Статьи по физическому воспитанию

Исследование функций организма, основных двигательных качеств, уровня физической подготовки, физического развития и здоровья студентов в процессе многолетней спортивной подготовки по разным видам двигательной деятельности.

План научно-исследовательской работы по инициативной тематике кафедры физического воспитания и охраны здоровья на 2011-2015 гг.

Научный руководитель: канд. биол. наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и охраны здоровья Баранов В. В.

Проблемы оздоровления студентов повышения уровня физических качеств, улучшения функций основных систем организма, внедрение основ здорового образа жизни, привития
студентам потребности к самостоятельным занятиям, с целью

совершенствования физического и функционального статуса являются как никогда актуальной. Общеизвестно, что занятия физическими упражнениями благотворно влияют на здоровье человека в целом. Однако, интерес представляет исследование влияния занятий различными видами спорта на физическую подготовленность и основные функции организма занимающихся в процессе многолетней спортивной подготовки.

В связи с этим наши исследования были посвящены анализу изменений в организме студентов в процессе многолетних занятий различными видами спорта.

Цель исследования заключалась в выявлении динамики изменений основных функций организма, двигательных качеств, уровня физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов в процессе многолетней спортивной подготовки. На основании полученных результатов провести анализ, сделать выводы и дать практические рекомендации по проведению занятий по разным видам спорта.

Задачи исследования:

1. Определить исходные данные физической подготовленности, основных физических качеств и проследить из динамику в процессе занятий.

2. Выявить динамику влияния физической подготовки на физический и функциональный статус студентов занимающихся в различных секциях спортивного совершенствования.

3. Определить средства и методы по организации и проведению учебно-тренировочных занятий по видам спорта.

4. В процессе исследований применить приоритетные направления тренировочных занятий с целью наиболее качественной подготовки спортсменов с учетом избранных видов спорта.

5. Подготовить тезисы, статьи, выступить на конференциях, написать и издать методические указания по теме исследований.

6. Результаты исследований внедрить в учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учебных заведениях I-II уровня аккредитации ОП НУБиП Украины.

Обзор литературы

Физическая культура и спорт играет важную роль в формировании и укреплении здоровья. В процессе систематической, активной мышечной деятельности происходит соответствующая физиологическая перестройка в работе всего организма. В результате этого повышаются функциональные возможности всех систем организма, совершенствуются координационные механизмы взаимосвязей моторных и вегетативных функций, значительно расширяются компенсаторно-адаптационные реакции, улучшаются физические качества, укрепляется здоровье в целом. В связи с этим роль физической культуры и спорта в жизни людей, тем более для молодого поколения, неоспорима. Поэтому, нужно воспитывать у молодежи ценностно-мотивационную сферу к физической культуре, потребность к занятиям физическими упражнениями [2, 6, 8]. Этот вопрос стоит остро, так как последние годы на Украине наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей, увеличилось количество населения с сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями. Эти патологии превалируют над другими заболеваниями. Сократилась продолжительность жизни. Смертность превышает рождаемость в два раза. Заболевание гипертонией увеличилось в три раза, стенокардией в два раза, количество инфарктов возросло на 30 % по сравнению с прошлым десятилетием [9]. Причину этого можно рассматривать в недостаточной двигательной активности школьников, некачественного питания, ухудшении экологического климата и ряд других условий, которые негативно сказываются на здоровье учащихся, студентов и взрослого населения [1,2, 10, 12]. Однако, в основе гармонического развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, прыгучести, ловкости, координации и гибкости лежат систематические и регулярные занятия физической культурой и спортом. Поэтому, начиная с детского возраста необходимо проводить оздоровительные мероприятия, направленные на закаливание организма детей, на повышение иммунитета к простудным и другим заболеваниям, широко использовать, в процессе физического воспитания, подвижные игры. Уже с детского возраста нужно воспитывать потребность к занятиям физической культурой, прививать основы здорового образа жизни [7, 10, 15, 16]. Известно, что развитие одного физического качества положительно влияет на развитие другого. То есть в основе выполнения физических упражнений всегда должно иметь место применение широкого арсенала средств физического воздействия, с целью гармонического развития физических качеств [12, 17, 22, 23, 28, 24, 25].

В опубликованных ряда работ отмечалась тенденция, направленная к снижению физической стороны жизнедеятельности организма студентов. По всей вероятности, это было связано из-за недостаточного количества часов в неделю, отводимых на физическое воспитание, что привело к снижению двигательной активности студентов. Вследствие этого произошло быстрое снижение уровня основных функций и различных органов и систем, а также уровня физических качеств [4, 5, 27, 29].

Большое внимание педагоги, тренеры и ученые уделяют исследованию основных функций организма. Это и понятно, так как в процессе выполнения физических упражнений всегда имеют место нагрузки на сердечно­сосудистую, дыхательную, другие системы организма и опорно-двигательный аппарат. Особенно важно проявлять осторожность в процессе применения различных объемов нагрузок. Основная задача при занятиях физической культурой сводится к тому, чтобы не навредить, не ухудшить, а развить, улучшить, усовершенствовать физические качества, основные функции организма, укрепить здоровье в целом [2, 3,17,21,28].

Как составить тренировочные программы, осуществлять постоянный самоконтроль, за здоровьем в процессе самостоятельных занятий приведено в работах [17, 14, 16]. В связи с тем, что общая выносливость является одним из показателей здоровья, в процессе которой совершенствуется дыхательная, сердечно-сосудистая системы, опорно-двигательный аппарат и другие системы занимают умы многих ученых [3, 18, 19, 20, 26]. Представляет практический интерес исходные параметры физических качеств и основных функций организма у студентов, поступивших в вуз.

Несмотря на то, что занятия по физическому воспитанию носит направленный характер, уровень физического здоровья по прежнему остается на низком уровне.

По этому определение исходного уровня, у студентов, функций организма и основных физических качеств занимающихся в спортивных секциях представляют теоретический и практический интерес. В прочесе занятий необходимо выявить не только динамику изменений физических качеств, функций организма, но и постоянно воспитывать привитие основ здорового образа жизни, потребности к самостоятельным занятиям, умелому и грамотному применению необходимых средств, методик, методов и тестов для более качественного проведения физического самосовершенствования за пределами образовательного спорта.

В связи с этим предметом исследования послужили студенты занимающиеся в различных спортивных секциях и влияние избирательных средств и методов на физические и функциональные качества студентов.

В процессе исследований планируется решить следующие проблемы: улучшить умственную и физическую работоспособность, повысить уровень основных функциональных и физических качеств, спортивных результатов и укрепить здоровье в целом в процессе многолетней спортивной тренировки.

Результаты исследований будут рекомендованы тренерам, для коррекции тренировочного процесса по видам спорта с целью улучшения физической подготовленности, расширения функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, повышения тактико-технической и психологической подготовки студентов, занимающихся разными видами спорта в процессе многолетней, направленной спортивной деятельности.

Полученные результаты планируется регулярно отражать в печати, выступлениях на научно-практических конференциях, материалы результатов печатать в научных сборниках, а также в методических рекомендациях и указаниях.

Инновационный (внедренческий подход) характерен для спорта с его максимальным началом, конкурентным соперничеством, экстремальностью, драматичностью и предельным накалом соревновательной борьбы. Без постоянных инновационных вливаний современный спорт немыслимо его прогрессирование, значительный рост спортивных результатов, установление мировых рекордов и высших спортивных достижений.

Вот почему результаты наших исследований с учетом специфических основ подготовки спортсменов по разным видам спорта, может служить важным руководством для учебно-тренировочного процесса преподавателям спортивного профиля «Прибрежного колледжа», Бахчисарайского строительного техникума, Государственного агропромышленного колледжа, Советского техникума гидромелиорации и механизации сельского хозяйства и других учебных заведений I-II уровня аккредитации.

Применяемые методики методы и тесты в процессе проведения исследований.

Для проведения исследований будут применены следующие методики, методы, тесты:

- метод антропометрии, метод индексов Кетле, индекс Робинсона;

- метод строго регламентированного упражнения, позволяющий дозировать физическую нагрузку по объему, интенсивности, с учетом психофизиологического состояния в процессе занятий избранным видом спорта;

- метод сопряженного воздействия, который заключается в условиях требующих повышенных нагрузок.

Тесты физической подготовленности: тест на скорость, координацию, силу, прыгучесть, выносливость, гибкость.

Функциональные тесты и пробы: пробы Мартинэ-Кушелевского, пробы Штанге, Генчи, Мариме; тест на определение МПК (12-ти минутный тест К. Купера), тест на определение ЖЕЛ, экспресс-оценка уровня физического здоровья студентов по Апанасенко и Науменко.

Применение тестов и методов не требует специального оборудования. Однако для углубленных исследований необходимо: велоэргометр, спирометры (для определения ЖЕЛ), кистевые динамометры(для определения силы).

В процессе исследований планируется решить следующие проблемы по улучшению умственной и физической работоспособности, повышения уровня основных физических качеств и здоровья в целом в процессе многолетней спортивной тренировки.

Список использованной литературы

1. Агаржанян Н. А. Экологическая физиология: проблема адаптации и стратегии выживания. //Международный симпозиум, «экологические и физиологические проблемы адаптации». - М.: 2008

2. Амосов Н. М. Режим здоровья - режим ограничений нагрузок // Наука и жизнь. - 1972, № 3. - С. 43-54.

3. Амосов Н. М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения. - К.: Здоров я. - 80 с.

4. Амосов Н. М., Бендит Я. А. Физическая активность и сердце. - Киев, Здоровье, 1989. - 209 с.

5. Апанасенко Г. Л. Эволюция, биоэнергетика и здоровье человека. - СПб, 1992. - 121с.

6. Апанасенко Г. Л., Науменко Р. Г. Соматическое здоровье и максимальные аэробные способности индивида// Теор. И практ. физ. культ. - 1988, №4 - С.29-31

7. Бальсевич В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни (методологический, экологический, организационный аспекты)// Теор. и практ. физ. культ. - 1990, №1 - С.22-26.

8. Баранов В. В. Формирование потребности к физическому самосовершенствованию и прогнозирование физического состояния по некоторым данным функциональных показателей организма студентов. // Материалы 1-ой Международной научно-методической конференции. - Симферополь, 1997.-С. 11-14.

9. Баранов В. В., Фролов И. Я. Формирование у студентов ценностно-мотивационной сферы по физическому воспитанию с целью интеллектуальной подготовки их к физическому самосовершенствованию. Методические указания. - Симферополь, КГАУ, 2004 - 23 с.

10. Баранов В. В., Фролов И. Я. Использование средств и методов физической культуры для улучшения физической подготовленности, функций организма студентов специального медицинского отделения.// Обзор научных трудов. Вопросы физической культуры, спорта и рекреации. - Симферополь, ЗНУ, КФФС и С, 2006. - С. 13-18.

11. Белов Р. А., Сермеев Б. В., Третьяков Н. А. Самостоятельные занятия студентов физической культурой: Учебное пособие. - К.: Вища школа, 1988. - 208 с.

12. Бернштейн Н. А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. - 255 с.

13. Булич Э. Г. Физическая культура и здоровье. - М.: Знания, 1981.-64 с.

14. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М.: ФиС, 1988

15. Вознюк П. Е., Кювали К. П. и др. Физическая культура и организация здорового способа жизни студентов.// Методуказания. - Полтава. Полтавский кооперативный институт. - 1990. -30 с.

16. Гогулан М. Система здоровья НИШИ. - К.: 1996. - 178 с.

17. Ганопольский В. И., Безножков Е. Я., Булатов В. Г. Туризм и спортивное ориентирование. - М.: Ф и С, 1987. - 207 с.

18. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.: Фи С, 1997. -58 с.

19. Дуркин П. К., Лебедева М. П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России.// Теор. и практ. физ. культ. - 2002, №8. - С.2-5.

20. Епифанов В. Л. Лечебная физическая культура. Справочник -2-е изд. перер. и доп. - М.: Медицина, 2004. - С. 204-210.

21. Крапивенцева СИ. Активный отдых в рабочем процессе. - М.: Медицина, 1971. - 170 с.

22. Крашвша К. Нетрадицшш форми фізичного виховання студенів: Навчальний посібник. - Льв1в: 1997.

23. Круцевич Т. Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания: Учебное пособие. - К.: Вид. «Олимпийская литература», 1999. - 240 с.

24. Кузин В. В., Паршиков А. М., Виноградов П. А. Концепция информационно-образовательной компании по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи.

25. К. Купер. Новая аэробика. Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. - М.: Ф и С, 1976. - 125 с.

26. К. Купер. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: ФиС, 1989.

27. Куценко Г. И. Книга о здоровом образе жизни. - М.: Проф. издат., 1987.-256 с.

28. Лаго А. П. Применение форм и методов контроля, побуждающих к активности самостоятельной работы студентов, занимающихся тяжелой атлетикой.// Материалы учебно - научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГ АТУ. - Симферополь, 2003. - С. 99-100.

29. Луговцев В. П. Восстановительные процессы после мышечной деятельности: Уч. пособие для институтов физкультуры. - Смоленск: СГИФК, 1988 - с.73.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить