Статьи по экономическим темам

1. Сущность конкурентоспособности продукции и факторы, влияющие на ее уровень

Конкурентоспособность продукции (КСП) - это способность продукции удовлетворять потребительским требованиям на данном рынке. Уровень КСП - показатель относительный, так как он определяется по отношению к некоторому базовому образцу. Кроме этого, КСП зависит от потребительских требований на том или ином рынке: конкурентоспособная продукция на одном рынке (например, внутреннем) может быть неконкурентоспособной на другом (например, на внешнем рынке).

Рост уровня КСП проявляется в росте спроса. Уровень (индекс) КСП определяется совокупностью различных факторов, объединяемых в следующие группы.

1. Регламентируемые показатели. Их набор может отличаться по разным рынкам. К этой группе относятся: экологическая чистота продукции, ее безопасность при эксплуатации, совместимость с продукцией-дополнителем, патентная чистота, наличие сертификата качества продукции и системы управления качеством на предприятии и др. Несоблюдение хотя бы одного из этих факторов служит непреодолимым препятствием проникновения продукции на данный рынок, т. е. продукция является неконкурентоспособной.

2. Сопоставительные показатели. Определяются конструкцией, технологией изготовления продукции, содержанием, материалом продукции, уровнем качества продукции. В общем случае в эту группу включаются технические, конструктивные и эксплуатационные характеристики: технические параметры, функциональные возможности, совершенство выполняемых функций, универсальность, ремон­топригодность, долговечность, эргономичность, художественная выразительность, дизайн и т. д.

Относительный уровень каждого из этих показателей (относительно базового образца) сказывается на КСП: их улучшение способствует росту КСП, которая проявляется в росте спроса и объема продаж.

3. Экономические показатели. В эту группу включаются: 1) единовременные затраты (цена продажи, затраты на транспортировку, монтаж, освоение); 2) текущие затраты (эксплуатационные затраты, затраты на ремонт, налоги, страховка, расходы на утилизацию). Единовременные и текущие затраты в совокупности составляют «цену потребления». Цена продажи продукции производственно-технического назначения составляет, как правило, 10-20% от цены потребления. Снижение величины любого из этих видов затрат ведет к росту спроса на продукцию, т. е. к росту КСП.

4. Маркетинговые показатели. В эту группу включаются: интенсивность рекламы, совершенство каналов сбыта (сказывается на цене продажи), ценовая политика (скидки в зависимости от количества закупаемого товара, продажа в кредит, «премии» за платежную дисциплину), гарантийные сроки, организация послепродажного сервиса и т. д. Действие этих факторов проявляется в различных сопоставительных и экономических показателях. Их улучшение способствует росту спроса, т. е. повышению КСП.

2. Оценка уровня конкурентоспособности продукции и ее конкурентного окружения

Оценка уровня конкурентоспособности продукции делается относительно некоторого базового образца. Существуют различные методы оценки уровня КСП, ориентированные на сравнение отдельных показателей продукции или комплекса показателей перечислен­ных групп. К первым относятся метод оценки по цене продажи или отдельным другим показателям: по цене потребления, по уровню качества, объему продаж и др. При явной простоте оценки уровня КСП они имеют общий недостаток: не дают информацию о всех причинах изменения КСП и направлениях совершенствования продукции по факторам КСП.

Этого недостатка лишен параметрический метод. Он ориентирован на учет всех важнейших показателей по всем их группам. Метод предусматривает расчет оценки каждого из показателей, групповых индексов КСП по регламентируемым, сопоставительным, экономическим показателям и общего индекса КСП. Расчеты осуществляются следующим образом:

1) по группе регламентируемых показателей:

-оценка каждого из i-х показателей (qрпi) делается сравнением его значения (арпi.) с нормой, действующей на данном рынке: при соответствии значение оценки равно 1 (qрпi =1), при несоответствии - qрпi = 0;

-групповой индекс (Jрп) равен:

Jрп qрпi

где П - символ произведения.

Значение Jрп может быть равно 1 или 0. Во втором случае продукция не имеет доступа на рынок.

2) по группе сопоставительных показателей:

-оценка по каждому из показателей (qрпi) рассчитывается как отношение его значения в оцениваемой продукции и в базовом образце: qcпi=аспi/аспiб, если рост i-го показателя соответствует росту КСП или qcпi=аспiб/аспi, если рост показателя соответствует снижению КСП, где аспi, аспiб – значение i-го показателя соответственно в оцениваемой продукций и в базовом образце;

• групповой индекс (Jcn) определяется по формуле

,

где αi - «вес» i-го показателя (устанавливается экспертным путем); ∑αi =1

Значение Jcп может принимать значение 1, < 1, > 1. Если Jcп оцениваемой продукции больше 1, то она превосходит по этой группе показателей базовый образец, если Jcп < 1 - уступает базовому образцу, если Jcп =1 - равнозначна базовому образцу.

При росте Jcп конкурентоспособность продукции увеличивается.

3) по группе экономических показателей:

• оценка каждого из показателей (qэпi) делается сравнением его значения в оцениваемой продукции (аэпi) и базовом образце (аэпiб):

qэпi = аэпi / аэпiб

• групповой индекс (Jэп) определяется по формуле:

Jэп =∑ qэпi×dэпiцп,

где dэпiцп - доля i-го элемента (показателя) в цене потребления; dэпiцп =1

Jэп может принимать значение 1, < 1, > 1. Если Jэп =1, то продукция равнозначна базовому образцу; при Jэп < 1 - превосходит базовый образец; Jэп > 1 - уступает базовому образцу.

При снижении Jэп конкурентоспособность продукции увеличивается.

4) общий индекс конкурентоспособности (Jкс) можно определить на основе групповых индексов:

Jкс может быть равен 1, < 1, > 1. При Jкс =1 продукция равнозначна базовому образцу; при Jкс <1 - уступает базовому образцу; при Jкс > 1 - превосходит базовый образец.

Приведенная формула отражает зависимость на качественном уровне: при росте Jсп и снижении Jэп конкурентоспособность увеличивается.

На основе значений групповых индексов и оценок показателей можно определить направления совершенствования продукции.

Оценки параметров можно рассчитать альтернативным способом:

а) по регламентируемым показателям - по изложенной методике;

б) по сопоставительным показателям:

qспi=(аспi-аспiб)/аспiб

в) по экономическим показателям:

qэпi=(аэпi-аэпiб)/аэпiб

Расчет групповых индексов и общего индекса проводится по изложенной методике.

Параметрический метод предусматривает оценку конкурентоспособности данной продукции по сравнению с базовым образцом. Однако со временем меняются показатели оцениваемой продукции и продукции конкурентов, в том числе и базового образца. Поэтому может появиться новый базовый образец. Для того чтобы предвидеть изменения на рынке и своевременно реализовать меры по повышению КСП, необходимо определить все конкурентное окружение продукции, представить его в виде карты КСП.

Для ее построения необходимо оценить конкурентоспособность продукции всех конкурентов на рынке. Карта КСП строится по 2-м координатам - Jспj и Jэпj поскольку Jрпj = 1 (если Jрпj =0, то оценка конкурентоспособности не имеет смысла), где j - индекс (номер) продукции.

Значения Jсп и Jэп базового образца равны нулю, совпадают с началом координат.

В первом квадранте расположена продукция с высокой КСП (высокое качество, низкие цены), во втором квадранте - с КСП выше средней (высокое качество, высокие цены), в третьем квадранте - с низкой КСП (низкое качество, высокие цены), в четвертом квадранте - со средней КСП (низкое качаешь низкие цены).

На основе карты КСП можно определить направления совершенствования продукции.

Карта КСП относительно базового образца дает представление о текущем состоянии конкурентного окружения и служит основанием для принятия мер по повышению КСП в текущем и краткосрочном периоде. Для разработки мер в среднесрочном и долгосрочном периодах целесообразно строить карты соответственно относительно гипотетических образцов: усредненного и идеального.

Усредненный образец имеет средние (расчетные) показатели (аiУО, по всей совокупности продукции на рынке

где аij - значение i-го показателя в j-й продукции; n - количество видов продукции конкурентов.

Идеальный образец имеет абсолютно лучшие показатели по совокупности продукции на рынке.

3. Влияние инноваций на конкурентоспособность продукции и спрос

Рост конкурентоспособности продукции невозможен без инноваций в производстве. Технически и экономически обоснованные инновации непременно обеспечивают повышение качества, улучшение технических и экономических характеристик продукции.

Ресурсные инновации, ориентированные на использование материалов повышенного качества, продуктовые и технологические инновации, предусматривающие совершенствование конструкции продукции и повышение качества ее исполнения, обеспечивают рост качественных и технических характеристик продукции. Это проявляется, во-первых, в увеличении индексов по регламентируемым, сопоставительным показателям, и, во-вторых, в уменьшении эксплуатационных расходов, т. е. в снижении индекса по экономическим показателям. В обоих случаях увеличивается общий индекс КСП и спрос на продукцию.

Инновации указанных видов, а также организационные инновации могут обеспечить снижение себестоимости единицы продукции т. е. создать возможность снижения цены, индекса КСП по экономическим показателям, роста общего индекса КСП и спроса.

Необходимость и содержание управления конкурентоспособностью продукции

Необходимость управления конкурентоспособностью продукции обусловлена изменением уровня КСП во времени под влиянием факторов внутренней и внешней среды предприятия.

Управление КСП должно быть подчинено реализации стратегии предприятия по обеспечению КСП на различных фазах жизненного цикла продукта инновации (табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Стратегия предприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции

Показатели

Фазы ЖЦИ

Внедрение

Рост

Насыщение

Спад

Степень изменения продукции

Значительная

Средняя

Низкая

Малая

Степень изменения технологии

Малая

Средняя

Значительная

Малая

Вид продукции

Неценовая

Неценовая

Ценовая

Ценовая

Объем экспорта

Малый

Большой

Уменьшающийся

Передача производства заграницу

В фазе внедрения для завоевания рынка при необходимости проводятся значительные изменения продукции, технология изменяется незначительно, осуществляется неценовая конкуренция (цена не меняется), поставки на экспорт невелики.

В фазе роста степень изменения продукции снижается, по мере признания на рынке цена продукции увеличивается (осуществляется неценовая конкуренция), увеличивается объем экспорта, степень изменения технологии увеличивается с целью снижения себестоимости продукции.

В фазе насыщения изменения продукции незначительны, осуще­ствляется ценовая конкуренция (цена для удержания доли на рынке снижается), для снижения себестоимости продукции проводятся значительные изменения технологии изготовления продукции, объем экспорта снижается.

Для фазы спада характерны незначительные (или отсутствие) изменения продукции и технологии, ценовая конкуренция, производство целесообразно передать в страны с меньшим уровнем технологии.

Процесс управления КСП должен предусматривать:

• мониторинг уровня КСП на рынке;

• анализ тенденций изменения конкурентного окружения продукции;

• прогнозирование значений показателей КСП (скользящий прогноз);

• формирование текущих и прогнозных карт КСП, поддержание их в актуальном состоянии;

• планирование текущих, кратко-, средне - и долгосрочных мер по поддержанию и повышению КСП, контроль выполнения плана мероприятий.

Такими мерами могут быть:

- в текущем периоде - активизация рекламы, совершенствование упаковки, предоставление скидок с цены в зависимости от величины партии закупаемой продукции, другие меры, не требующие для выполнения много времени;

- в краткосрочном периоде - то же, что в текущем периоде, а также незначительная модернизация продукции, технологии, снижение издержек производства, изменение каналов сбыта;

- в среднесрочном периоде - глубокая модернизация продукции и технологии, каналов сбыта, сервиса и т. д.;

- в долгосрочном периоде - освоение новой продукции, использование новых материалов, технологий, совершенствование системы сбыта.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить