Статьи по физическому воспитанию

Взаимосвязь способа жизни с физической подготовкой и успеваемостью студентов в обучении

Пономаренко А. Н. – старший преподаватель кафедры физического воспитания и охраны здоровья ЮФ НУБиП Украины «КАТУ».

Взаимосвязь способа жизни с физической подготовкой и успеваемостью студентов в обучении. В статье определены возможности взаимного влияния физической подготовленности, способа жизни и рейтинга успеваемости студентов.

Постановка проблемы. Анализ исследований и публикаций. Здоровье человека – это одна из немногих категорий, которая определяет социальные, духовные, физические и медицинские приобретения на каком-либо историческом этапе развития общества. Ныне феномен здоровья специалисты относят к комплексной проблемы, которая включает длительность жизни, уровня образования, отсутствия заболеваний, социальную активность населения, демографическое состояние в стране, отношения между людьми. Известно, что здоровье человека на 50% зависит от способа жизни, по 20% приходится на наследственность и окружающую среду, 10% отводится на медицину [1]. В здоровом образе жизни – 40% составляет физическая активность человека. Другими словами, по мере влияния на здоровье физическое воспитание может рассматриваться как самостоятельный фактор, который, по мнению геронтологов, позволяет увеличить длительность жизни на 8-12 лет. Вместе с тем, анализ влияния физического воспитания показывает, что высокие результаты в физической подготовке совсем не гарантируют полноценное физическое здоровье [2], неоднозначна зависимость также существует и по показателям умственной работоспособности студентов [3].

Цель исследования. Установить особенности взаимосвязи между физической, функциональной и теоретической подготовкой студентов 1 курса ЮФ НУБиП Украины «КАТУ».

Методы исследования. Анализ и обобщение специальной литературы, анкетирование, тестирование физической и функциональной подготовки, измерение роста и веса тела студентов, статистический анализ.

В исследовании физическое развитие студентов оценивалось по результатам бега на 100 и 3000 метров, подтягивания на перекладине. По формуле Брока-Бругша определялось соответствие между ростом и массой тела. Успеваемость студентов определялась по семестровым рейтинговым баллам, а физическое воспитание – по дифференцированному зачету.

Результаты исследования. Выяснено, что средний результат в беге на 100м равен 14.3сек.; в беге на 3000м – 1308.4сек.; в подтягива­нии – 9.1 раза. Полученные показатели полностью совпадают с вывода­ми специалистов о том, что 46% студентов имеют физическую подго­товленность, которая не обеспечивает стабильного здоровья. Оценива­ние работоспособности сердечно-сосудистой системы по индексу Руфье подтвердило её недостаточные функциональные возможности – 11,4 единицы.

Полученные коефициенты вариаций для физических упражнений и функциональной работоспособности показали, что для показателей выносливости, силы и индекса Руфье они более10%, то есть являются неоднородными – 10,7; 51,3; 31,8 соответственно. Неоднородность кое­фициентов предусматривает увеличение самостоятельных занятий в фи­зическом воспитании студентов.

Образ жизни студентов изучался на основании анкетирования. Их ответы оценивались от 1 до 3 баллов. Определялись: количество самостоятельных занятий физическими упражнениями, вредные привычки, особенности режима дня, рациональность питания.

Установлено, что только 22,2% студентов самостоятельно занимаются физическим совершенствованием не менее 4 раз в неделю; нерегулярно выполняют упражнения – 26,7%; изредка – 42,2%; не занимаются вообще – 8,9%. Полученный средний показатель 1,6 занятия не дотягивает к рекомендованным нормам двигательной активности для студентов 10-12 часов в неделю.

Относительно питания выяснилось: ежедневно завтракают только 22,2% студентов; почти каждый день – 37,8%; через день – 33,3%; один раз в неделю или вообще не завтракают – 6,7%. Последствиями такого режима питания стало то, что только у 20% студентов зафиксирован нормальный вес тела; меньше (в пределах 10кг) наблюдается у 62,2%, а на 15кг и больше у 17,8%. Недостаточность массы тела у студентов относительно их роста отмечается и в работах других авторов [4].

Необходимую длительность сна имеют 75,6% студентов, недостаточную – 17,8%.

Установлено, что из 145 студентов 1 курсов 80% совсем не курят. Для сравнения скажем, что средний показатель по Украине для мужчин 20-29 лет составляет 40%. Кроме того, 15,6% опрошенных выкуривает менее одной пачки на день. Не употребляют спиртного 46,7% и выпивают изредка 53,5% студентов.

Итак, можно констатировать, что в целом образ жизни студентов не обеспечивает необходимый отдых и полноценное восстановление организма.

Сравнение суммы баллов, полученных студентами за образ жизни, с баллами по физическому воспитанию выявило следующую закономерность.

Студенты, которые вели здоровый образ жизни, лучше успевали на занятиях по физическому воспитанию. Полученное корреляционное отношение указывает на очень высокую статистическую зависимость ή=0,804. В свою очередь, обратное влияние физического воспитания на образ жизни очень низкий – ή=0,152. То есть студенты, имеющие высокий балл по физическому воспитанию, не обязательно во всем придерживались здорового образа жизни. Зафиксированные особенности статистической связи указывают на отсутствие линейной зависимости между образом жизни и физической подготовленностью студентов. Этот факт может расцениваться не на пользу вузовского физического воспитания, в котором среди основных заданий предусмотрено оздоровление студентов и отвлечение их от вредных привычек.

Интересной оказалась взаимосвязь между физической активностью студентов и уровнем их обучения в высшем учебном заведении. Выяснено, что студенты, которые чаще самостоятельно занимаются физическими упражнениями, имеют высший балл по физическому воспитанию – ή=0,705 и лучше сдают экзамены по теоретическим дисциплинам – ή=0,753. Несколько неожиданным стало определение большого влияния общего рейтинга студентов на их успеваемость по физическому воспитанию – ή=0,901. То есть, студенты, которые лучше усвоили дисциплины вузовского обучения, имели высший балл и по физическому воспитанию.

Анализ взаимосвязи между образом жизни и общим рейтингом показал, что студенты, которые лучше учатся, ведут здоровый образ жизни. В свою очередь, соблюдение здорового образа жизни (отсутствие вредных привычек, рациональное питание, полноценный сон) без достаточной физической подготовки ещё не гарантирует, а только предусматривает высокий балл по теоретическим дисциплинам – ή=0,479.

Выводы. Физическая активность обеспечивает не только соматическое здоровье студентов, но и благоприятствует их лучшему обучению. Студенты, которые имели высокий рейтинг по теоретическим дисциплинам, больше придерживались требований здорового образа жизни и имели лучшие баллы по физическому воспитанию.

В свою очередь, на занятиях по физическому воспитанию недостаточно уделяется внимания разъяснению важности здорового образа жизни. Не все студенты, которые имели высокие баллы по физическому воспитанию, вели здоровый образ жизни.

Физические и функциональные возможности студентов 1 курсов определены как недостаточные и требуют увеличения самостоятельных занятий с преимущественной ориентацией на воспитание силы и выносливости. Полученные баллы по физическому воспитанию существенно зависят от количества самостоятельных занятий.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровый образ жизни, уровень успеваемости.

Литература

1. Мацянтовіч Є., Рибак О. Цивілізація і рухова активність людини. – Л., 2004. – 114с.

2. Логінов Д. О., Михайлов В. В. Фізична підготовка – основа здорового способу життя курсантів. Навчально-методичний посібник. – Львів: ЛВІ, 2005. – 80с.

3. Магльований А. В. Шляхи управління та корекції фізичними та психологічними якостями // Актуальні проблеми організації фізичного виховання студентської та учнівської молоді Львівщини: матер. II регіональної наук.-практ. конф. – Львів, ЛДФЕІ, 2003. – С. 89-90.

4. Ульченко В., Попович Ю. Исследование состояния физического развития студентов ДИИТА за период с 1975 по 2005 годы // Проблемы фізичного виховання студентів: Матеріали Регіональної науково-практичної конференції. – Дніпропетровськ: ДНУ, 2005. – С. 82-84.

Анотація

Пономаренко О. М. Взаємозв’язок способу життя з фізичною підготовленістю та успішністю навчання студентів.

У статті встановлені особливості взаємного впливу фізичної підготовленості, способу життя та рейтингу навчання студентів..

Ключові слова: фізичне виховання, здоровий спосіб життя, успішність навчання.

Summary

Ponomarenko A. N. Іnterrelation of the method of life with physical training and progress of students in the instruction.

Characteristics of mutual effect of Physical readiness, Way of live and Stady rating of students were set.

Key words: physical training, the healthy means of life, the level of progress.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить