Статьи по экономическим темам

Маркетинговый подход к формированию цены на зерно в СПК «Присивашье» Кировского района РК Крым.

Тохтаров А. А. студент 5-го курса Экономического факультета

Иванец В. М. кандидат. с.-х. наук, доцент

Вступление Украины в ВТО особо остро отразиться на товаропроизводителях зерновых культур, т. к. цены на внутреннем рынке в значительной степени зависят от ценовых тенденций на мировых рынках зерна. На внутреннем рынке должны устанавливаться обоснованные цены, обеспечивающие самоокупаемость и самофинансирование процесса производства и реализации зерновых культур. В условиях рыночной экономики, по мнению таких авторов как Р. Барр, Р. Колз, Ул Дж., Ю. А.Цыпкина, А. Н Люкшинова, Н. Д.Эриашвили, на аграрном рынке следует учитывать действие следующих законов: «Закон спроса и предложения», «Закон Кинга», «Закон Энгеля » и «Закон единой цены».[1,4,8]

Современные цены на зерновые культуры не всегда позволяют хозяйствам компенсировать затраты на их производство. Это вынуждает менеджеров и специалистов агарных формирований подходить к разработке ценовой стратегии и тактике более серьёзно с позиции маркетингового менеджмента. Проблеме ценообразования на зерновые культуры в современных условиях посвятили свои работы М. М. Караман, О. В.Епишкина, М. Уолкер, П. И.Островский и др. [2,3,5]

Целью данной статьи является анализ цен на зерно пшеницы в СПК «Присивашье» и прогнозирование их на 2010г.

Проведённый анализ изменения цен на зерно пшеницы показывает чёткую тенденцию роста (см. Табл.1). Так в среднем за 4 последних года этот показатель по АР Крым возрос на 57,4 %, а по СПК «Присивашье» только на 42,3 %

Таблица 1. Средние реализационные цены на зерно (грн/ц.)

 

2006г

2007г

2008г

2009г

АР Крым

55,32

71,91

91,93

87,09

СПК «Присивашье»

49,41

66,2

82,07

70,32

Однако, нужно выделить и негативную тенденцию - темпы роста себестоимости превышают темпы роста цен. Это заставляет товаропроизводителей изыскивать новые подходы к созданию внешних и внутренних конкурентоспособных преимуществ своей продукции. Но при этом необходимо учитывать валовые сборы зерновых, себестоимость и оптовые цены на рынке, изменение цен на ресурсы, потребляемые в процессе производства товаров, повышение цен на технику, топливо, смазочные материалы, минеральные удобрения. С этой целью нами был разработан алгоритм обоснования цен на зерновые. (см рис.1) На первом этапе определяем маркетинговый диапазон цены товаропроизводителя минимум по 3- уровням - минимальная, наиболее вероятная и максимальная. На втором этапе устанавливаем необходимый размер прибыли для ведения простого (при неблагоприятных условиях) или расширенного (при благоприятных условиях) воспроизводства. На 3-м этапе происходит прогноз затрат на 1 га зерновых.

На следующем этапе, используя различные методы, осуществляем прогнозирование величины урожайности зерновых культур. На заключительном этапе определяем расчётную цену товаропроизводителя с учётом минимальной и целевой прибыли.

По мнению операторов и министра аграрной политики Н. Присяжнюка на мировых рынках зерна имеет место снижение экспортных цен. что связано с высокими запасами зерна в ЕС и России. Интерес к зерновым в Украине в 2010 г. упал, так как есть большой запас зерна- более 10-12 млн. т, а экспортёры снизили внутренние закупочные цены на 20%, что не устраивает аграриев. Они сократили своё предложение, так как реализация цена по таким ценам убыточная. По прогнозам специалистов, опубликованным в журнале «Бизнес» в июне 2010 г. Средние цены на пшеницу третьего класса на условиях EXW составляют 1150 грн/т, а на фуражную-950 грн/т.; в декабре этот показатель возрастёт до 1250 грн./т и 1050 грн./т соответственно.

Таким образом, СПК «Присивашье» при разработке ценовой стратегии следует учитывать определённые трудности со сбытом зерна, что обуславливает диверсификацию его каналов сбыта по ценам себестоимости, минимальным и целевым.

Список использованных источников

1. Барр Р. Политическая экономия Т.1 Пер. с фран. М.; Межд. отношения,1995, с.569

2. Епишкина О. В. Органическое земледелие в контексте повышения национальной конкурентоспособности с.-х. продукции Труды ЮФ КАТУ НАУ Экономические науки выпуск № 99,2007 г. стр 214.

3. Караман М. М, Шпунтова Е. Г Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственного производства в условиях подготовки и вступления в ВТО

4. Колз Р., Ул Дж. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. 8-е изд. Пер. с англ. - М.: Колос, 2000 - 512с.

5. Островський П. I. Аграрний маркетинг - СПб. Литер. 2005. - 400с.

6. Растители дум// Бизнесс №15, 12.04.2010 г.

7. Сельское хозяйство Крыма. Стат. Сборник. Симферополь. ГУСАРК, 2006-2009гг.

8. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Агромаркетинг и консалтинг. Учеб. Пособие. Под ред. Проф. Ю. А.Цыпника. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 637с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить