Самостоятельные и контрольные работы по экономике

Практическая работа по дисциплине «Местные финансы». Тема: «Анализ формирования доходной части бюджета АРК за 2004-2005 гг.».

Подготовили: студенты IV курса группы Ф-42-03 Анцевич Александр, Джаватова Эльнара, Масюра Кирилл, Рафалюк Денис.

Цель работы – провести анализ формирования доходной части бюджета АРК в 2004-2005 гг.

Основные задачи:

1) составить аналитические таблицы данных по видам доходов бюджета АРК в 2004-2005 гг.;

2) на основе данных таблиц провести анализ динамики и структуры доходной части бюджета АРК за 2004-2005 гг.;

3) отобразить динамику и структуру показателей доходной части бюджета АРК графически;

4) выявить основные проблемы формирования доходной части бюджета АРК;

5) предложить основные направления совершенствования формирования доходной части АРК.

Данная работа состоит из двух частей. В первой части приведен анализ доходной части бюджета АРК за 2004-2005. Доходы бюджета АРК рассматриваются в разрезе основных его источников:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) доходы от операций с капиталом;

4) целевые фонды;

5) официальные трансферты из Государственного бюджета Украины.

Вторая часть содержит основные направления совершенствования доходной части бюджета АРК.

I. Анализ доходной части бюджета АРК за 2004-2005 гг.

Анализ доходов бюджета АРК за 2004-2005 гг. начнем с анализа налоговых поступлений.

Сначала рассмотрим поступление прямых налогов в бюджет АРК в 2004-2005 гг. (табл. 1).

Таблица 1. Анализ поступления прямых налогов в бюджет АРК в 2004-2005 гг. (тыс. грн.)

Название показателя.

2004 год.

2005 год.

Абсолютное отклонение показателя, тыс. грн.

Относи-тельное отклонение показателя, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн.

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

1. Налог на доходы, налог на прибыль.

102870,4

49,6

119870,0

50,1

16999,6

16,5

2. Налоги на собственность.

11518,0

5,6

13910,0

5,8

2392,0

20,8

3. Сборы за специальное использование природных ресурсов.

15000,0

7,2

20000,0

8,4

5000

33,3

Всего поступлений прямых налогов

129388,4

62,4

153780,0

64,2

24391,6

18,9

Всего налоговых поступлений.

207352,9

100

239321,0

100

31968,1

15,4

Источники: 1) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 25 декабря 2003 г. №765-3/03; 2) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 29 декабря 2004 г. №1177-4/04.

Рассмотрев данные Министерства Финансов АРК за 2004-2005 гг., можно сделать следующие выводы. В целом, налоговые поступления в бюджет АРК в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличились на 15,4% (на 31968,1 тыс. грн.). Для того чтобы обосновать увеличение налоговых поступлений в бюджет, рассмотрим динамику показателей по отдельным видам этих поступлений.

В 2005г поступления прямых налогов в бюджет АРК возросли на 18,9% и их доля в сумме налоговых поступлений увеличилась с 62,4% в 2004г до 64,2% в 2005г. Рост поступлений прямых налогов в бюджет АРК связан в основном с увеличением поступления налогов на доходы и на прибыль, которые в 2005г увеличились на 16999,6 тыс. грн (прирост – 16,5%). Поступления налога с доходов физических лиц увеличились вследствие роста размера минимальной заработной платы с 237 грн. в 2004г. до 290грн. с 01.04.2005, до 310 грн. с 01.07.2005 и до 332 грн. с 01.09.2005г. Средняя заработная плата в АРК возросла с 543 грн. в 2004г. до 730грн. в 2005г.[1], а доходы населения (без учета социальной помощи и других полученных текущих трансфертов) увеличились с 5859 млн. грн. в 2004г. до 7668 млн. грн. в 2005г[2]. Поступления налогов на собственность в 2005г. увеличились на 20,8% (на 2392,0 тыс. грн.), в основном за счет увеличения поступлений от налога с владельцев транспортных средств, что связано с бумом продаж автомобилей, как в стране, так и в АРК. Рост сборов за специальное использование природных ресурсов в 2005г. составил 33,3%. Основной источник роста – увеличение поступлений платы за землю, что связано с применением к ставкам земельного налога в 2005г. индекса 3,03. В целом можно отметить, что в 2005г. наблюдается тенденция увеличения поступлений в бюджет АРК по всем видам прямых налогов, взимаемых в данный бюджет.

Отобразим это на рисунке 1.

Динамика поступлений прямых налогов в бюджет АРК в 2004-2005 гг.

Рис. 1. Динамика поступлений прямых налогов в бюджет АРК в 2004-2005 гг.

Источник: таблица 1. Далее рассмотрим поступление внутренних налогов на товары и услуги в бюджет АРК за 2004-2005 гг. (табл. 2.).

Таблица 2. Анализ поступления внутренних налогов на товары и услуги в бюджет АРК в 2004-2005гг. (тыс. грн.)

Название показателя.

2004 год.

2005 год.

Абсолютное отклонение показателя, тыс. грн.

Относи-тельное отклонение показателя, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн.

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Внутренние налоги на товары и услуги.

77964,5

37,6

79041,0

33,0

1076,5

1,4

Всего налоговых поступлений.

207352,9

100

239321,0

100

31968,1

15,4

Источники: 1) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 25 декабря 2003 г. №765-3/03; 2) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 29 декабря 2004 г. №1177-4/04.

Рассмотрев данные Министерства Финансов АРК за 2004-2005 гг., можно сделать следующие выводы. Удельный вес внутренних налогов на товары и услуги в сумме налоговых поступлений уменьшился с 37,6% в 2004г. до 33,0% в 2005г., что связано с небольшим ростом данных поступлений по сравнению с прямыми налогами. В 2005г. поступления внутренних налогов в бюджет АРК увеличились на 1076,5 тыс. грн. или на 1,4%, что в основном обусловлено увеличением поступлений платы за лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Рост поступлений данного платежа связан с изменением порядка его уплаты – до 31.03.2005г. плата взималась за лицензию в размере 4000 грн. за год на каждое место торговли, начиная с 31.03.2005г. плата увеличена в 2 раза и взимается с каждого кассового аппарата, определенного в лицензии. Представим динамику поступлений внутренних налогов в бюджет АРК в 2004-2005 гг. графически (рис. 2).

Динамика поступлений внутренних налогов в бюджет АРК в 2004-2005гг.

Рис. 2. Динамика поступлений внутренних налогов в бюджет АРК в 2004-2005гг.

Источник: таблица 2. Следующим шагом будет анализ поступления местных налогов и сборов в бюджет АРК за 2004-2005 гг. (табл. 3).

Таблица 3. Анализ поступления местных налогов и сборов в бюджет АРК в 2004-2005гг. (тыс. грн.)

Название показателя.

2004 год.

2005 год.

Абсолютное отклонение показателя, тыс. грн.

Относи-тельное отклонение показателя, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн.

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Местные налоги и сборы.

7500,0

3,6

6500,0

2,7

-1000

-13,3

Всего налоговых поступлений.

207352,9

100

239321,0

100

31968,1

15,4

Источники: 1) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 25 декабря 2003 г. №765-3/03; 2) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 29 декабря 2004 г. №1177-4/04.

Анализируя данные аналитической таблицы, можно сделать вывод что, несмотря на то, что в 2005 году были введены новые местные сборы (сбор на развитие рекреационного комплекса в АРК с организованных отдыхающих, сбор на развитие рекреационного комплекса с граждан, прибывающих в АРК на управляемых ими автотранспортных средствах, сбор на развитие пассажирского электротранспорта в АРК), поступления от местных налогов и сборов в 2005 году уменьшились на 13,3%. Соответственно удельный вес местных налогов и сборов в налоговых поступлениях уменьшился с 3,6% в 2004г. до 2,7% в 2005г. Данные показатели указывают на зависимость местных органов самоуправления от центральных органов власти. Представим динамику поступлений местных налогов и сборов в бюджет АРК в 2004-2005 гг. графически (рис. 3).

Динамика поступлений местных налогов и сборов в бюджет АРК в 2004-2005 гг.

Рис. 3. Динамика поступлений местных налогов и сборов в бюджет АРК в 2004-2005 гг.

Источник: таблица 3. Вторым этапом анализа доходов бюджета АРК за 2004-2005 гг. будет анализ неналоговых поступлений (табл. 4).

Таблица 4. Анализ неналоговых поступлений в бюджет АРК в 2004-2005гг. (тыс. грн.)

Название показателя.

2004 год.

2005 год.

Абсолютное отклонение показателя, тыс. грн.

Относи-тельное отклонение показателя, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн.

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Доходы от собственности и предпринима-тельской деятельности.

1320,0

2,5

1635,0

2,6

315

23,9

Административ-ные сборы и платежи.

3000,0

5,7

3865,0

6,3

865

28,8

Прочие неналоговые поступления.

229,8

0,5

630,0

1,0

400,2

174,2

Собственные поступления бюджетных учреждений.

48018,9

91,3

55593,6

90,1

7574,7

15,8

Всего неналоговых поступлений.

52568,7

100,0

61725,1

100

9156,4

17,4

Источники: 1) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 25 декабря 2003 г. №765-3/03; 2) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 29 декабря 2004 г. №1177-4/04.

Рассмотрев данные Министерства Финансов АРК за 2004-2005 гг., можно сделать следующие выводы. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. неналоговые поступления в бюджет АРК увеличились на 9156,4 тыс. грн. (на 17,4%).

Рост данных поступлений в основном связан с увеличением собственных поступлений бюджетных учреждений, которые увеличились с 48018,9 тыс. грн. в 2004 г. до 55593,6 тыс. грн. в 2005 г. (на 15,8%). Также увеличились доходы от собственности и предпринимательской деятельности, в основном за счет поступлений средств от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, которые в 2005 г. составили 1600,0 тыс. грн. (в 2004 г. – 1300,0 тыс. грн.). Рост прочих неналоговых поступлений в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составил 174,2% (400,2 тыс. грн.). Увеличение поступлений от административных налогов и сборов в основном связано с поступлениями платы за аренду имущественных комплексов и другого имущества, которое находится в коммунальной собственности (данные поступления в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличились на 865 тыс. грн. или на 28,8%).

Наибольший удельный вес в неналоговых поступлениях бюджета АРК занимают собственные поступления бюджетных учреждений (а именно плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями), доля которых в общей сумме неналоговых поступлений в 2004 г. составила 90,1% (в 2004 г. – 91,3%).

Представим динамику неналоговых поступлений в бюджет АРК графически (рис. 4).

Динамика неналоговых поступлений в бюджет АРК в 2004-2005 гг.

Рис. 4. Динамика неналоговых поступлений в бюджет АРК в 2004-2005 гг.

Источник: таблица 4. Третьим этапом анализа доходов бюджета АРК за 2004-2005 гг. будет анализ доходов от операций с капиталом (табл. 5).

Таблица 5. Анализ доходов от операций с капиталом в бюджете АРК в 2004-2005гг. (тыс. грн.)

Название показателя.

2004 год.

2005 год.

Абсолютное отклонение показателя, тыс. грн.

Относи-тельное отклонение показателя, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн.

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Поступления от продажи основного капитала.

42653,4

100

36105,6

100

-6547,8

-15,4

Всего доходов от операций с капиталом.

42653,4

100

36105,6

100

-6547,8

-15,4

Источники: 1) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 25 декабря 2003 г. №765-3/03; 2) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 29 декабря 2004 г. №1177-4/04.

Таким образом в 2005 г. доходы от операций с капиталом в бюджете АРК составили 36105,6 тыс. грн., что на 6547,8 тыс. грн. (на 15,4%) меньше, чем в 2004 г. Основной источник этого вида доходов бюджета АРК – поступления от продажи основного капитала, а именно поступления от отчуждения имущества, принадлежащего АРК. Уменьшение этих поступлений связано с завершением приватизационных процессов в АРК. Представим динамику доходов от операций с капиталом в бюджете АРК графически (рис. 5).

Динамика доходов от операций с капиталом в бюджете АРК в 2004-2005 гг.

Рис. 5. Динамика доходов от операций с капиталом в бюджете АРК в 2004-2005 гг.

Источник: таблица 5. Четвертым этапом анализа доходов бюджета АРК за 2004-2005 гг. будет анализ целевых фондов (табл. 6).

Таблица 6. Анализ целевых фондов, сформированных в бюджете АРК в 2004-2005гг. (тыс. грн.)

Название показателя.

2004 год.

2005 год.

Абсолютное отклонение показателя, тыс. грн.

Относи-тельное отклонение показателя, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн.

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Сбор за загрязнение окружающей природной среды.

3000,0

48,3

3500,0

66,1

500,0

16,7

Целевые фонды, образованные ВР АРК.

3210,5

51,7

1795,0

33,9

-1415,0

-44,1

Всего целевых фондов.

6210,5

100,0

5295,0

100,0

-915,5

-14,7

Источники: 1) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 25 декабря 2003 г. №765-3/03; 2) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 29 декабря 2004 г. №1177-4/04.

Таким образом, средства целевых фондов, сформированных в бюджете АРК в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшились на 915,5 тыс. грн. (на 14,7%), что связано в основном с уменьшением целевых фондов, образованных Верховной Радой АРК.

Поступления от сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2005 г. составили 3500,0 тыс. грн., что на 500 тыс. грн. больше, чем в 2004 г. Доля данных поступлений в общей сумме целевых фондов в увеличилась с 48,3% в 2004 г. до 66,1% в 2005 г.

Представим структуру целевых фондов, сформированных в бюджете АРК в 2004-2005 гг. графически (рис. 6).

Структура целевых фондов, сформированных в бюджете АРК в 2004-2005 гг. 1Структура целевых фондов, сформированных в бюджете АРК в 2004-2005 гг. 2

Рис. 6. Структура целевых фондов, сформированных в бюджете АРК в 2004-2005 гг.

Источник: таблица 6. И, наконец, завершающим этапом анализа доходов бюджета АРК за 2004-2005 гг. будет анализ трансфертов, полученных в бюджет АРК из Государственного бюджета Украины (табл. 7).

Таблица 7. Анализ трансфертов, полученных в бюджет АРК из Государственного бюджета Украины в 2004-2005гг. (тыс. грн.)

Название показателя.

2004 год.

2005 год.

Абсолютное отклонение показателя, тыс. грн.

Относи-тельное отклонение показателя, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн.

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Дотация выравнивания.

105400,9

21,1

196124,9

29,5

90724,0

86,1

Дополнитель-ные дотации.

123050,9

24,7

137342,9

20,6

14292,0

11,6

Субвенции

270728,0

54,2

332268,8

49,9

61540,8

22,7

Всего трасфертов из Государствен-ного бюджета Украины.

499179,8

100,0

665736,6

100,0

166556,8

33,4

Источники: 1) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 25 декабря 2003 г. №765-3/03; 2) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 29 декабря 2004 г. №1177-4/04.

Рассмотрев данные Министерства Финансов АРК относительно объемов трансфертов, полученных бюджетом АРК из Государственного бюджета Украины в 2004-2005 гг., можно сделать следующие выводы. Дотация выравнивания из Государственного бюджета Украины в бюджет АРК в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличилась на 90724 тыс. грн. или на 86,1%, что связано с ухудшением доходной способности бюджета АРК в 2005 г. Также увеличился в 2005 г. объем дополнительных дотаций в бюджет АРК (на 11,6% за анализируемый период). Так, в 2005 г. с целью оказания финансовой помощи и улучшения ситуации в городах и районах бюджету АРК предусмотрена дополнительная дотация на уменьшение фактических диспропорций между местными бюджетами в связи с неравномерностью сети бюджетных учреждений в размере 44046,4 тыс. грн (более чем в 3 раза больше, чем в 2004 г.). В 2005 г. бюджет АРК также получил дополнительную дотацию на поэтапное введение условий оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки и обеспечения расходов на оплату труда в сумме 54208 тыс. грн., а также дополнительную дотацию на обеспечение осуществления расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными действующим законодательством условиями оплаты труда и размером минимальной заработной платы, проведения расчетов за электрическую энергию, тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, которые потребляются бюджетными учреждениями в сумме 9088,5 тыс. грн. В то же время дополнительная дотация на осуществление полномочий, установленных Законом Украины «Об утверждении Конституции АРК» в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшилась на 20000 тыс. грн.

Среди субвенций, выделенных Государственным бюджетом Украины бюджету АРК в 2005 г. наибольшую долю занимают субвенции на предоставление льгот различным категориям граждан (около 126 млн. грн. или 40% от всей суммы субвенций). В 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 69 млн. грн. (на 90%) увеличилась субвенция на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства и детям инвалидам, сумма которой в 2005 г. составила 145968 тыс. грн. В 2005 г. Государственным бюджетом Украины бюджету АРК также была выделена субвенция на строительство газопроводов-отводов и газификацию населенных пунктов, в первую очередь сельских в сумме 17,7 млн. грн.; субвенция на осуществление мероприятий, направленных на преодоление детской безнадзорности и беспризорности в размере 1,6 млн. грн.: субвенция на осуществление выплат, определенных Законом Украины «О реструктуризации задолженности по выплатам, предусмотренным статьей 57 Закона Украины «Об образовании» педагогическим, научно-педагогическим и прочим категориям работников учебных заведений» в размере 23,7 млн. грн.

Представим динамику поступления трансфертов из Государственного бюджета Украины в бюджет АРК в 2004-2005 гг. графически (рис. 7).

Динамика поступления трансфертов из Государственного бюджета Украины в бюджет АРК в 2004-2005 гг.

Рис. 7. Динамика поступления трансфертов из Государственного бюджета Украины в бюджет АРК в 2004-2005 гг.

Источник: таблица 7. Для подведения общих итогов данной работе построим сводную таблицу основных источников доходов АРК за 2004-2005 гг. (табл. 8).

Таблица 8. Доходы бюджета АРК за 2004-2005 гг. (тыс. грн.)

Название показателя.

2004 год.

2005 год.

Абсолютное отклонение показателя, тыс. грн.

Относи-тельное отклонение показателя, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн.

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Абсолютное значение показателя, тыс. грн

Удельный вес к сумме налоговых поступлений, %.

Налоговые поступления.

207352,9

25,7

239321,0

23,7

31968,1

15,4

Неналоговые поступления.

52568,7

6,5

61725,1

6,1

9156,4

17,4

Доходы от операций с капиталом.

42653,4

5,3

36105,6

3,6

-6547,8

-15,4

Целевые фонды.

6210,5

0,8

5295,0

0,5

-615,5

-14,7

Официальные трансферты из Государственного бюджета Украины.

499179,8

61,7

665736,6

66,1

166556,8

33,4

Всего доходов.

807965,3

100

1008183,3

100

200518,0

24,8

Источники: 1) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 25 декабря 2003 г. №765-3/03; 2) Приложение 1 к Постановлению Верховной Рады АРК от 29 декабря 2004 г. №1177-4/04.

Таким образом, доходы бюджета АРК в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличились на 200518 тыс. грн. или на 24,8%. Рост доходов бюджета АРК связан с увеличением налоговых и неналоговых поступлений, а также объема трансфертов из Государственного бюджета Украины.

Увеличение налоговых поступлений в бюджет АРК в 2005г. (на 15,4% за анализируемый период) в основном связано с увеличением поступления налога с доходов физических лиц, налога с владельцев транспортных средств, платы за землю, платы за лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, в то время как поступления от местных налогов и сборов в бюджет уменьшились. Рост неналоговых поступлений (на 17,4% за анализируемый период) в 2005 г. обусловлен увеличением собственных поступлений бюджетных учреждений. Увеличение полученных трансфертов бюджетом АРК в 2005 г. произошло за счет увеличения дотации выравнивания на 86,1% или на 90,7 млн. грн., а также за счет увеличения выделенных субвенций на 22,7% или на 61,5 млн. грн. по сравнению с 2004 г. В то же время за анализируемый период уменьшились доходы от операций с капиталом (в основном за счет завершения процессов приватизации), а также целевые фонды, образованные ВР АРК.

В структуре доходов бюджета АРК наибольший удельный вес занимают официальные трансферты из Государственного бюджета Украины, доля которых в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличилась с 61,7% до 66,1%. Отсюда можно выделить основную проблему формирования доходов бюджета АРК – низкая финансовая самостоятельность, зависимость местных органов самоуправления от центральных органов власти. Основные направления совершенствования формирования доходной части бюджета АРК будут представлены во второй части данной работы.

II. Направления совершенствования формирования доходной части бюджета АРК.

Как было указано в первой части данной работы, основная проблема формирования доходной части бюджета АРК – это несовершенная структура доходов бюджета, высокий удельный вес официальных трансфертов из Государственного бюджета Украины, в то время как распределение доходов между отдельными видами бюджетов должно обеспечить бюджет каждого уровня величиной доходов, достаточных для финансирования закрепленных за этим уровнем расходов.

«Большие» налоги с широкой налоговой базой рассматриваются в ряде зарубежных стран как совместные, которые распределяются в различные уровни бюджетной системы (например, в Германии, Австрии, Канаде, Испании и некоторых других). Так, в Германии к совместным налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог с корпораций и НДС; в Австрии – налог на доходы и НДС; в Испании – налог на доходы физических лиц, НДС. Поэтому, согласно с принципом широты налоговой базы определенная часть основных высокодоходных налогов – НДС и налог на прибыль предприятий должна поступать, по нашему мнению в местные бюджеты АРК. Это значительно повлияло бы на повышение доходов местных бюджетов АРК, на полноту сбора данных налогов на всех уровнях бюджетной системы, содействовало бы заинтересованности в этом местных органов самоуправления АРК, т. к. для получения своей доли от общего налога органы власти на местах будут заинтересованы в увеличении общего объема поступления этих налогов.

Нами предлагается следующие нормативы распределения данных налогов:

- норматив отчислений от НДС в бюджет АРК – 30% от общего объема НДС, уплачиваемого на территории АРК;

- норматив отчислений от налога на прибыль предприятий в бюджет АРК – 50% от общего объема данного налога, уплачиваемого на территории АРК.

Для справедливого распределения налога с доходов физических лиц между уровнями бюджетной системы, необходимо усовершенствовать сам механизм уплаты этого налога. Основным видом поступлений налога с доходов физических лиц являются платежи от налоговых агентов – организаций и иных работодателей. Зачисление этих поступлений осуществляется в бюджеты по месту налогового учета этих агентов. Это означает, что в местные бюджеты не поступает налог с доходов граждан, основное место работы которых находится за пределами определенного села, поселка, города. По подсчетам ученых Киевского института социологии в целом по Украине города областного, районного подчинения, поселки, села недополучают более 7 млрд. грн. в год[3]. За счет этих средств можно бы было снизить социальное напряжение и дисбаланс между столицей, областными центрами и небольшими городами, поселками и селами. Решением данной проблемы является введение единого порядка уплаты налога с доходов физических лиц по месту проживания физического лица, при использовании декларации о доходах, как это делается в США.

Аналогично налог на прибыль предприятий следует уплачивать по месту экономической деятельности его структурных подразделений.

Также необходимо увеличить уровень собственных доходов бюджета АРК. Одним из наибольших собственных доходов бюджета АРК может быть налог на имущество граждан. Это налог должен быть собственным местным налогом, размеры которого, порядок уплаты, базу налогообложения и льготы устанавливают местные органы власти АРК. По сравнению с другими видами местных налогов этот налог имеет ряд преимуществ. Имущество физических лиц размещено на территории, которая находится в подчинении местных органов власти. По своей сути этот налог фиксированный, его легко вычислить и собрать.

Опыт стран с развитой экономикой подтверждает, что постепенно налог на имущество стает основным источником доходов местных бюджетов. Причем наблюдается высокий уровень полномочий местных органов власти относительно установления ставок налога и предоставления льгот. Наиболее характерным в этом отношении является пример США. До 30-х годов XX столетия налог на имущество юридических и физических лиц был наиболее важным источником доходов штатов. Позже он стал поступать в местные бюджеты.

Нами предлагается следующая ставка налога на имущество – 2% от рыночной стоимости имущества.

Целесообразно также ввести как разновидность налогов на имущество налог на богатство, в связи со значительным увеличением в Украине (в частности в Крыму) количества богатых граждан и огромным разрывом между очень богатыми и очень бедными гражданами. Это – налог на яхты, дорогие автомобили, частные самолеты, вертолеты, виллы и т. д. (особенно действенным данный вид налога будет на ЮБК). Так, в Италии планируется ввести этот налог в текущем, 2006 г., поступления от которого будут составлять 1 млрд. дол. США. Например, собственники вилл общей площадью более 200 м2, которые находятся не далее 2-х миль от побережья моря, будут обязаны вносить в региональный бюджет 3600 дол. в год. Кроме этого, за каждый дополнительный квадратный метр следует доплачивать 175 дол. Собственники домом, расположенных в 300-х метрах от моря, будут уплачивать налог на 20% больше. Новый закон будет касаться 150 тыс. вилл. Кроме этого, планируется ввести 25 процентный налог на продажу недвижимости[4].

Таким образом, для усовершенствования формирования доходной части бюджета АРК необходимо предпринять следующие шаги:

1) передать часть поступлений от НДС и налога на прибыль предприятий в бюджет АРК;

2) ввести в качестве местного налога налог на имущество граждан, и, как его разновидность, налог на богатство;

3) усовершенствовать порядок уплаты налога с доходов физических лиц.

[1] АРК у цифрах у 2005 році: короткий статистичний довідник / За ред. В. І. Колеснік. – Сімферополь: ГУ статистики в АРК. – 2006. – С. 162.

[2] АРК у цифрах у 2005 році: короткий статистичний довідник / За ред. В. І. Колеснік. – Сімферополь: ГУ статистики в АРК. – 2006. – С. 160.

[3] Павлюк К. В. Формування доходів місцевих бюджетів // Фінанси України. – 2006. - №4. – С. 34.

[4] Павлюк К. В. Формування доходів місцевих бюджетів // Фінанси України. – 2006. - №4. – С. 36-37.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить