Статьи по экономическим темам

НАУЧНАЯ РАБОТА на тему: «Проблемы функционирования Национальной депозитарной системы Украины»

Подготовил: студент группы Ф-42-03 Рафалюк Д. А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Теоретические основы функционирования Национальной депозитарной системы

1.1. Национальная депозитарная система, сфера ее деятельности

1.2. Участники Национальной депозитарной системы

II. Анализ функционирования Национальной депозитарной системы Украины

2.1. Анализ функционирования фондового рынка Украины

2.2. Анализ деятельности участников Национальной депозитарной системы.

III. Основные проблемы функционирования Национальной депозитарной системы Украины

3.1. Проблемы централизации депозитарной системы в Украине

3.2. Проблемы нарушения прав собственников именных ценных бумаг

I. Теоретические основы функционирования Национальной депозитарной системы.

1.1. Национальная депозитарная система, сфера ее деятельности.

В законодательстве Украины нет четкого определения понятия «Национальная депозитарная система», а лишь дается перечень ее участников. Согласно Закону Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» от 10 декабря 1997 года (№ 710/97-ВР) к прямым участникам Национальной депозитарной системы Украины относят:

1. Депозитарии;

2. Хранители ценных бумаг;

3. Регистраторы собственников именных ценных бумаг.

Традиционно их относят к институтам инфраструктуры фондового рынка. Данный закон выделяет также опосредованных участников НДС Украины. Это – организаторы торговли ценными бумагами, банки, торговцы ценными бумагами и эмитенты.

Однако Национальная депозитарная система это не просто совокупность институтов инфраструктуры фондового рынка. Она имеет свое особое назначение, свои специфические черты и функции в экономике, которые не просто повторяют назначение и функции ее отдельных участников. Поэтому более правильно определить Национальную депозитарную систему как законодательно определенную, четко структурированную совокупность институтов инфраструктуры фондового рынка (депозитариев, регистраторов и хранителей ценных бумаг), которые осуществляют свою деятельность на постоянной профессиональной основе и функционально взаимосвязаны в самостоятельную экономическую структуру.

Национальная депозитарная система Украины состоит из двух уровней:

1. Нижний уровень – это хранители, которые ведут счета собственников ценных бумаг, и регистраторы собственников именных ценных бумаг;

2. Верхний уровень – это Национальный депозитарий Украины и депозитарии, которые ведут счета для хранителей и осуществляют клиринг и расчеты по договорам относительно ценных бумаг.

Отдельно можно выделить депозитарий Национального банка Украины, который осуществляет обслуживание обращения государственных ценных бумаг, в том числе и депозитарную деятельность относительно этих ценных бумаг.

Главная задача депозитарной системы – быть «свидетелем», который подтверждает наличие и характер правоотношений, в которые вступают физические и юридические лица относительно ценных бумаг. Прежде всего, речь идет об отношениях, которые связаны с правами, закрепленными ценными бумагами (право на получение дохода, дивидендов, на участие в управлении и т. д.) и с правами на ценные бумаги как имущество (право собственности, владения, залога и т. д.). Эта задача выражается в двух главных функциях депозитарной системы:

1) подтверждение прав кредиторов, закрепленных в ценных бумагах;

2) подтверждение прав собственности (прочих имущественных прав) на ценные бумаги как имущество.

Сферой деятельности Национальной депозитарной системы Украины является:

1. Стандартизация учета ценных бумаг согласно международным стандартам;

2. Унификация документооборота относительно операций с ценными бумагами и нумерация ценных бумаг, выпущенных в Украине, согласно международным стандартам;

3. Ответственное хранение всех видов ценных бумаг, как в документарной, так и бездокументарной формах;

4. Реальная поставка или перемещение со счета в ценных бумагах с одновременной оплатой денежных средств соответственно распоряжениям клиентов;

5. Аккумулирование доходов (дивидендов, процентных выплат и т. д.) относительно ценных бумаг, взятых на обслуживание системой, и их распределение по счетам;

6. Регламентация и обслуживание механизмов займа и залога для ценных бумаг, которые берутся на обслуживание системой;

7. Предоставление услуг относительно выполнения обязательств номинального держателя именных ценных бумаг, которые берутся на обслуживание системой;

8. Разработка, внедрение, обслуживание и поддержка компьютеризованных систем обслуживания обращения счетов в ценных бумагах и осуществление денежных выплат, связанных с банковскими или с иными системами денежного клиринга на ежедневной или иной регулярной основе.

Контроль за деятельностью Национальной депозитарной системы Украины осуществляет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), а также в пределах полномочий, определенных законодательством Украины, Национальный банк Украины, Министерство финансов Украины и другие государственные органы.

Далее рассмотрим деятельность отдельных участников депозитарной системы Украины.

1.2. Участники Национальной депозитарной системы.

Как было отмечено выше, к прямым участникам депозитарной системы Украины относят депозитарии, хранителей ценных бумаг и регистраторов собственников именных ценных бумаг.

Депозитарная деятельность – предоставление услуг относительно хранения ценных бумаг, независимо от формы их выпуска, открытие и ведение счетов в ценных бумагах, обслуживание операций на этих счетах (включая клиринг и расчеты по договорам относительно ценных бумаг) и обслуживание операций эмитента относительно выпущенных им ценных бумаг.

Участники Национальной депозитарной системы Украины осуществляют такие виды депозитарной деятельности:

– хранение и обслуживание обращения ценных бумаг на счетах в ценных бумагах и операций эмитента относительно выпущенных им ценных бумаг;

– клиринг и расчеты по договорам относительно ценных бумаг;

– ведение реестров собственников именных ценных бумаг.

Депозитарий – юридическое лицо, которое создается в форме открытого акционерного общества, участниками которого являются не менее чем десять хранителей, и которое осуществляет исключительно депозитарную деятельность. При этом доля одного участника в уставном фонде депозитария не может превышать 25% этого фонда.

Клиентами депозитария являются:

а) хранители ценных бумаг, которые заключили с ним депозитарный договор;

б) эмитенты ценных бумаг относительно счетов собственных эмиссий, открытых на основании договоров об обслуживании эмиссий ценных бумаг;

в) другие депозитарии, с которыми заключен договор об корреспондентских отношениях.

Исключительно депозитариями осуществляется клиринг и расчеты по договорам относительно ценных бумаг, что обеспечивает поставку ценных бумаг на счета хранителей в депозитарии с одновременной оплатой денежных средств на счетах хранителей. Под клирингом понимают зачет взаимных требований и обязательств. Клиринг по сделке с ценными бумагами состоит в исчислении денежных сумм, которые подлежат переводу, и количества ценных бумаг, которые должны быть поставлены по результатам сделки. Расчеты состоят в выполнении обязательств, определенных в процессе клиринга. Взаиморасчеты по сделкам относительно ценных бумаг осуществляются на основе расчетных документов, предоставленных сторонами согласно договорам, которые предусматривают переход права собственности на ценные бумаги, или информации, предоставленной фондовыми биржами и организационно оформленным внебиржевым рынком.

Для осуществления клиринга и расчетов по договорам относительно ценных бумаг депозитарий должен получить лицензию.

Для обеспечения функционирования единой системы депозитарного учета в Украине создан Национальный депозитарий, к компетенции которого, кроме основных видов депозитарной деятельности, относится:

– стандартизация депозитарного учета в соответствии с международными нормами;

– стандартизация документооборота относительно операций с ценными бумагами и нумерация (кодификация) ценных бумаг, выпущенных в Украине, в соответствии с международными нормами;

– установление отношений и налаживание постоянного взаимодействия с депозитарными учреждениями других стран, заключение как двухсторонних, так и многосторонних соглашений о прямом участии или корреспондентских отношениях для обслуживания международных операций с ценными бумагами участников Национальной депозитарной системы, контроль за их корреспондентскими отношениями с депозитарными учреждениями других стран.

Хранитель – коммерческий банк или торговец ценными бумагами, который имеет лицензию на хранение и обслуживание обращения ценных бумаг как относительно тех ценных бумаг, которые принадлежат ему, так и тех, которые он хранит согласно договору об открытии счета в ценных бумагах. Договор об открытии счета в ценных бумагах – договор между собственником ценных бумаг и выбранным им хранителем о передаче собственником принадлежащих ему ценных бумаг хранителю для осуществления депозитарной деятельности.

Регистраторы – субъекты предпринимательской деятельности, для которых ведение реестра собственников именных ценных бумаг является исключительным видом деятельности, и эмитенты ценных бумаг, которые имеют право вести реестр собственников ценных бумаг согласно действующему законодательству.

Ведение реестра собственников именных ценных бумаг является исключительно деятельностью субъектов предпринимательской деятельности и не может совмещаться с другими видами деятельности, кроме депозитарной.

Эмитент может вести собственный реестр самостоятельно, если численность собственников именных ценных бумаг в совокупности со всех выпусков ценных бумаг не превышает численность, установленную Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (на сегодняшний день – 500 лиц). Для получения Разрешения эмитент должен иметь специалистов с квалификационным свидетельством на право ведения реестра собственников именных ценных бумаг установленного образца. Численность специалистов и перечень операций, которые обязаны выполнять только эти специалисты, устанавливается соответствующим решением комиссии. Для таких специалистов деятельность у этого эмитента должна быть основным местом работы.

Если эмитент не имеет право на самостоятельное ведение реестра собственников именных ценных бумаг, он обязан поручить ведение реестра регистратору. Регистратор ведет такой реестр на условиях договора, который заключается с эмитентом ценных бумаг. Деятельность по ведению реестра собственников именных ценных бумаг состоит в сборе, фиксации, обработке, хранении и предоставлении информации, которая составляет систему ведения реестра. Ведение реестра предусматривает учет и хранение на протяжении определенного периода времени информации о собственниках именных ценных бумаг и об операциях, вследствие которых возникает необходимость ведения реестра.

Кроме непосредственного ведения реестра регистратор может по договоренности с эмитентом накапливать информацию об акционерном обществе, собственниках и номинальных держателях ценных бумаг[1], помогать в подготовке и проведении общих собраний акционеров, осуществлять контроль за сделками большого объема с ценными бумагами этого эмитента.

[1] Номинальный держатель – депозитарий или хранитель ценных бумаг, зарегистрированный в реестре собственников именных ценных бумаг как юридическое лицо, которому эти ценные бумаги переданы по поручению и в интересах собственников ценных бумаг для осуществления операций в Национальной депозитарной системе.

II. Анализ функционирования Национальной депозитарной системы Украины.

Состояние и перспективы развития депозитарных услуг в Украине зависит от двух основных факторов:

1. Степень развития фондового рынка (наличие основных участников, насыщенность финансовыми инструментами, система раскрытия информации и т. д.);

2. Деятельность участников Национальной депозитарной системы (наличие системных институтов, обеспечение полных и своевременных расчетов, минимизация рисков и т. д.).

Рассмотрим каждый из них более подробно.

2.1. Анализ функционирования фондового рынка Украины.

Создание эффективно действующего финансового рынка является наиболее важным заданием развития экономики страны. Какие-либо масштабные экономические преобразования остаются незавершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизировать, перераспределять и предоставлять реформированной экономике инвестиционные ресурсы. Поэтому развитие фондового рынка, как неотъемлемой части финансового рынка и важного сегмента национальной экономики, приобретает первоочередное значение.

На протяжении последнего десятилетия на фондовом рынке Украины наблюдается активизация как торговли ценными бумагами, так и эмиссионной деятельности.

Динамика объема торгов на рынке ценных бумаг Украины с 1998 по 2005 год представлена на рисунке 2.1.

Объемы выполненных договоров торговцами ценных бумаг в 1998-2005 гг., млрд. грн.

Рисунок 2.1. Объемы выполненных договоров торговцами ценных бумаг в 1998-2005 гг., млрд. грн.

Источник:

Как видно из рисунка 2.1 объемы торгов на фондовом рынке Украины постоянно растут. Среднегодовой темп роста торговли ценными бумагами за анализируемый период составил 168,7%.

Два года подряд (2004-2005 гг.) остается неизменной тенденция, при которой наибольшие по объему торги осуществляются с акциями. В 2005 году объем выполненных договоров с акциями составил 179,79 млрд. грн. (44,5% от общего объема выполненных договоров в 2005 году), с векселями – 133, 12 млрд. грн. (33,0%), с облигациями предприятий – 32,62 млрд. грн. (8,1%), с государственными облигациями – 27,32 млрд. грн. (6,8%), со сберегательными сертификатами – 21,71 млрд. грн. (5,4% от общего объема выполненных договоров в 2005 году).

Эмиссионная деятельность на рынке ценных бумаг Украины также сопровождается ростом. По состоянию на 31.12.2005 г., общий объем выпусков ценных бумаг, зарегистрированных ГКЦБФР, составил 207,01 млрд. грн. (на 42,8 % больше, чем объем выпусков ценных бумаг по состоянию на 31.12.2004).

В 2005 году общий объем зарегистрированных ГКЦБФР выпусков ценных бумаг составил 61,99 млрд. грн. (рисунок 2.2.).

Объемы зарегистрированных ГКЦБФР выпусков ценных бумаг в 1998-2005 гг., млрд. грн.

Рисунок 2.2. Объемы зарегистрированных ГКЦБФР выпусков ценных бумаг в 1998-2005 гг., млрд. грн.

Источник:

Как видно из рисунка 2.2, объемы выпуска ценных бумаг растут из года в год, ходя и с некоторыми колебаниями. В общем, средний темп роста объемов выпусков ценных бумаг составляет 126,7%, причем наивысший темп роста наблюдался в 2000 году – 193,7% и в 2005 году – 178,3%.

Структура зарегистрированных ГКЦБФР в 2005 году выпусков ценных бумаг выглядит следующим образом:

1) акции – на сумму 24,82 млрд. грн. (40,0% от общего объема выпусков ценных бумаг в 2005 году);

2) инвестиционные сертификаты, выпущенные паевыми инвестиционными фондами – на сумму 23,06 млрд. грн. (37,2%);

3) облигации предприятий – на сумму 12,75 млрд. грн. (20,6%);

4) прочие ценные бумаги (облигации местных займов, опционы, акции корпоративных инвестиционных фондов, сертификаты фондов операций с недвижимостью) – на сумму 1,36 млрд. грн. (2,2% от общего объема выпусков ценных бумаг в 2005 году).

Таким образом, на протяжении 2005 года основным источником привлечения финансовых ресурсов на фондовом рынке был выпуск акций, инвестиционных сертификатов и облигаций предприятий.

В отличие от акций и облигаций, появление которых обусловлено непосредственно потребностями воспроизводственного процесса, возникновение производных ценных бумаг вызвано необходимостью перераспределения ценовых рисков, основная экономическая функция которых – предоставление субъектам механизма хеджирования, т. е. страхования от изменения цен на рынке капиталов. Рынок производных ценных бумаг – наиболее динамичный сегмент мировых фондовых рынков. В Украине процесс регистрации производных ценных бумаг начался в 2000 году и, к сожалению, еще не получил широкого распространения. В 2005 году был ГКЦБФР зарегистрирован лишь один вид производных ценных бумаг – опционы на сумму 160,55 млн. грн., что составило 0,26% от общего объема выпусков ценных бумаг в 2005 году.

2.2. Анализ деятельности участников Национальной депозитарной системы.

Согласно данным ГКЦБФР, в Украине, на 1.01.2006 г., действовало 352 регистратора собственников именных ценных бумаг, 346 эмитентов самостоятельно вели собственные реестры собственников именных ценных бумаг (таблица 2.1).

Таблица 2.1. Количество эмитентов, которые самостоятельно ведут реестры собственников именных ценных бумаг и регистраторов, которые ведут реестры собственников именных ценных бумаг.

 

на 1.01.2002

на 1.01.2003

на 1.01.2004

на 1.01.2005

на 1.01.2006

Регистраторы

368

365

361

367

352

Эмитенты

1068

851

739

598

346

Количество эмитентов, которые пользуются услугами регистраторов, представлено в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Количество эмитентов, которые пользуются услугами регистраторов.

 

на 1.01.02

на 1.01.03

на 1.01.04

на 1.01.05

на 1.01.06

Количество эмитентов, которых обслуживают регистраторы.

17593

18111

18420

18824

18811

Количество выпусков именных ценных бумаг, которые обслуживают регистраторы

17928

18404

18801

19211

19218

Количество счетов у собственников именных ценных бумаг в реестрах (тыс.)

17760,2

16658,1

16077

15586,9

14894,7

Количество номинальных держателей в реестрах.

5579

6143

6701

7053

7197

Как видно из таблицы 2.1, количество регистраторов на протяжении последних пяти лет остается практически неизменным, в то время как количество эмитентов, самостоятельно ведущих реестры, постоянно уменьшается. Таким образом, количество эмитентов, которые пользуются услугами регистраторов, растет (таблица 2.2). Так с 1.01.2002 по 1.01.2006 их количество увеличилось на 6,9% при увеличении количества выпусков именных ценных бумаг на 7,2%. Средний темп роста эмитентов, которые пользуются услугами регистраторов за анализируемый период составил 102%. Как видно из таблицы 2.2, количество счетов у собственников именных ценных бумаг в реестрах за анализируемый период уменьшается, в то время как наблюдается тенденция увеличения количества номинальных держателей в системах реестров. Изменения, которые происходят, прежде всего, связаны с формированием больших пакетов акций, с развитием институтов хранителей ценных бумаг и созданием благоприятных условий для их обращения.

Наибольшее количество договоров на ведение реестров собственников именных ценных бумаг имеют ПриватБанк – 1556 договоров, Проминвестбанк – 806 и АКБ «Укрсоцбанк» – 519 заключенных договоров. На территории Украины действует разветвленная система подчиненных подразделений регистраторов. В свою очередь, осуществление деятельности путем создания подчиненных подразделений наиболее характерно для банковских учреждений, которые имеют право на осуществление деятельности по ведению реестров собственников именных ценных бумаг. Общая численность подчиненных подразделений у регистраторов на 1 января 2006 года составляла 95 учреждений.

По состоянию на 1.01.2006 года наибольшее количество регистраторов находилось в Киевской области и г. Киеве (38,8% от общего количества регистраторов), Днепропетровской области (9,9% от общего количества регистраторов) и Харьковской области (6,3% регистраторов от их общей численности). В АРК действуют 12 регистраторов (3,4% от их общего количества), которые обслуживают 767 эмитентов (4,1% от общей численности эмитентов, пользующихся услугами регистраторов).

По состоянию на 1.01.2006 года наибольшее количество счетов собственников именных ценных бумаг учитывалось у регистраторов Киевской области и г. Киева (40,1% от общего количества) и Днепропетровской области (10,9% от общего количества счетов собственников ценных бумаг в Украине). Регистраторами в АРК по состоянию на 1.01.2006 обслуживалось 276 190 счетов собственников именных ценных бумаг (1,9% от их общего количества).

Характеристика операций, осуществленных регистраторами в 2005 году, представлена в приложении 1. На протяжении 2005 года осуществлено больше всего операций, связанных с куплей-продажей ценных бумаг (33,5% от объема всех осуществленных операций), с регистрацией собственников по результатам первичного размещения (27,5% от общего количества) и операций, связанных с аннулированием, изменением номинальной стоимости именных ценных бумаг, а также с другими корпоративными операциями с ценными бумагами (24,8% от объема всех осуществленных операций по переходу прав собственности на ценные бумаги). Наибольшее количество личных счетов задействовано в операциях передачи ценных бумаг номинальному держателю и перехода прав собственности на ценные бумаги между номинальными держателями (соответственно 47,9% и 47,8% от общего количества личных счетов, задействованных в операциях).

Согласно данным ГКЦБФР по состоянию на 1.01.2006 года 161 хранитель ценных бумаг имел лицензию на осуществление профессиональной деятельности, из них деятельность осуществляло 142 хранителя. Наибольшее количество хранителей ценных бумаг находится в г. Киеве и Киевской области – 83 хранителя (по состоянию на 1.01.2006 г.). В АРК функционирует 3 хранителя ценных бумаг.

По состоянию на 1.01.2006 г. количество счетов депонентов составило 1006 тыс. шт., из них наибольшее количество счетов открыто депонентам – физическим лицам – резидентам, а именно 971,9 тыс. шт. На протяжении 2005 года хранителями ценных бумаг проведено 197,3 тыс. учетных операций. Больше всего операций приходится на перечисление ценных бумаг без ограничения их обращения (78 793 шт. или 39,9%).

В настоящее время в Украине функционирует три депозитария:

1. Депозитарий Национального банка Украины (НБУ), за которым законодательно закреплено обслуживание обращения государственных ценных бумаг, в том числе депозитарная деятельность с этими бумагами [4] с. 78];

2. ОАО «Межрегиональный фондовый союз» (МФС) – был создан в 1997 году при поддержке USAID. МФС – единственный депози­тарий в Ук­раине, который ведет депозитарную расчетно-клиринговую дея­тельность с корпоративными и муниципальными ценными бумагами. В состав акционеров МФС входит ряд коммерческих банков и фондовых уч­реждений, но ни один из них не владеет более чем 10% акций депозитария. В частности, акционерами МФС являются Первая фондовая торговая система (9,94%), Ощадбанк (6,25%), Первый украинский международный банк (6,25%), инвестиционная компания "Бизнес-Инвест" (6,25%), Укрсоцбанк (5,97%), ПриватБанк (5,97%). [5];

Результаты деятельности депозитария МФС в 2004-2005 годах представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.  Результаты деятельности депозитария МФС в 2004-2005 гг.

 

01.01.2004

01.01.2005

01.01.2006

Темп роста,%

Клиенты и партнеры

Количество эмитентов – клиентов депозитария МФС

950

1174

1974

207,8

Количество хранителей – участников депозитария МФС

117

143

163

139,3

Количество организаторов торговли – партнеров депозитария МФС

9

9

9

100,0

Номинальная стоимость ценных бумаг, которые обслуживаются в депозитарии МФС, млн. грн.

Всего:

32180

50263

81082

252,0

в документарной форме

14731

22312

34969

237,4

в бездокументарной форме

17449

27951

46113

264,3

Как видно из таблицы 2.3 объемы деятельности депозитария постоянно растут. Так, количество эмитентов – клиентов депозитария за анализируемый период выросло в 2 раза и номинальная стоимость ценных бумаг, которые обслуживаются МФС возросла в 2,5 раза.

3. ОАО «Национальный депозитарий Украины» (НДУ) – был создан в 1999 году и имеет центральный для депозитарной системы статус, закрепленный законодательно [1]. 86% акций НДУ находится в управ­лении ГКЦБФР. До января 2006 года депозитарная деятельность НДУ была ограничена Меморандумом о взаимопонимании между правительством Украины, Международным банком реконструкции и развития и правительством США. В настоящее время НДУ не осуществляет депозитарную дея­тельность, хотя и выполняет ряд других функций, присущих центральному депозитарию (стандартизация депозитарного учета и документооборота, ко­дификация ценных бумаг в соответствии с международными нормами, ме­ждународное сотрудничество в области депозитарной деятельности).

Таким образом, можно сделать вывод, что в Украине функционирует децентрализованная депозитарная система, а функции центрального депозита­рия разделены между депозитарием НБУ, МФС и НДУ.

III. Основные проблемы функционирования Национальной депозитарной системы Украины.

3.1. Проблемы централизации депозитарной системы в Украине.

В международной практике идея центрального депозитария означает хранение ценных бумаг в одном месте с целью ускорения перерегистрации прав собственности на них. Центральный депозитарий позволяет решить проблему физической передачи из рук в руки ценные бумаги в их классической бумажной форме, что в условиях стремительного развития фондовых рынков в послевоенный период начало существенно сдерживать торговлю ними.

Центральный депозитарий, как правило, обслуживает выполнение соглашений с ценными бумагами своих клиентов – прямых или опосредованных участников организованного рынка по результатам торговой сессии. Подтверждением выполнения этих соглашений является выписка со счетов в ценных бумагах клиентов центрального депозитария. Соответственно, центральный депозитарий должен находиться в тесной взаимосвязи с организаторами торговли (биржей или торгово-информационной системой). Именно поэтому центральный депозитарий страны – это, как правило, расчетный депозитарий главной биржи страны.

Главным фактором для развития центральных депозитариев в мире стали рекомендации так называемой «Группы тридцати» «О клиринге и расчетной системе мировых рынков ценных бумаг». Учитывая особую роль систем, которые обеспечивают заключение, клиринг и выполнение соглашений, в марте 1989 года группа международных экспертов по фондовому рынку («Группа тридцати») организовала рабочий комитет, который разработал девять рекомендаций по развитию и стандартизации национальных и международных рынков ценных бумаг. Эти рекомендации являются авторитетным мнением лидеров индустрии ценных бумаг и квалифицированных экспертов в этой сфере.

Третья рекомендация специально касалась центральных депозитариев: «Каждой стране рекомендуется до 1992 года иметь полностью сформированный и эффективно функционирующий центральный депозитарий ценных бумаг, организация и управление которым способны обеспечить максимально широкое (прямое и опосредованное) использование его услуг участниками рынка».

Как было уже отмечено, в Украине функционирует децентрализованная депозитарная система, а функции центрального депозита­рия разделены между депозитарием НБУ, МФС и НДУ. Национальная депозитарная система Украины за 10 лет своего существования так и не стала полноценным защитником прав инвесторов и профессиональных участников фондового рынка. Мероприятия, которые осуществлялись Президентом Украины, Кабинетом Министров, ГКЦБФР, Министерством финансов Украины для создания и развития Национальной депозитарной системы Украины, характеризуются бессистемностью и низкой результативностью. Вследствие этого, вместо создания целостной, централизованной и прозрачной депозитарной системы произошла ее децентрализация и технологическая обособленность основных составляющих.

Правительством Украины были предприняты следующие шаги относи­тельно централизации Национальной депозитарной системы. Законом Ук­раины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» от 10 де­кабря 1997 года за ОАО НДУ был закреплен статус центрального депозитария Украины.

В 1999 г. ГКЦБФР был создан Национальный депозитарий Украины в форме открытого акционерного общества, 86% уставного фонда которого принадлежат государству.

21 декабря 2004 года Постановлением Кабинета Министров Украины была утверждена «Го­сударственная программа развития Национальной депозитарной системы Украины», которая предусматривала централизацию украинской депозитар­ной системы на основе НДУ.

24 ноября 2005 г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ №1648/2005, которым были утверждены два решения Совета национальной безопасности и обороны “О мероприятиях по улучшению инвестиционного климата в Украине” от 29 июня 2005 года и “О мероприятиях по утверждению гарантий и повышения эффективности защиты права собственности в Украине” от 28 октября 2005 г. Указ предусматривал создание на основе НДУ центрального депозитария, контролируемого государством и независимого от влияния финансово-промышленных групп и профессио­нальных участников фондового рынка.

Во исполнение Указа Президента Кабинет Министров Украины принимает постановление от 18 января 2006 г. №31 «О прекращении действия Меморандума о взаимопонимании между Правительством Украины, МБРР и Правительством США относительно создания клирингового депозитария, который принадлежит области ценных бумаг», который ограничивал депозитарную деятельность НДУ.

Согласно этим нормативно-правовым актам, создание центрального депозитария подразумевает поглощение На­циональным депозитарием Украины депозитария МФС и передачу НДУ функций по обслуживанию государственных ценных бумаг.

Эти ме­роприятия на сегодняшний день не дали положительных результатов, а лишь привели к конфликту между НДУ и МФС. Решением этой проблемы может стать соз­дание центрального депозитария Украины на основе МФС. Депозитарий МФС имеет явные преимущества перед НДУ – он единственный депози­тарий в Украине, который имеет десятилетний опыт депозитарной деятельности с корпоративными ценными бумагами. Так, количество эмитентов – клиентов депозитария МФС на 1.01.2006 достигло 1974 лиц, а номинальная стоимость ценных бумаг, которые им обслуживаются, составила 126,1 млрд. грн. При этом государство должно получить в свое распоряжение не менее 25% акций созданного центрального депозита­рия Украины.

В то же время, передача функций по обслуживанию государственных ценных бумаг центральному депозитарию на сегодняшний день является не целесообразной. Это может привести к нестабильности на рынке государственных ценных бумаг. Для эффективности функционирования Национальной депозитарной системы необходимо обеспечить тесную технологическую взаимосвязь между депозитарием НБУ и созданным центральным депозитарием. Передача функций по обслуживанию государственных бумаг центральному депозитарию станет возможной лишь тогда, когда его деятельность по обслуживанию корпоративных ценных бумаг станет стабильной и эффективной.

3.2. Проблемы нарушения прав собственников именных ценных бумаг.

На сегодняшний день несовершенство законодательной базы, которая регулирует деятельность участников фондового рынка в Украине, приводит к многочисленным нарушениям прав собственников именных ценных бумаг, прежде всего акций.

Так, по результатам проверок, проведенных ГКЦБФР в 2005 году, 49% регистраторов нарушали действующее законодательство. Основные из них:

– не ведутся все журналы, которые входят в систему реестра, формы журналов не соответствуют установленным требованиям;

– несвоевременно открываются личные счета собственников именных ценных бумаг;

– не выдаются собственникам именных ценных бумаг временные свидетельства о праве собственности на именные ценные бумаги и другие.

Права инвесторов нарушаются уже на первом этапе получения ими прав собственности на акции. Независимые регистраторы, несмотря на обращение граждан, не дают им выписку и не включают в реестр акционеров, что подтверждает право собственности на долю капитала акционерного общества и предоставляет право на участие в его управлении. Искусственно затягивается регистрация и перерегистрация прав собственности на ценные бумаги. Ограничивается доступ к информации из реестра, хотя теоретически право на получение этой информации имеет каждый акционер. При проведении проверок ГКЦБФР были выявлены факты фальсификации при регистрации акционеров и их представителей.

Большинство крупных собственников акционерных обществ желают иметь подконтрольного регистратора. Подконтрольный регистратор в период покупки акций другими акционерами старается не раскрывать информацию, на которую они имеют законные права, или не регистрирует сделки, которые уже произошли. В такой ситуации эффективное управление обществом невозможно. Обычно крупные эмитенты поручают регистратору выполнять функции регистрации участников собраний и счетной комиссии при голосовании. В этом случае регистратор имеет реальную возможность не допустить нежелательных акционеров к участию в собрании, мотивируя это несоответствием предоставленных документов собственным требованиям.

В результате такой деятельности регистраторы стают мощным инструментом для реализации нерыночных методов управления акционерным капиталом. Для решения данных проблем ГКЦБФР должна разработать более совершенные стандарты депозитарной деятельности и ужесточить контроль над деятельностью участников фондового рынка. Необходимо также усовершенствовать действующую законодательную базу, в частности Законы Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» и «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине».

Нерешенной остается проблема двойного ведения реестров собственников именных ценных бумаг. ГКЦБФР не может урегулировать эту проблему в рамках предоставленных ей законодательством Украины полномочий. Причина этому – многочисленные судебные решения, содержание которых в большинстве случаев противо­речит одно другому, не выполнять которые или даже подвергать сомнению их законность Комиссия, согласно требованиям действующего законода­тельства, не имеет права [3, с. 44-45]. Для решения этой проблемы следует внести в Положение о ведении реестров собственников именных ценных бумаг, утвержденного решением ГКЦБФР от 26.05.1998 г. №60, норму о том, что решение о передаче реестра собственников именных ценных бумаг конкретному регистратору (с определением его реквизитов) принимается исключительно на общем собрании акционеров и это решение должно регистрироваться в ГКЦБФР. Комиссия, в свою очередь, должна осуществить проверку соответствия данной операции законодательству Украины. Эти мероприятия позволят предупредить ситуации, связанные с двойным ведением системы реестра собственников именных ценных бумаг.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить