Статьи по экономическим темам

Стратегическое развитие агробизнес реструктуризации финансового типа

Климчук С. В. , к. э.н., доцент, Таврический Национальный Университет им. Вернадского

Переход к экономике транзитивного типа в Украине с особенной остротой поставил вопрос о роли трансформационных вопросов собственности в экономических процессах и, особенно, в аграрном секторе экономики.

Статья посвящена основным направлениям стратегии формирования агробизнес реструктуризации, обоснованы основные методические приёмы формирования основной цели данной стратегии.

Ключевые слова: экономика транзитивного типа, стратегическое развитие, трансформация собственности, агробизнес реструктуризация.

Перехід до економіці транзитивного типу в Україні поставив питання ролі трансформаційних заходів власності у економічних процесах у аграрному секторі економіці. Стаття присвячена основним напрямкам формування стратегії агобізнес реструктуризації, обгрунтуванні методичних засобів формування основної мети даної реструктуризації.

Ключові слова :економіка транзитивного типу, стратегічний розвиток, трансформація власності, агробізнес реструктуризація.

Постановка проблеми Формирование основных направлений стратегического развития агробизнес реструктуризации.

Анализ последних исследований и публикаций. Так Зайчикова В. В. основные направления стратегии реструктуризации сочетает со стабильной финансовой региональной политикой.[1,29 ]Иванов Ю. В. обращает своё внимание на трансформационные процессы собственности в результате реструктуризации[2,56 ] Клейнер Г. указывает на механизмы принятия решений и основные направления стратегического планирования на предприятиях .[ 3,46 ]Константинова А. В. показывает реструктуризацию как эффективный метод выведения предприятий из кризисного состояния. [4,17], Пасхавер О. акцентирует своё внимание на политических и экономических условиях будущей приватизации в Украине.[5,200]Однако за пределами своего рассмотрения остаются вопросы формирования основных направлений агробизнес реструктуризации на современном этапе.

Цель статьи заключается в обосновании основных направлений формирования стратегии агробизнес реструктуризации.

- Изложение основного материала.

Важным показателем формирования стратегии аграрного бизнеса реструктуризации в Украине является то, что этот значимый самостоятельный сектор экономики практически не существует без государственной поддержки. Одновременно с этим сельское хозяйство Украины находится под тяжестью теневого сектора. Разработка новых походов по регулированию аграрного бизнеса реструктуризации невозможна без построения новой парадигмы финансовой реструктуризации сельского хозяйства Украины. Это в свою очередь приводит к эффективной трансформации всех аграрных отношений.

Эффективная трансформация капитала сельскохозяйственных предприятий при сохранении государственной собственности предполагает трансформацию земельных отношений в аграрном секторе при создании новой комплексной модели реструктуризации земельных отношений финансового типа.

Важнейшими заданиями земельной реформы были и остаются законодательно установленные права частной собственности, организационно-правовое обеспечение равноправного хозяйствования всех форм сельскохозяйственного производства, обеспечение эквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью.

Земельную реформу в большинстве случаев воспринимают как быструю модернизацию системы землевладения, кроме того, земельная реформа предусматривает оптимизацию размеров сельскохозяйственных предприятий, улучшения их кредитования, улучшения интеграционных связей с предприятиями других областей народного хозяйства. Целью стратегии земельных отношений в аграрном бизнесе реструктуризации должно стать улучшение мобильности факторов производства – земли, капитала, труда.

Среди научных точек зрения существует мнение, что принятие земельного кодекса является завершением аграрной реформы бизнеса реструктуризации. Для внедрения в жизнь земельного кодекса, как считает Саблук П. Т[6.,210] необходимо принять еще более 130 законодательных актов. Принятие данного документа не принесло положительного эффекта в бизнес реструктуризацию сельскохозяйственных предприятий, об это свидетельствуют проведенные выше исследования (табл. 1).

Таким образом, аграрная реформа бизнес реструктуризации не носит комплексного характера в связи с недостаточным законодательным обеспечением земельной реформы.

Таблица 1 Средства по внедрению земельной реформы в Украине, предусмотренные в земельном кодексе

Средство (метод)

Цель данного метода

Законодательно-правовой акт

Комментарии

Разработка методики денежной оценки земли

Определение рыночной стоимости земельных участников

ПКМУ "Про експертну грошову оцінку земельних ділянок"

До 1 января 2005 г. принят мораторий продажи с.-х. угодий в настоящий момент продолжает действовать

Выделение участков натурой и регистрации прав собственности

Установление границ площадей земельных участков и права собственности на них

Проекты законов "Про Державний земельний кадастр" і "Про землеустрій"

Не принят в настоящее время

Установление форм государственных актов на право собственности на землю

Унификация документов относительно прав собственности

ПКМУ "Про затвердження державного акту на право власності на земельну ділянку та державні акти на право постійного користування земельних ділянок"

Акты получили 40% собственных сертификатов

Обеспечение сбалансированного развития землепользования

Рациональное использование и охрана земель

Проекты законов "Про землеустрій" та про "Охорону земель"

Не приняты

Создание земельного ипотечного банка

Кредитование с.-х. производителей под залог земельных участков

Проекты законов "Про земельний (іпотечний) банк и іпотеку". Распоряжение КМУ "Про утворення координаційної ради по питанням створення іпотечного кредитування"

Свободная продажа земли запрещена, поэтому она не может стать эффективным инструментом залога

Для создания механизма эффективного использования капитала сельскохозяйственного производства необходимо в предложенную схему средств земельного реформирования добавить следующие пункты (табл. 2):

Таблица 2 Средства по внедрению механизма эффективного использования капитала сельскохозяйственного производства

Средство (метод)

Цель данного метода

Законодательно-правовой акт

Комментарии

Разработка методики определения экономической стоимости предприятия

Определение рыночной стоимости предприятия, находящемся в стадии реструктуризации

Проект закона "Об определении экономической стоимости предприятия" при осуществлении реструктуризации"

Не разработан и не принят

Разработка методики применения методов осуществления финансовой реструктуризации с.-х. предприятия

Применение наиболее эффективного метода по управлению процессом финансовой реструктуризации

Проект закона "О финансовой реструктуризации предприятий и организаций"

Не разработан и не принят

Разработка методики по оценке финансового состояния в виде экспресс-диагностики предприятия, которое должно учитывать факторы зональности и отраслевой направленности при определении нормативных значения фин. состояния предприятия

Стабилизация денежных потоков аграрных формирований

Проект закона "О применении дифференцированной поправки нормативных значений показателей финансового состояния по факторам зональности и отраслевой направленности"

Не разработан и не принят

Переход от политики непосредственной поддержки сельскохозяйственного производства за счет бюджетных средств к политике создания благоприятных правовых и административных условий функционирования и реформирования и развития отрасли с помощью методов финансовой реструктуризации не нашел подтверждения в законодательно-правовом поле, что дало толчок развитию теневого сектора. В настоящий момент остаются нерешенными вопросы имущественных и земельных отношений. Законодательная база Украины лишь частично регулирует эту составную часть земельных отношений. В частности, при определении стоимости имущества ассоциированных членов акционерных обществ, оформление в виде паев не обеспечено нормами закона. Процесс финансовой реструктуризации осуществляется стихийно, не регулируется никакими нормативными актами. Эти факты вызывают социальное неудовлетворение и ухудшают отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей к реформированию собственности. Данная проблема уже в течение 5 лет обсуждается Министерством аграрной политики, однако данные вопросы остаются открытыми и по сей день (рис.1).

Собственный капитал сельскохозяйственнго предприятий, млн. грн.

Рис. 1. Собственный капитал сельскохозяйственнго предприятий, млн. грн.

На основании вышесказанного можно утверждать, что собственный капитал сельскохозяйственных предприятий был в значительной степени уменьшен за счет выделения паев в обмен на кредиторскую задолженность. Крайне негативным явлением послужил тот факт, что на протяжении 2000-2005 годов в структуре собственного капитала сельскохозяйственных предприятий было 50% дополнительного капитала, сформированного за счет индексации основных средств. Так как дополнительный капитал не является обязательным перед учредителями, стал возможным процесс продажи имущества, который не отражал реальной оценки паев.

Выводы

Решение данной проблемы воплощается в применении методики определения экономической стоимости предприятий, приведенной выше, которая с помощью такого показателя как чистые денежные потоки с учетом зональности и отраслевой направленности даст возможность реально оценить и определить стоимость имущественного пая. Это является в настоящий момент наиболее значимой мерой решения проблемы в правовом поле агробизнес реструктуризации

Земельное законодательство в контексте бизнес - реструктуризации должно учитывать:

- обязательную социальную ориентацию земельного рынка и реализацию экономических интересов сельскохозяйственного населения;

- поэтапность включения разных категорий земель в рыночный оборот;

- дифференцированный подход к социальным группам субъектов земельного рынка, их участие в рыночных соглашениях;

- государственное регулирование рынка земли, создание нормативно-правовой базы ценообразования на землю;

- ограничение и спекулятивно-теневых "соглашений" относительно земельных участков.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования земельных отношений должны стать:

- завершение юридического закрепление правовой собственности на землю в контексте определения экономической стоимости паев;

- совершенствование системы платности пользования землей;

- формирование земельного рынка;

- расширение залоговых операций земельных участков;

- совершенствование государственной политики по охране земель.

При создании необходимых условий для завершения реформ аграрного бизнеса реструктуризации необходимо осуществлять следующие мероприятия:

- создать конкурентоспособную систему институтов залога земли под урожай будущего периода;

- совершенствовать конкурентную банковскую кредитную систему для финансирования новосозданных хозяйств;

- обеспечить соответствующий уровень социальных услуг на селе;

- укрепить инфраструктуру и транспортную систему на селе;

- создать соответствующую систему консультационных услуг и систему предоставления информационных услуг и рекомендаций относительно управления с.-х. производствам.

Литература

1.Зайчикова В. В. Фінансова регіональна політика держави // Фінанси України .- 2005.- №6.- С.29-35.

2.Иванов Ю. В. Трансформация предприятий, стратегия и тактика.- Самара. Из - во СМЗ, 2004.-256с.

3.Клейнер Г. Механизмы принятия решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики.-2003.-№9.- С.-45-65.

4.Константинова А. В. Реструктуризація як ефективний засіб виведення підприємства з кризового стану.// 2002.- №7.-С.117-119.

5.Пасхавер О. Політичні та економічні умови майбутнього приватизації в Україні .Формування стратегічних цілей \\ Підтримка Уряду України при формуванні стратегічних завдань державної політиці за період з 2003 по 2008 рік та визначення приорететів ії реалізації. Сбірник статей.- К. Альфа, принт,2003.-240с.

6. Саблук П. Т. Фінансові відносини в АПК К, Освіта.-199.-275с.

Заявка На участь у конференції "Україна та ії регіони на шляху до іноваційнного суспільства"

Климчук Світлана Володимирівна - К. е.н., доцент Таврійський національний університет ім. Вернадського

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить