1. Понятие, функции, цели, задачи и содержание инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент – это система мер и методов управления инновационной деятельностью на предприятии. Он является составной частью менеджмента предприятия в целом, отдельных ресурсов (персонал, финансы и др.) и функциональных видов деятельности (производство и его обслуживание, материально-техническое обеспечение, сбыт продукции).
Инновационному менеджменту присущи следующие функции:
· формирование миссии, инновационной стратегии и политики, а также целей инновационной деятельности предприятия;
· планирование разработки и реализации инновации (формирование инновационного плана);
· организация выполнения плана разработки инновации;
· мотивация выполнения инновационного плана;
· контроль, учет и анализ планов разработки и эксплуатации инноваций;
· прогнозирование сроков и результатов разработки и реализации инноваций;
· планирование мер по выполнению сроков разработки и достижению проектных результатов инноваций;
· координация и регулирование инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение инновационных целей на основе рационального использования научно-технического потенциала предприятия (совокупности научных кадров, материальных, финансовых и других ресурсов).
Главной целью инновационного менеджмента является создание условий для обеспечения наибольшей эффективности производства и достижения долговременных целей развития предприятия.
Подчиненными целями менеджмента являются:
- создание условий для повышения конкурентоспособности предприятия (способности оперативно воздействовать на конкурентоспособность продукции на различных рынках) на основе развития научно-технологического потенциала предприятия;
- создание условий для повышения конкурентоспособности продукции (способность конкурировать на конкретном рынке) на основе модернизации и освоения новой продукции, технологии производства, сбыта продукции;
- создание условий для снижения издержек производства и реализации продукции.
Цели инновационного менеджмента должны формироваться с учетом:
• причины, вызвавшей необходимость инновации (ими могут быть: реакция на современные изменения на рынке, обеспечение стратегии развития предприятия в перспективе);
• предмета и сферы инновационной деятельности (продукция, технология, организация и т. д.);
• глубины инновационного процесса (модернизация производственных процессов, новые технологии и т. д.);
• глубины интеграции инновационного процесса (выделяются: глубокая интеграция, предусматривающая доступность всех источников информации; средняя – доступность информации НИИ и СКБ; малая – используются результаты собственных разработок).
Для достижения инновационных целей инновационный менеджмент решает следующие задачи:
- формирование целей инновационной деятельности, инновационной стратегии и политики;
- определение приоритетных направлений инновационной деятельности и очередности их реализации;
- подготовку плана модернизации продукции, технологии и ценовой политики на разных фазах жизненного цикла инновации;
- развитие научно-технологического потенциала предприятия в рыночных условиях;
- обеспечение жизнеспособности предприятия в рыночных условиях;
- достижение минимальных издержек и максимальной прибыли за счет инноваций и т. д.
С учетом выполняемых функций, целей и задач содержание инновационного менеджмента включает:
• создание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
• разработку планов и программ инновационной деятельности;
• оценку (научно-техническую, экологическую, социальную и экономическую) инновационных проектов;
• обоснование инновационных планов и программ производственными ресурсами;
• мониторинг хода разработки и эксплуатации инноваций;
• координацию работы подразделений предприятия при создании инноваций и проведении инновационной политики;
• создание целевых комплексных групп для решения отдельных инновационных проблем;
• взаимодействие с маркетинговой службой для обеспечения конкурентоспособности продукта инновации и предприятия;
• взаимодействие с инновационной инфраструктурой.
2. Объекты инновационного менеджмента на предприятии
Инновационный менеджмент распространяется на широкий круг объектов, основными из которых являются:
· инновационные стратегия и политика, инновационная деятельность;
· научно-технологический потенциал предприятия;
· конкурентоспособность продукции и предприятия;
· объекты управления при создании и эксплуатации инноваций, в том числе:
а) график проведения работ при создании инновации;
б) проектные показатели качества, технические и экономические показатели инновации;
в) проектный жизненный цикл инновации;
г) проектные показатели эффективности и безубыточности инновации;
д) проектный уровень конкурентоспособности продукта инновации.
По каждому из объектов и их параметров необходимы:
· контроль, учет и анализ с определенной периодичностью;
· разработка оперативных мер по приведению параметров к проектному уровню;
· прогнозирование значений параметров (по мере накопления фактических данных) и разработка средне - и долгосрочных мер по улучшению параметров или поддержанию их на проектном уровне.
3. Организационные формы инновационного менеджмента
В настоящее время сложились различные организационные формы инновационного менеджмента, отражающие связь науки с производством. Основными из них являются:
• государственные научно-технические центры (институты НАН, НИИ, КБ);
• независимые научно-технические организации (научные центры, лаборатории, венчурные фирмы);
• научно-технические коллективы по разработке научно-технических программ и проектов;
• объединения типа «НИИ – завод», «вуз – завод»;
• структуры инновационного менеджмента на предприятии, в том числе:
1. советы, комитеты, рабочие группы на высшем уровне управления предприятием; на них возлагаются обязанности по определению стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности; в состав этих формирований входят руководители конструкторской, технологической и других служб предприятия, научно-исследовательских центров, научно-исследовательских лабораторий, производственных подразделений и т. д.;
2. центральные службы новых продуктов – разрабатывают техническую политику по совершенствованию продукции и технологии. На предприятии эту функцию, как правило, выполняют конструкторская служба с экспериментальным производством и технологическая служба;
3. целевые научно-исследовательские группы по решению отдельных инновационных проблем; их состав определяется характером решаемой проблемы;
4. научно-исследовательские центры и лаборатории; создаются для решения проблем совершенствования технологических процессов (сварки, литья, обработки металлов, электронагрева, ультразвуковой очистки и т. д.); они обеспечиваются необходимым производственным, исследовательским и испытательным оборудованием;
5. служба организации рационализации и изобретательства;
6. служба обеспечения научно-технической информацией.
Такая организационная структура инновационного менеджмента является основой интегрированной системы управления инновационной деятельностью предприятия.