Статьи по экономическим темам

Особенности ценообразования в агропромышленном комплексе Крыма.

Столярова Н. В. – студентка II курса экономического факультета, специальности «Финансы и кредит», группа Ф - 25

Научный руководитель - к. э.н., доцент Т. Н Бугаева

Агропромышленный комплекс во многом определяет социально-экономический прогресс, уровень жизни населения, его обеспечение продуктами питания и промышленности сельскохозяйственным сырьём. Современное развитие аграрного сектора экономики Крыма требует особенного внимания к формированию и активизации рыночной инфраструктуры. Так как важным признаком уровня развития рынка является состояние и эффективность работы инфраструктуры, поскольку именно она призвана обеспечивать взаимосвязь между субъектами, которые формируют спрос и предложение на рынке, и тем самым влиять на скорость оборота товаров на нём и, самое главное, на процессы ценообразования в отрасли.

Цель исследования. Рассмотреть факторы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в АПК Крыма.

Процесс ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в Крыму, является одной из самых сложных проблем. На ценообразование влияют множество факторов, такие как общественная цена производства, соотношение спроса и предложения, покупательная способность денег, степень монополизации производства, соотношение курсов валют разных стран и многие другие. Значительное колебание цен разрушительно воздействует на производительность сельского хозяйства. Основным способом стимулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий должна стать государственная поддержка путём экономического регулирования.

Система ценообразования влияет на трансформационные процессы в агропромышленном комплексе. Владение информацией о составе расходов, которые включаются в цену продукции, является обязательным условием управления процессом ценообразования. Анализируя показатели цен на продукцию агропромышленного комплекса Крыма за 2008 год, можно сделать вывод, что подорожание сельскохозяйственной продукции является результатом сокращения её предложения и роста цен на материально-технические ресурсы.

Индекс цен на реализованную сельскохозяйственными предприятиями продукцию в 2008 году по отношению к предыдущему году составил 135,1%. Продукция растениеводства в целом подорожала на 20,9%, животноводства – 49,7%. Наибольший рост цен отмечен на мясомолочную продукцию и яйца – в 1,5 – 1,4 раза. В 1,2 – 1,4 раза возросли цены реализации зерновых, винограда и плодоовощевой продукции.

По предварительным данным, в хозяйствах всех категорий в 2008 году по сравнению с 2007 годом производство мяса (в живом весе) увеличилось на 3,5%, молока – 1,1%, яиц – 7,2%, шерсти – на 20,2%. Вместе с тем объём реализации скота и птицы (в живом весе) сельскохозяйственными предприятиями снизился на 4,5% и составил 110,3тыс. тонн, в том числе крупного рогатого скота – на 17,7%, птицы – на 3,8%, объём реализации свиней возрос на 10,4%.

Объёмы производства зерна в 2008 году возросли на 41,2% по сравнению с 2007 годом, при этом в сельскохозяйственных предприятиях – на 40,8%, а в хозяйствах населения – на 42,6%.

В целом механизм регулирования и изменения цен в АПК отличается от его функционирования в других отраслях экономики. Это связано с низкой ценовой эластичностью спроса и предложения сельскохозяйственной продукции. Саморегулирование сельскохозяйственного производства и рынка неэффективно и недостаточно, поэтому при выборе методов ценовой политики необходимо придерживаться принципа достаточности государственного регулирования. На государство следует возложить регулирование ценовой политики, которая касалась бы не только отечественной аграрной продукции, но также и продукции импортного производства. Следовательно, развитие аграрного сектора зависит во многом от эффективного механизма ценообразования

Следует также использовать и такой метод государственного регулирования цен как увеличение таможенных тарифов и установление квот на импорт определенных видов сельскохозяйственной продукции, и дотации, которые позволили бы производителям отечественной продукции реально конкурировать с импортной продукцией.

Выводы. Проблема ценообразования является ключевой в обеспечении экономического интереса хозяйствования в селе. Цена влияет на производителя с позиции возможного дохода, а на потребителя – как стимул приобрести товар. Суть ценового механизма в рыночных условиях заключается в том, что обеспечивается ограниченная взаимосвязь саморегулирующих механизмов и государственного участия. На всех этапах переходного периода необходимо соединять систему свободного ценообразования с элементами её государственного регулирования. Такой принцип должен использоваться для обеспечения ценового паритета на продукцию сельскохозяйственного производства и средства производства, поступающие в эту отрасль от промышленности.

Список использованной литературы:

1. Макаренко П. М. Цінова політика як чинник підвищення дохідності // Економіка АПК,2008 .-№5.- с.3-20.

2. Саблук П. Т. Концепція ціноутворення на сільськогосподарську продукцію // Економіка АПК,2008.-№1.-с.43-45.

3. Бугаева Т. Н. Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции //сборник научных трудов ЮФ НУБ и П Украины «КАТУ» № 119. – 2009год. - с.218-222.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить