Статьи по физическому воспитанию

Проблема готовности в системе соревновательной деятельности спортсменов

Баранов В. В. – доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и охраны здоровья; Дорошенко А. А. – преподаватель.

В статье рассматривается проблема готовности спортсмена к конкретному соревнованию. Предполагается, что феномен готовности связан с формированием у человека особого склада сферы его самосознания, направленного на предстоящие действия – в соревновательной установке.

Ключевые слова: проблема, готовность спортсмена, соревновательная деятельность, соревновательная установка, подготовка.

Актуальность. Проблема готовности – это проблема целенаправленной и определенной активности спортсмена, проблема целесообразной организации его действий в предисполнительной и собственно исполнительской соревновательной фазе. Такой методологический подход определяет актуальность данной проблемы. Адекватное теоретическое и методическое решение в конечном итоге позволяет определить место в кругу проблем изучения человека с использованием термина “готовность” как строго научного понятия. Актуальность данной проблемы для теории и практики спорта в такой постановке вряд ли вызывает сомнение, так как это намечает новые перспективы в теоретико-экспериментальном и методо-педагогическом решении вопросов подготовки спортсменов к конкретному соревнованию [2].

Проблемная ситуация в связи с изучением готовности спортсменов к соревнованиям состоит в следующем. Спортсмен в процессе определенного периода своей подготовки накапливает тот или иной потенциал своих возможностей, который по мере подготовки и участия в данном соревновании стремится их реализовать. Как показывает спортивная практика, реализация потенциальных возможностей спортсменов в конкретном соревновании сопряжена с большими трудностями. С одной стороны, есть наличные потенциальные возможности, с другой – нет условий для их реализации в данном соревновании. Возникает проблемная ситуация, которая и порождает проблему готовности к конкретному соревнованию. Как утверждают исследователи, эта проблема является сложной структурой. Готовность спортсмена к соревнованиям, по их мнению, может быть связана с тактико-техническими действиями, психологической, физической подготовкой при участии мотивационного характера [3, 4, 5].

Проблема готовности к соревнованиям, на наш взгляд, связана с решением задачи непосредственного выхода спортсмена в исполнительную фазу конкретного действия, определяющего результат последнего. В этой связи проблему готовности, по-видимому, целесообразно рассматривать, как проблему конкретной реализации спортсменам своих наличных возможностей в каждом конкретном соревновании. В сложных условиях соревнования победу одерживает тот спортсмен (или команда), который в состоянии наиболее полно реализовать свои наличные возможности в заданных условиях соревновательной деятельности.

Спортивная практика свидетельствует о том, что психические, технические, тактические и физические качества спортсменов не проявляются непосредственно в условиях конкретного соревнования. Однако, какие-то промежуточные, опосредующие факторы определяют реализацию их потенциальных возможностей в каждом конкретном случае. Уровень развития потенциальных возможностей спортсменов должен быть связан с уровнем развития систем их деятельности (тренировочной и соревновательной), а не с реальным, конкретным актом выступления в соревновании [1].

Создание необходимых условий для формирования и адекватного проявления в сформированной готовности в процессе непосредственной пред соревновательной подготовки – это путь педагогического решения проблемы. Принципиальный подход к решению проблемы готовности к соревнованию в спорте должен базироваться на психолого-педагогическом изучении в едином контексте, как вопросов формирования, так и актуализации сформированной готовности спортсменов в конкретном соревновании.

Важным условием в соревновательной деятельности является соревновательная установка, которая представляет собой сложное образование, выступающее как феномен готовности и определяющее реальное действие, а также функционирование всех сфер психической организации спортсмена. Формирование соревновательной установки, ее функционирование и проявление происходит в условиях активной психической деятельности ориентировочного характера. Выраженность ориентировочной деятельности осуществляется через фактор психической напряженности и с помощью системы специальных установок помогает ее функционированию через фактор психической устойчивости. Соотношение этих факторов определяет ориентировочную основу соревновательной установки, которая находится в сфере самоуправления спортсмена и приобретает различные формы в зависимости от процесса отражения потенциальных возможностей в реальных условиях выполнения деятельности – соревновательной установки. Ориентировочная основа формируется в системе субъективно – объективных связей при определяющей роли результата конкретного действия человека. Поэтому принципиальный путь решения проблемы готовности в каждом конкретном случае подготовки к. соревнованиям (формирование соревновательной установки и ее ориентировочной основы) – педагогический путь опосредованного воздействия за счет соответствующей организации учебно-тренировочного процесса в реальной предсоревновательной подготовке.

Теоретическое обоснование этой проблемы, экспериментальное изучение феномена готовности и условий его функционирования, разработка психолого-педагогических путей решения проблемы готовности спортсменов к соревнованию – вот основные задачи решения данной проблемы.

Литература

1. Козлов Е. Г. Психолого-педагогические аспекты проблемы готовности к соревнованиям. // Теор. и практ. физ. культ. 1985, № 10. – С.7-10.

2. Козлов Е. Г., Григорьянц И. А. Проблема готовности спортсмена к соревнованиям, как педагогическая проблема. – Малаховка, 1980.

3. Ли. Дин, Румянцева И. Д., Силантьева Е. И. и др. Методы оценки и коррекции психофизического состояния спортсменов-пловцов в процессе подготовки к соревнованиям. Сб. физ. культ., спорт и здоровье нации.// Матер, междунар. конгресса. – СПб, 1995.- С.12-15.

4. Пилоян Р. А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности. – М.: 1988- 22 с.

5. Подливаев Б. А. Анализ соревновательной деятельности борцов вольного и греко-римского стиля на олимпийском турнире в Сиднее.// Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 9. – С.33-44.

Анотація

У статті розглядається проблема готовності спортсмена до конкретного змагання. Припускається, що феномен готовності пов'язаний з формуванням у людини особливого складу її самоусвідомленості, що направлена на майбутні дії – в змагальній установці.

Ключові слова: проблема, готовність спортсмена, змагальна діяльність, змагальна установка, підготовка.

Summary

A sportsman's readiness to concrete competition problem is considered the article. It is supposed, that the readiness phenomenon is connected with formation of special make-up of person's consciousness sphere, directed on forthcoming action – in competitive set.

Keywords: a problem, readiness of a sportsman, competitive activity, competitive set, training.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить