Статьи по экономическим темам

Динамика процессов ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в АР Крым

Егорова Д. Ю., студентка 2 курса, учетно-финансовый факультет

В статье рассмотрена динамика ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, а так же особенности формирования цен в рыночных условиях.

У статті розглянуто динаміку ціноутворення на сільськогосподарську продукцію, а також особливості формування цін в ринкових умовах.

Состояние современного производства в значительной степени определяется структурой, уровнем и динамикой рыночных цен. Выход из кризиса экономики Украины во многом зависит от прогресса отечественного АПК. Функционирование системы рыночных отношений предусматривает совершенствование механизма ценообразования и в аграрном секторе, и в целом по народному хозяйству, поскольку установление цен на ресурсы АПК - один из главных механизмов в функционировании рыночной экономики. Кроме того, в условиях рыночной экономики ведущая роль принадлежит удовлетворению интересов, которые отражают желание людей присвоить определенную часть общественных доходов. Именно рыночная цена и механизм её функционирования является тем явлением, в котором сходятся интересы отдельных людей, групп людей, всего общества. Поэтому цена должна выступать в качестве посредника и соизмерителя при обмене ресурсов на деньги и другие блага, являться показателем конъюнктуры рынка, цена должна быть средством конкурентной борьбы, выступать фактором налогообложения, составляющей инфляционных процессов, средством влияния на инвестиционную политику, а так же фактором уровня жизни населения, влияющего на рынок труда, объем, структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. Именно эффективный ценовой механизм является одним из основных элементов маркетинга, который обеспечивает производителю реальный доход.

Ценовой механизм состоит из двух взаимодействующих частей. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, и с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

В условиях рыночных отношений основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос и предложение (закон спроса и предложения, ценовая эластичность, детерминанты спроса и предложения и др.), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, законодательные ограничения цен ресурсов.

Механизм изменения и регулирования цен в АПК существенно отличается от его функционирования в других отраслях экономики. Низкая ценовая эластичность предложения продукции сельского хозяйства и спроса на нее приводят к опозданиям и неадекватному действию механизма саморегулирования цен. Предприятия I и III сфер АПК, выступая в роли монополистов, диктуют сельхозпроизводителям выгодную для себя ценовую политику. Саморегулирование сельскохозяйственного процесса и рынка продовольствия не эффективно и недостаточно, а стихийное колебание цен значительно настолько, что оказывает деструктивное или разрушающее воздействие в первую очередь на сельское хозяйство, а затем и на другие отрасли АПК.

Наличие ценовых диспропорций (диспаритет цен) реально тормозит экономику агропромышленного комплекса, поскольку снижает доходы сельхозпроизводителей, представляя собой не столько краткосрочную, сколько долгосрочную проблему, которая состоит в отставании сельскохозяйственных цен и доходов от тенденций изменения цен и доходов в экономике в целом.

Формирование цены на товар, в том числе в сельском хозяйстве, является одним из самых сложных звеньев экономической политики на микро - и макроуровнях. Произведенные из сельскохозяйственного сырья продукты занимают около 70% оборота розничной торговли страны. Поэтому разработка и совершенствование методических подходов к формированию цен на сельскохозяйственную продукцию в целях повышения стабильности и устойчивости развития сельского хозяйства приобретает особую актуальность.

Значительным фактором, определяющим направление продажи продукции для сельскохозяйственных товаропроизводителей, является цена реализации. В прошедшем году Украина начала закупку зерна не по минимальным ценам, как это было раньше, а по средневзвешенным, и закупка зерна в среднем составила 1151,53 грн./т, тогда как цена реализации на рынке и населению была ниже (в среднем 919,3 грн. за 1 т).

Самые высокие цены на подсолнечник сложились при продаже по коммерческим каналам (1196,2 грн. за тонну), овощной продукции (3730,1), плодов и винограда (соответственно 1802,3 и 2821,3 грн. за тонну). Самая высокая цена на скот и птицу, молоко и молочные продукты была предложена перерабатывающими предприятиями (в среднем по 9531,8, 2229,9 грн. за тонну). Индекс цен на реализованную сельскохозяйственными предприятиями продукцию в 2008 году по отношению к 2007 году составил 110,3%. Продукция растениеводства в целом подорожала на 18%, а продукция животноводства - более чем на 30%, что весьма не характерно.

Наибольший рост цен отмечен на овощи- в 1,5 раза, зерновые культуры - 1,2 раза. Несмотря на незначительное сокращение цен на продукцию животноводства, по всем видам скота и птицы (кроме свиней, овец и коз) наблюдается их некоторый рост. Если в 2006 году наблюдалась тенденция к снижению цен на молоко и молочные продукты, а так же на яйца, то уже в 2008 году цены на эти продукты животноводства повысились в среднем на 46,3% и 48% соответственно. В 2008 году значительно возросли цены практически на все основные виды сельскохозяйственной продукции (табл. 1), за исключением семян подсолнечника, цены на которые снизились в 1,5 раза.

Таблица 1- Средние цены реализации основных видов сельскохозяйственной продукции в АР Крым за 2006-2008 гг.

Виды продукции

Средняя цена реализации,
грн за тонну

Индекс цен реализации, в соотношении к ценам предыдущего года, %

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2006 г.

2007 г.

Зерновые культуры

553,2

779,1

919,3

115,8

140,8

Овощи

2128,7

2586,0

3730,1

108,0

121,5

Семена подсолнечника

896,8

1760,8

1196,2

90,1

196,3

Скот и птица (в живом весе)

6199,1

6289,4

9531,8

100,2

101,5

Молоко и молочные продукты

1198,4

1611,9

2229,9

96,4

134,5

Яйца (за 1 тыс. штук)

188,3

255,1

359,1

77,2

135,5

Продвижение аграрного сектора к рыночным отношениям требует от сельхозпроизводителей соблюдения определенных условий по выпуску качественной и более дешевой продукции. В 2008 году с целью недопущения роста цен на сельскохозяйственную продукцию Министерством аграрной политики АР Крым при Совете Министров АР Крым совместно с районными управлениями агропромышленного развития и сельхозтоваропроизводителями всех форм собственности в городах и районных центрах автономии еженедельно проводились расширенные распродажи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (ярмарки). Это один из методов государственного воздействия на механизм функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, что является необходимым при сложившихся условиях экономики.

Таким образом, государственное регулирование в системе механизма рынка сельскохозяйственной продукции необходимо рассматривать не только на основе конкуренции, но и на основе государственного регулирования. На основе конкуренции будут складываться рыночные цены, представляющие собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти цены должны быть ориентированы на возмещение затрат с учетом средней нормы прибыли на вложенный капитал. Они должны гарантировать такой объем дохода, который необходим для самофинансирования сельскохозяйственного производства со средним и низким уровнем затрат. Государственная поддержка сельских производителей должна осуществляться не только применением гарантированных цен, но и использованием компенсации затрат на промышленные товары и энергоносители, поскольку они имеют достаточно большой удельный вес в себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Также в 2008 году Министерством экономики была разработана новая редакция закона «О ценах и ценообразовании». Как сообщила Государственная инспекция по контролю над ценами Минэкономики Украины, указанный проект направлен на обеспечение эффективной реализации ценовой политики в стране, определение единого порядка ценообразования, эффективного преодоления кризисных ситуаций на товарных рынках, четкого определения компетенции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно осуществления ценовой политики, а также на осуществление эффективной защиты социально незащищенных слоев населения. Реализация указанного проекта, по мнению разработчиков, поможет урегулировать проблемные вопросы в сфере ценообразования, а также будет оказывать содействие осуществлению единой эффективной ценовой политики в государстве.

Анализируя динамику развития цен на сельхозпродукцию, можно уверенно говорить о том, что этот рынок существенно отличается от рынков других товаров. В частности, вызванные мировым экономическим кризисом проблемы в мировой банковской сфере, существенное сокращение доходов населения и прочие последствия привели к резкому сокращению спроса и, как следствие, к падению цен на металлы, нефть и другие ресурсы. При этом общеэкономический спад затронул рынки АПК косвенно, «по касательной». Причин этого несколько:

- прежде всего, низкая эластичность спроса: люди могут лишь сократить расходы на питание, но не отказаться полностью от пищи. Кроме того, население планеты продолжает увеличиваться, соответственно будет расти спрос и на основные зерновые и масличные культуры;

- высокая инерционность бизнеса: фермеры (в отличие от промышленных предприятий, в период кризиса цен сокращающих объемы выпуска своей продукции или продающих предприятия) свои поля просто так не бросят. Как показывает история, даже в самые сложные периоды фермеры находили ресурсы для проведения полевых работ.

В настоящее время ситуация в АПК требует государственного вмешательства в развитие рынка продовольствия, повышения платежеспособного спроса сельхозтоваропроизводителей и доходности АПК путем принятия соответствующих правовых законодательных актов, прежде всего по регулированию цен на сельскохозяйственную, промышленную и пищевую продукцию.

Список использованных источников:

1. Саблук П. Т. Концепція ціноутворення на сільськогосподарську продукцію // Економіка АПК.- 2008.- №1.- С.3-20

2. Артус М. М. Механізм ціноутворення та його функціонування в умовах ринку // Фінанси України.- 2005.-№5.

3. Крамаренко Г. О. Ціноутворення в умовах ринкових реформ // Фінанси України.- 2005.-№4.

4. Ціноутворення в процесі реформування агропромислового комплексу України (1990-2001 рр.) / За ред. О.М. Шпичака. – К.: ІАЕ, 2002. – 499 с.

5. Саблук П. Т. Ціноутворення в період ринкового реформування в АПК. Моногр. - К.: ННЦІАЕ, 2006. - 440 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить