Статьи по экономическим темам

Состав и особенности организации финансов жилищно-коммунального хозяйства.

В условиях социально ориентированной экономики важное место занимает обеспечение высокого уровня и качества жизни населения, что предусматривает интересы граждан в комфортном месте жительства, энергетическом, санитарно - техническом, гигиеническом и транспортном обслуживании.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это социально сориентированная отрасль экономики страны, многоотраслевой хозяйственный комплекс, функциональным назначением которого является удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения, предприятий, учреждений и организаций, которая обеспечивает реализацию соответствующих прав и защиту здоровья граждан, способствует социально – экономическому развитию и укреплению безопасности государства.

По отраслевой принадлежности в составе жилищно-коммунального хозяйства можно выделить две важные подотрасли:

1) жилищное хозяйство (содержание и эксплуатация жилищного фонда, общежитий, жилищное строительство и управление жилищным хозяйством);

2) коммунальное обслуживание(коммунальное и бытовое энерго - и водообеспечение, канализационное хозяйство, санитарно-техническая очистка и уборка территорий населенных пунктов, внешнее благоустройство и освещение улиц, прачечные, гостиничное хозяйство, гражданский пассажирский транспорт и др. ).

Жилищное хозяйство – это составная социальной инфраструктуры административно - территориальных формирований, призванная удовлетворять потребностям граждан в месте жительстве. Управление жилищным фондом и хозяйственными функциями по обслуживанию жилищных домов, общежитий и прилежащих к ним участков, осуществляют специализированные предприятия и организации(жилищно – эксплуатационные конторы, жилищно – эксплуатационные участки, общества с эксплуатации жилища, ремонтно - строительные управления, поставляющие, транспортные и другие организации), которые формируют единую систему жилищного хозяйства. Функциональными задачами работы перечисленных предприятий являются: содержание в надлежащем техническом состоянии и сохранение объектов жилищного фонда и прилежащих территорий; повышение степени комфортности проживания в жилищных помещениях путем проведения общих(комплексных) ремонтно - обновляющих работ и регулирование строительных систем електро - , газо-, тепло-, водоснабжения и канализации; получение доходов от эксплуатации жилищного фонда, достаточных для компенсации затрат на проведение перечисленной хозяйственной деятельности.

Коммунальное хозяйство- составная жилищно - коммунального комплекса, которая обеспечивает предоставление необходимого объема санитарно - технических, санитарно - гигиенических, энергетических и транспортных услуг жителям населенных пунктов, а также осуществляет соответствующее коммунальное обслуживание субъектов хозяйствования.

Целью коммунального хозяйства является достижение нормативного уровня обеспеченности населения соответствующими видами услуг и улучшения качества обслуживания потребителей.

В соответствии с функциональным назначением в составе коммунального хозяйства можно выделить такие подотрасли и группы субъектов хозяйствования:

- санитарно – технические предприятия(водопроводно - канализационное хозяйство, санитарная очистка и прибирание);

- местный пассажирский транспорт(трамвай, троллейбус, автобус, коммунальный таксопарк, метрополитен);

- предприятия коммунально – бытового обслуживания(прачечные, парикмахерские, дома быта, гостиничное хозяйство);

- предприятия коммунальной энергетики(электростанции и электросети, газовое хозяйство, котельные);

- внешнее благоустройство(дорожное и мостовое хозяйство, уличное освещение, озеленение, приберание кладбищ, парков, скверов, очищение водоемов и архитектуры малых форм – фонтанов, памятников);

- подсобные промышленные и ремонтные предприятия, которые обслуживают потребности коммунального хозяйства.

Состав коммунального хозяйства на каждой территории разный, он зависит от количества населения, особенностей хозяйственного комплекса и других специфических условий(административные центры, курортная местность, туризм и т. д.).

Также совокупность различных предприятий, учреждений и организаций жилищно – коммунального хозяйства можно подразделить на две большие группы:

1) те, что производят материальную продукцию;

2) те, что предоставляют услуги.

К первой относятся: заводы, производственные цехи, электростанции и электросети, организации газового хозяйства. Ко второй относятся: жилищно – эксплуатационные организации, местный пассажирский транспорт, прачечные, химчистки, гостиничное хозяйство, предприятия санитарной очистки.

Классификация и группировка затрат ЖКХ. Планирование и калькуляция себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Для обеспечения возможностей сопоставления во времени и между собой плановые и отчётные данные затрат предприятий коммунального хозяйства классифицируются по таким признакам:

1) По месту возникновения затрат работ(услуг) группируются по отдельным структурным подразделениями коммунальных хозяйств и организаций. В зависимости от характера и назначения выполняемых процессов производство подразделяется на основное(отдельные структурные подразделения предприятий, которые непосредственно берут участие в выполнении коммунальных работ на производстве), вспомогательное(предназначенное для обслуживания подразделений основного производства: ремонтные цехи, строительные участки) и обслуживающее(не берет участие в осуществлении и предоставлении коммунальных услуг: культурно – бытовые учреждения, подсобные сельскохозяйственные предприятия);

2) По видам затраты классифицируются: по экономическим элементам и по статьям затрат. Такие классификации являются основными при осуществлении финансового планирования и калькулировании себестоимости на предприятиях коммунальной сферы;

3) По способу отнесения на производственную себестоимость выделяют прямые, которые могут быть непосредственно включены в производственную себестоимость отдельных видов работ(услуг), и непрямые(или накладные) затраты – непосредственно не связаны с выполнением коммунальных работ(услуг). К первым принадлежат материалы, з/п производственного персонала. Ко вторым относятся общепроизводственные затраты(з/п административного персонала, охрана труда);

4) По степени влияния объемов выполненных коммунальных работ(предоставленных услуг) затраты подразделяются на переменные(сырье, материалы, электроэнергия) и постоянные(связанные с обслуживанием и управлением производственных подразделений, а также обеспечением общехозяйственных потребностей);

5) По составу затраты подразделяют на одноэлементные, т. е. эномически однородные(амортизация ОС) и комплексные, которые состоят из нескольких элементов(административные затраты, затраты на сбыт);

6) По отчетным периодам затраты подразделяют на текущие, затраты прошлых и будущих периодов;

7) По целесообразности затраты подразделяют на продуктивные, непродуктивные и чрезвычайные затраты. Непродуктивными затратами являются такие, которые возникли в результате неправильной организации производственного и управленческого процессов, отклонений от установленных технологических норм. Затратами от чрезвычайных явлений(стихийных, техногенных катастроф и аварий) включают как затраты вследствие явлений так и на ликвидацию негативных последствий.

При планировании и калькулировании себестоимости услуг предприятия и организации жилищно – коммунального хозяйства независимо от ведомственного подчинения, формы собственности и организационно - правового статуса руководствуются «Методическими рекомендациями по планированию, учёту и калькулированию себестоимости работ(услуг) на предприятиях и в организациях жилищно – коммунального хозяйства», утвержденным приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 6 марта 2002 года №47. Этот нормативный документ регламентирует порядок группирования затрат для расчета показателей плановой себестоимости, которые используются при формировании цен (тарифов) на роботы(услуги), для определения потребности в оборотных средствах и планирования прибыли жилищно – коммунальных предприятий различных отраслей.

Под производственной себестоимостью работ(услуг) понимают совокупность выраженных в денежной форме текущих затрат предприятия на их производство.

Операционная себестоимость работ(услуг) – сумма выраженных в денежной форме текущих затрат на их производство и сбыт, а также общехозяйственных затрат на обслуживание и управление предприятием коммунального хозяйства.

Полная себестоимость(себестоимость обычной деятельности) – это денежное выражение совокупных текущих затрат обычной деятельности предприятия.

Калькилирование себестоимости обычной деятельности осуществляется жилищно-коммунальными хозяйствами в случае возникновения потребности с целью ценообразования и глубокого финансового анализа.

Финансовая деятельность предприятий жилищного хозяйства.

Социально – экономическое развитие Украины, повышение уровня благосостояния и качества жизни ее граждан невозможно без решения одной важнейших проблем современности – обеспечения населения комфортабельным жильем. Создание достаточного объема жилищного фонда, улучшения уровня его эксплуатации и повышение степени сохранения в значительной мере зависит от эффективной деятельности жилищного хозяйства.

Жилищное хозяйство административно – территориальных единиц – это важная социально ориентированная отрасль местного хозяйства, которая объединяет жилищный фонд, нежилые сооружения и инженерно – технические объекты, предназначенные для благоустройства домов и прилежащих к ним территорий, содержание и эксплуатация которых осуществляется соответствующими жилищно-эксплуатационными, а также ремонтно – строительными, транспортными и другими предприятиями организациями, которые входят в состав субъектов хозяйствования этой отрасли.

В организации финансов жилищно-эксплуатационных предприятий на современном этапе развития экономики Украины можно выделить главные особенности.

Первая особенность состоит в том, что на сегодня пока что не удалось координально изменить финансовый механизм функционирования жилищного хозяйства, который сформировался в условиях командно – административной экономики. Вторая состоит в своеродности взаимоотношений между субъектами хозяйствования жилищного хозяйства и бюджетом.

Основными фондами жилищного хозяйства являются дома, сооружения как жилищного, так и нежилищного назначения (дома котелен, хозяйственные сооружения и т. д.) и соответствующее оборудование(уборочные машины).

Жилищный фонд – совокупность всех видов и категорий домов – жилищных домов, квартир(частных жилищных домов или квартир), других помещений, предназначенных и пригодных для постоянного проживания в них, а также для использования в установленном порядке как служебных жилищных помещений и общежитий.

Сегодня большая часть жилищного фонда находится в коммунальной собственности, значительные части жилищного фонда принадлежат гражданам на правах личной собственности (частный жилищный фонд) и министерствам, государственным комитетам, ведомствам, предприятиям и организациям(государственный жилищный фонд), небольшая часть жилищных строений и помещений находятся в совместной собственности.

В соответствии со ст.14 проекта Жилищного кодекса органа местного самоуправления обязаны осуществлять следующие полномочия в жилищной сфере:

- способствовать развитию жилищного строительства за счет источников финансирования, обеспечивать комплексное развитие жилищно –коммунального хозяйства;

- осуществлять управление коммунальным жилищным фондом и жилищным фондом социального назначения;

- определять субъекта, который предоставляет жилищные и коммунальные услуги;

- устанавливать величину оплаты за жилье, а также нормы потребления жилищно – коммунальных услуг;

- принимать решение о переведении жилищных помещений в нежилищные;

- вести учет граждан, которым необходимо улучшить условия жилищных условий;

- способствовать объединению совладельцев многоквартирных домов;

- организовывать продажи квартир, которые находятся в коммунальной собственности;

- осуществлять учёт жилищного фонда всех видов категорий.

Финансовая деятельность предприятий коммунальных транспортных предприятий

Транспорт является одной из важнейших отраслей общественного производства и предусмотренных удовлетворять потребность населения и производства в перевозках. В состав городского транспорта входят предприятия городского электротранспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов, движимый склад, трамвайные и троллейбусные линии, ремонтно – эксплуатационное депо, служебные помещения, фуникулёры, канатные дороги, эскалаторы, заводы по ремонту движимого склада и производства запасных частей, сооружения энергетического хозяйства и связи, промышленные, ремонтно – строительные, торговые и поставляющие организации, обучающие учреждения, научно – исследовательские и проектно конструкторские учреждения, учреждения охраны здоровья, отдыха, физической культуры, учреждения и организации, которые независимо от формы собственности обеспечивают роботу городского электротранспорта.

Финансовая деятельность коммунальных предприятий, в основном городского электротранспорта, определяет денежные отношения, связанные с формированием и использованием доходов и накоплений предприятий в сфере в процессе получения средств граждан, бюджета, других источников финансирования для обеспечения бесперебойного обслуживания населения, по поводу предоставления услуг по перевозке.

В деятельности транспортных предприятий есть определенные особенности по организации финансов, связанных со спецификой производственного процесса.

Транспорт играет специфическую роль в коммунальном хозяйстве: перевозка пассажиров и их вещей в соответствии с их потребностями(частные перевозки) или производственной необходимостью(поездки на роботу).

На транспорте не создается новый продукт, который может быть отделен от процесса производства и брать участие в хозяйственном обороте в натуральном выражении как товар. Поэтому «объемы производства» на электротранспорте измеряются показателями пространственного перемещения людей. Обобщающим показателем транспортной продукции является пассажирооборот, который измеряется в пассажирокиллометрах.

Особенным также является процесс формирования и использования основных средств. В структуре основных производственных фондов предприятий городского электротранспорта наибольшая часть (более 45%) приходится на движимый склад(трамвайные вагоны, троллейбусы, вагоны метро). На втром месте (приблизительно 25%) – сооружения(трамвайные рельсы, оборудование сигнализации и блокировки, площадка для остановок). На третьем месте – сооружения депо, электростанции(15%). Приблизительно 9% стоимости основных средств приходится на передаточные устройства(контактная линия, сеть питания). Машины и оборудование занимают в среднем 5% стоимости всех основных фондов. К этой группе принадлежат силовые машины и оборудование(электродвигатели), рабочие машины, ремонтное оборудование и устройства, исчислительная техника.

По поводу управления оборотным капиталом транспортных организаций, то на электротранспорте сумма оборотных средств является незначительной – несколько процентов от стоимости движимого склада. Источниками формирования собственных оборотных средств транспортных организаций является прибыль, стойкие пассивы, краткосрочные банковские кредиты и средства местных бюджетов. Характер производственной деятельности определяет своеобразность состава, структуры и методики планирования затрат на электроэнергию, заработную плату с начислениями и амортизационными отчислениями на полное обновление основных фондов.

Себестоимость услуг городского электротранспорта является выраженной в стоимостной форме совокупностью затрат, связанных с обеспечением технологического процесса перевозки пассажиров. Учет и калькулирование себестоимости услуг проводится по видам перевозок(трамвай, троллейбус, метро) и по стадиям технологического процесса.

Основным источником возврата затрат транспортных предприятий является выручка от реализации затрат. Их величина зависит от тарифов на перевозку пассажиров, так кА в жилищно – коммунальном хозяйстве осуществляется государственное регулирование ценообразования.

Итак, разработка единой и согласованной финансовой политики для предприятий пассажирского транспорта обусловлено необходимостью реформирования их деятельности на основе повышения качества транспортного обслуживания, достижения высокой экономической и социальной эффективности, поиска новых источников финансирования и разработки финансовых механизмов воссоздания транспортных процессов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить