "региональный маркетинг" — регионального органа государственного управления, понятие "муниципальный маркетинг" - органов местного самоуправления. Национальный, региональный и муниципальный маркетинги являются формами проявления, разновидностями территориального маркетинга. Территориальный маркетинг - это маркетинговая деятельность, которая выполняется органом государственного управления и местного самоуправления и путем обмена удовлетворяет потребности создания благоприятной маркетинговой среды для формирования долгосрочных конкурентных преимуществ юридических лиц и повышения качества жизни населения территории. Цель территориального маркетинга триедина: создание благоприятных внешних условий формирования долгосрочных конкурентных преимуществ территориальных субъектов хозяйствования и повышение качества жизни местного населения; увеличение поступлений в бюджет; забота о нейтрализации отрицательных последствий хозяйственной деятельности территориальных субъектов хозяйствования.

Территориальный маркетинг имеет методологические и методические особенности по сравнению с фирменным маркетингом, которые связаны с отличиями, свойственными макро - и мезоэкономическим системам по сравнению с микроэкономической системой, и спецификой деятельности органов государственного управления и местного самоуправления по сравнению с предпринимательскими структурами. Территориальный маркетинг - это также интегрированная функция, выполняемая субъектом управления территорией и включающая: анализ маркетинговой среды и разработку стратегии маркетинга; разработку структурной и фискальной политики; содействие в формировании каналов физического распределения субъектов хозяйствования; разработку политики продвижения.

План маркетинга должен определять маркетинговые меры, позволяющие поддержать местных предпринимателей и население, улучшить имидж территории, укрепить связи с другими территориями, осуществить коррекцию маркетинговой деятельности. Алгоритм разработки плана маркетинга территории включает стратегические и операционные элементы маркетинга. Технология планирования --может содержать пять блоков: анализ, синтез, стратегия, операционные работы, контроль. Комплекс маркетинга органа исполнительной власти включает: структурную политику, фискальную политику, политику содействия, политику продвижения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить