Культура 30-50х годов XIX века.
Возникновение реализма – важный этап в культурном развитии человека.
В конце 20-х годов XIX века в искусстве Европы формируется реализм. В 20-е годы романтики и реалисты объединились в борьбе против классицизма. Но уже в 30-40 годы они расходятся в принципах типуации
Романтизм |
Реализм |
- исключительный герой в исключительной ситуации - преобладающее субъективное начало |
- типический герой в типической ситуации - объективное изображение действительности |
В России критический реализм – 40-90 годы – (расцент) основоположник А. С. Пушкин.
Черты реализма:
- явления действительности изображены во всей сложности, многогранности;
- изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром;
- гуманизм
- народность
- обличительная направленность
- стремление к социальному и психологическому анализу
Литература
Оноре де Бальзак (1799-1850)
«Человеческая комедия» (95 произведений) – показал систему социальных отношений в обществе.
«Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде»
Гюстав Флобер (1821-1880) – «Мадам Бовари»
Чарльз Диккенс
Русские писатели
Т. Г. Шевченко – основоположник новой украинской литературы и метода критического реализма как в литературе, так и в изобразительном искусстве.
Акварельные портреты Шевченко – мастерское раскрытие характера человека.
Живопись
Оноре Домье – «Кома», «Прачка» – героини – простые женщины-труженицы
Музыка
Антонин Дворжак (1841-1904), Чехословакия
Отец – хозяин постоялого двора
В семье – 8 детей. В 9 лет начал играть на скрипке в трактире, научился играть на альте, фортепиано, органе, стал петь в хоре.
Первые свои оперы начал сочинять, когда играл в оркестре пражского театра.
Дворжак сделал великолепную обработку народных танцев – чешских, польских, украинских, словацких.
Выступал и в России (концерты организовывал П. И. Чайковский)
Основные темы творчества – народная борьба, воспевание героев, павших за освобождение родной земли, природа Чехии.
Утверждение реализма в художественной культуре России и Украины.
Появление в литературе нового героя – «маленького человека», страдающего от социального неравенства.
А. С. Пушкин – «Станционный смотритель»
Н. В. Гоголь – продолжатель традиций («Шинель»)
Живопись
А. Иванов (1806-1858)
В 11 лет начал учиться в Петербургской академии художеств. В 1830 г. Общество поощрения художников дает средства на поездку в Италию.
«Аполлон, Гиацинт и Кипарис»
1837 г. – приступает к работе над большой картиной («Явление Христа народу») и работал над ней в течение 20 лет.
Сюжет: Иоанн Креститель проповедует людям учение Христа. В это время в отдалении появляется Христос и Иоанн указывает на него. Люди обращаются к Христу: юноши порывисто поворачиваются, дряхлый старик хочет взглянуть на него и просит помочь ему приподняться, а раб не может отвести глаз от Иоанна Крестителя, пораженный новым учением. Иванов сделал много этюдов для головы раба.
За 20 лет в мировоззрении художника произошли изменения: в 1857 году он уже не верил в бога. Царская Россия холодно и сурово встретила А. Иванова. После 6 недель жизни в Петербурге, исполненных горечи и унижений, Иванов умер 3 июля 1858 года во время эпидемии холеры.
Павел Андреевич Федоров (1815-1852) – родоначальник критического реализма, мастер бытового жанра.
«Светский кавалер» («Разборчивая невеста»), «Сватовство майора», «Анкор! Еще анкор!», «Завтрак аристократа».
В этих картинах Федоров и смеется и плачет. Художник обличает гнусные законы, превращающие брак в торговую сделку, возвышающие на служебной лестнице людей низких и подлых.