Статьи по экономическим темам

Т. Л.Кельдер, канд. экон. наук, Л. В.Пельтек, аспирант, Запорожский государственный университет

Материал статьи раскрывает преимущества и недостатки альтернативной системы налогообложения, направленной на поддержку субъектов малого предпринимательства. Рассмотрены этапы алгоритма реализации достижения максимальной доходности предприятия с использованием систем поддержки принятия решений

На данный момент в информационной системе бухгалтерского и налогового учета происходят глобальные изменения, которые в корне меняют направления как теоретических исследований, так и в практической деятельности хозяйственных объектов, главной целью которых является стабильность в получении прибыли и условий для ее максимализации.

Анализ ситуации, которая складывается в системе налогообложения, говорит о необходимости использования особенно гибких методов исследования и современных информационных технологий относительно их практического внедрения. Особый интерес, на наш взгляд, представляет применение системы поддержки принятия решений для сравнительного анализа преимуществ и недостатков альтернативной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Действующая в Украине система налогообложения, которая включает 38 общегосударственных и местных налогов и сборов требует от плательщиков серьезных усилий для организации налогового учета. Идеальным вариантом была бы ее полная замена одним единым налогом, но такой подход неприемлемый, потому что каждый налог выполняет определенные функции и в свою очередь направлен на поддержку общей структуры бюджетного регулирования.

Но вместе с тем, упростить налогообложение для некоторых категорий плательщиков, уменьшив общую численность налогов – вполне реально. Подобная идея возникла достаточно давно, но практически ее реализация началась в Украине только с 1998 года и сейчас осуществляется в виде четырех альтернативных способов налогообложения.

Именно в этот период, начиная с 01.01.98г. у граждан-предпринимателей, которые осуществляют торговлю на рынках, появилась возможность, приобретая патент, уплачивать подоходный налог фиксированного размера.

С 1 апреля 1998 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон Украины «Про патентування деяких видiв пiдприємницькоi дiяльностi». В соответствии с ними на отдельных территориях, как эксперимент, был введен спецпатент, приобретение которого дает право на упрощенное налогообложение.

Начиная с этого же периода, сначала, как эксперимент, а потом, с 1999года, уже для большинства сельхозпроизводителей, применялся фиксированный сельскохозяйственный налог.

И наконец, с 01.01.99года введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малого предпринимательства – единый налог. Именно этот вариант альтернативного налогообложения заслуживает особого внимания, в первую очередь в связи со значительной численностью потенциальных плательщиков.

Одним из самых серьезных преимуществ единого налога является то, что в соответствии со ст.6 Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99« О внесении изменений в Указ Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»( далее Указ№ 746/99) плательщики единого налога не являются плательщиками двенадцати общегосударственных и двух местных налогов и сборов.

Переход на единый налог является делом добровольным и зависит только от решения субъекта малого предпринимательства.

В том случае, если малое предприятие или гражданин предприниматель соответствуют всем критериям, установленным Указом № 746/99 возникает вопрос о том, выгодным ли для плательщика будет такой переход. Второй вопрос, который появляется уже у юридических лиц, какую ставку налогообложения (6% или 10%) целесообразно избрать для работы по упрощенной системе.

Проблема состоит в том, что дать однозначные ответы на эти вопросы, приемлемые для всех малых предприятий и граждан – предпринимателей, невозможно в силу специфики их деятельности. Но общие рекомендации о том, как такое решение может быть принято и на что следует обращать внимание вполне реально.

Прежде всего единый налог значительно упрощает связанные с определением сумм налогов расчеты на предприятии, так как просчитать один раз выручку от реализации продукции ( товаров, работ и услуг) значительно проще, чем ежемесячно исчислять объекты налогообложения. А с учетом различий в методике расчета объектов налогообложения трудоемкость таких расчетов уменьшится более чем в 14 раз.

Во-вторых, вместо разнообразных форм налоговой отчетности по «замещаемым» единым налогом налогам и сборам один раз в квартал необходимо заполнять одну, притом несложную, форму. Даже по теории вероятности ошибки при ее заполнении будут допускаться значительно реже. Значит, меньшая вероятность возникновения недоимки, не говоря об экономии на бланках налоговой отчетности.

В-третьих, отсутствует необходимость строго контролировать сроки уплаты и представления отчетности по тем налогам и сборам, плательщиком которых перестает быть субъект малого предпринимательства. Чем меньше таких контрольных моментов представления отчетности и уплаты налогов, тем меньше вероятность, что какой-нибудь из этих сроков будет пропущен.

Как следствие – экономия на штрафных санкциях и административных штрафах.

В четвертых, субъекты малого предпринимательства в случае перехода на упрощенную систему ведут налоговый учет только по тем налогам и сборам, плательщиками которых они являются. Особенно сильно чувствуется связанная с этим экономия времени у граждан-предпринимателей и малых предприятий, которые переходят на единый налог по ставке 10%.Для них не только упрощается налоговый учет по налогу на прибыль( хотя валовые расходы все таки учитывать придется), но и отменен налоговый учет по налогу на добавленную стоимость. Не секрет, что особенно трудоемкими при этом является заполнения книг учета покупок и продаж, а также выписывание налоговых накладных (особенно, если процесс этот не компьютеризирован).

В-пятых, упрощается и ведение текущего бухгалтерского учета и формы бухгалтерской отчетности, что предусмотрено и Национальными стандартами бухгалтерского учета. Действительно, заполнять и представлять промежуточную(ежеквартальную) финансовую отчетность по новым формам таким плательщикам уже будет не нужно. То есть времени на то, чтобы разобраться в тонкостях заполнения баланса и отчета о финансовых результатах, у субъектов малого предпринимательства будет ровно в четыре раза больше чем у других плательщиков.

В-шестых, переход на уплату единого налога дает неоспоримое преимущество с точки зрения возможности маневра финансовыми ресурсами. Промежутки времени между моментами, к которым на банковском счете должна быть накоплена подлежащая уплате сумма, становятся значительно продолжительнее, что позволяет свободнее распорядится средствами. Это преимущество в наибольшей мере проявляется для тех субъектов малого предпринимательства, которые не являются плательщиками НДС. Хотя и для тех плательщиков, которые применяют ставку 6%, эффект от перехода на ежеквартальную уплату НДС тоже чувствуется.

Эти шесть преимуществ являются, пожалуй, главными, хотя перечень можно и продолжить.

Явных недостатков у упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по сравнению с обычным порядком налогообложения значительно меньше, чем достоинств.

Самым серьезным моментом, сдерживающих многих, и в особенности частных предпринимателей, от перехода на единый налог, является опасение потери клиентов, а следовательно, и объемов продаж, в связи с невозможностью выписывания налоговых накладных. Вместе с тем, в ряде случаев такое опасение не имеет под собой достаточных оснований. Отказ от выписки налоговых накладных абсолютно не влияет на количество покупателей и объемы продаж, если субъект малого предпринимательства выпускает или продает продукцию потребительского назначения или предоставляет бытовые услуги. Связано это с тем, что потребителями такой продукции ( услуг ) являются граждане-неплательщики НДС, которые в налоговых накладных вообще не нуждаются. Аналогичная ситуация, если покупателем выступает не плательщиком НДС субъект предпринимательской деятельности. Для него налоговые накладные также особой ценности не представляют. Поэтому, если вся последующая цепочка плательщиков не зарегистрирована плательщиками НДС( например, в связи с переходом на уплату единого налога по ставке 10%), то отсутствие налоговых накладных препятствием для нормальных экономических взаимоотношений не является. Хуже обстоит дело, если на уплату единого налога ( со снятием с регистрации в качестве плательщика НДС) перейдет субъект малого предпринимательства, который занимает промежуточное положение на технологической цепочке«поставщик материалов - конечный потребитель», а покупателем выступает плательщик НДС. Для такого покупателя налоговая накладная действительно важна, поскольку только она дает право на увеличение налогового кредита или даже бюджетное возмещение. Вместе с тем, ситуация здесь тоже не безвыходная. Плательщик единого налога который не имеет права начислять НДС, может реализовать свою продукцию по сниженным ценам, причем сумма скидки может даже превышать сумму НДС на аналогичные товары конкурентов (за счет некоторого снижения финансовых результатов в пределах экономии по налоговым платежам в связи с переходом на упрощенную систему), что позволит сделать продаваемый товар конкурентоспособным.

Еще одним сдерживающим фактором является здоровый консерватизм. С точки зрения любая перестройка, а тем более перестройка кардинальная, сопряжена с дополнительными издержками. Необходимо не только преодолеть инертность мышления персонала, осуществляющего налоговый и бухгалтерский учет, но и соответствующим образом изменить систему целей предприятия в соответствии с новыми налоговыми условиями. Период адаптации к новому налогообложению, как правило, достаточно продолжителен и требует от работников экономических служб предприятия определенных дополнительных усилий, а значит и времени, которое нужно «оторвать» от другой традиционно выполняемой работы.

И последний момент, но едва ли не самый главный. К сожалению, опыт налогообложения в Украине показывает, что законодательная и нормативная базы налогов не являются стабильными. Если сегодня действует Указ Президента № 746/99, то это еще не означает, что он будет действовать, к примеру, весь 2000г.. Даже в текущем 1999 году в середине года условия работы на упрощенной системе налогообложения учета и отчетности были кардинально изменены, и те плательщики, которые перешли на единый налог с начала года, вынуждены были перестраиваться «на ходу». Даже несмотря на то, что Президент в связи с окончанием трехлетнего переходного периода после принятия новой Конституции Украины уже не может принимать указы по экономическим вопросам, не урегулированным законодательно, остается риск принятия закона об упрощенной системе Верховной Радой Украины, что опять может серьезно изменить условия хозяйствования.

Не урегулированы к настоящему моменту и многочисленные противоречия между Указом Президента Украины № 746.99 и всеми основными налоговыми законами.

Все перечисленное отпугивает не склонных к риску плательщиков от перехода на единый налог, но если, проанализировав все общие достоинства и недостатки, субъект все же решил рискнуть и перейти на упрощенную систему, прежде, чем сделать такой шаг, необходимо оценить возможные экономические последствия.

Главным принципом определения экономической целесообразности перехода на упрощенную систему является сопоставление суммы налоговых платежей при обычной системе налогообложения с суммой налоговых обязательств по единому налогу.

Общий алгоритм оценки целесообразности перехода на единый налог состоит из трех последовательных этапов (рис.1).

Этапы алгоритма оценки.

Рис.1. Этапы алгоритма оценки.

Алгоритм строится согласно типовым процедурам системы поддержки принятия решений и включает три программных блока : выбор показателей системы налогообложения; формирование окончательного правила; расчет и принятие решение.

Каждый из перечисленных блоков имеет свою структуру, особенности и предназначен для выполнения строго определенных функций.

На первом этапе необходимо определить, какие из налогов и сборов, не применяемых к плательщикам единого налога, имеют существенный удельный вес в общих платежах конкретного предприятия или предпринимателя. Прежде всего необходимо обращать внимание на такие налоги, как налог на прибыль, НДС, сбор в Госинновационный фонд и сборы, начисляемые на фонд оплаты труда. Для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих подлежащие патентованию операции, необходимо учитывать плату за торговые патенты.

Среди факторов, которые необходимо учитывать в расчете, наибольшего внимания заслуживают:

- Соотношение налогового кредита и налоговых обязательств по НДС;

- Удельный вес освобожденных от НДС или не являющихся объектом налогообложения по НДС операций;

- Объем реализации продукции (работ, услуг);

- Объем производства продукции(работ, услуг);

- Объем товарооборота:

- Количество наемных работников и фонд оплаты труда предприятия или предпринимателя;

- Площадь земельного участка;

- Совокупный налогооблагаемый доход гражданина предпринимателя от осуществления предпринимательской деятельности;

- Объем потребления воды и других природных ресурсов (если они используются в технологическом процессе при осуществлении предпринимательской деятельности);

- Количество пунктов продажи товаров (предоставления услуг);

На втором этапе необходимо проанализировать возможные изменения фактора и обосновать их возможный уровень в следующем налоговом периоде( квартал или год).

На третьем этапе осуществляется расчет экономической целесообразности перехода.

Предложены шесть условных вариантов производственных предприятий. Таб.1

Таблица 1. Расчет экономической целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения

Показатель, тыс.грн.

Варианты

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации продукции

240,0

240,0

240,0

360

360

360

В том числе НДС

40,0

30,0

5,0

60

60

60

Объем производства

210,0

210,0

210,0

400

400

400

Валовые расходы

190,0

180,0

180,0

368,0

300,0

380

Налоговый кредит

28,0

21,0

2,0

50

50

50

Численность, чел.

6

6

6

8

10

20

Фонд оплаты труда

10,0

10,0

10,0

20,0

30,0

40,0

Налог на прибыль

3,0

3,0

3,0

--

--

--

НДС

12,0

9,0

3,0

10,0

10,0

10,0

Плата за землю

2,5

2,5

2,50

6,3

6,3

6,3

Сбор за специальное использование природных ресурсов

--

--

--

0,3

0,3

0,3

Сбор в Госиннофонд

2,0

2,0

2,0

3,0

3,0

3,0

Соцстрах

0,4

0,4

0,4

0,8

1,2

1,6

Пенсионный фонд

3,2

3,2

3,2

4,8

6,4

9,6

Фонд занятости

0,2

0,2

0,2

0,3

0,4

0,6

Коммунальный налог

1,2

1,2

1,2

1,6

2,0

4,0

Плата за патенты (услуги)

3,2

3,2

3,2

--

--

--

Итого налоговых платежей по перечисленным налогам при обычной системе налогообложения

27,7

24,7

18,7

27,1

29,6

35,4

Итого налоговых платежей без НДС

15,7

15,7

15,7

17,1

19,6

25,4

Единый налог по ставке 6% НДС

14,4

14,4

14,4

21,6

21,6

21,6

Изменение платежей

-1,3

-1,3

-1,3

+4,5

+2,0

-3,8

Единый налог по ставке 10%

24,0

24,0

24,0

36,0

36,0

36,0

Изменение платежей при 10%

-3,7

-0,7

+5,3

+8,9

+6,4

+0,6

В таблице «Плюс» в итоговых строках означает превышение суммы единого налога над суммой тех платежей, которые не будут, уплачиваться плательщиком при переходе на единый налог, то есть целесообразность перехода на упрощенную систему.

Блок формирования окончательного правила представляет собой проведение мысленного эксперимента, построение окончательного правила для системы налогообложения данного субъекта и проверки адекватности построения модели.

Окончательное правило может быть построено не только для конкретного плательщика налогов, а и для группы плательщиков, которые объединены по некоторым признакам.

1. Подольский В. В. Информационные системы бухгалтерского учета.-М.:ЮНИГИ, 1998. – 319 с.

2. Райан Б. Стратегический учет для руководителя.-М.:ЮНИТИ,1998.-616 с.

3. Олексюк О. Системи пiдтримки прийняття фiнансових рiшень.-К.:Наукова думка,1998.-507 с.

Матеріал статті розкриває переваги та недоліки альтернативноі системи оподаткування, направленоі на підтримку суб єктів малого підприємництва. Розглянуто етапи алгоритма реалiзацii досягнення максимальноi доходностi пiдпри мства з використанням системи пiдтримки прийняття рiшень.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить