Статьи по экономическим темам

Совершенствование инструментов реализации региональной политики АРК в условиях преодоления экономического кризиса.

Рыночная экономика, формирующаяся как система товарно-денежных отношений между продавцами (производителями) и потребителями, определяет направления и размеры производства путем достижения равновесия между спросом и предложением.

Государство и его регионы должны координировать производство и потребление путем улучшения условий и механизма функционирования рыночной экономики, с целью регионального использования ресурсов, сдерживания инфляционных процессов, стимулирования общественного воспроизводства. Шаги государства и регионов в направлении стабилизации ситуации и развития ее положительной динамики, должны быть адекватны тем вызовам, которые возникают в экономике и социальной сфере.

Развитая рыночная система обладает в большей степени механизмами противодействия наступлению кризисов, чем развивающаяся, к которой относится и Украина. Это связано прежде всего с функционированием механизма рыночной экономики и сформировавшимися условиями ее функционирования в Украине.

Известно, что основными элементами механизма функционирования рынка являются деньги, цены, а также спрос и предложение. Нарушение макроэкономических пропорций, накапливание проблем в функционировании элементов механизма рынка в конечном счете и приводит к кризису, выходом из которого является пересмотр самого механизма функционирования рынка и проведение пакета антикризисных мероприятий.

К сожалению 2008 год стал очередным годом упущенных возможностей и заложил основу не только кризиса в финансово-банковской системе, но и рецессию во всей социально-экономической системе.

Причиной тому явились, прежде всего, нестабильность политической ситуации, а также непрофессиональные действия правительства и национального банка.

В частности ошибочными были действия по ограничению экспорта зерна в условиях получения самого высокого урожая зерновых за все года независимости Украины- более 50 млн. тонн. Почему такое решение было принято известно - с целью стабилизации, удержания цен на зерно и продукты его переработки на внутреннем рынке. В результате отечественный производитель понес существенные потери - не смог вовремя вернуть кредит банкам, не получил средства на инновационное развитие производства, и особенно на финансирование развития сфер переработки сельскохозяйственной продукции, наиболее удачным для реализации которых как раз и является межсезонным период отечественным производителем сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем в этот же период на 45% были повышены заработные платы, и как следствие пенсии чиновническому аппарату, который относится к непродуктивной сфере. Очевидно, логичнее было бы за эти же средства осуществить монетизацию имеющихся всевозможных льгот, а также осуществить субсидирование малообеспеченных семей в связи с подорожанием хлеба и необходимостью экспорта его излишков. Это мероприятие позволило бы увеличить оборотные средства сельскохозяйственный предприятий, которые на сегодня в Крыму составляют лишь 5% от суммы всех денежных средств, обслуживаемых банками. И это при том, что даже в условиях низкой производительности труда, высокой себестоимости производимой продукции. Агропромышленный комплекс Крыма ежегодно дает не менее 11-12% валового регионального продукта, хотя мог бы давать при новом подходе несравнимо больше.

Еще одна проблема, формирования выгодной для производителя цены, связана и с самим процессом сбыта сельскохозяйственной продукции. Известно, что наиболее эффективным способом продаж являются продажи активных партий товара через биржи. Биржи заинтересованы чтобы биржевая цена была бы как можно выше - от этого зависят размеры получаемой ими комиссии, так как устанавливаются как процент от сделки, при этом продавцом, как правило, выступает производитель. В случае, если производитель продает зерно посреднику, последний заинтересован дешевле купить и дороже продать, тем самым такие сделки для производителя менее выгодны.

Другим архиважным сектором для развития экономики Крыма является рекреационный комплекс, 29% общеукраинских ресурсов которого сосредоточено именно в Крыму.

В этой сфере также накопилось большое число проблем, начиная с цен, принимаемых во внимание при осуществлении тендерных закупок профсоюзными организациями, которые в других регионах Украины ниже чем в Крыму, и как следствие контракты заключаются, в первую очередь, с этими регионами. Еще одной проблемой рекреационного комплекса является его сезонный характер, недостаточный объем сопутствующих услуг, вследствие чего эти учреждения должны окупать основную долю расходов за 40-50 летних месяцев. Решать эту проблему можно и нужно, например, путем переноса даты начала учебных занятий в школах и ВУЗах с 1 сентября на 1 октября, перейдя на 6-дневную рабочую неделю или за счет уменьшения каникулярных окон, которые по различным причинам увеличиваются в январе - феврале, в месяцы когда именно в учебе можно получить наибольший эффект.

Существенно увеличивается стоимость санаториев и пансионатов, следственно и цены на путевки, из-за дороговизны и других ресурсов, необходимых для обслуживания этих объектов. А ведь эти услуги тоже могли быть дешевле, если бы сезон был продлен до 1 октября, тем более, что в Крыму в это время достаточно дешевого винограда, других овощей и фруктов, а климат позволяет отдыхать родителям вместе с детьми, бабушкам и дедушкам если родители выходят на работу, что существенно расширило бы число отдыхающих и улучшило бы их иммунитет к заболеваниям.

Даже по этим нескольким примерам можно судить, что мы еще не научились использовать самые широкие инструменты рыночной экономики, чтобы решая проблемы благосостояния населения, увеличивать объемы общественного производства, ищем решения всех бед в монетарной политике, забывая о том, что весь государственный аппарат должен работать на увеличение эффективности процессов.

К сожалению именно увеличение монетарными методами, разбалансирование внешней торговли в совокупности с популизмом власти, при увеличении социальных выплат, остановили в обществе инновационный процесс, привели к кризису финансово-банковский сектор. Деньги перестали выполнять свою функцию средства накопления. Резко снизилась курсовая стоимость национальной валюты, начался процесс повышения цен, остановки предприятий и увеличения безработных. Принятые меры со стороны Кабинета Министров и НБУ привели к снижению величины спроса и предложения на внутреннем рынке, а введенные дополнительные 13% надбавки к ввозным пошлинам в условиях резкого снижения курса гривни с 4,85 до 7,70-8,50 грн. За доллар, это ведет к банкротству ссудозаемщиков банков, что в свою очередь вызывает недоверие населения к банкам, НБУ и правительству.

Каким же образом в сложившейся ситуации можно предотвратить падение, если уже поздно принимать меры по развитию рынка, характерные его развитию в стабильной обстановке?

Можно выделить 5 главных направлений:

В рамках макроэкономической политики обеспечить улучшение сотрудничества с международными валютно-финансовыми институтами.

Инвестирование в совершенствование и развитие.

Принять необходимые меры по реабилитации банковской системы.

Упростить механизм привлечения частных инвестиций.

Формирование в обществе принципов поведения, способствующих социально-экономическому развитию.

Необходимость сотрудничества с международными валютно-финансовыми институтами вызвана рядом причин. Важнейшими из них являются:

Всеобщий масштаб развития кризиса.

Необходимость координации действий государств по преодолению кризиса.

Наличие финансовых и других инструментов, которые могут быть использованы для преодоления кризиса.

Как известно, начало кризису было положено в США в строительной, а затем банковской сфере, после чего распространилось на другие государства и отрасли экономики. По схожему сценарию начал развиваться кризис и в Украине. 70% украинских банков в 2008 г. Уже имели иностранный капитал, начали снижать процентные ставки по платежам, но вместе с тем увязывая платежи по возврату кредитов с валютным курсом, тем самым подвергая заемщиков под повышенный риск, связанный с перерасчетом остатков задолженности по кредитам в случае снижения курса гривни по отношению к иностранным валютам. В результате такого перерасчета баланс активов и пассивов коммерческих банков Крыма в октябре возрос почти с 13,5 млрд. грн. До 16 млрд., а население бросилось скупать иностранную валюту и снимать средства с депозитных счетов. Возместить эти потери возможно лишь путем рефинансирования банков со стороны НБУ, привлекая при этом помощь структур международной валютной системы.

Крупнейшими международными институтами, которые осуществляют регулирование процессов, в пределах международной валютной системы выступают Международный валютный фонд (МВФ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Решение о предоставлении Украине кредита в размере 16,5 млрд. долларов США МВФ принял в ноябре 2008г. И первый транш Украина уже использовала (4,5 млрд. долларов США). Однако дальнейшее предоставление средств было приостановлено в связи с невыполнением Украиной обязательств по сокращению бюджетного дефицита, дефицита пенсионного фонда, сбалансированности крупнейших государственных монополий.

За этот период резко упали суверенный кредитный рейтинг Украины, международные рейтинги кредитно-финансовой учреждений Украины, что служит фактором дополнительного риска при оценке инвесторами инвестиционных проектов в Украине. Поэтому необходимо сделать все возможное для получения второго транша кредита МВФ и обеспечения его целевого использования. Это будет сигналом для других инвесторов и ЕБРР, инвестиции которых в реконструкции дорог, производств и других объектов способствовали бы увеличению валового национального продукта и занятости населения, а также наполнению ресурсами банковской системы.

Необходимо отметить, что требования МВФ по снижению дефицита бюджета и пенсионного фонда не противоречит здоровой логике и направлены на недопущение неконтролируемой эмиссии со стороны НБУ, а также снижение остатков средств бюджетов на счетах госказначейства.

На наш взгляд было бы целесообразно возвратиться к единому принципу начисления пенсий без ведомственной градации, ведь в одних сферах пенсии начисляются в размере 80-90% от заработка, в других 50% с различными методиками включения выплат в совокупный расчет. Требует также регулировки разрыва между уровнем минимальной и максимальной пенсии, который сегодня исчисляется многими десятками раз. Численность и заработную плату чиновников следовало бы увязать с эффективностью экономики и наполнением бюджета. При этом непродуктивный труд, не приносящий прироста ВНП, должен быть максимально сокращен, а высвободившиеся ресурсы направлены на развитие сферы производства, т. е. на увеличение доли продуктивного труда.

Следует обратить внимание на ошибки, допускаемые кабинетом Министров Украины, вводящим различные ограничения на импортные товары. Например, 13% надбавки к ввозным госпошлинам.

По итогам января - марта 2009г., благодаря валютному курсу, уже сложилось положительное внешнеторговое сальдо и дальнейшее введение регулярных норм приведет к нарушению международного сотрудничества, об отрицательном воздействии которых предупреждал А. Смит еще в 1776г. И, что подтверждается направлением политики стран ЕС, осуждающие установление дополнительных барьеров для импорта.

Снижение объемов импорта вынуждает производить соответствующие товары внутри страны, тем самым потребителю поступает товар, как правило, худшего качества и произведенный с большими затратами на производство. Одновременно ответные меры со стороны иностранных государств: могут ввести ограничительные меры на ввоз товаров из Украины. В результате, производство этих товаров в Украине сокращается. Таким образом мы можем достичь двойного негативного эффекта- снижение эффективного производства товаров, которые имеют спрос на внешнем рынке и увеличения производства товара в Украине, не пользующегося спросом у населения и предприятий, резкому повышению цен на импортные товары.

Вторым направлением в урегулировании возникшего кризиса является инвестирование в совершенствование и развитие государственной инфраструктуры. Основными направлениями такого инвестирования должны быть следующие:

1. Административная система с децентрализацией полномочий, бюджетных средств и других финансово- экономических ресурсов. В настоящее время централизация полномочий и ресурсов является сдерживающими рост ВНП условиями, которые ухудшают эффективность и приводят к дополнительным затратам и потерям. В результате происходящей внутренней миграции растет население городов и уменьшается количество рабочих рук в сельской местности. Как следствие природно-климатические ресурсы регионов оказываются не вовлеченными в процесс производства. Кроме того, не разрешаются многие проблемы социально-экономического характера. Функции чиновников различных вертикальных уровней очень часто пересекаются, дублируются, а время принятия решения увеличивается.

2. Завершение судебной реформы и усиление ответственности судей за правомерность принимаемых решений. Коррупция, «телефонное право» при осуществлении судопроизводства приводят к нарушению законных интересов граждан и предприятий, формируют негативный инвестиционный имидж государства. Очевидно, необходимо принять решение в части усиления ответственности судей за принятые решения и компенсацию возникающего вследствие таких действий ущерба.

3. Реформа правоохранительной системы с одновременным сокращением ее численности. Необходимо сократить число органов, имеющих полномочия вести следствия, объединить подразделения со схожими функциями. Например, функции налоговой милиции должны быть переданы в МВД. Иначе возникает ситуация, когда для контроля законности работы одного предпринимателя зачастую требуется присутствие милиции из различных ведомств. Аналогично с функциями ГАИ и милиции по охране общественного порядка.

Высвободившиеся средства целесообразно направлять на укрепление материальной базы правоохранительных органов.

4. Реструктуризация государственного сектора экономики. В силу того, что государством оптимизируются риски, сверенные с работой государственных предприятий, их эффективность в ряде случаев ниже нежели у их конкурентов или же эти предприятия созданы для обслуживания госучреждений за бюджетные средства. Необходимо рассмотреть целесообразность функционирования убыточных предприятий, а также предприятий, имеющих просроченные задолженности по заработной плате и социальным платежам.

Третьим необходимым элементом выхода из кризиса является реабилитация банковской системы. Для этого необходимо, прежде всего, восстановить доверие к банковским учреждениям. Безусловно, в условиях, когда в более чем 10 банках введена временная администрация НБУ и мораторий на выплату депозитов и вкладов граждан не может быть и речи о реабилитации банковского сектора. Выходом из сложившейся ситуации является рефинансирование со стороны НБУ, рекапитализация этих банков государством или поиск для них другого инвестора, как это уже получилось решить с «Проминвестбанком».

Режим рефинансирования коммерческих банков со стороны НБУ не решил главной проблемы- не остановил отток денежных средств из банковской системы.

Очевидно, что у НБУ недостаточно ресурсов для рекапитализации банков, а у банков не достаточно ликвидных активов для обеспечения залоговых обязательств в виде ликвидных ценных бумаг, зданий и сооружений, кредитных договоров.

С целью решения проблемы с залогом, реструктуризации кредитных сделок по отдельным их видам предлагается внедрение селективной кредитной политики, с переоформлением соответствующих договоров.

Селективная кредитная политика предполагает установление системы ограничителей для коммерческих банков с целью ориентации к а на цели соответствующие стратегии социально-экономическое: эазвития общества экономический рост и равномерное развитие отраслей экономики.

Селекция кредитной деятельности может осуществляться различными способами В гом числе путём применения льготных процентных ставок и их компенсации со стороны государства, предоставления возможностей переучета кредитов в НБУ, формированием рекомендаций банкам и предприятиям и населению в части эффективного использования ссуд, а также в отиоше; епозитных сделок.

Селективный контроль должен осуществляться в тех сферах, где другие методы регулирования себя в некоторой степени исчерпали:

Необходимость образования региональных кредитных советов обусловлена также неравномерным социально-экономическим развитием регионов, различиями в специализации и концентрации производства, распределении ресурсов и особенностями общественного разделения труда.

При таком подходе селективная кредитная политика могла бы использовать преимущества региональной концентрации кредитных ресурсов, улучшения банковской дисциплины, налаживанию сотрудничества между региональными управлениями Национального банка Украины и органами госказначейства, коммерческими банками и органами исполнительной власти

- в секторе потребительского кредита: финансирование продажи в рассрочку контролируется либо путём установления фиксированного объёма кредитов, выделяемых финансирующим учреждением, либо посредством условий предоставления ссуды (размер первой выплаты, максимальный срок ссуд, максимальной доли расходов на обслуживание кредита в совокупных доходах заёмщика и т. д.);

- в секторе капитального строительства: специальные ссуды на строительство должны пользоваться преимуществами в отношении сроков предоставления и процентных ставок, а также возможностью внелимитного переучёта в НБУ;

- в секторе кредита для экспорта: заёмщики должны пользоваться льготными процентными ставками и преимуществами условий переучета в НБУ;

- в сфере реального производства: необходимо обеспечить пропорциональное развитие всех отраслей народного хозяйства, используя имеющиеся механизмы бюджетно-кредитного регулирования, направленные на компенсацию негативных последствий рыночной экономики в отдельных сферах.

- в сфере импорта: преимущества должны отдаваться кредитованию импорта технологий и средств для развития инноваций, имеющих своей целью скомпенсировать отставание в развитии производительных сил, что сдерживает развитие экономических отношений в обществе. Такие кредиты также должны иметь преимущества при переучете в НБУ.

Для того чтобы задействовать механизм переучета кредитов НБУ должны быть задействованы как собственные ресурсы, так и ресурсы, привлекаемые от международных финансово-кредитных организаций

Чтобы селективный инструментарий заработал НБУ должен выработать типовую документацию и требования по оформлению кредитов, которые могут, при возникновении необходимости быть ему переуступлены коммерческими банками.

Селективный контроль может также распространяться на отдельные операции. В частности, на наш взгляд коммерческие банки должны получать предварительное разрешение НБУ на открытие любого кредита, который доведет определенно до предельно-разрешенного уровня общий объем ссудных выплат одному предприятию.

Учитывая, что селективные методы проведения денежно-кредитной политики должны применяться избирательно, с учетом национальной и региональной социально-экономической политики на наш взгляд было бы
целесообразно при региональных управлениях НБУ за счет перераспределения имеющейся штатной численности создать соответствующие подразделения. А на уровне государства и регионов специальные национальные и региональные кредитные советы, деятельность которых была бы направлена на повышение общественной эффективности финансово-кредитной системы регионов^ разрешение возникающих проблем и противоречий.

Безусловно в условиях политической нестабильности, недоверия к руководителям законодательной и исполнительной власти, нельзя рассчитывать на то, что выступление данных руководителей возвратит режим доверия у вкладчикам к банковским учреждениям. Очевидно необходимо разработать типовую программу по привлечению депозитов и вкладов на банковские счета и поручить ее выполнение регионам при участи руководителей регионов, наиболее успешных предприятий, других лиц пользующихся доверием в регионах. Выполнение этой программы рассматривают на заседаниях региональных кредитных советов.

Четвертый элемент комплекса антикризисных мер должен быть направлен на упрощение механизма привлечения частных инвестиций.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить