Статьи по экономическим темам

Критерии финансовой стабилизации аграрного сектора экономики Украины.

Зиновьев Ф. В.

Ослабление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий, снижение государственного финансирования и дефицит собственных оборотных средств на фоне усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынке сделали особо актуальными вопросы создания финансовой стабилизации данной отрасли экономики.

В условиях перехода экономики к рыночным отношениям государство отказалось от дотаций на технические, материальные и энергетические ресурсы, которые используются в аграрной сфере производства, сократила дотации на повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию В 1990 году 33 % расходной части бюджета приходилось на поддержку сельского хозяйства в настоящий момент эта доля составляет 3,5 %. Практически 15 лет аграрная сфера просуществовала без государственной поддержки, это привело к затяжному кризису аграрных формирований и поэтому, чтобы определить имеющиеся внутренние резервы повышения финансовой устойчивости предлагается применение модели финансового равновесия.

Функционирования субъектов хозяйствования в условиях жесткой конкуренции на рынке и необходимость обеспечения должного финансового состояния требуют четкой и налаженной системы финансового управления основными направлениями деятельности.

Проблемами обеспечения финансовой устойчивости занимались отечественные ученые Б. Карпинский[5 ,c.50], П. Гайдукский[2,c.4] , Ю Воробьев[1,c.27], А. Гончаров[3,c.71], Г. Илясов[4,c.50]. Большинство авторов рассматривают финансовую устойчивость как общую характеристику финансового состояния любого субъекта предпринимательской деятельности без учета специфических факторов отдельных отраслей. Следует заметить, что финансовая устойчивость как экономический процесс связана с действием оперативных, тактичных и стратегических внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятий. Финансовая устойчивость - это более широкое понятие, оно охватывает совокупность факторов, которые обеспечивают предприятию сохранения абсолютной и нормативной финансовой устойчивости по принципу финансового равновесия и возможности устойчивого экономического роста.

Анализируя принципиальную сущность проблематики сбалансированности финансовой системы аграрного сектора, нельзя обойти центральный вопрос - уровень равновесного состояния, т. е. определение границ сбалансированности, механизмов регулирования, которые в концентрированном виде определяются через функционирование закона сбалансированности финансовой системы аграрного сектора, основными положениями которого являются :

1. Каждая финансовая система является максимально устойчивой по условиям поддержания равновесия между внутренними и внешними факторами влияния, что так же может обуславливать её динамическое развитие ;

2. Фианнсовая система должна обеспечивать критериальную гибкость саморегулирования ;

3. В случае фиксации устойчивого не достижения равновесия может иметь место дисбаланс.

4. Равновесность системы должна учитывать влияние зональных и отраслевых компонент присущих аграрной сфере производства.

В формальном виде закон равновесной финансовой системы может выглядеть следующим образом

УВнутрФВ=УВнешФВ где

УВнутрФВ - уровень внешних факторов влияния,

УВнешФВ - уровень внутренних факторов влияния

(1)

Интегральный уровень изменения конкретной системы зависит о реальных величин факторов положительного и отрицательного влияния, которые могут иметь как количественное так и качественное значение. исходя из этого уровень равновессия финансовой системы может быть определен по формуле:

                      ОВФПВ - ОВФОВ

УРФС = ------------------------------   (2)

                           ОВСП

Где УРФС - уровень равновесия финансовой системы;

ОВФПВ - Относительная величина факторов положительного влияния;

ОВФОВ - Относительная величина факторов отрицательного влияния;

ОВСП - относительная величина сравнительного показателя.

Действие данного закона в аграрном секторе производства требует применения отраслевых особенной производственного процесса, которые воплощаются в функционировании зональных и отраслевых компонент. Методика расчета таких компонент построена на применении свойств дифференциальной ренты т. е. определение рентного дохода с одного гектара сельскохозяйственных угодий. Определив функциональные зависимости зональных и отраслевых компонент по структурной единице внешнего и внутреннего факторного влияния можно сформировать уровни равновесия финансовой системы аграрного сектора экономики. Факторам отрицательного влияния могут стать :

- продолжительность финансового цикла, оборачиваемость кредиторской, дебиторской задолженности ,уровень материально технического обеспечения, дисхронизация финансовых потоков.

Факторами положительного влияния могут стать - формирование стратегии управления региональной политики экономического роста, проведение мониторинга убыточности и выявление слабых и сильных сторон финансовой деятельности, формирование политики продовольственной безопасности, которые выражены в следующих показателях при их тенденции к росту :уровень рентабельности, стоимость валовой продукции, оптимальное соотношение рентабельности и ликвидности, окупаемость инвестиций в основной капитал.

В целом при определении уровня сбалансированности финансовой системы необходимо дополнительно учесть тот фактор, что реально в динамической среде функционирования идеальной сбалансированности ( полного соответствия положительных и отрицательных факторов влияния ) достичь практически невозможно, но стремиться к этому вполне реально.

Так же с целью прогнозирования и оценки будущих тенденций относительно сбалансированности финансовой системы аграрного сектора по отдельным регионам целесообразно определять средний, наиболее высокий и наиболее низкий уровни сбалансированности. В данной ситуации целесообразно создавать на областных уровнях отдельные структурные подразделения системного мониторинга по контролю степени сбалансированности финансовых показателей каждого отдельно взятого региона с наиболее оптимально финансово сбалансированным.

Таблица 1 Преимущества, недостатки применения уровней сбалансированности при определении финансового равновесия аграрного сектора производства

Преимущества

Недостатки

Пути преодоления

Проведение оценки финансового состояния по типу сбалансированности финансовой системы

Дополнительные финансовые затраты

Привлечение дополнительных источников финансирования

Возможность постоянного отслеживания проявления негативных тенденций и их оперативной локализации

Продолжительность получения результатов и ожидаемого эффекта

Построение моделей на микро уровне, которые могли бы точнее прогнозировать будущие результаты деятельности.

Проведение анализа текущего состояния сбалансированности на макро уровне при соотношении таких результатов с регионами других стран

Возможность присутствия погрешностей в предлагаемых методах ликвидации негативных тенденций.

Постоянный логический или математический контроль предлагаемых средств

Разработка путей выхода государства из кризисного состояния аграрного сектора экономики

Отсутствие квалифицированных специалистов этого направления

Открытие отдельной специализации или отдельного курса в ВУЗах

Существование соответствующих органов в областях, которые обеспечат глубокое понимание проблем конкретных регионов

Отсутствие программного обеспечения для проведения соответствующих расчетов

Разработка соответствующих компьютерных программ

Так данная система регулирования финансовой сбалансированности аграрного сектора экономики в настоящий момент ещё не является универсальной и на практике может быть подвергнута существенным изменениям. Однако данная проблема при учете региональных особенностей по факторам зональности и отраслевой направленности является многогранной и несомненно неоднозначной в принятии решений.

Для получения наиболее точных результатов по прогнозным оценкам уровня сбалансированности необходимо реально подходить к выбору групп расчетных коэффициентов как с позиций их влияния на конечный результат деятельности, так и исходя из трудоёмкости сбора альтернативных показателей.

Особого внимания требует текущий контроль по реальному наличию уровня финансовой сбалансированности регионов, который предлагается возложить на подразделения системного мониторинга степени сбалансированности финансовой системы. Объективно процесс применения мониторинговой структуры контроля может быть продолжителен и на начальных этапах своего функционирования принести определённые трудности, но в конечном результате будет иметь значительный положительный эффект.

Литература

1.Воробьёв Ю. Н. Проблемы неплатежеспособности и банкротства субъектов хозяйствования в экономике Украины // Эконом. Науки КАТУ НАУ.- 2005.- №87.-С.27-31

2.Гайдуцький Формування та розвиток аграрного ринку // Економіка АПК.- 2004.- №3.- С.- 4-9.

3.Гончаров А. И. Понятие финансовое оздоровление предприятия в системе управления финансами// Финансы.- №4.-2005.- С.71-76

4.Илясов К. В. Финансовые аспекты антикризисного управления компаниями // Финансовый менеджмент .-2005.- №3.- С.34-35.

5.Карпінський Б. А. Формування збалансованості фінансових показників // Фінанси України.- №10.- 2004.- С.50-56.

6.Яшин С. Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий.// Финансы и кредит.- 2006.- №5.- С.45-49.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить