Статьи по филологии

Персональная сетка в художественных и газетных текстах

Косенко О. П. – кандидат филологических наук, декан факультета переподготовки КРИППО.

В статье рассмотрены отличия персональных сеток разных типов текста – художественного и газетного, которые эксплицируются в комментебельных конструкциях.

Антропоцентричность, которая находится в центре внимания работ по лингвистике текста [1; 4; 7; 9 и др.], репрезентация информации в ассоциативной семантической сетке [10, с.77] предусматривает выведение тематической [1; 5; 8] и лексико-тематической сеток. Персональная сетка, методика выведения которой разработана Л. А. Ноздриной [6], является их разновидностью.

Персональная сетка строится переименованием лица на протяжении всего текста. По словам М. А. Хелидей, каждое предложение содержит немаркированную топикальную тему, в развитии которой переименование лиц занимает важное место. В предложении “I think you should…” “I think” эксплицирует интерперсональный компонент, а “you should…” – топикальный [11, с. 36-37]. В приведенном топикальном высказывании содержится указание на два лица – адресанта высказывания «Я» и адресата-получателя сообщения «не-Я».

Согласно В. А. Лукину, имя собственное является основным обозначением лица, по которому судят о главной теме текста. Ученый считает, что в любом типе текста употребление имени собственного имеет закономерный характер. В художественном тексте имя собственное принадлежит к константам мира, что создается текстом. В нехудожественном тексте оно указывает на внетекстовую действительность, как в сводках новостей [4].

Описывая персональную структуру художественного текста в виде персональной сетки, Л. А. Ноздрина, во-первых, размежевывает повествование от 1-го лица и от 3-го лица, во-вторых, исходит из многочленности персональной сетки. Наряду с общепринятыми средствами повторной номинации, личными и притяжательными местоимениями, Л. А. Ноздрина считает необходимым рассматривать также личные формы глагола, императив и ряд других грамматических средств. Она также говорит об имплицитных средствах, которые обеспечивают единство персональной сетки [6].

Поскольку в тексте короткого рассказа или газетной статье, которые имеют ограниченный объем, число лиц также ограничено, во фрагменте персональной сетки, которая образуется цепочкой комментабельных конструкций [3], все они должны быть представлены. По персональной сетке, которая выделяется из цепочки комментабельных конструкций, устанавливаются лица, находящиеся в фокусе авторского комментария. В распределении указаний на разные лица в отдельном комментабельном высказывании есть определенная закономерность. Увеличение количества переименований одного и того же лица или группы лиц является сигналом его особенной роли с точки зрения адресанта сообщения.

Персональная сетка газетного сообщения, эксплицируемая комментабельными выражениями, определяется как эксплицитная, смешанная, полиперсональная, многоплановая. Эксплицитность состоит в том, что как в интродуктивной, так и комментабельной части содержатся указания на лица, правительства, организации, страны. Агентивные переименования обнаруживаются перед глаголом в комментабельном значении. Как и в любой цепочке переименований, в них передаются отношения включения, вхождения в класс (от общего именования к его спецификаторам, по отношению к которым он является родовым) или тождества (повтор именования, его замена личным местоимением). В смешанной сетке участвуют разные части речи – существительные, глаголы, местоимения. Важную роль играют личные формы комментабельных глаголов, которые в 3-м лице настоящего времени выделяют конкретное лицо – автора комментабельного высказывания. Полиперсональность и многоплановость обусловлены тем, что комментабельное высказывание редко строится на основании одного источника информации. Сочетание источников информации типично.

К источникам информации, участвующим в персональной сетке, относятся:

- печатный орган, «хозяин» информации (U.S. authorities tell Newsweek);

- конкретное лицо, обозначенное именем собственным, аппозитивным сочетанием (Borrell has since insisted his off-the-cuff remarks…);

- источник конкретный, но неопределенный либо собирательный (маркеры – неопределенный артикль, отсутствие артикля – U.N. sources say… A U. S. official says…);

- общепринятое мнение (Everyone accepts that…).

В художественном тексте персональная сетка определяется как эксплицитная, смешанная, полиперсональная, т. е. по своим главным характеристикам совпадает с персональной сеткой, которая эксплицируется из комментабельных высказываний в газетных сообщениях. Вместе с тем можно говорить об определенных отличиях. В персональной сетке текстов общественно-политической направленности полиперсональные вхождения могут быть единоразовыми: группа лиц представляется вместе или отдельно, как носитель разных комментабельных конструкций. В художественном тексте персональная сетка ограничена составом лиц. В нее входят персонажи, которые осмысливают конкретную ситуацию по-разному. Сближение позиций, их отношение к ситуации является стимулом для динамики комментабельных конструкций, которые показывают отношение к одной и той же ситуации. Определенная чрезмерность комментабельных конструкций в публицистике связана с желанием автора сообщения объективизировать высказываемое, осветить разные точки зрения на одну и ту же ситуацию.

Персональная сетка в газетных текстах проявляет тенденцию к чрезмерности упоминаемых лиц. В художественном тексте комментабельные конструкции ограничены персональной сеткой с обозначением главных персонажей. Введение прямой речи делает сетку в художественном тексте многоплановой.

Итак, основные компоненты персональной сетки эксплицируются в комментабельных высказываниях. Персональная сетка, которая образуется всеми переименованиями лиц в тексте, формирует текстовую категорию персональности. Специфические особенности персональной сетки определяются типом текста. В художественном тексте способы построения сетки отличаются от нехудожественного текста.

Ключевые слова: персональная сетка, комментабельные конструкции, переименование лиц.

Литература

1. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике. – М.: Высшая школа, 1991. – 140 с.

2. Иванова И. Е. Лексико-тематическая сетка в структурно-семантической и коммуникативно-прагматической организации текста: Автореф. дис…канд. филол. наук: 10.02.04 / Иркутский гос. лингв. ун-т. – Иркутск, 2000. – 16 с.

3. Косенко О. П. Коментабельні конструкції в сучасній англійській мові: Автореф. дис…канд. філол. наук: 10.02.04 / ДонНУ. – Донецьк, 2007. – 20 с.

4. Лукин В. А. Художественный текст. Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. – М.: Ось-89, 2005. – 560 с.

5. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. – 172 с.

6. Ноздрина Л. А. Поэтика грамматических категорий: Курс лекций по интеграции художественного текста. – М.: ТЕЗАУРУС, 2004. – 212 с.

7. Полюжин М. М. Когнітивно-прагматичні механізми іллокутивних моделей мовлення // Проблеми романо-германської філології: Зб. наук. пр. – Ужгород: Патент, 2002. – С. 9-15.

8. Смит Дж. Б. Тематическая структура и тематическая сложность // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 9. – М.: Прогресс, 1980. – С. 333-355.

9. Тураева З. Я. Лингвистика текста и категория модальности // Вопросы языкознания. – 1994. – № 3. – С. 105-114.

10. Bower G. H. and Cirilo R. K. Cognitive psychology and text processing // Handbook of discourse analysis. – Volume 1: Disciplines of discourse (Ed. by T. A. van Dijk). – L. et al: Academic Press, 1985. – P. 71-105.

11. Halliday M. A.K. Dimensions of discourse analysis: grammar // handbook of discourse analysis. – Vol.2. Dimensions of discourse. – L.; Academic Press, 1985. – P. 29-56.

Анотація

Косенко О. П. Персональна сітка у художніх та газетних текстах. У статті розглянуто відмінності персональних сіток різних типів тексту – художнього та газетного, що експлікуються в коментабельних конструкціях.

Ключові слова: персональна сітка, коментабельні конструкції, перейменування осіб.

Abstract

Kosenko O. P. Personal structure in artistic and newspaper texts.

The differences of the personal structures of different types of the text – artistic and newspaper that are explicit in commentable constructions was viewed in the article.

Key words: personal structure, commentable constructions, renaming of persons.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить