Статьи по экономическим темам

1. Понятие, функции, объекты и классификация инноваций

Термин «инновация» появился в начале XX века. Его ввел австрийский экономист Й. Шумпетер (Й. Шумпетер, Теория экономического развития, 1911). По Шумпетеру инновация - это средство получения дополнительной прибыли различными путями:

• изготовление принципиально новой продукции;

• использование ранее не применяемых методов производства, в основе которых лежат научные открытия или изобретения;

• освоение новых рынков;

• использование новых видов и источников сырья и материалов;

• реорганизация с целью обеспечения монопольного положения.

В современном представлении инновации - это нововведения в области производственных ресурсов, продукции, технологии, организации производства, труда и управления. Инновации выполняют ряд функций:

1) воспроизводственную - получаемая прибыль используется на расширение производства;

2) инвестиционную - получаемая прибыль используется для инвестирования инновационных проектов;

3) стимулирующую - получаемая прибыль используется для поощрения инноваторов.

Объектами инноваций на предприятии могут быть:

- материальные ресурсы (новые виды сырья и материалов, позволяющие снизить затраты на них, улучшить технические характеристики и качество продукции);

- технология производства (новые и модернизированные технологические процессы, оборудование, оснастка, инструменты);

- продукция (новые виды, модернизированная продукция);

- организация производства и материально-технического обеспечения (использование систем типа Канбан, Just in time), управления (новые оргструктуры), труда (прогрессивные формы и системы оплаты и стимулирования труда);

сбыт продукции (совершенствование каналов сбыта);

-рынок товаров (увеличение доли на традиционном рынке освоение новых рынков) и другие объекты.

Инновации классифицируются по различным признакам, наиболее существенными из которых являются сфера деятельности (объект инновации) и масштаб и новизна инновации.

По объекту инноваций выделяются:

• ресурсные инновации (разработка и использование новых видов сырья и материалов);

• продуктовые инновации (разработка и освоение производства новых, модернизированных видов изделий);

• технологические инновации (разработка и использование новых и модернизированных технологий, оборудования, оснастки, инструментов);

• организационные инновации (разработка новых, совершенствование традиционных оргструктур управления, каналов сбыта, сети сервиса, систем организации труда, производства);

экологические инновации (мероприятия по улучшению условий труда, охране окружающей среды).

По масштабу и новизне выделяются следующие виды инноваций:

базисные (радикальные), реализующие открытия и изобретения отрывающие новые направления развития техники, технологии, продукции;

- крупные, реализующие изобретения и формирующие новые поколения техники, технологии, продукции в рамках существующего направления;

- средние, создающие новые модели техники, технологии, продукции в рамках существующего поколения;

-мелкие, улучшаю свойства существующих моделей техники, технологии, продукции;

- организационно-технические мероприятия, направленные на улучшение качества и снижение затрат на производство продукции.

2. Виды эффектов, обеспечиваемых инновациями

В отличие от обычных организационно-технических мероприятий инновации обеспечивают значительный эффект. Под эффектом понимается результат реализации инновации, определяемый улучшением технических характеристик продукции и технологии, условий труда, показателей состояния окружающей среды, экономических показателей.

Выделяются следующие виды эффектов:

1) научно-технический - выражается в повышении технических характеристик, качества продукции, степени их соответствия мировому уровню и росте на этой основе конкурентоспособности продукции. Его величина определяется:

• новизной и масштабом инновации;

• соответствием параметров продукта инновации современным требованиям;

• перспективностью инновации и возможностью ее реализации в полном объеме;

2) социальный - определяется положительным изменением бюджета времени работников, улучшением условий труда, ростом оплаты труда на основе роста его производительности;

3) экологический - проявляется в снижении выбросов вредных веществ в окружающую среду (производственные помещения, воздух, вода, земля), повышении экологической безопасности продукции, упрощении утилизации отходов производства и продукции;

4) экономический - определяется экономией производственных ресурсов, затрат на них, ростом производительности труда, улучшением экономических показателей (рост объема продаж, прибыли, снижение издержек).

Следует иметь в виду, что многие факторы первых трех эффектов могут быть оценены экономическими показателями.

3. Понятие и содержание инновационного процесса

При создании и эксплуатации инновации выполняется ряд стадий и этапов, составляющих инновационный процесс. Инновационный - это процесс превращения инновационной идеи в товар, проходящий этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, конструкторской, технологической и технической подготовки, производства, сбыта продукции, ликвидации инновации.

Выделяются стадии зарождения идей инновации (предпроектная), разработки (инвестиционная) и эксплуатации (производства) инновации.

На предпроектной стадии выполняются следующие

группы работ.

1. Систематизация идей инновации, включая:

- сбор информации о состоянии инновации на рынке, потребительских требованиях, рекламациях;

- определение рисков и степени их влияния на ожидаемые результаты инновации;

- анализ информации о состоянии целевых рынков и тенденциях их развития.

2. Формирование идеи инновации на основе анализа всех идей инновации и выбора лучшей из них наиболее полно соответствует возможностям предприятия в ее реализации и обеспечивает наибольшие результаты. Предусматриваются:

-оценка возможности реализации идеи;

-определение технологической общности идеи инновации и традиционной продукции;

- определение соответствия продукта инновационной деятельности стратегии предприятия;

- определение патентной чистоты инновации.

3. Оценка потенциальной эффективности инновации. Предусматриваются:

• оценка характеристик продукта инновации, его конкурентоспособности и спроса;

• анализ состава технологии;

• определение объема необходимых производственных ресурсов;

• определение объема и источников инвестиций, в том числе на проведение НИР, ОКР и подготовку производства;

• определение состава работ по инновационному проекту и формирование графика их выполнения.

Стадия разработки включает ряд этапов:

1. Фундаментальные научно-исследовательские работы, теоретические исследования, результатом которых являются обоснование и экспериментальная проверка новых теорий и методов решения инновационной проблемы.

2. Поисковые исследования. Их результатом являются отчеты, техническая документация, макеты изделий, технологии и т. д.

3. Прикладные исследования. В результате их проведения создаются схемы конкретных изделий, технологий, выявляются возможные инновационные риски и разрабатываются меры по их снижению.

4. Опытно-конструкторские работы (ОКР) связаны с разработкой новых видов продукции, технологических процессов или оборудования. Этот этап предусматривает разработку чертежей изделия (оборудования, технологии), изготовление экспериментального образца, его лабораторные испытания и презентацию. ОКР - завершающий этап научных исследований. Положительные результаты испытания позволяют начать разработку бизнес-плана инновационного проекта и подготовку производства.

5. Подготовка производства - сложный этап, особенно в случае освоения новой продукции. Он включает:

• уточнение конструкторской документации по результатам испытания экспериментального образца;

• разработку технологии производства (технологических процессов, оборудования, инструментов, оснастки и т. д.);

• уточнение поставщиков материалов, оборудования, инструментов, оснастки;

• уточнение объема инвестиций и их источников, затрат на производство продукции;

• уточнение экономической эффективности;

• строительство, приобретение оборудования, его монтаж и отладку, приобретение и отладку инструментов и оснастки;

• выпуск опытного образца или партии изделий;

• лабораторные и рыночные испытания (пробные продажи, презентация на выставках-продажах).

На этой стадии делаются наибольшие инвестиции в инновационный проект. В зависимости от масштаба проекта инвестиции могут быть единовременными или распределенными во времени (часть - в начале разработки, часть - по этапам разработки или на стадии эксплуатации).

Стадия эксплуатации. На этой стадии возможны инвестиции в стартовые оборотные средства, основные фонды в порядке увеличения производственной мощности, модернизацию продукции и т. д. Она включает несколько фаз (этапов).

1. Внедрение - начало производства и выход на рынок. Характеризуется медленным ростом объема продаж и издержек, имеют место убытки.

2. Рост. Продукт инновации обретает признание на рынке, темп роста объема продаж увеличивается, издержки увеличиваются меньшим темпом по сравнению с объемом продаж (эффект масштаба производства), вследствие чего убытки снижаются и при некотором объеме продаж они становятся равными нулю. По мере дальнейшего роста объема продаж прибыль увеличивается.

3. Насыщение (замедление). Темп роста объема продаж замедляется, издержки увеличиваются, рост прибыли замедляется. Для поддержания доли на рынке цена снижается.

4. Спад. Объем продаж снижается вследствие снижения спроса и цены. При некотором объеме продаж прибыль становится равной нулю и дальнейшая эксплуатация проекта теряет смысл, если не принять меры по продлению жизненного цикла инновации.

Жизненный цикл инновации (ЖЦИ) - это процесс смены состояния инновации, определяемый динамикой дисконтированных объема продаж, издержек и прибыли. Продолжительность ЖЦИ может быть увеличена на некоторую величину путем роста объема продаж, стимулированием спроса за счет активизации рекламы, незначительной модернизации продукта инновации, скидок с цены в зависимости от размера закупаемой партии и т. д., а также путем снижения издержек.

Если меры по продлению ЖЦИ нецелесообразны, инновация подлежит ликвидации.

Следует иметь ввиду, что ликвидация инновации не означает прекращение инновационного процесса. В процессе эксплуатации новшество совершенствуется, появляются новые инновационные решения и оно в усовершенствованном виде обретает новую жизнь на предприятии или других отечественных или зарубежных предприятиях.

В связи с возможностью изменения параметров ЖЦИ под влиянием факторов внешней и внутренней среды предприятия существует необходимость управления им. Управление заключается в регулярном контроле, учете, анализе показателей ЖЦИ, прогнозировании их по данным учета и разработке мер по поддержанию и продлению ЖЦИ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить