Статьи по физическому воспитанию

Исследование влияния атлетической гимнастики на здоровье студентов

Баранов В. В. – доцент, зав. кафедрой физического воспитания и охраны здоровья; Горбаченко А. А. – ст. преподаватель кафедры физического воспитания и охраны здоровья.

В статье отражена положительная роль воздействия атлетической гимнастики на умственную работоспособность кардиореспираторной системы, силовую подготовленность, физические и функциональные качества организма студентов.

Введение. В последние время студенты стали уделять большое внимание различным формам физической культуры. Дефицит двигательной активности связан с тем, что по плану на физическое воспитание отводится 2-4 часа в неделю. Тогда, как для молодого человека двигательный недельный режим должен составлять 8-10 часов [4]. Таким образом, дефицит двигательной активности очевиден. Кроме того, следует отметить, что сейчас студенты стали отдавать предпочтение силовым видам спорта. В нашем вузе все большую популярность завоевывает атлетическая гимнастика. Этот вид физической культуры стал одним из самостоятельных занятий физическим совершенствованием.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что сочетание силовых упражнений с другими средствами разносторонней физической подготовки позволяют достичь высокого уровня развития основных физических качеств и функций организма [1, 2, 3, 8].

Ценность занятий атлетической гимнастикой на организм студентов неоспорима. В результате внешних отягощений, которые имеют место в процессе занятий атлетической гимнастикой, улучшается обмен внеклеточной жидкости и крови, существенно возрастает кровоток в работающих мышцах, что позволяет быстро восстанавливать травмированные мышцы и связки. Во время занятий атлетической гимнастикой, можно создавать изолировано в различных мышечных группах мощный кровоток, и этим самым добиваться, целенаправленного воздействия на организм [6].

В целом тренировка атлетической гимнастикой является сильным средством для восстановления здоровья, улучшения биосинтеза и повышения энергетики.

В соответствии с этим, целью нашей работы было изучение изменений в физическом развитии, физической подготовленности и других функций организма студентов под влиянием занятий атлетической гимнастикой.

Методика. Эксперимент проводился в течение года, и в нем принимали участие 20 студентов старших курсов. Все занимающиеся атлетической гимнастикой были распределены на две группы, в каждой по 10 человек (экспериментальная и контрольная). Продолжительность занятий составляла 90 минут, три занятия в неделю. Программа занятий атлетической гимнастикой состояла из 12 комплексов упражнений силового характера с последовательным возрастанием нагрузки. Каждый комплекс включал 7-9 упражнений динамического характера на основные мышечные группы с преимущественной направленностью на развитие силы. Упражнения общего физического воздействия с проявлением значительных силовых усилий включались в первой половине комплекса, а упражнения с локальной направленностью – в конце основной части занятия. Каждый комплекс использовался в течение месяца. По ходу эксперимента упражнения заменялись с учетом благоприятного воздействия на опорно-двигательный аппарат и основные функции организма студентов.

В процессе эксперимента до и после его окончания регистрировались показатели физического развития, физической подготовленности и основных функций организма. Кроме этого, с помощью корректурных таблиц Анфимова определяли показатели умственной работоспособности, как до, так и после учебных занятий, а также до и после занятий атлетической гимнастикой. Студентам предлагалось в течение двух минут зачеркивать 2 определенные буквы. Вычислялся коэффициент внимания (КВ).

Результаты исследования и их обсуждения. В таблице 1 приведены результаты изменений исследуемых качеств организма студентов до и после эксперимента.

Таблица 1. Динамика физического развития, физической подготовленности и функций организма студентов, занимающихся атлетической гимнастикой

№№

п/п

Показатели

Результаты

до экспе­римента

после экспе­римента

Р

1

Вес тела, кг

72±0,8

75,3 ± 0,9

<0,05

2

Рост, см

177± 0,7

179 ±1,1

>0,05

3

Обхват грудной клетки, см

92 ±0,6

96 ±0,4

<0,001

4

Экскурсия грудной клетки, см

5,4± 0,3

7,7± 0,5

<0,05

5

Обхваты в размерах, см:

плеча – при напряжении,

плеча – при расслаблении,

бедра,

голени,

шеи,

талии,

32± 0,5

29,4 ±1,1

55± 0,9

36 ±0,7

39 ±1,4

80 ±1, 3

35± 1, 0

32 ±1,2

59 ±1,3

39 ±1,0

42± 1,5

83 ±1,1

<0,05

<0,05

<0,01

<0,05

<0,05

<0,05

6

Объем ЖЕЛ, мл

4200 ±4,3

4900± 4,8

<0,001

7

Динамометрия, кг

54,7± 1,5

62 ±1,6

<0,001

8

Гибкость позвоночного столба, см

12± 1,4

16 ±1,6

<0,001

9

ЧСС в покое, уд/мин

72 ±1,6

66 ±1,5

<0,05

10

АД сист. мм.рт. ст.

     диастол.

125

80

120

70

<0,005

11

МПК, мл/мин/ на 1 кг

2850

3480

<0,001

Как следует из таблицы положительные сдвиги наблюдались во всех показателях (Р<0,05). Исключением составил компонент физического качества, рост студентов, который существенно не изменился. По всей вероятности, один год эксперимента оказался недостаточным для значительного изменения этого показателя. Кроме того, имеются данные, что после 18 лет длина тела изменяется незначительно [6]. В нашем эксперименте были студенты старших курсов, средний возраст которых составил 21 год. Улучшились показатели силовой подготовленности студентов на 37%, физического развития на 32,8 %. Статистически снизились показатели сердечно-сосудистой системы (Р<0,05). Увеличилась жизненная емкость легких, которая составила 4900 мл против 4200 мл до эксперимента. Все эти данные свидетельствовали о хорошем функциональном состоянии кардиореспираторной системы студентов. Полученные результаты максимального потребления кислорода после эксперимента (3480 мл/мин/кг) оказались достаточно высокими, что соответствовало превосходной степени физической подготовленности студентов [5].

Что касается показателей умственной работоспособности, то под влиянием учебных занятий они снижались, а под влиянием атлетической гимнастикой в сочетании с другими видами физических упражнений, умственная работоспособность улучшалась. Однако, нужно отметить, что первые месяцы эксперимента улучшения умственной работоспособности не наблюдалось. Только в конце эксперимента, после истечения года улучшения умственной работоспособности приобрело устойчивый характер. Результаты анализа, полученных данных, показали, что коэффициент внимания улучшился на 45%.

Выводы. Занятия атлетической гимнастикой выявили существенные изменения всех исследуемых компонентов. Эти изменения носили достоверный характер, исключения составил показатель роста студентов.

Под влиянием атлетической гимнастики произошло статистическое, достоверное улучшение умственной работоспособности.

У занимающихся студентов атлетической гимнастикой показатели сердечно-сосудистой системы снизились. А жизненная емкость легких статистически достоверно увеличилась, что соответствовало о хорошем состоянии кардиореспираторной системы студентов.

Силовые показатели возросли, гибкость позвоночника улучшилась (Р>0,01).

Мышечные объемы плеча, голени, бедра, шеи и вес тела увеличились (Р<0,05).

Ключевые слова: атлетическая гимнастика, умственная работоспособность, физическая подготовленность, упражнения.

Литература

1. Воробьев А. А., Сорокин Ю. К. Анатомия силы. – М.: ФиС, 1980.

2. Давыдов О. Ю., Головихин Е. А. Влияние занятий атлетической гимнастикой на умственную и функциональную работоспособность и функциональное состояние студентов. // Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка. – 2008, № 5. – С. 24-27.

3. Ильин Е. П. От культуры физической – к культуре здоровья. // Теория и практика физ. культ. – 1994, № 12. – С. 42-48.

4. Кремень В. Г. Про затвердження навчальних програм з фізичного виховання для вищих навчальних закладів України I-II, III-IV рівнів акредитації. Наказ № 757, 14.11.2003 р. М. Київ.

5. Купер К. Аэробика для хорошего настроения. – М.: ФиС, 1989. – 224.

6. Малахов Г. П. Здоровые мышцы – путь к здоровью и долголетию. – 2004, Генеша. – С. 71-98.

7. Медицинский справочник./ Под общ. ред. В. А. Геселевича, изд. 2-е. – М.: ФиС, 1981.

8. Петров В. К. Сила нужна всем. – М.: ФиС, 1984.

9. Фурманов А. Г., Юспа М. Б. Источники бодрости, здоровья, работоспособности. – Минск, Полымя, 1981.

Анотація

У статті відбита позитивна роль дії атлетичної гімнастики на розумову працездатність кардіореспіраторної системи, силову підготовленість, фізичні і функціональні якості організму студентів.

Ключові слова: атлетична гімнастика, розумова працездатність, фізична підготовленість, вправи.

Summary

In the article the positive of athletic gymnastics on mental efficiency, cardiorespstratory system, force readiness, physical gualities of the student body is reflacted.

Key words: athletic gymnastics, mental efficiency, force readiness, exercises.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить