Статьи по экономическим темам

Функционирование внебюджетных фондов в Украине в условиях выхода из финансового кризиса

Шапошников А. Н. – студент 3 курса экономического факультета специальности финансы и кредит

Научный руководитель: к. эн. доц. А. К. Джалал

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, осуществляет сбор, аккумуляцию и учет страховых взносов, назначает пенсии и готовит документы для их выплаты, обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирования и выплату:

· пенсий;

· пособия на погребение,

· другие социальные выплат, которые, в соответствии с законодательством, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Украины. Осуществляет контроль за целевым использованием средств.

В своей деятельности руководствуется Конституцией и Законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины

Статус и полномочия Пенсионного фонда Украины определены Законом Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” и Положением о Пенсионном фонде Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 01.03.2001 года № 121 (с изменениями).

Деятельность Пенсионного фонда Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра труда и социальной политики Украины.

Участвует в формировании и реализации государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования;

Обеспечивает сбор и аккумуляция средств, предназначенных для пенсионного обеспечения, полного и своевременного финансирования расходов на выплату пенсий, помощи на захоронение и других социальных выплат, что осуществляются из средств Пенсионного фонда Украины.

Источниками формирования Пенсионного фонда являются

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы работающих;

- ассигнования из государственного бюджета;

- добровольные взносы граждан и юридических лиц;

- заемные средства;

- прочие.

Основной источники формирования Пенсионного фонда — страховые взносы. Их плательщиками являются:

1) Работодатели

2) предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства.

4) Граждане, применяющие труд наемных работников в личном хозяйстве, как работодатели.

5) Иные плательщики взносов:

А - граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица;

Б - российские граждане, работающие по прямым контактам с иностранными предприятиями, не имеющими постоянных представительств на территории Украины.

6) Взносы за граждан, работающих по найму и подлежащих в соответствии с законодательством социальному страхованию ( уплачивают работодатели).

Таблица 1 Структура доходов и расходов пенсионного фонда

Остаток средств на начало года

2007

2008

Собственные поступления всего из них:

481 396,60

4 334 202,00

Средства от плательщиков по упрощенной системе налогообложения

75 534 008,80

101 950 568,60

Другие поступления

882 841,30

1 067 980,80

Средства банков от пользования временно свободными средствами ПФУ

788 229,60

1 994 002,50

Увеличение доходов Фонда в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличелись на 39,82% или на 30 269 365,20 тыс. грн. Наибольший удельный вес в доходах имела статья «Другие средства» 93%, остальные статьи доходов оказали наименьшее влияние на структуру. Далее приведена структурная диаграмма доходов Пенсионного фонда Украины за 2007-2008 годы

Таблица 2 Структура расходов ПФУ (тыс грн)

Показатели

2007

2008

%

Расходы за счет собственныхз средств всего:

77 176 284,80

117 128 204,7

51,77

Пенсия назначенная пенсионерам в соответствии с ЗУ "Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування"

74 166 915,70

110 032 145,1

48,36

Выплата доплаты в соответствии с законом «об улчшении социального положения участника войны »

166 116,10

159 642,0

-3,90

Обеспечение пенсией граждан проживающих за границей и иностранных пенсионеров

18 359,70

31 501,5

71,58

Расчетно кассовое обслужвание выплаты пенсий и подкрепление выплат пнесий и денежной помощи

64 625,30

87 211,5

34,95

Руководство и управление в сфере пенсионного обеспечения

1 232 630,20

87 211,5

- 92,92

Исполнение бланков выплатных ведомостей для выплаты пенсий

29 346,70

30 605,0

4,29

На основании таблицы 2. можно сделать вывод о том, что Пенсионный фонд Украины обеспечен собственными денежными средствами на выплату пенсий в 2007 году – на 97,87%, недофинансирование в размере 2,13% получил из Государственного бюджета через систему займов и межбюджетных трансфертов. В 2008 году Фонд обеспечил покрытие расходов на выплату пенсий собственными средствами только на 87,04%, остальные 12,96% покрывалась за счет займов в государственном казначействе.

Используя механизм перераспределения бюджетных ресурсов и межбюджетных трансфертов государство опосредовано влияло на размер платежей, осуществляемых юридическими и физическими лицами, с целью максимизировать доходную часть бюджета ПФУ. Так, за период существования фонда неоднократно менялись ставки удержания из зарплаты наемных работников и начисление на ФОТ у юридических лиц. В 2000 году удержание из зарплаты наемных работников составляли:

- Зарплата до 300грн/мес.– 1%;

- Зарплата свыше 300 грн./мес. – 2%;

Начисление на ФОТ наемных работников было 32% в этом же году

В 2007 году ЗУ о госбюджете на 2007 год установлено, что перечислений в Пенсионный фонд от ФОТ составляет 33,2% , удержание из зарплаты наемного работника:

- Заработная плата в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц – 0,5%;

- Заработная плата в размере, превышающем прожиточный минимум – 2%.

Выводы

В свете современного экономико – социального положения Украины для организации выплат фондом приняты следующие приоритеты развития

· Усиление контроля за рациональным использованием средств, предназначенных для пенсионного обеспечения, в частности, предприятиями почтовой связи и банками, через которые осуществляется выплата пенсий

· Усовершенствование работы с предприятиями различных организационно – правовых форм, которые имеют просроченную задолженность по обязательным платежам в Пенсионный фонд, в первую очередь, должниками, которые подпадают под действие Закона Украины “О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом”

· Повышение качества и оперативности обслуживания пенсионеров, других граждан в органах Пенсионного фонда Украины

· Разработка и представление в установленном порядке предложений относительно углубления дифференциации размеров пенсий, в том числе в зависимости от длительности страхового стажа, унификации пенсионного законодательства, внедрения единственных правил назначения и пересчета пенсий.

· Внесение предложений относительно внедрения и развития накопительной пенсионной системы путем нормативно-методического обеспечения перехода к параллельным системам общеобязательного и добровольного пенсионному страхованию на основе персонифицированных счетов.

· Создания необходимых организационно-технических предпосылок для внедрения единственного социального взноса, обязательной накопительной пенсионной системы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить