Лекции по парковому хозяйству

Введение в историю садово-паркового искусства

Садово-парковое искусство – искусство комплексное. Это самостоятельное направление человеческой деятельности в истории своего становления и развития тесно связано с архитектурой, градостроительством, скульптурой, живописью, поэзией, музыкой и базируется на единых с ними принципах композиции. Другой составляющей в развитии садово-паркового искусства является растениеводство.

По своему эмоциональному воздействию наиболее близкими садово-парковому искусству являются поэзия и музыка. Академик Д. С. Лихачев свою очень важную для познания истории садово-паркового искусства книгу назвал "Поэзия садов".

Шарль-Жозеф де Линь (1735 – 1814), современник Екатерины II и первый садовый историк Европы, подчеркивал синтетический характер ландшафтного искусства писал: "Ода, выигранная победа, смелый размах кисти суть следствия вдохновения: для садоводства потребны путешествия, чтение, обозрение, управление и соединение всех искусств вместе".

В своей эволюции садово-парковое искусство как вид деятельности, направленный на художественно-эстетическое формирование пространства, ограниченного небольшими территориями, трансформировалось в ландшафтную архитектуру. Иногда садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру рассматривают как синонимы. Вероятно, отожествлять садово-парковое искусство на разных этапах его развития с понятием ландшафтной архитектуры не правомерно.

Что включает в семантическом (смысловом) отношении понятие садово-парковая архитектура? Это название направления деятельности включает в себя три слова. Разберем смысловое значение слагаемых этого понятия.

Сад происходит от древнерусского слова того же звучания и понимает под собой – ограниченный (огражденный) участок, на котором высажены человеком плодовые деревья и кустарники, овощные культуры; по мере развития в историческом плане производительных сил в сад привносились декоративные и другие полезные (лекарственные, ароматические) растения. Сад (огород) это первый исторический опыт формирования окружающего человека (и его жилища) пространства с сугубо утилитарными целями. В этой связи понятие сада, как территории с посаженными растениями сохранилось за декоративными насаждениям, например, городской сад, в Санкт-Петербурге один из старейших городских парков носит название "Летний сад", из древности дошло название "Сады Семирамиды".

В других славянских языках понятие сада связано не с посадкой, а с ограждением. Сад, и обозначается словом, - "градина".

Парк ­– (от средневекового латинского слова parricus – отгороженное место) – участок земли, предназначенный для отдыха, игр, с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами, архитектурными сооружениями, социально-культурными объектами.

И, наконец, искусство ­– это художественное творчество в целом.

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Основы искусства, в современом понимании этого слова, были заложены древними цивилизациями: египетской, вавилонской, персидской, индийской, китайской, греческой, римской, а также аравийской (древнего Йемена и Омана) и другими. Каждый из упомянутых центров ранних цивилизаций создал собственный уникальный стиль в искусстве, который пережил века и оказывал свое влияние на позднейшие культуры.

Таким образом, само-понятие садово-парковое искусство подразумевает его комплексность.

Понятие ландшафтного искусства – значительно шире понятия садово-паркового искусства. Оно базируется на достижениях географической науки, учитывает физико-географического районирования, физико-географические зонирование земной поверхности, представлении о ландшафтной структуре территории. Ландшафтное искусство не только формирование садово-паркового объекта, но и его непротиворечивое включение в окружающий ландшафт, с учетом специфики ландшафта.

В первоначальном смысле ландшафт, как понятие, происходящее из немецкого, подразумевало красивое сельское местоположение, рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности.

На протяжении 19 в. термин "ландшафт" в географии относился главным образом к внешнему облику территории или к рельефу (например, "эрозионный ландшафт", "холмистый ландшафт"). Первые научные определения Л. принадлежат русским географам начала 20 в., в особенности географу и биологу Л. С. Бергу (1913), который видел в нём гармоническое сочетание природных компонентов (рельефа, климата, почв, растительного покрова), очерченное естественными границами, и рассматривал его как "географический индивид" и основной объект географического исследования. Ландшафт формируется взаимодействием и взаимосвязью 5 основных природных компонентов: климата, земли (включающей литогенную основу, рельеф, почву), воды, растительности и животного мира. Сходство этих компонентов, их функций и происхождения, а также повторяемость обусловливают выделение территориальных границ.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности вольно или невольно вы будете сталкиваться с необходимостью учета ландшафтной структуры территории, равным образом, как и изучать и анализировать опыт садово-паркового строительства на современном этапе и в историческом плане.

В истории садово-паркового искусства важнейшими факторами, по словам известного российского специалиста Софьи Николаевны Палентреер, являются естественные природные (т. е. ландшафтные), социально-экономические условия и народные традиции.

Природно-климатические условия Древнего Египта, его жаркий засушливый климат наложили свой отпечаток на планировку и композицию сада. Характерные особенности, обусловленные природними условиями имеют сады и парки Древнего Востока – Китая и Японии. Расцвет садово-паркового искусства, благодаря мягкому средиземноморскому климату наблюдается в Древнем Риме. Недостаток водных ресурсов породил миниатюрные сады – дворики, именуемые патио, в Испании. Обилие воды и живописнейший рельеф некоторых районов Италии позволил создать там чудесные террасированные сады эпохи возрождения с обильным водным декором. В больших парках Франции, России, Австрии и других европейских стран наличие обширных лесных угодий побудило к созданию обширных парков с включением таких элементов как "Зверинец". Лужайки и поляны легли в основу плана английского парка.

Что касается социально-экономических условий, то в историческом прошлом до середины 19-го века все садово-парковые объекты независимо от их размера и географического региона, были частными и закрытыми для широких масс, т. е. отражали достаточно узкие представления лишь верхнего слоя, правящего обществом. Тем не менее, народные традиции, казалось бы, малозаметный фактор, но, безусловно, они сыграли важную роль. Свой отпечаток на это искусство наложила отпечаток любовь человека к природе, деревьям, цветам, широким просторам лугов и полей, водной стихии, что нашло отражение в песенном творчестве, посуде, поделках. Большое значение на садово-парковое искусство имели религиозные традиции, культы и верования, часто сменявшиеся в истории стран и народов.

История декоративных садов и парков уходят своими корнями к священным рощам, которые существовали у многих народов (у некоторых племен и народов элементы культа поклонения лесу, роще, отдельному дереву или камням существует и поныне). По этой причине в историческом плане очень трудно провести границу между понятием декоративного сада как произведения искусства и плодового сада или другими насаждениями сельскохозяйственного назначения. Нет четких границ между переходами от одного в другой. В древности у земледельческих народов такими декоративными элементами могли быть отдельные красивые деревья или кустарники на возделываемом поле. и сейчас в странах средиземноморья элементы такого подхода существуют и поныне, когда, на пример, на Кипре среди полей занятых под зерновые культуры сохраняются древесные растения одновременно декоративные и дикие плодовые ( Рожковое дерево - Ceratonia siliqua L. , боярышник ­ - Crataegus asarolus L., иногда маслина или кипарис вечнозеленый).

Для чего же необходимо изучать историю садово-паркового искусства?

Вы знаете многие крылатые выражения, что забвение истории грозит утратой будущего. Только опираясь на весь накопленный багаж в любом виде творческой деятельности, человеческое общество имеет возможность развиваться. Вопросы взаимодействия творческих импульсов и рождения новых явлений в ландшафтной культуре особенно важны сегодня, в эпоху восстановления исторической памяти и интерпретации классического наследия.

Какими же источниками при изучении истории садово-паркового искусства прошлого мы пользуемся, и какова степень наших познаний. Прежде всего, древние надписи и живопись, обнаруженные во время раскопок на территории страны; сами раскопки, позволяющие судить о планировке городов, поселений, храмов, дворцов, садовых комплексов. Особое место занимает изучение ирригационных систем и ям с плодородной землей и следами корневых ходов, сохраняющихся многие столетия.

Степень наших познаний на сегодня не очень велика и существует много пробелов в истории нашего предмета в древности. Однако современная наука, и особенно археология, постоянно пополняются новыми достоверными фактами, расширяющими наши представления о садово-парковом строительстве древности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить