Статьи по экономическим темам

1. Фискальная социология в теоретических разработках зарубежных и отечественных научных деятелей.

2. Фискальные технологии и морально-этические реализации принципов налогового менеджмента налоговыми органами.

3. Налоговая этика, закономерности восприятия и налогового мышления налогоплательщиков.

4. Уклонение от налогообложения как разновидность антифискального поведения плательщиков налогов.

1. Фискальная социология в теоретических разработках зарубежных и отечественных научных деятелей.

Основоположником данного научного направления считают арабского мыслителя Ибн Хальдуна, его последователями – Й. Шумпетера, Э. Даунса, Дж. Бьюкенена и др.

Еще задолго до формирования фискальной теории Ибн Хадьдун доказал возможность функционирования государства только благодаря денежным поступлениям в казну, утверждая, что «налоги и сборы образовывают материю государства». Таким образом, государство вмешивается в экономику, используя разные формы, но с единственной целью увеличения поступлений в казну. Первая форма – это увеличение налогообложения путем введения разнообразных видов налогов, «выдумывание монархом разных видов налогов». Вторая форма – прямое вмешательство государства в естественную конъюнктуру рынка, во внутреннюю и внешнюю политику.

Разные формы вмешательства приводят к негативным для государства последствий. Так, налоги стают избыточными и тогда рынки приходят в упадок, что отражается на государстве.

Известный теоретик и один из основоположников теории общественного блага Артур Пигу, исследуя природу эффективного налогообложения, в своих взглядах придерживался философского принципа обмена – «налоги – максимальное количество благ получателям», обосновывая это восприятием вследствие соотношения удовлетворения (satisfaction) и неудовлетворением (dissatisfaction), хотя эти два психические состояния не поддаются ни определению, ни сравнению.

Пигу признавал, что вмешательство государства является правомерным с целью повышения достатка, однако это должно совершаться на основе принципов компенсации с учетом критерия справедливости, где определяющим, в механизмах мобилизации средств в бюджет, был учет принципа равенства и эквимаржинальности (равенства на границе).

Пигу определил свой основной принцип налогообложения как принцип наименьшей совокупной жертвы, которая должна подлежать определению таким образом, которым определятся удовлетворение, выдвинув теорию сравнения, обосновав принцип наименьшей совокупной жертвы как основание прогрессивной системы налогообложения.

Другой сторонник теории общественного блага Вильфредо Парето в сознании экономистов ассоциируется, прежде всего, как одни из основателей ординалистической теории полезности, теории общего равновесия и теории оптимальной экономики.

Однако интересы Парето не ограничиваются данной проблематикой. «Закон Парето» показывает зависимость между величиной дохода и количеством лиц, которые его получают. В общем виде эта зависимость выражается формулой:

или 

где N – количество людей в обществе с доходами, не меньшими, чем Х;

А и m – параметры данного распределения (m еще называется коэффициентом Парето).

После изучения достаточно большого статистического материала Парето пришел к выводу, что параметры этого распределения приблизительно одинаковые и не отличаются принципиально в разных странах и в разное время.

Социологические исследования в экономических работах Парето основывались на постулатах рациональности поведения индивидов: несоответствие между предвиденным и действительным поведением людей можно объяснить только нелогичностью последних. Поэтому необходимо изучать природу неадекватного поведения индивида – плательщика налогов.

Парето осознает, что это невозможно делать в границах экономики как науки, поскольку она изучает лишь «логическое» или рациональное поведение, а заполнить эту односторонность экономической теории, как считает ученый, должна другая наука.

В конце 50-х годов немецкий экономист Г. Шмольдерс обратил внимание на определенные закономерности в восприятии, налоговом мышлении и налоговой этике плательщиков, что позволило рассматривать вопросы уплаты налогов в экономических, правовых, этических, общественно-политических, социально-психологических аспектах.

Исследователем было разработано личностные модели поведения плательщиков, которые пребывают в определенных ситуациях (инфляция, изменение ценовой конъюнктуры, состояние рынка труда, политика процентных ставок, уровень достатка, получаемый доход, степень налогового давления и др.) Формирование этих моделей дало возможность изучить возможности создания оптимальной структуры налогообложения. В результате чего появилось навое направление знаний налогового менеджмента – фискальная социология.

Фискальная социология - (от лат. Socio – общество, logos – наука, fisk - казна) – наука про общество как целостную систему с ее составляющими в вопросах фиска, который изучает закономерности и движущие силы их функционирования в рамках общества, его внутренних и внешних законов развития.

Фискальная социология дает более широкий взгляд на экономические явления, рассматривая влияние разного рода экономических и неэкономических факторов на явления экономической жизни и процессы налогообложения, отслеживая их обратное влияние с целью сознательного регулирования поступков и действий плательщиков налогов в соответствии с поставленной целью.

Факт физического существования личности – плательщика налогов и в одинаковой мере удовлетворения определённых потребностей наталкивается на количественное ограничение и качественную недостаточность как необходимых внешних средств, собственных доходов, так и номинальных общественных благ, предоставленных государством, что порождает несогласованности и предпосылки девиантных мотиваций, преодолеть которые можно с учетом мета-экономических законов фискальной социологии, которые учитывают морально-этические особенности восприятия личности-плательщика налогов, в частности:

1. Закон биологического и социального единства.

Индивид в своем поведении, привычках, обусловленных действием окружающей среды, культурными стандартами, поэтому действия человека определяются не только текущими стимулами, но и всем опытом всей его предыдущей жизни.

2. Закон единства социального сознания.

Действия человека – плательщика налогов определяются не только сознания, но и несознательными мотивационными причинами.

3. Закон последовательной эволюции.

В механизмах финансового администрирования и налогового менеджмента изменения развития технологий и механизмов налогообложения происходит после образования соответствующих предусловий.

4. Закон увеличения энтропии.

Изолированные организационные структуры – юридические и физические лица – плательщики налогов непроизвольно желают перейти из состояния меньшего риска в более вероятностное состояние при отсутствии противодействующих сил как со стороны внутренней и внешней среды.

5.Закон относительного поведения.

В механизмах работы и реализации личностных мотиваций все относительно, в разных условиях те же самые раздражители воспринимаются по-разному и вызывают разные реакции.

6. Закон кумулятивного влияния внешних факторов.

Причиной поведенческих действий является не одно предыдущее событие, а их ряд, поэтому целесообразно учитывать разнообразие и стохастичность социальных, экономических, полических и психологических явлений в различных ситуациях, а также то обстоятельство, что каждая личность – плательщик налогов преследует собственную цель.

7. Закон общей интеграции.

Начав работать в одном направлении, человеческий мозг имеет наклонность работать в том же направлении и при других внешних раздражителях. У каждого человека вырабатываются определенные привычки, навыки, которые позволяют, по крайней мере, прогнозировать.

8. Закон установки.

Деятельность человека, её действия определяются, как правило, системой установок (ценностей), которые определяют состояние готовности, наклонности плательщиков налогов и субъектов хозяйствования к видам деятельности и степень их активности.

9. Закон доминанты.

Каждый человек склонен до определенного восприятия, способ мышления, способов действий и форм поведения, поэтому нарушения связаны не с текущими факторами, а с прошлым опытом, обстоятельствами, при этом определяется наклонность к определенному восприятию действительности, способу мышления, способов действия и форм поведения. Сформированные доминанты не аоспринимаются словами и логикой до тех пор, пока не появится новый опыт использования новых методик налогообложения.

10. Закон соответствия требованиям среды.

Степень проявления личностных качеств и реализация возможностей человека определяется требованиями окружающей среды, в частности отсутствие кондификации налогового законодательства, действие ряда нормативно-правовых актов.

11. Закон адаптации.

Все реакции человека, его поступки направлены на ликвидацию вредных внешних экономических и социальных, политических результатов и достижения благоприятных условий с целью обеспечения соей жизнедеятельности. Все, что не приспосабливается к окружающей среде, умирает.

12. Закон влияния норм и регламентов.

Действующие нормы налогового права выражают типичные социальные связи и отношения для большинства граждан государства. Придерживание общественных, правовых норм – обязанность каждого человека, однако излишняя регламентация снижает активность личности, творческую самостоятельность.

13. Закон ограниченности нормативно-правовых норм.

Установленные формальные требования имеют ограниченную силу, поэтому органы управления налогообложением должны иметь полномочия и обязательства в соответствии с функциями, закрепленными в законодательстве, при этом должна исполняться целостность соответствия объекта и характера полномочий работников контролирующих органов.

14. Закон рефлекторного характера деятельности.

В основу рефлекторных актов человека положены условные и безусловные рефлексы, которые обеспечивают биологическое и социальное выживание, саморазвитие человека, который подчиняется безусловным рефлексам. Рефлекс цели – основной фактор поведения личности, благодаря чему формируются условия для достижения цели.

15. Закон традиции и обычаев.

Обычаи – исторически сформированные и переданные в процессе эволюции порядки, правила поведения, уничтожение которых разрушает как организацию налогообложения, так и государство. Традиции могут меняться только с изменением поколений.

Поэтому уместным и эффективным является информационная реформа ГНСУ, составляющей которой является расширение идеи необходимости добровольной уплаты налогов для детей младшего возраста в легкой и понятной для них форме – «Сказки про налоги».

16. Закон экономии сил.

Расход труда люди пытаются уменьшить с их оптимальным использованием, поэтому мотивацией выбора определенной схемы налогообложения могут выступать минимальные затраты времени и усилий на ведение бухгалтерского и налогового учетов.

17. Закон желаемого полезного эффекта.

Человек не может принять и исполнять решения, которые не обещают получение полезного эффекта в виде определенного заработка или дохода, поэтому при принятии управленческих решений в сфере налогообложения необходимо учитывать интересы и потребности плательщиков налогов.

18. Закон влияния эмоций и волевой детерминации поведения.

Возможность объективного использования мета-экономических постулатов фискальной социологии, связана с учетом следующих принципов:

1. Релевантности – модель социально-экономической среды должна учитывать лишь те моменты, которые фискуют типовые связи и отношения в обществе.

2. Адекватности – социальная модель и знания, мотивы, планы действий должны строится таким образом, чтобы должным образом и адекватно восприниматься как экономическим обществом в целом, так и конфликтными группами в отдельности.

3. Логичной последовательности, т. е. понятия, которыми оперирует практика противодействия конфликтным налоговым ситуациям, должны быть реализованы в жизни поэтапно, не противоречить друг другу.

4. Согласованности.

5. Совокупность приемов по противодействию социальным конфликтам не должна «изобретать общество заново», а строить модель с учетом всех параметров с возможностью эмпирической проверки.

Американский теоретик Льюис Козер в трудах «Функция социального конфликта» (1956) и «Продолжение исследования социального конфликта» (1967), выдвинул гипотезу о том, что решение кардинальной проблемы «общественного порядка» и обеспечения утвержденности общественного строя не игнорирует, а, наоборот, акцентирует свое внимание на признании социально-экономических недоразумений, борьбы интересов, социальных и экономических конфликтов.

В своих исследованиях ученый обосновывает мысль, согласно которой социальный

конфликт – это своего рода страховой план системы, который позволяет через налоговые реформы приводить социальный организм в соответствие к изменяющимся условиям. Ученый обозначает также, что этот процесс невозможен в жестких, тоталитарных системах, для которым характерным является блокировка специфических предупредительных сигналов путем подавления конфликта.

В схожем направлении с Л. Козером развивает свою теорию современный немецкий ученый Р. Дарендорф, который доказывает мысль, согласно которой наука должна заниматься изучением поведения людей в точке пересечения общества и отдельного индивида, при этом общество трактуется как определенный вид социальной связи в узком и широком понимании.

Основу взаимодействия в данных социальных связях составляют формы, которые задают определённые нормы поведения - «социальной роли», каждая из которой отдельному виду приписывается, задается. И на уровне индивида, и на уровне общества существует четко распределенная иерархия ролей, которые выступают выражением определенных отношений на поведенческом уровне.

2. Фискальные технологии и морально-этические реализации принципов налогового менеджмента налоговыми органами.

В последнее время фискальные технологии не в должной мере отвечали требованиям времени и соответствующим изменениям как экономической ситуации в государстве, так и реальным потребностям и государства, и плательщиков налогов. Недостатки отечественного налогового администрирования обуславливалось тем, что большинство решений относительно управления налогообложением принимались и продолжает приниматься в соответствии с личными знаниями, интуицией или интересами руководства и её организационных структур, а отсутствие научно обоснованных подходов, учет мирового исторического опыта при формировании национальной налоговой системы.

Налоговый менеджмент, выступая системой управленческих решений на разных уровнях управления процессами налогообложения, является прямо зависимым не только от практических мероприятий и фискальных технологий, которые реализуются в ГНСУ, но и от деятельности законодательных органов Украины.

Одним из важных факторов, которые влияют на морально – этические аспекты восприятия налогоплательщиками действующих фискальных технологий, является наличие такой категории как «налоговое бремя» - обобщающего показателя, который характеризует роль налогов в жизни общества и определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту.

В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, который является частью налога в суммарном налогооблагаемом доходе плательщика налогов.

Для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового национального продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике используется такой показатель как коэффициент эластичности налогов (tax elasticity).

Коэффициент рассчитывается по формуле:

где коэффициент эластичности;

Х – начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

X0 - прирост налоговых поступлений(всех, группы налогов, отдельного налога);

Y - прирост анализируемого показателя.

Y- начальный уровень определяющего показателя;

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы (группы налогов или отдельного налога) при изменении определяющего показателя на 1%. Данный коэффициент может быть большим, равным или меньшим единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной. Если коэффициент больше единицы – налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чес растет ВНП и удельная доля налоговых доходов в ВНП увеличивается. При коэффициенте меньше единицы, доля налоговых поступлений в ВНП уменьшается.

Налоговая граница – условная точка в налогообложении, при которой достигается оптимальная для плательщиков налогов доля ВНП, которая перераспределяется через бюджетную систему. Уровень налоговой границы может увеличиваться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время второй мировой войны, когда налоговая граница составляла 80%-90%. В Великобритании после второй мировой войны изымалось 100% полученной сверхприбыли на условиях возвратности.

Среди проблемных вопросов реформирования налоговой системы Украины одним из самых важных вопросов является достижение разумной сбалансированности во взаимоотношениях между государством и плательщиками налогов. Необходимо наладить партнерские взаимоотношения между государством и плательщиком налогов, при которых государство имело бы достаточно средств для исполнения своих обязательств перед гражданами. С этой целью разработана программа модернизации и развития государственной налоговой службы Украины, принципами которой являются:

  • добровольность уплаты налогов плательщиками налогов;
  • порядочность и профессионализм в администрировании налогов;
  • экономический рост на основе развития частного сектора (путем создания благоприятных условий для развития предпринимательства, а также фискальной и макроэкономической стабильности).

Проект модернизации Государственной налоговой службы имеет целью:

  • завоевать доверие общества, обеспечить эффективный общественный контроль за администрированием налогов, который переубедит плательщиков в прозрачности отношений;
  • вывести информатизацию налоговых органов на качественно новый уровень;
  • параллельно повышать культуру плательщиков и профессионализм налоговиков;
  • добиться упрощения и введение в действие налогового законодательства и нормативной базы, сделать их максимально прозрачными и доступными для плательщиков;
  • переубедить граждан, что уплата налогов – это конституционная обязанность, благодаря исполнению которого государство имеет возможность заботиться о социально-гуманитарной сфере жизни общества;
  • создать современные условия труда для налоговиков, внедрить систему профессиональных и этичных критериев оценки их работы, поощрять повышению квалификации, готовности карьерного роста.

Реализация программы модернизации, которая содержит более 2000 конкретных задач, обеспечивает плательщиков налогов:

  • уменьшение налогового бремени;
  • уменьшение количества проверок, отказ от проверок плательщиков налогов с порядочной репутацией.
  • «налоговые каникулы» для малого и среднего бизнеса;
  • повышение качества обслуживания плательщиков, в том числе сокращение их расходов на налоговую отчетность;
  • внедрение и совершенствование механизма налогового компромисса.

3. Налоговая этика, закономерности восприятия и налогового мышления налогоплательщиков.

Оптимизация фискальной политики, совершенствование системы налогообложения и внедрение налогового менеджмента угрожают достижению поставленной цели, а иногда достигается и обратный эффект в случае игнорирования природы и психологии человека – личности, социального существа и плательщика налогов.

Одним из основных понятий, которое характеризует вовлечение человека во фискальные взаимоотношения, является понятие социальной установки или аттитюда (от англ. attitude - отношение). В поведении конкретного налогоплательщика аттитюд обеспечивает единство восприятия, соответствующее отношение, готовность к реализации социальной роли. Функционирование аттитюдов образует основу для реализации и координации действий, направленных на реализацию единой цели, стандартизирует восприятие фискально-социальных явлений.

Налоговое поведение плательщика налогов – это сложная система приспособления личности к разнообразным условиям реализации в экономической и социальной среде, активная форма преобразования социальных отношений в соответствии к объективным возможностям, которые она самостоятельно открывает для себя в зависимости от уровня своей социальной культуры.

Налоговое поведение плательщика налогов поставлено в определенные институциональные рамки. Рациональность выбора проявляется в поведении людей как тенденция, социальные привычки, стереотипы, навыки.

Налоговая культура нераздельно связана с уважением к плательщику налогов как личности, его прав и свобод. Она является достоянием и ценностью гражданского общества.

Налоговая культура, выступая внешним фундаментом налоговой активности плательщиков, в наибольшей мере содействует правомерному и социально активному поведению, на эффективность которого определяющее влияние имеет правовая культура должностных лиц органов публичной власти.

Налоговая культура определяется через категории, которые охватывают почти все явления процессов налогообложения, специфику фискальных правоотношений, выступая средством человеческой деятельности в налоговой сфере и состоит из совокупности следующих элементов:

  • налоговые знания (интеллектуальный срез);
  • собственных оценок механизмов налогообложения и общественных установок, уверенности в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов (эмоционально-психологический срез);
  • реального поведения субъектов хозяйствования, умения пользоваться правовым инструментарием: законами и другими нормативно-правовыми актами в практической деятельности (поведенческий срез).

4. Уклонение от налогообложения как разновидность антифискального поведения плательщиков налогов

Правонарушение – это проявление особенностей позиции, свойств личности, связанных с деформацией потребностей, интересов, ценностных ориентаций, которые во взаимосвязи с особенностями среды, в которой функционирует личность, определяют мотивацию девиаций, выбор и реализацию их целей и способов.

В процессе формирования личности с социально негативной позицией все активнее совершается интериоризация (присвоение) девиантных ценностей.

Девиантное поведение определяют как «такое, которое ведет к углублению дезадаптации среды, стереотип поведения, связанный с нарушением соответствующих социальных норм и правил», что проявляется ситуационно обусловленными реакциями поведения налогов.

Деликвентное поведение определятся как повторяющиеся асоциальные по своему направлению поступки, которые не ведут за собой криминальной ответственности.

По характеру и содержанию мотивации можно выделить следующие группы налоговых девиантов:

Ø с негативно-пренебрежительным отношением у государственным ценностям;

Ø установленных в обществе морально-этических норм;

Ø с корыстной направленностью;

Ø с легкомысленно-безответственным и пренебрежительным отношением к требованиям и обязательствам;

Ø с ориентацией на абсолютный приоритет собственных потребностей;

Ø с ориентацией на необходимость удовлетворения жизненных потребностей.

По глубине и стойкости девиантной мотивационной направленности личности необходимо различать:

Ø девиантов, которые впервые совершили противодействие в результате случайного совпадения обстоятельств и вопреки с общей характеристикой всего предыдущего поведения;

Ø девиантов, которые впервые совершили правонарушения, но таких, что и раньше характеризовались как неблагонадежные;

Ø девиантов, которые неоднократно совершали налоговые девиации;

Ø субъектов, которые способны совершать налоговый рецидив.

Социологическое объяснение природы девиаций впервые было предложено в теории аномии («разрегулированности»), разработанной Э. Дюркгеймом (1897), согласно которой явление аномии возникает во время кризиса и резких социальных изменений, когда общепринятые нормы социального поведения перестают отвечать ожидаемым результатам, а потеря идеалов, крах культурных ценностей и норм ведут к социальной дезорганизации, которая способствует росту девиаций.

В основе механизма индивидуального девиантного поведения лежит дефективность каких-либо социальных отношений, деформированные отношения между личностью и обществом, между желанием личности и требованиями общества, оценкой неравномерности уплаченных налогов и полученных общественных благ.

В Украине для борьбы с уклонением от налогообложения используют разнообразные средства – организационные, экономические, воспитательного характера, правовые, значительное место среди которых занимает методы криминальной ответственности лиц, которые уклоняются от налогообложения.

Существования нормы противодействия налоговым правонарушениям, которые носят название «уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей», создаёт прецедент, который обуславливает отнесение всех противоправных действий относительно вопросов налогообложения именно к вышеупомянутой статье, что, безусловно, влияет и на судовую практику.

В государствах с развитой экономикой существуют следующие условия, вследствие которых наступает ответственность, а именно:

  • наличие умысла;
  • значительный размер суммы скрытой от налогообложения;
  • злостность уклонения;
  • предварительный заговор группы лиц;
  • предоставление неправдивых сведений с целью уклонения от механизмов налогообложения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить