ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА N
На выполнение практического занятия по предмету
“Ocновы информатики”
Утверждаю
Председатель цикловой комиссии
Общественных дисциплин
Прохненко В. М.________________
Тема: Стандартные процедуры и функции управления графическим экраном
Цель: Научиться создавать графические изображения, стационарные и движущиеся.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: ЭВМ, инструкционные карты, конспект.
ПРАВИЛА ПО ТБ.
1.Перед включением ЭВМ в розетку проверить целостность вилки, шнура.
2.При отключении браться только за вилку.
3.Во избежании короткого замыкания и порчи проводов не наступать, не пережимать и избегать скруток шнура и удлинителя.
4.Запрещается учащимся производить ремонт розеток, вилок, проводов и машин.
5.Без разрешения преподавателя не производить перезагрузку ЭВМ.
6.Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
7.При работе ЭВМ необходимо, чтобы экран находился на расстоянии 55-60 см от глаз, перпендикулярно линии взора.
8.Будьте внимательны.
Ход работы
Любая информация на экране ПЭВМ представляет собой совокупность светящихся точек-пикселей. Каждый пиксель определяется своими координатами. Начальная точка (0,0)-левый верхний угол экрана.
Как и в текстовом, в графическом режиме используется буферная видеопамять, объем которой составляет 16 Кбайт(в CGA-адаптере).Этот объем видеопамяти позволяет получить на экране размером 640*200 пикселей только двухцветное изображение. Такой режим, в рамках CGA-адаптера, называется режимом высокого разрешения. Режим среднего разрешения(320*200 пикселей) позволяет получить четырехцветное изображение, однако один цвет палитры можно связать с одним из любых 16 цветов экрана, а три других цвета выбираются лишь в сочетании друг с другом как одну из четырех возможных палитр. Режим низкого разрешения практически не используется из-за отсутствия программной поддержки со стороны операционной системы.
В EGA и VGA-адаптерах объем видеопамяти составляет от 64 до 256 Кбайт, что дает возможность получать на экране с разрешением 640*200 пикселей до 16 цветов одновременно.
Для вывода графических изображений используются процедуры и функции, которые включены в стандартный модуль GRAPH TPU, входящий в комплект Turbo-Pascal, и становятся доступны лишь после объявления в программе uses Graph. Настройка графических процедур на работу с конкретным адаптером достигается за счет подключения нужного графического драйвера.
Драйвер-это специальная программа, управляющая теми или иными техническими средствами ПВЭМ. Драйвер CGA. BGL-для CGA-адаптера, EGAVGA. BGL-для адаптеров EGA. VGA.
Переход в графический режим
Для перехода в графический режим необходимо использовать процедуру INITGRAPH, которая инициирует графический режим работы адаптера.
Формат:
INITGRAPH(<драйвер>,<режим>,<путь>)
§ Драйвер-переменная типа integer, определяющая тип драйвера(коды от 0 до 10)
§ Режим-переменная типа integer, определяющая режим работы графического адаптера;
§ Путь-выражение типа string, указывающее путь к файлу адаптера.
PutPixel |
Процедура. Высвечивает пиксель (точку) с заданными координатами. PutPixel(x, y,<цвет>); X, y-координаты, тип integtr; <цвет>-тип word |
LineTo |
Процедура. Проводит линию из текущей позиции в точку с заданными Координатами LineTo(x, y:integtr) |
MoveTo |
Процедура. Перемещает текущий указатель в точку с заданными коор- Динатами MoveTo(x, y:integer) |
Line |
Процедура. Соединяет линией точки, заданные с помощью их координат Line(x1,y1,x2,y2:integer) |
SetLineStyle |
Процедура. Задает толщину и форму линии SetLineStyle(<вид>,<образец>,<толщина>); Тип word |
Rectangle |
Процедура. Рисует прямоугольник Rectangle(x1,y1,x2,y2:integer) |
Arc |
Процедура. Строит дугу окружности с центром в заданной точке Arc(x, y:integerStAngel, EndAngtl, Radius:word) |
Circle |
Процедура. Строит окружность с центром в заданной точке Circle(x, y,r) X, y:integer;R:word |
Ellipse |
Процедура. Рисует дугу эллипса с центром в заданной точке Ellipse(x, y,н. уг.,к. уг.,Rx, Ry) X, y:integer;н. уг, к.уг, Rx, Ry:word |
SetColor |
Процедура. Устанавливает текущий цвет SetColor(Color:word) |
Задание для выполнения.
1. Составить программу, которая выводила бы на экран изображение, состоящее из "неподвижных" объектов, используя все изученные процедуры.
2. Составить программу, которая выводила бы на экран изображение, состоящее из "движущихся" объектов, используя все изученные процедуры, а также циклы с параметром.