Статьи по экономическим темам

Управление потенциалом предприятия

1. Усовершенствование структуры потенциала предприятия

Оценка эффективности организационной структуры управления

Для оценки эффективности организационной структуры управления надо ответить на такие вопросы:

1. Работает ли организация целеустремленно? Имеет ли конкретные цели? Реализуются ли они? Можно ли их подсчитать и проконтролировать?

2. Достаточно ли четкая структура организации? Быстро ли она реагировала на последние изменения? Может ли она вообще быстро принимать решение?

3. Хорошо ли просматривается организационная структура? Для всех сотрудников? Для потребителей? Есть ли в наличии схемы структуры организации, описание функций и процедур?

4. Достаточно ли делегированы полномочия? Владеют ли степенью свободы различные уровни управления? Ведут ли себя сотрудники организации как предприниматели?

5. Зависит ли организация от нескольких клиентов? Ориентируется ли на передовые достижения в области технологий? Много ли в организации сотрудников, которых нельзязаменить?

6. Как работает организация с экономической точки зрения? Достаточно ли информации о финансовом состоянии? Работают ли сотрудники с учетом экономии затрат? Существует ли зависимость оплаты труда персонала от производственных достижений?

7. Распределены ли функции таким образом, чтобы менеджеры могли сосредоточиться на стратегических задачах? Часто ли на обсуждение менеджеров и руководства выносятся стратегические вопросы?

8. Присутствует ли в организации дух сотрудничества? Часто ли возникают расхождения по вопросам внутренней компетенции?

9. Имеют ли менеджеры достаточно информации? Достаточно ли быстро они узнают о последних событиях? Возможно ли на основе имеющейся информации принимать ответственные решения?

Отвечая с привлечением конкретных фактов управленческой деятельности на эти вопросы, оценивают в баллах уровень организационной структуры управления по отдельным параметрам. Оценки изменяются от 0 до 1, положительное качество – 1 балл; отрицательная – 0. По результатам оценки составляют аргументированные выводы об эффективности организационных структур и рекомендации по усилению потенциала предприятия. Результирующую оценку находят как среднеарифметическое оценок по отдельным параметрам.

Для построения вектора 3 используют следующую таблицу (табл. 1.3).

Следующая таблица (табл. 1.4) используется для построения вектора 4. В ней представлены также ориентировочные эталоны используемых финансовых показателей.

Оценка финансового состояния предприятия.

Существует четыре группы коэффициентов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия: ликвидность, рентабельность, эффективность производства, зависимость.

Коэффициенты ликвидности (краткосрочной платежеспособности) характеризуют возможность погашения текущих обязательств и обращение текущих активов. К этой группе относятся: коэффициент текущей оценки, коэффициент критической оценки, обращение товарно-материальных запасов, срок погашения дебиторской задолженности.

Таблица 1.3 – Маркетинг

Показатель

Вес показателя

Эталон

Предприятие

А

Б

Объёмы поставок на внутренний рынок, т.т.

0,2

     

Место в экспорте, т.т.

0,15

     

Финансирование рекламной деятельности, % к общим затратам предприятия

0,15

     

Фирменный стиль, баллы

0,15

     

Соответствие цены товара его качеству, баллы

0,1

     

Затраты на инновационную деятельность, тыс. грн

0,25

     

Сумма

1

     

Таблица 1.4 – Финансы

Показатель

Вес показателя

Эталон

Предприятие

А

Б

Коэффициенты ликвидности:

       

коэффициент текущей оценки

0,05

2-3

   

коэффициент критической оценки

0,1

2-3

   

оборот товарно-материальных запасов

0,05

1-5

   

период погашения дебиторской задолженности

0,05

до 60 діб

   

Коэффициенты рентабельности:

       

рентабельность продаж

0,15

больше 10%

   

рентабельность активов

0,05

больше 20%

   

рентабельность собственного капитала

0,1

100 %

   

Показатели эффективности:

       

оборачиваемость активов

0,1

3-7

   

производительность, грн/чел.

0,05

1,54

   

виробність, грн/чел.

0,05

39

   

Коэффициенты зависимости:

       

коэффициент задолженности

0,1

до 0,7

   

коэффициент капитализации

0,15

до 10

   

Сумма

1

     

Коэффициент текущей оценки сопоставляет средства, которые станут ликвидными приблизительно через 12 месяцев, с обязательствами, сроки платежей по которым наступают в то же время. Он рассчитывается как отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам и имеет норматив 2-3.

Коэффициент критической оценки показывает, насколько краткосрочные обязательства покрываются высоколиквидными активами (последние является разностью между текущими активами и запасами). Этот коэффициент рассчитывается как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам и имеет норматив 2-3.

Обращение товарно-материальных запасов рассчитывается как отношение себестоимости проданных товаров к товарно-материальным запасам. Его норматив 1-5. Сокращение оборачиваемости товарных запасов свидетельствует о том, что потенциал предприятия уменьшается.

Период погашения дебиторской задолженности рассчитывается как отношение дебиторской задолженности к среднесуточной выручке. Он не должен превышать 60 дней. Кроме того, темпы роста кредиторской задолженности не должны значительно превышать темпы роста дебиторской задолженности.

Коэффициенты рентабельности очень важны для предприятия, поскольку рентабельность характеризует степень его прибыльности. В состав коэффициентов рентабельности входят: рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала.

Рентабельность продаж – это отношение прибыли к выручке. Для предприятий Украины желательно, чтобы она составляла не менее 10%. В зарубежных компаниях несколько иная структура затрат, поэтому у них величина рентабельности другая. Например, рентабельность продаж некоторых зарубежных компаний составляет: автомобилестроения – General Motors 4%, Ford Motors – 3%; производства бытовой техники - Sony 1%, Samsung 0,3%; телевидение, радио и издательской деятельности - News Corporatіon 9%, Reed Іnternatіonal 14%, Pearson 8%, Canal Plus 12%. Рентабельность продаж русских предприятий составляет: АвтоВАЗ – 7%, Новолинецкий металлургический комбинат – 21%, Газпром – 12,5%. Рентабельность продаж украинских предприятий составляет: ОАО "Харвест" – 8%, Черниговский завод "Металлист" – 10%, ОАО "Киевметрострой" – 15%.

Рентабельность активов – это отношение чистой прибыли ко всем активам. Должна быть не менее 20%. Высокая рентабельность активов – главный фактор, который побуждает инвестора вкладывать свои средства.

Рентабельность собственного капитала свидетельствует о том, насколько хорошо предприятие работает для тех, кто вложил у него свои средства – для акционеров. Этот показатель представляет собой отношение чистой прибыли в уставной фонд и должен составлять приблизительно 100%.

Показатели эффективности производства – это соотношение между объемом производства и разными видами активов, т. е. они показывают, как активы предприятия влияют на его доходы. К показателям эффективности производства относят: оборачиваемость активов, производительность, выработка.

Оборачиваемость активов отражает эффективность использования всех ресурсов предприятия и рассчитывается как отношение выручки ко всем активам. Норматив этого показателя находится в диапазоне 3-7.

Показатели производительности и выработки имеют одинаковый знаменатель, а именно, количество работников. В числителе этих показателей, в первом случае, стоит балансовая прибыль, а во втором – выручка. Норматив устанавливается в зависимости от отрасли.

Общее содержание коэффициентов зависимости – определение степени использования предприятием средств, привлеченных для финансирования или оплаты своей деятельности. Чем большим долг (в виде ссуд), отображенный в финансовых отчетах предприятия, тем выше степень зависимости и вероятность попасть под влияние кредиторов. Основными коэффициентами зависимости являются: коэффициент задолженности и коэффициент капитализации.

Коэффициент задолженности показывает, какая часть активов финансируется за счет привлеченных средств. Этот показатель характеризует долгосрочную платежеспособность и рассчитывается как отношением кредиторской задолженности ко всем активам. Согласно нормативам Европейского банка реконструкции и развития привлеченные средства не должны превышать 70% совокупных активов. Чем выше доля заёмных средств, которые использовались для финансирования предприятия, тем больше влияние изменения прибыли на доход обычных акционеров. Норматив коэффициента задолженности не превышает 0,7.

Коэффициент капитализации характеризует финансовую устойчивость и обеспечение кредиторов, степень использования акционерного капитала для финансирования деятельности предприятия. Определяется как отношение активов в уставной фонд. Его норматив не превышает 10.

Скачать полный текст Усовершенствование структуры потенциала предприятия в Word

Скачать полный текст Оценка инновационного потенциала предприятия в Word

Скачать полный текст Инновационное развитие потенциала предприятия в Word

Скачать полный текст Управление конкурентоспособностью потенциала предприятия в Word

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить