Статьи по физическому воспитанию

Физиологические основы управления соревновательной деятельностью

Баранов В. В. – доцент, зав. кафедрой физического воспитания и охраны здоровья

В статье раскрываются физиологические основы управления соревновательной деятельностью, а также закономерности формирования двигательного навыка. Показано, что соревновательная деятельность реализуется многоуровневой функциональной системой управления. Отмечено, что в основе спортивной деятельности лежат динамические стереотипы.

Ключевые слова: физиологические основы, соревновательная деятельность, функциональная система, динамические стереотипы.

В процессе спортивной деятельности, которая в конечном итоге направлена на улучшение спортивных результатов, происходит ряд важных изменений в опорно-двигательном аппарате, в функциях сердечно-сосудистой и дыхательной системах, в обменных процессах организма.

Во время спортивной деятельности решается важнейшая задача по улучшению общефизической базовой и специальной подготовки, направленной на достижение высоких спортивных результатов. Ведущая роль в этой деятельности принадлежит, несомненно, двигательному анализатору при участии зрительной, вестибулярной, слуховой, тактильной и других сенсорных систем. Сигналы, поступающие от разных органов чувств, в результате аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга создают единый комплексный анализатор “сенсорной системы” [2, 3].

В дальнейшем на этой основе была заложена теория дви­га­тель­ного навыка в физическом воспитании. Теория условных рефлексов, объясняющая формирование двигательного навыка имела ряд существенных недостатков: отсутствие замкнутого контура управления (прин­цип обратной связи), жесткая детерминированность системы. В то же время она раскрывала особенности обучения движением, выполняемым по типу простых реакций, требующих текущих коррекций [5, 6].

Развивая, идеи И. М. Сеченова и И. П. Павлова об условных рефлексах Бернштейном Н. А. была создана теория построения движений и теория биологической активности, которая наиболее полно раскрывала закономерности управления двигательными действиями. Организм в данном случае рассматривался, как активная целеустремленная система [2].

Согласно теории Н. А. Бернштейна любое двигательное действие реализуется многоуровневой системой управления построения движений, состоящей из высших и низших уровней интеграции. Высшие уровни выполняют роль ведущих, регулирующих двигательный акт в целом, а низшие – роль фоновых, то есть обеспечивающие решение отдельных задач построения движения, без затрагивания его смысла. Высший уровень руководит деятельностью низших. Высшие уровни не имеют достаточной обратной связи с мышцами-эффекторами, а поэтому не могут осуществлять полноценного управления их деятельностью. Низшие уровни не могут самостоятельно регулировать смысловую направленность движения и поэтому нуждаются в “руководстве сверху”. Система управления движениями совершенствуется по мере их становления; формируются межуровневые субординации, низшие принимают на себя свои функции, высшие не вмешиваются в решение мелких задач, оставляя за собой контроль, смысл и структуру движения. Важным положением теории Н. А. Бернштейна является утверждение о существовании обратной связи [2, 3].

Когда процесс соревновательной деятельности характеризуется четкими, быстрыми, свободными движениями это свидетельствует о двигательном навыке. Если навык сформирован, вмешательство сознания в детали упражнения ухудшает его качество. Основой формирования двигательного навыка является активная психомоторная деятельность человека [4].

Изучение нейрофизиологических механизмов мозга, в связи с решением двигательных задач, занимался П. К. Анохин. Его исследования позволили сформировать положение о системной организации функции мозга, в которой за единицу интегральной деятельности была принята функциональная система. Под функциональной системой понимается динамическая организация процессов и механизмов, обеспечивающая какой-либо приспособительный эффект, который имеет место в соревновательной деятельности. В процессе формирования функциональной системы автор выделяет следующие этапы: афферентный синтез, принятие решения, формирования программы действия и акцептора действия, само действие и его результат. В процессе афферентного синтеза происходит переработка четырех видов информации: пусковой афферентации – сигналы, вызывающие действие; обстановочной афферентации - условия окружающей среды; доминирующая мотивация - собственные потребности организма; доминирующая в данный момент содержимого в долговременной памяти. Вся информация накапливается в оперативной памяти и на основе афферентного синтеза осуществляется принятия решения и программирование двигательных действий. На основе оперативной памяти (акцептор действия) производится сохранение признаков прогнозированного результата, в процессе соревновательной деятельности, информация о которой поступает через “обратную афферентацию”. Анохин П. К. отмечал, что весь процесс обучения идет с обязательной коррегирующей ролью обратной афферентации и только на основе ее сличения с прогнозируемым результатом, возможно самообучение [1].

По такому механизму происходит формирование умения и двигательных навыков в основе которых лежат требования уточнения и необходимой коррекции, с целью получения прогнозированного результата.

Таким образом, в процессе соревновательной деятельности, происходит комплекс сложных преобразований, как в сенсорных системах, так и в функциях коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность осуществляется при наличии динамических стереотипов, формирование которых происходит в двигательных зонах коры больших полушарий головного мозга. С точки зрения физиологических основ, соревновательная деятельность осуществляется на уровне стабилизации, четкого чередования процессов возбуждения и торможения со снижением доли участия активных мышечных усилий в осуществлении движений за счет использования инерции, центробежных сил, что обеспечивает экономность энергозатрат организмом.

Литература

1. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968. – С. 194-251.

2. Бернштейн М. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.

3. Ратов И. П. Двигательные возможности человека.- Минск, 1994. – 228 с.

4. Уилмор Д. Х., Костив Д. Л. Физиология спорта и двигательная активность. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 504 с.

5. Фарфель В. И. Управление движениями в спорте. – М.: Ф и С, 1975. – 187 с.

6. Чваидзе Л. В. Об управлении движениями человека. – М.: Ф и С, 1970. – 136 с.

Анотація

У статті розкриті фізіологічні основи управління загальною діяльністю, а також закономірності формування рухового навику. Показано, що загальна діяльність реалізується багаторівневою функціональною системою управління. Відмічено, що основою спортивної діяльності є динамічні стереотипи.

Ключові слова: фізіологічні основи, змагальна діяльність, функціональна система, динамічні стереотипи.

Summary

In the article physiological basis of the management in competitive activities, competitive activities are considered to realize multi-level functional systematic management. Diagnostic stereotypes are defined to be the basis in the sports activities.

Keywords: physiological basis, competitive activities, functional systematic, diagnostic stereotypes

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить