Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
Прибрежненский аграрный колледж
Методическая разработка лекционного занятия № 6
По дисциплине «Культурология».
Преподаватель Лозовская Т. Н.
2010г.
Тема : Европейская культура XIX-XXВв.
Содержание рабочей учебной программы :
Культура периода развития вольной конкуренции. Промышленный переворот и урбанизация. Развитие классического естествознания в науке. Философские системы Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, И. Канта. Идеология либерализма, его влияние на развитие науки и культуры. Романтизм: причины появления и особенности в художественной культуре. Творчество Ф. Шиллера, Й. Гете, Д. Байрона, В. Гюго, Э. Делакруа, Ф. Гойя, В. Скотта. Критический реализм: его особенности и недостатки. О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер. Живопись О. Ренуара, К. Моне, Э. Мане, Э. Дега. постимпрессионизм. Натурализм как течение в художественной культуре.
Модернизм как период в культуре. Причины возникновения стиля модерн. Стиль модерн – объединение традиций восточного и западного европейского искусства. Модернизм в литературе и театре. Основные течения модернистского искусства: кубизм, экспрессионизм, дадаизм, супрематизм, сюрреализм, поп-арт. Модерн как архитектурный стиль.
Авангардистская живопись. Функционализм в архитектуре. Новые выразительные средства в музыке.
Количество часов : 2
Форма проведения : лекция
Цели: - Ознакомить с основными терминами и понятиями темы;
- Формировать у студентов систему знаний о сущности и происхождении европейской культуры XIX – XXвв.;
- Уметь обозначать основные этапы культуры, проблемы развития культуры; анализировать и оценивать систематические связи всех составляющих культуры, культуру разных народов;
- Использовать полученные знания для формирования личности в условиях разнообразия культур.
Межпредметные связи : История Украины, Всемирная история, основы философии, социология, зарубежная литература.
Учебно-методическая литература:
Бокань В. А. Культурология: учебное пособие.-К.: МАУП, 2000.
Викторов В. В. Культурология: Учебное пособие.-М.: Экзамен, 2002.
Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А. Історія світової та української культури: Підручник для вищ. закл. освіти.-К.: Літера, 2000.
Левчук Л. Т. Історія світової культури.-К.: Либідь, 2000.
Основные термины и понятия:
Авангардизм – Модернистическое направление в искусстве ХХ в., художественной культуре, которое отображает анархично-индивидуалистическое мировоззрение, представители которого провозглашали полный разрыв с традициями реалистического искусства.
Абстрактное искусство – абстракционизм, беспредметное искусство, которое возникло в начале Ххв. Художники этого течения стремились с помощью произвольных форм, линий и цветовых пятен выразить свои образы и впечатления, отказываются от реалистического изображения предметов и явлений.
Модернизм – общеевропейское направление в художественной культуре ХХ в., течения в искусстве и литературе, которым присуще отрицание реализма, субъективизм в художественном творчестве, поиски новых искусственных форм.
Урбанизм – направление в городском строительстве ХХ в., прогресс увеличения роли городов в развитии общества, создание городов - гигантов строительство в городах больших строений разного предназначения.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Сообщение темы, целей, актуальность.
2. Актуализация знаний.
- Какие события повлияли на формирование культуры эпохи Нового времени?
- Что лежит в основе этого периода?
- Какую роль играет в формировании культуры Нового времени искусство?
- Что такое Просвещение?
- Какие основные идеи Просвещения?
3.Объяснение нового материала.
План.
1. Основные тенденции развития культуры XIX-XXвв.
2. Европейская философия XIXв.
3. Наука XIXв.
4. Искусство XIXв.
5. Модернизм в культуре ХХв.
1. XIX в. явился временем бурного развития мировой культуры, который коснулся всех сторон общественной жизни и обозначился на материальной и духовной эволюции.
20-е гг. XIX в. в Европе можно назвать годами революций в Италии, Испании, России, Франции. Увеличивается класс пролетариата, происходят важные изменения в образовании, активно создаются университетские научные школы. Увеличивающаяся экономическая и политическая интеграция мира, повлияла на процесс культурного обмена между народами.
Во 2 половине XIXв.- начале ХХ вв. все европейские государства переживали сложный период в своем историческом развитии.
Италия – национально-освободительная борьба
Пруссия – объединение немецких земель в единое государство
Франция – Парижская коммуна
Активный процесс смены общественных отношений, политических институтов. Реформы, модернизация выборной системы, эксплуатация, марксистская теория, становление рабочего движения. в европейских странах завершился промышленный переворот., увеличение производства продукции, объемы мировой торговли. Ни одно столетие не знало таких больших социальных потрясений, мировых войн, всеобъемлющего национально-освободительного движения, бурного научно-технического прогресса. Вследствие чего жизнь человека заметно усложнилась, а темп жизни ускорился. В этих условиях большое значение имеет концепция прав человека в теоретическом и практическом формировании культурного процесса современных государств. Она становится одной из главных в деятельности ЮНЕСКО, организации, которая возникла в 1946г. Цель ее деятельности – восприятие прогресса мировой цивилизации через развитие сотрудничества между странами в отрасли образования, науки и культуры.
Все это повлияло на развитие культуры. – изменялось мировоззрение, стили, направления в искусстве.
В художественной жизни ХХ в. возникает и получает развитие модернизм – новый, современный, распространяется во всех видах искусства. Великого прогресса достигла наука и техника, появились новые виды искусства : телевидение, реклама, компьютерная графика.
3. Культура Европы 1половины XIX в. связана с философией утопистов-социалистов, в первую очередь французов – Сен-Симона и Ш. Фурье. В своих трудах «Про промышленную систему», «Новое христианство» Сен-Симон Развивает мысль о новом промышленном времени, который опирался на труд всех членов общества, выступал за сохранение частной собственности. Шарль Фурье – автор работ «Теория всемирного общества», «Новый хозяйственный социэтарный мир» разделял историю общества на 5 периодов: эдемизм ( зеленый рай), дикость, патриархат, варварство и цивилизация. Считал, что человечество уже достигло уровня цивилизации, т. е. эпохи гармонии и счастья.
Фихте считал необходимым обосновать философию как практику морального действия. Философия трактовалась им как наука наук, источник человеческого могущества. Важное значение немецкий философ Й. Фихте уделял концепции интеллектуальной интуиции.
Особое место в истории немецкой классической философии принадлежит Фридриху Шеллингу. Разработал тенденцию эстетизации философского мышления, рассматривал искусство как высшую стадию развития мирового начала. Труды : «О мировой душе», «Философия и религия», лекции по философии искусства, его идеи сложные, противоречивые, неоднозначные. Они повлияли на философию Гегеля, Фейербаха, Шопенгауэра, Фрейда, Кьеркегора, Бергсона.
Философия Гегеля считается вершиной немецко-классического идеализма. Главное его достижение – теория диалектики. Труды «Феноменология духа», «Наука логика». «Философия права».
4. Промышленная революция, которая началась в 18в. в Великобритании и других странах Европы, достигла все большей силы и размаха. Паровой двигатель, сконструированный Джеймсом Уаттом становится универсальной машиной. Роберт Фултон построил подводную лодку «Наутилус» и пароход. Великих достижений достигли английские ученые в физике, химии, биологии, медицине.
Известный математик и физик Анри Пуанкаре – учение о диф. уравнениях, теория относительности.
Физик Антуан Беккерель впервые обнаружил радиоактивность солей урана.( физики Пьер Кюри и его жена Мария Склодовская – Кюри – Нобелевская премия 1903г._
Новый метод выплавки стали – фр. металлург П. Мартен, мартеновская печь.
«Капитал» К. Маркса – важный труд с фундаментальным анализом природы капитализма.
5. Романтизм – система идейно-художественных принципов, противостоял классицизму.
Активное течение – революционные, гражданские
Философское - психологическое, консервативное.
Русские писатели-декабристы, революционеры.
Й. Гете, Генрих Гейне, Людвиг Ван Бетховен
В музыке - Джоаккино Россини, Фредерик Шопен, Ференц Лист, Джозепе Верди, Гектор Берлиоз.
Искусство - Эжен де Лакруа, Фроанциско Гойя
Литература - Гюго, Войнич, Бальзак, Диккенс.
В европейском искусстве постепенно пропадает мифологический жанр.
6. Модернизм – идеологическое обоснование дал символизм.
Новейший, современный
1 стадия – декаденс – пессимизм, утрата идеалов, дисгармония, антигуманность.
Поэт Аполлинер, Пикассо
Итог.
- Какое влияние оказали наука и техника на развитие культуры ХХ в?
- С чем связано появление новых видов искусства и их значение.
- Какую роль сыграло кино в развитии массовой культуры?
- Что влияло на развитие литературы?
- Какую роль сыграл театр и музыкальное искусство?
- Какая программа, акции и деятельность ЮНЕСКО?
5.Домашнее задание.
Составить сообщения:
Деятели культуры эпохи Нового времени, эпохи Просвещения
Выписать термины:
Постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм, модернизм, постмодернизм.