Статьи по экономическим темам

Оплата руководителей, специалистов и служащих (обслуживающего персонала)

1. Системы оплаты труда руководителей, специалистов и служащих (обслуживающего персонала)

Руководство сельскохозяйственным производством основывается на общих принципах управления всеми областями народного хозяйства. Вместе с тем формирование и функционирование системы управления этой важной областью осуществляется с учетом её специфики, присущих ей организационно-технических и социально-экономических особенностей.

Развитие сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности в период формирования новых экономических отношений и создания рыночной среды на основе хозяйственного расчета и самофинансирования существенно повышают требования к кадрам руководителей и специалистов. Переход к социально-экономическим изменениям в отношениях собственности, формирование многоукладной экономики, развитие демократизации хозяйствования невозможны без уничтожения стереотипов хозяйствования и экономического мышления, которые сложились раньше. Нужна глубокая экономическая, психологическая и организационная перестройка. При этом развиваются новые тенденции и неординарные формы организации и оплаты труда.

Среди факторов, которые положительно влияют на увеличение производства продукции, повышение ее качества и эффективности хозяйствования важное место занимает правильная организация материального стимулирования труда руководителей, специалистов и служащих (обслуживающего персонала) сельскохозяйственных предприятий.

На всех этапах развития сельскохозяйственного производства критерием оценки работы руководителей и специалистов были показатели, которые наиболее полно отвечали требованиям главной задачи, которую государство устанавливало перед сельским хозяйством, а система оплаты труда и ее уровень в полной мере отвечали уровням развития продуктивных сил и выполнения поставленной задачи. Так, в послевоенный период главной задачей колхозов и совхозов было быстрое восстановление разрушенного хозяйства, прежде всего освоения довоенных посевных площадей, воспроизведение поголовья общественного скота и птицы. Соответственно и должностные оклады руководителей и специалистов определялись в зависимости от размера показателей, предусмотренных этими задачами.

В период, когда главным для сельского хозяйства было увеличение производства и продажи государству сельскохозяйственной продукции, критерием оценки работы руководителей и специалистов колхозов и совхозов стал показатель суммы денежной выручки, а позднее - среднегодовой объем реализации сельскохозяйственной продукции, достигнутый за предыдущие пять лет в сопоставимых ценах 1983 года.

Положительной чертой показателя объема реализованной продукции является учет как количества, так и качества произведенной продукции. Чем высшая урожайность сельскохозяйственных культур, производительность скота и птицы, качество полученной продукции, тем большая денежная выручка хозяйства, высшая оплата труда руководителей и специалистов, их материальная заинтересованность в увеличении объема производства. Однако больший объем денежной выручки не всегда характеризует лучшие результаты работы.

Поэтому в 70—80-ые года была попытка широкомасштабного внедрения оплаты труда руководителей и специалистов, в особенности в колхозах, от валового дохода. Этот показатель полнее показывал эффективность труда как трудовых коллективов в целом, так и его производственных подразделений, а следовательно, и результативность работы руководителей, специалистов и обслуживающего персонала. Были разработаны дифференцированные объемные показатели величины валового дохода, соответственно которым устанавливались группы по оплате работы с учетом отличий в размерах хозяйств по зонам, скорректированных по качеству и интенсивности использования земли.

Тем не менее значительного распространения этот метод не приобрел в связи с недостаточным его пониманием руководителями среднего звена и рядовыми специалистами, низким уровнем в большинстве хозяйств учета и экономической работы. С вхождением сельскохозяйственных предприятий в начале 90-х лет в условия жесткого экономического кризиса этот опыт почти утратил свое практическое применение из-за отсутствия во многих хозяйствах фактической величины валового дохода по результатам хозяйственно-финансовой деятельности.

В условиях широкого внедрения коллективного подряда в 80-90-ы годы приобрела значительное распространение связь оплаты труда руководителей и специалистов с конечными результатами через аккордные расценки: за единицу продукции (по видам) в натуральном выражении; за 1000 грн. стоимости валовой продукции в ценах реализации; за 1000 грн. стоимости реализованной продукции или валового дохода и др., что получило название аккордно-премиальной оплаты труда.

Для руководящих работников и специалистов, которые исполняют должностные обязанности в целому по хозяйству, расценки устанавливают исходя из среднегодового объема реализации сельскохозяйственной продукции (валового дохода), достигнутого за предыдущие 3-5 лет по хозяйству в целом, и годовой суммы оплаты труда этих работников на данный год по должностным окладам.

Работникам, которые отвечают за работу одной области (растениеводства или животноводства), расценки целесообразно устанавливать за продукцию конкретной области.

Для руководящих работников и специалистов отделений, ферм, участков, цехов, бригад расценки устанавливают исходя из среднегодового объема производства сельскохозяйственной продукции, достигнутого за предыдущие 3-5 лет по соответствующим отделениям, цехам фермам, бригадам, и годового фонда оплаты труда этих работников на данный год по должностным окладам.

При всех указанных и других подходах оплата труда руководителей и специалистов велась за счет соответствующей части единого фонда оплаты труда, которая утверждается советом трудового коллектива предприятия.

Установленные нормативы оплаты труда руководителей и специалистов производственных подразделений, цехов и служб, а также хозяйства в целом остаются неизменными на ряд лет, их перерасчет целесообразный лишь при изменении структуры и объемов производства, цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и других факторов. Например, в некоторых хозяйствах при спаде уровня производства (реализации) сельскохозяйственной продукции и численности работающих за последние 5-8 лет в 1,5-2 раза количество руководителей, специалистов и служащих осталось неизменным, что вызывает отрицательное отношение непосредственных товаропроизводителей к элементам бесхозяйственности из-за увеличения удельного веса оплаты труда руководителей и специалистов.

И наоборот. Когда оплата труда руководителей и специалистов производственных подразделений поставлена в прямую зависимость от. результатов их деятельности, включая объемы производства продукции, то такой подход положительно влияет на результаты работы коллективов.

При этом наиболее эффективным принципом оплаты труда руководителей и специалистов являестя остаточный принцип от полученного хозрасчетного дохода.

Оплата труда руководителя хозяйства и специалистов общехозяйственного назначения также может относиться в зависимость от полученного хозрасчетного дохода по хозяйству в целом. При таких условиях оплата труда является не просто вознаграждением, а частью хозрасчетного дохода, которая отвечает взносу работника в общий результат.

Учитывая, что сельскохозяйственным предприятиям, независимо от формы собственности и хозяйствования, предоставлено право самостоятельно определять формы и системы оплаты труда, устанавливать размеры тарифных ставок и должностных окладов в зависимости от экономических и финансовых возможностей, самым перспективным направлением является определение и рекомендация предприятием не абсолютных размеров тарифных ставок и должностных окладов, а коэффициента соотношения между ними. Это обусловлено еще и тем, что в период становления рыночных отношений тарифные ставки часто изменяются вследствие изменения государством размера минимальной заработной платы, а их изменение для рабочих всегда будет отбивать определенные и постоянные пропорции оплаты труда рядовых работников, руководителей и специалистов.

При определении системы оплаты труда руководителей и специалистов важно использовать приобретенный раньше положительный опыт оплаты труда этой категории работников и ее взаимосвязь с системами оплаты труда производственных подразделений хозяйства и категорий работающих.

Оправдала себя также практика введения показателя, когда доплаты и премии по итогам года руководящим работникам свыше установленных им должностных окладов не могут превышать среднего размера доплат и премий в процентах к тарифному фонду оплаты труда, начисленных работникам, занятым во всех областях производства, без надбавки за классность и стаж работы.

2. Определение групп хозяйств по оплате труда

Кабинет Министров Украины Постановлением "Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий" от 19 мая 1999 г. № 859 предоставил право руководителям центральных и местных органов местного самоуправления, устанавливать:

1) размер должностного оклада руководителя предприятия в зависимости от средне учетной численности работающих в эквиваленте полной занятости в кратности к минимальному размеру тарифной ставки І разряда рабочего основного производства, определенной в коллективном договоре.

2) размер должностного оклада руководителей объединений государственных предприятий на уровне должностного оклада руководителя наибольшего по численности работающих предприятия, которое входит в состав этого объединения, который может повышаться до 10%;

3) условия, показатели и размеры премирования. При этом максимальный размер премии не может превышать размера должностного оклада руководителя предприятия. В случае ухудшения качества работы, невыполнения условий контракта, нарушения трудовой дисциплины премия уменьшается или отменяется в том отчетном периоде, когда выявлены нарушения;

4) доплаты к должностному окладу за научную степень кандидата или доктора наук в размере соответственно 15 и 20%, за почетное или спортивное звания — до 20%. Доплаты ведутся в случае, если деятельность руководителя по профилю совпадает с имеющейся степенью, почетным или спортивным званиям;

5) надбавку за интенсивность труда и особый характер работы в размере до 50% должностного оклада. В случае несвоевременного выполнения задач, ухудшения качества работы соответственно условиям контракта надбавки отменяются или уменьшаются;

6) руководителю предприятия могут выплачиваться также:

- вознаграждение по итогам работы за год и вознаграждение за выслугу лет соответственно действующего на предприятии положения;

- материальная помощь для оздоровления в размере среднемесячного заработка одновременно с предоставлением ежегодного отпуска;

- денежная помощь в размере не более чем 5 должностных окладов в случае выхода на пенсию.

Вместе с тем показатель численности работающих в аграрном секторе не полностью характеризует уровень хозяйствования трудового коллектива предприятия.

Учитывая специфику работы аграрного сектора экономики, а также необходимость увеличения производства продукции во всех формах хозяйствования, рекомендуется сохранить многолетнюю практику установления размеров должностных окладов руководителей сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности от объемов производства или реализации продукции с учетом зональных особенностей, специализации предприятий, их технической оснащенности и других факторов.

Группы хозяйств по оплате труда и межгрупповые соотношения устанавливаются по среднегодовыми объемами реализованной продукции для общехозяйственных руководителей и специалистов, а для отделений (участков) и ферм — по объемам выработанной валовой продукции за предыдущие 3-5 лет в сопоставимых ценах 1996 года.

Табл. 1. – Группы по оплате труда руководителей хозяйств с учетом объема реализованной продукции

Группы по оплате труда

Среднегодовой объем реализации сельскохозяйственной продукции, за предыдущие 3-5 лет, млн. грн.

Полесские, горные и предгорные районы Карпат

Остальные районы и областей Украины

1

Свыше 3,5

Свыше 4,2

II

Свыше 2,5 до 3,5

Свыше 3,0 до 4,2

III

Свыше 1,5 до 2,5

Свыше 1,9 до 3,0

IV

Свыше 0,9 до 1,5

Свыше 1,3 до 1,9

V

Свыше 0,7 до 0,9

Свыше 1,0 до 1,3

VI

0,7 и ниже

1,0 и ниже

По указанными в табл. 1 показателям реализации сельскохозяйственной продукции могут определяться группы по оплате труда в хозяйствах негосударственной формы собственности в зависимости от среднегодового объема реализации сельскохозяйственной продукции, определенного в сопоставимых ценах за предыдущие 3-5 лет, и зонального расположения с учетом качества продукции и эффективности использования земель.

Отнесение сельскохозяйственных предприятий к группам по оплате труда (кроме птицефабрик и птицгосхозов) по природноэкономическим признаками осуществляется по принятому делению природноекономических зон Украины.

При введении в отчетном или предыдущих годах в эксплуатацию новых цехов (комплексов, теплиц и т. п.) среднегодовой объем реализации (производства) нужно увеличить, исходя из проектной мощности по этому цеху (подразделения) и срока освоения.

В новых хозяйствах, а также в тех, специализация которых в отчетном году значительно изменилась, объем реализации для определения группы по оплате труда руководителей и специалистов можно определять исходя из планового объема реализации (производства) продукции на данный год. В дальнейшем объемы реализации (производства) продукции и прочие показатели определяют за предыдущие соответственно одних, два, три, четыре и пять лет.

При установлении должностных окладов руководящим работникам и специалистам в объем реализации и производства сельскохозяйственной продукции включают фактическую стоимость скота, птицы, молока и других видов продукции, закупленных хозяйствами по договорам с гражданами, а также продукции, выработанной межхозяйственными предприятиями или хозяйствами, которые выполняют производственные функции межхозяйственных предприятий, и проданной в счет реализации хозяйств-участников.

При определении среднегодового объема реализации сельскохозяйственной продукции, достигнутого хозяйством за предыдущие 3-5 лет, к соответствующему объему реализации (производства) отдельных видов продукции применяются определенные коэффициенты.

Расчет объема реализованной сельскохозяйственной продукции (в том числе и той, что отпускается на общественное питание) ведется в сопоставимых ценах 1996 года.

Из объема реализованной продукции исключается стоимость массы скота, которая приобретенная для откорма и нагула, стоимость купленного семени (кроме семени кукурузы, овощных культур, цветов и семян других культур для пересева) и кормов (за исключением пищевых отходов, рыбьего жира, костной и рыбной муки, кормов животного происхождения, витаминов и минеральных добавок), а также стоимость купленного сырья и материалов для подсобных производств и промыслов. В объемах реализованной продукции не учитывают стоимость строительных материалов, топлива и других промышленных товаров, которые продаются членам хозяйств, а также услуг, которые предоставляются членам хозяйств и на сторону.

В объеме реализации, который определяет группу по оплате труда, учитывают также объем капитального строительства (по плановой стоимости), что осуществляется хозяйственным способом с применением коэффициента 0,3. При этом за счет объема капитального строительства должностные оклады можно повысить не больше, чем на одну группу.

3. Оплата труда руководителей производственных подразделений (среднего звена)

Руководители среднего звена сельскохозяйственных предприятий (бригадиры, заведующие животноводческих ферм и комплексов, управляющие отделениями, начальники цехов) — наиболее многочисленная группа руководителей. От качества их работы в значительной мере зависит выполнение производственных задач, рациональное и эффективное использования земли и средств производства, правильная организация и надлежащая дисциплина труда членов коллектива, внедрение достижений науки и передового опыта. Практикой применения подходов для определения должностных окладов руководителей и специалистов среднего звена доказано, что наиболее рациональным является установления их на основе фактического объема производства валовой продукции в среднем за 3-5 лет. При этом показатели для отнесения руководителей подразделений к группам по оплате труда дифференцированы в зависимости от их специализации и регионов.

Для отнесения участков, ферм, участков и цехов сельскохозяйственных предприятий к группам по оплате труда руководящих работников и специалистов рекомендуются такие показатели:

Группа по оплате труда

Отделения, фермы, сельскохозяйственные участки, цеха, в которых фактический среднегодовой объем производства валовой сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах 1996 года) за предыдущие 3-5 лет составляет, тыс.грн.

Первая зона

Вторая зона.

1

Свыше 1 100

Свыше 900

II

" 950-1100

" 700-900

ІІІ

" 650-950

" 500-700

IV

" 350-650

" 250-500

V

" 80-350

" 70-250

Примечания:

1. Показатели для отнесения участков, ферм, сельскохозяйственных участков и цехов госхозов, птицефабрик и других государственных сельскохозяйственных предприятий к группам по оплате труда работников применяются:

для первой зоны - в Автономной Республике Крым, Винницкой, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Киевских, Кировоградских, Крымских, Николаевских, Одесской, Полтавской, - Харьковских, Херсонских, Черкасской, Житомирской и Сумской областях; для второй зоны — в остальных областях страны.

2. При определении группы по оплате труда руководящих работников и специалистов участков, ферм, сельскохозяйственных участков и цехов к объему производства валовой сельскохозяйственной продукции применяются коэффициенты, предусмотренные для сельскохозяйственных предприятий (к соответствующим видам реализованной продукции).

Помощнику бригадира тракторной, тракторно-полеводческой, тракторно-комплексной и комплексной бригад оплату труда следует устанавливать в размере 60-80% заработка бригадира. Учетчикам-заправщикам выплачивают 60% заработка бригадира, а таким, которые имеют образование не ниже средне специального — до 70% его заработка.

Бригадирам, не уволенных от основной работы, за руководство бригадой проводят доплату в зависимости от численности работников: до 10 чел. — до 15%, 11-25 чел. — до 25, свыше 25 чел. — до 40% тарифной ставки; звеньевым, если численность звена превышает пять человек, устанавливается доплата в размере 50% соответствующей доплаты бригадиру.

Помощникам бригадиров, не уволенных от основной работы, в период полевых работ проводят доплату в размере 10-15% основного заработка бригадира.

Руководителям бригад может устанавливаться надбавка за беспрерывный стаж работы в данном хозяйстве с учетом стажа работы в данном хозяйстве к переходу на соответствующую должность в размерах, установленных в положении об оплате труда конкретного хозяйства или в коллективном договоре.

В отдельных хозяйствах вместо предусмотренных выше надбавок за образование и стаж работы специалистам сельского хозяйства, которые возглавляют бригады, может присваиваться звания первого и второго класса с установлением соответствующих надбавок к должностным окладам.

Стимулирование высоких результатов труда руководителей и специалистов среднего звена должно прежде всего обеспечить заинтересованность работников в улучшении результатов труда, производственных подразделений т. е.: прироста объемов производства, реализации продукции, а также уровня рентабельности производства по показателями, установленными в хозяйстве.

В последние годы основным принципом в подходах к порядку премирования руководителей среднего звена является распространение на них тех же условий оплаты труда, что и на коллектив подразделения в целом. Если доплаты и премии начисляются в отдельности по звеньям (отрядах) бригады, то бригадиру, его помощнику и учетчику-заправщику выплачивается их средний размер, который приходится на одну гривну основной оплаты труда. Таким путем обеспечивается единство интересов членов трудовых коллективов и их руководителей и специалистов.

4. Оплата труда руководителей и специалистов

Минимальные размеры должностных окладов руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий всех уровней по группам хозяйств установленные Отраслевым соглашением между Министерством агропромышленного комплекса Украины, отраслевыми объединениями предприятий и предпринимателей и ЦК профсоюзов работников агропромышленного комплекса Украины на 1999—2000 года.

Вышеназванным отраслевым соглашением устанавливаются междолжностные коэффициенты соотношений между должностями руководителей и специалистов к должности техников всех специальностей и ветфельдшера.

Одновременно должностные оклады руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий рекомендуется устанавливать на основе использования тех соотношений, которые были установлены бывшими решениями.

Например, если в начале 90-х годов месячная тарифная ставка рабочего первого разряда составляла 80 крб., а при минимальной тарифной ставке в соответствии с Отраслевым соглашением на 1999-2000 года она равняется 75 грн., то коэффициент соотношения — 0,9375 (75 грн. : 80 крб.).

В хозяйствах, в которых объем реализации сельскохозяйственной продукции превышает на 50% и больше, к объему реализации предусмотренной для первой группы хозяйств по оплате труда руководящих работников и специалистов, рекомендуется повышать на 10-15% должностные оклады руководящим работникам и специалистам, которые выполняют свои должностные обязанности в целом по хозяйству.

Должностные оклады руководящим работникам и специалистам можно повышать на 10% (при утверждении штатного расписания в начале года или при принятии на работу) в границах фонда оплаты труда, предусмотренного для руководителей, специалистов и служащих хозяйства в зависимости от образования, стажа работы и квалификации работника.

Руководитель предприятия может выплачивать за счет экономии фонда оплаты труда надбавки специалистам и работникам управленческого персонала за высокую квалификацию, интенсивность работы и особый характер работы в размере до 50% должностного оклада. На данные цели рекомендуется использовать до 1% фонда оплаты труда по предприятию.

Надбавки могут быть отменены при ухудшении показателей работы, нарушении условий контракта и несвоевременном выполнении задач.

Должностные оклады руководящим работникам и специалистам, занятым на обслуживании скота на отгонных пастбищах, а также пчел на пасеках во время кочевания с пчелами за пределами землепользования хозяйства, повышают на 40%.

Должностные оклады ветеринарным работникам (ветврачам, ветфельдшерам), которые непосредственно обслуживают бруцеллезные изоляторы, а также занятым на роботах по защите сельскохозяйственных животных от опасных насекомых и клещей повышают на 10%, а по обслуживанию животных, больных на ящер, — на 15%. Должностные оклады повышают в тех случаях, когда работник был непосредственно занят на роботах с вредными условиями труда не меньше 50% рабочего времени за расчетный период.

Конкретные должностные оклады для руководящих работников хозяйств негосударственной формы собственности (председателей правлений, их заместителей, главных специалистов, начальников цехов, главных бухгалтеров, юрисконсультов) устанавливают общие сборы членов коллектива (собрание уполномоченных) на основе действующего Отраслевого соглашения и этих рекомендаций в границах фонда оплаты труда этой категории работников, а для остальных работников — правление предприятия в границах фонда оплаты труда специалистов и обслуживающего персонала хозяйства.

При включении специалистов среднего звена в состав производственных коллективов (бригад, звеньев) оплачивать их работу целесообразно по расчетам за продукцию, определенных для их коллективов (бригады, звена). При этом в годовой фонд оплаты труда бригады, звена при определении расценки за продукцию включают годовой фонд оплаты труда специалистов по определенным должностным окладам.

К расчету за продукцию руководящим работникам и специалистам, в том числе специалистам среднего звена, которые включенны в состав производственных коллективов, выплачивают аванс в размере 100% установленных должностных окладов, включенных к расчету расценок. При этом надбавки к должностному окладу (за высокую квалификацию и за ученую степень), а также суммы повышения должностных окладов работников, занятым обслуживанием скота на отгонных пастбищах, или за работу в опытно-показательных хозяйствах к расчету расценок за продукцию не включают.

В отдельных хозяйствах разных зон практикуется авансирование руководителей и специалистов на протяжении года в размере 70-80% минимального должностного оклада, который является нарушением условий Отраслевой сделки по причине несоблюдения минимальных гарантий оплаты труда этой категории работников.

По результатам работы за год руководителям, специалистам и обслуживающему персоналу начисляют оплату труда по установленным расценкам за фактически реализованную сельскохозяйственную продукцию, продукцию ее переработки или валовой доход и определяют разницу (доплату) между начисленной по расценкам суммой оплаты труда и начисленным на протяжении года авансом. Из полученной разницы (доплаты) следует высчитать 50% экономии фонда оплаты труда по незанятым должностям.

Тем работникам, оплата труда которых не включена к расчету расценок за продукцию, доплату не начисляют.

При применении аккордных расценок за продукцию доплату распределяют между руководящими работниками, специалистами и Обслуживающим персоналом пропорционально начисленному авансу исходя из календарного времени соответствующего расчетного периода.

С другими работниками государственных предприятий независимо от их вида заключения трудового договора в форме контракта не предусмотрен.

Это касается и других работников хозяйственных обществ независимо от их вида, поскольку их деятельность регулируется Законом Украины "О хозяйственных обществах", которым не предусмотрено заключение трудовых договоров в форме контракта с работниками.

На практике в отдельных коллективных сельскохозяйственных предприятиях разных регионов Украины имело место применение контрактной формы с руководителями и специалистами хозяйств на основе решения общих сборов коллектива. Тем не менее эффективность внедрения такой формы трудового договора оказалась недостаточной.

5. Премирование руководителей, специалистов и обслуживающего персонала

В соответствии с реализацией курса на дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и повышением их ответственности за конечные результаты производства сельскохозяйственным предприятиям предоставляются широкие права в организации стимулирования высоких трудовых достижений коллективов и их производственных подразделений.

Как свидетельствует практика, наибольшее распространение в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности приобрело премирование руководителей и специалистов за прирост реализации (производства) сельскохозяйственной продукции, за достигнутый уровень рентабельности и его прирост.

Соответственно ст. 8 Закона Украины "Об оплате труда " Кабинет Министров Украины постановлением от 19 мая 1999 г. № 859:

1. Предоставил права руководителям центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые заключают контракты с руководителями предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, в том числе казенных, объединений государственных предприятий, образованных центральными органами исполнительной власти соответственно законодательству, устанавливать условия, показатели и размеры премирования. При этом максимальный размер премии не может превышать размера должностного оклада руководителя предприятия.

Руководителю предприятия (объединения государственных предприятий) могут выплачиваться также:

- вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет соответственно действующего на предприятии положения;

- материальная помощь для оздоровления в размере среднемесячного заработка одновременно с предоставлением ежегодного отпуска;

- денежная помощь в размере не более чем 5 должностных окладов в случае выхода на пенсию.

2. Распространил условия оплаты работы, предусмотренные этим постановлением, на руководителей — глав правлений открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации) государственных предприятий, с которыми заключены контракты, на период к созыву первых общих сборов акционеров общества.

3. Установил, что руководители центральных и местных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за установление размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, в том числе казенных, объединений государственных предприятий, образованных центральными органами исполнительной власти соответственно законодательству, с которыми заключабтся контракты в соответствии с указанным постановлением.

Минагропром Украины для практического использования в работе утвердил Условия, показатели и размеры премирования руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий Минагропрома Украины (письмо от 08.09.99 № 37-26-12/9434), согласованные с" Министерством труда и социальной политики Украины и Министерством экономики Украины, которыми установил:

1. Премирование руководителей сельскохозяйственных предприятий (объединений государственных предприятий) ведется по результатам работы за год:

- за каждый процент прироста объема производства сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) сравнительно со среднегодовым уровнем, достигнутым за предыдущие 3-5 лет, — в размере до 2% суммы должностных окладов за год.

Премия по этим показателям начисляется при выполнении плана производства (в натуральном выражении) зерна и мяса, а в специализированных хозяйствах, кроме того, — продукции основной области;

- за получение прибыли — в размере 0,2% от суммы полученной чистой прибыли, но не больше 5 месячных должностных окладов,

2. Конкретный размер премии за прирост объема производства предполагается контрактом.

3. Премирование руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий осуществляется при выполнении показателей эффективности использования государственного имущества, предусмотренных контрактом. При невыполнении отдельных из них размер премий может быть уменьшен по решению руководителя соответствующей вышестоящей организации.

4. Максимальный размер премии руководителя сельскохозяйственного предприятия (объединения) за показателями не должен превышать суммы должностных окладов за год, начисленной за отработанное время.

5. Максимальный размер премии руководителя (в процентах к должностному окладу) не должен превышать среднего размера премий, начисленных работникам предприятия (в процентах к тарифному фонду заработной платы).

6. Размер премии, начисленной руководителю объединения, не может превышать среднего размера премий, начисленных руководителям предприятий, которые входят в состав объединения.

Руководители и специалисты предприятий негосударственных форм собственности могут премироваться на условиях, показателях и в размерах, аналогичных установленным для руководителя государственного предприятия.

Конкретные условия, показатели и размеры премирования руководителей, специалистов и служащих (обслуживающего персонала) определяются руководителем (правлением) хозяйства в Положении об оплате труда.

В специализированных хозяйствах в условиях премирования в границах максимального размера премий можно вводить показатель, который характеризует основную задачу развития специализации (на больших животноводческих комплексах, тепличных комбинатах и птицефабриках, госплемзаводах, племенных хозяйствах и другой специализации).

В хозяйствах, где оплата труда руководителей и специалистов поставлена в зависимость от валового дохода, вместо премирования за прирост реализации (производства) сельскохозяйственной продукции, применяют премирование за перевыполнение задачи (плана).

Премии начисляют:

- руководителям предприятия с учетом общих итогов работы хозяйства;

- работникам, которые возглавляют области (цеха), производственные подразделения хозяйства, — с учетом итогов работы этих областей (цехов), производственных подразделений на условиях, установленных руководителем (правлением) хозяйства.

Вопрос о премировании начальников цехов — главных специалистов предприятий негосударственных форм собственности по результатам работы соответствующей области (цехов) и производственных участков решают общее собрание (собрание уполномоченных) членов хозяйства, а остальных работников — правлением хозяйства.

Премирование начальников цехов — главных специалистов за прирост объема производства (реализации) сельскохозяйственной продукции проводят по результатам работы соответствующей области.

Работникам, работу которых оплачивают по должностным окладам, премии начисляют на заработок, начисленный на протяжении года по должностным окладам.

Размеры премий за прирост объемов производства (реализации) продукции и за получение прибыли устанавливаются дифференцированно в зависимости от особенностей производства, условий работы, а также достигнутого уровня показателей производства.

При невыполнении плана производства зерна и мяса, а в специализированных хозяйствах, кроме того, — продукции основной области, а также при опережающем возрастании оплаты труда относительно повышения ее производительности сравнительно с уровнем за предыдущие 3-5 лет руководящих работников, специалистов и обслуживающий персонал по решению руководителя государственного предприятия, общего собрания (собрания уполномоченных) или правления хозяйства лишают полностью или частично начисленных премий.

Максимальный размер премий за каждый процент прироста объема производства (реализации) сельскохозяйственной продукции (2% суммы должностных окладов за год) следует устанавливать в хозяйствах, которые обеспечили высокие темпы роста производства и высший уровень производства из расчета на 100 га сельскохозяйственных угодий сравнительно с хозяйствами аналогичной специализации по данной зоне, области.

Размер премий за получение прибыли нужно дифференцировать в зависимости от его уровня и специализации хозяйства. Максимальный размер премии за получение прибыли (0,2% от суммы полученной прибыли, но не больше 5 месячных должностных окладов) можно устанавливать в хозяйствах (подразделениях), которые специализируются на производстве низкорентабельной продукции, а также в хозяйствах, которые стабильно получают большую сумму чистой прибыли и имеют низкую себестоимость, продукции по сравнению с хозяйствами (подразделениями) данной зоны, области,

Руководителей., специалистов и обслуживающий персонал, инженерно-технических работников ремонтно-механических мастерских, автохозяйства (гаража), машинного двора, котельных подсобных производств, инженеров-строителей по техническому надзору, которые находятся в штате хозяйства, а также работников других подразделений, непосредственно не связанных с производством (реализацией) сельскохозяйственной продукции и продукции её переработки, рекомендуется премировать как руководителей, так и специалистов в целом по хозяйству с учетом выполнения планов (задач), количественных и качественных показателей работы этих подразделений в порядке, установленном в Положении об оплате труда. В большинстве хозяйств при этом применяют коэффициент 0,8.

Премии руководителю хозяйства негосударственной формы собственности, его заместителям, главным специалистам, главным бухгалтерам утверждают поименно общее собрание хозяйства (собрание уполномоченных), остальным работников — правления хозяйства.

Изготовлении и использованные в личном производственном подразделении корма в объем выработанной продукции не включают, кроме случаев, когда расценка за продукцию была установлена в отдельности для работников агрономической службы с учетом выработанных (заготовленных) кормов.

При увеличении или уменьшении в хозяйстве площади сельскохозяйственных угодий, когда невозможно сопоставить по годам абсолютные объемы производства (реализации) сельскохозяйственной продукции сравнительно с среднегодовым уровнем, достигнутым за предыдущие 3-5 лет, прирост можно определять из расчета на единицу площади сельскохозяйственных угодий.

В хозяйствах, которые имеют новые многолетние насаждения, к сумме производства (реализации) продукции при определении расценок, начислении доплаты за продукцию и премий за прирост объема производства (реализации) продукции прибавляют затраты, на закладывание и уход за этими насаждениями, по нормативной стоимости.

Работникам, которые отработали в хозяйстве по уважительной причине неполный год, доплату за продукцию и премии можно выплачивать пропорционально отработанному времени. Доплату за продукцию и премии работникам, которые отработали неполный год в связи с призывом в Вооруженной Сила, переведением на другую работу, вступлением в учебное заведение, выходом на пенсию и из-за других уважительных причин, выплачивают также пропорционально отработанному времени.

Уважительность причин устанавливает руководитель (правления) хозяйства по согласованию с профсоюзным комитетом.

Работникам, которые оставили роботу в хозяйстве без уважительных причин, доплату за продукцию и премии не выплачивают.

Конкретные условия, показатели и размеры премирования определяются в каждом хозяйстве, учитывая его конкретные условия и специфику.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить