Лекции по парковому хозяйству

Садово-парковое искусство Древнего Египта.

Рассмотрим этот пласт истории садово-паркового искусства с позиций трех вышеназванных факторов.

Изучая его, прежде всего, необходимо учитывать в каких естественно-природных условиях оно развивалось. К моменту становления древнеегипетской цивилизации климат страны был уже сильно засушливым, с почти полным отсутствием осадков, знойными ветрами, песчаными бурями.

Неслучайно Египет назван "Даром Нила". Жизнь здесь оказалась возможной только по речным берегам. Сезонные разливы Нила благодаря наносам плодородного ила, превращали прибрежные территории в благоприятные для сельского хозяйства земли. Однако после паводка засеянные земли требовали орошения. По специальным каналам древние египтяне с помощью доныне существующего устройства шадуфа подавали воду из реки в каналы и поливали поля и огороды.

На берегах рек росли гигантские тростники и папирусы, образующие обширные заросли, а водную поверхность у берегов покрывали лотосы. Из древесных растений доминировала финиковая пальма. Основу растениеводства Древнего Египта составляли пшеница, ячмень, просо, из прядильных – лен.

Богатство строительного материала – розового гранита, диорита, порфира, алебастра, известняка и песчаника – сыграло значительную роль в развитии садово-паркового искусства страны.

Природный пейзаж Египта очень своеобразен: ровный рельеф со слегка волнистой поверхностью песков, широкие перспективы с меркающими на горизонте силуэтами нагорья; спокойное медленное течение Нила почти застывшая гладь водной поверхности реки, сливающаяся в наиболее пологих местах побережья с полями. Суровая картина песков оживляется лишь небольшими оазисами, группами пальм с характерными силуэтами высоких стволов.

Судя по памятникам письменности, в Древнем Египте декоративному садоводству уделялось внимание уже в 4-3 тысячелетиях до нашей эры. Но первые достоверные сведения относятся к периоду Древнего царства (2780-2550 гг. до н. э.), а также Среднего царства (2160-1788 гг. до н. э.).

В Древнем Египте огромные материальные средства находились в Руках фараонов, которым принадлежала и земля, и огромные трудовые ресурсы рабов. Надпись на камне в Абидосе гласит: " Каждый ремесленник работает больше, чем могут сделать его руки, если он недоделает днем положенного, его бьют, как лотос в болоте".

Дешевая или даровая рабочая сила позволяла возводить гигантские сооружения, строить города и храмы, проводить ирригацию, создавать насаждения, в том числе для отдыха. Архитектура Древнего Египта отличалась грандиозностью. Примером тому знаменитые пирамиды, сохранившиеся остатки храмов. Все архитектурные сооружения отличались цельностью, мощностью, стаичностью, остро воспринимаемой по контрасту с пустыней.

При этом необходимо обратить внимание на лаконизм, проявляющийся в геометризации и простоте форм ­ пирамида, цилиндр, призма.

Важнейшей характерной чертой больших архитектурных ансамблей, отразившейся и на садово-парковом искусстве, является развитие архитектурного ансамбля, состоящего из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси. Используется эффект перспективы, светотени, контраста. Большую роль в отделке зданий играет стилизованный растительный орнамент ­ пальмы, лотос, папирус. Примером постороения ансамбля по традиционной продольной оси служит храм Карнака около Фив. Он представляет интерес наличием широкой процессионной дороги, оформленной скульптурами сфинксов и рядовыми посадками пальм.

Имелись насаждения городского типа, т. е. рядовые посадки деревьев, скорее всего пальм, по сторонам главной улицы на городской территории. На это указывает ритмичное расположение четырехугольных посадочных ям с остатками плодородного субстрата и следами корней, а также остатки оросительной системы. К XV веку до нашей эры относится пример решения ландшафтной среды городской улицы. Главная улица города Ахетатона на протяжении нескольких километров была с двух сторон обсажена пальмами. Эта древнейшая аллея как композиционное решение получила в дальнейшем широкое развитие.

Собственно сады в современном понимании этого слова делились на священные рощи, расположенные обычно по берегам искусственных водоемов на территории храмовых комплексов, и сады декоративного назначения вокруг жилых домов знати, а также загородных дворцов фараонов.

Прочтение сохранившихся надписей времен фараона Рамсеса III показывает отношение его к садово-парковому строительству " Я заставил плодоносить все деревья и растения на земле. Я сделал так, чтобы люди могли сидеть в их тени" … Он разбил огромные сады вокруг резиденции своего прославленного предка Рамсеса II. И вдоль священного пути устроил раскошные цветники, посадил виноградники, чтобы у бога Атума было вдоволь вина, и оливковые рощи, дававшие "наилучшее в Египте масло, чтобы ярко горело пламя в священном дворце" Более других Рамсес III почитал храм бога Хора: "Я заставил расцвести священную рощу, которая находится в его ограде. Я заставил цвести папирусы, как в болотах Ахбит (где согласно мифу, жил Хор – младенец). Они были в небрежении с древних времен. Я сделал цветущей рощу твоего храма и дал ей место, которое было пустыней. Я назначил садовников, чтобы все плодоносило".

Сады размещались во внутренних двориках дворцов и храмов. В садах разводились цветы, устраивались клумбы, сажали аллеи. Гипостильные залы храмов символизировали рощи деревьев, тесно поставленные колонны условно изображали и символизировали пальмы и лотосы. Сады при жилых постройках были невелики по размерам.

Самые старые изображения элементов садово-паркового искусства мы находим в памятниках Древнего Египта. В настенных росписях усыпальниц фараонов и других богатых людей, отображающих их жизненный путь, встречаются картины, в которых прослеживаются начала формирования садов, предназначенных не только для получения продукции, но и отдыха, наслаждения.

В Британском Музее имеется маленькая картина, датированная 1400 годом до н. э., на которой показан декоративный рыбный садок в саду писца Амуна, ведшего счет запасов зерна в г. Себос. Водоем прямоуголен, стенки из тесаного камня, в водоеме изображена - рыба, водоплавающая птица и цветы, вероятно, египетский лотос, в то время как скопления тростников растут на краю воды. вокруг водоема симметрично размещены плодовые деревья (финиковые пальмы, и возможно виноградные лозы) с одной стороны изображен также человек, вероятно раб, несущий корзину с плодами гранатов или винограда, а также сосуды, предназначенные для вина.

На других древнеегипетских изображениях чаще показаны действия, которые являются ясно сельскохозяйственными, типа строительства решеток для виноградных лоз, и сцен уборки урожая; но и на этих картинах, носящих производственный смысл, прослеживаются утилитарно-декоративные элементы, служащие для также украшения быта.

Большой интерес представляет видовой состав растений, использованных при создании насаждений. В первую очередь следует назвать растения полифункциональные, т. способные не только украшать сад, но и приносить плоды, используемые в пищу. Первое место среди них занимает финиковая пальма, дающая тень в знойном климате и ценные плоды. Именно пальме во многом обязано становление цивилизации в этой части Африканского материка. Не менее важное значение имели инжир и гранат, акации, тамарикс, считавшийся священным. Применялся тростник и лотос. Широко использовались в оформлении садов цветочные культуры, в т. ч. роза, выращиваемы е также на срез для оформления пиршественных столов и залов.

Значительное место в садах играл виноград; его использование подтверждает не только декоративное, но и утилитарное назначение древнеегипетских садов. Для винограда строились специальные основы для формирования крытых аллей, позволяющие получать как декоративный, так и утилитарный эффект. В садах также интенсивно культивировали овощи. Пищевые растения одновременно выполняли и декоративные функции. Сочетание функций, вероятно, требовало особого подхода к композиционному решению этих садов, такому размещению растений, чтобы сад в течение всего года не утрачивал эстетических качеств.

Завоевания, которые вел Египет значительно расширяли перечень растений, используемых в садоводстве. Так, Тутмос четвертый в результате похода в Палестину привез коллекцию редких растений (и приказал сделать их рельефное изображении), говоря современным языком проводил интродукцию растений и закладывал основы создания ботанических садов.

Из Персии египтяне вывезли резеду, мак, мирт, и клещевину. Из семян которой они получали масло для обрядовых целей. Во времена Клеопатры в Египте вошли в моду розы.

На основании исследования, проведенного немецким ученым Людвигом Кеймером в книге "Садовые растения Древнего Египта" (Ludwig Keimer. Die Gartenpflanzen in Alten Ägypten, 1967) указано более чем сорок садовых растений, которые выращивали в древнем Египте для получения продовольствия, наркотиков и лекарств, для украшения или для фуража, а также проведен анализ характера и периодов их использования. Кроме некоторых из более известных плодов, овощей и трав - винограды, гранаты, маслины, салат, кориандр, мята, петрушка - список упоминает цветы, идентифицированные по остаткам венков и букетов, типа василька, сафлора (Сarthamus tinctorius) и хризантемы корончатой, которые мы можем все еще видеть в диком виде в Леванте.

Как мы уже говорили, неотъемлемой частью египетского сада был водоемы ­ – бассейны, каналы, пруды. Размер водоема находился в тесной зависимости от размера сада. Водоемы, как и растения, выполняли не только декоративные, но и утилитарные функции. Они служили, прежде всего для полива, кпания, разведения рыб и водоплавающих птиц, характерных для Нила водных растений. В садах, окружавших дворцы фараонов и знати, эти водоемы были значительных размеров.

При раскопках в районе Эль Амарны удалось воспроизвести планировку загородного места отдыха, где сооружения, сгруппированные вокруг водоемов и садов, имели подчиненное значение и служили только для отдыха во время прогулок, что подтверждается отсутствием жилого помещения.

Как и в других садах, композиционным центром служил водоем длиной 120 м шириной 60 м и глубиной 1 м. Водоем со всех сторон был окружен садом, в котором росли деревья, цветы и овощи. Длинный пирс вел к водоему и заканчивался небольшим садовым храмом, от которого несколько ступенек вели к воде. Композиция сада была очень проста. Глинобитная стена окружала всю территорию. Бассейны необходимы для полива растений, а также для разведения рыбы или водоплавающей птицы. Но их декоративное значение бесспорно.

О высоком развитии садово-паркового искусства позволяют судить и декоративные водоемы, найденные во время раскопок в Ахетатоне. Вместо обычных прямоугольных или квадратных бассейнов и каналов, эти водо­емы имеют сложную и вместе с тем четкую конфигурацию, дно выложено цветной мозаикой.

Раскопки одного из участков позволил получить достаточно полную картину создания придомовых садов. Вход в сад вокруг жилого дома подчеркивался пилонами, обелисками, фигурами сфинксов, ограждался как стенами, окружающими участок в целом, так и внутренними стенами, разделявших территорию на отдельные участки-зоны. Композиционным центром служил жилой дом в глубине участка, а композиционной осью служила ведущая к дому крытая аллея – пергола, увитая виноградом. По всему периметру были высажены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников. В саду также были четыре водоема и две беседки, расположенные по сторонам входной аллеи, подчеркивая геометричность общего плана.

Найденные в одной из гробниц изображения и макет сада позволил воспроизвести с высокой степенью достоверности такой сад.

Таки образом, археологические раскопки, сохранившиеся изображения и письменные источники уже эллинского периода показывают, самыми характерными особенностями египетских садов являются необычная четкость, геометричность и стройность регулярной композиции и ярко выраженное осевое построение.

Приемы озеленения и растения, используемые в Египте, к третьему столетию до н. э. получили распространение в прилегающих густонаселенных районах Восточного Средиземноморья и Леванта.

К этому времени садовое строительство и озеленение уже стало сложным самостоятельным направлением экономической деятельности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить