Самостоятельные и контрольные работы по экономике

Практическая работа по дисциплине «Местные финансы». Тема: «Анализ межбюджетных отношений в Украине».

Подготовил: Чакалов Владимир.

Введение.

Межбюджетные отношения – это отношения между государством, АРК и местным самоуправлением по обеспечению соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения функций, предусмотренных конституцией Украины и законами Украины. Во взаимоотношениях между Государственным бюджетом Украины и местными бюджетами существует много проблем, которые необходимо решить в ближайшем будущем. Поэтому вопрос межбюджетных отношений на сегодняшний день является актуальным.

Цель данной работы – рассмотреть механизм межбюджетных отношений в АРК и предложить пути их реформирования.

Задачи:

1. Сделать анализ межбюджетных трансфертов из Государственного бюджета Украины бюджету АРК, бюджетам городов и районов АРК.

2. Определить проблемы в межбюджетных отношениях в АРК.

3. Рассмотреть иностранный опыт отношений между бюджетами различных уровней и на основе этого – предложить пути реформирования межбюджетных отношений в Украине.

I. Анализ межбюджетных отношений в АРК за 2004-2006 гг.

Согласно данным Министерства Финансов Украины дотация выравнивания из Государственного бюджета Украины бюджету АРК и бюджетам городов и районов предусмотрена в 2006 году в размере 821,9 млн. грн. и увеличена по сравнению с 2005 годом на 47,1%. Средства, подлежащие передаче в Государственный бюджет Украины, предусматриваются в 2006 году из бюджетов городов Симферополя и Ялты в общей сумме 18775,5 тыс. грн. (2005 год – 27009,4 тыс. грн. по 4 городам: Симферополь, Джанкой, Красноперекопск, Ялта).

Объемы средств, подлежащие передаче в Государственный бюджет Украины из бюджетов городов АРК представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Средства, подлежащие передаче в Государственный бюджет Украины из городов АРК в 2004-2006 гг. (тыс. грн.)

Город

2004 год

2005 год

2006 год

Изменение показателя.

Симферополь

19545,2

21749,3

17952,8

-1592,4

Армянск

920,2

0,0

0,0

-920,2

Джанкой

1351,1

1238,9

0,0

-1351,1

Красноперекопск

1,8

0,0

0,0

-1,8

Феодосия

1529,5

0,0

0,0

-1529,5

Ялта

0,0

4019,4

822,7

822,7

Источник: Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» от 20 декабря 2005 года № 3235-ІV.

Представим данные о средствах, подлежащих передаче в Государственный бюджет Украины из городов АРК в 2004-2006 гг. графически (рисунок 1.1).

Средства, подлежащие передаче в Государственный бюджет Украины в 2004-2006 гг. (тыс. грн.).

Рисунок 1.1: Средства, подлежащие передаче в Государственный бюджет Украины в 2004-2006 гг. (тыс. грн.).

Источник: Таблица 1.1.

Город Симферополь является бюджетообразующим, потому что в нем наибольшее количество населения и большое количество предприятий и организаций и, следовательно, большие поступления налога с доходов физических лиц в бюджет города. Основной источник поступления средств в бюджет города Ялты – платежи курортных и санаторных предприятий, а также плата за землю. В 2005 году в Государственный бюджет Украины средства перечислялись из четырех городов: Симферополя, Джанкоя, Красноперекопска и Ялты, что указывает на ухудшение экономической ситуации в АРК в 2006 году.

Дотации выравнивания из Государственного бюджета Украины бюджетам городов АРК в 2004-2006 годах были перечислены в следующих объемах – таблица 1.2.

Таблица 1.2. Дотации выравнивания из Государственного бюджета Украины бюджетам городов АРК в 2004-2006 гг. (тыс. грн.)

Город

2004 год

2005 год

2006 год

Изменение показателя

Алушта

3372,5

4097,5

7079,2

3706,7

Армянск

0,0

537,6

2635,7

2635,7

Евпатория

14943,4

16676,4

26615,0

11671,6

Керчь

7074,7

14418,6

32800,7

25726,0

Саки

2939,4

3898,9

6594,5

3655,1

Судак

2597,5

4973,7

6939,8

4342,3

Феодосия

0,0

4681,7

16788,6

16788,6

Ялта

4893,1

0,0

0,0

-4893,1

Источник: Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» от 20 декабря 2005 года № 3235-ІV.

Представим динамику поступлений дотаций выравнивания из Государственного бюджета Украины бюджетам городов АРК в 2004-2006 гг. графически (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2: Дотация выравнивания из Государственного бюджета Украины бюджетам городов АРК в 2004-2006 гг. (тыс. грн.).

Источник: Таблица 1.2.

Согласно данным МФУ в 2006 году дотации выравнивания из Государственного бюджета Украины получили 7 городов: Алушта, Армянск, Евпатория, Керчь, Саки, Судак, Феодосия, причем объем их с каждым годом увеличивается. Например, в Евпатории – на 78,1% по сравнению с 2004 годом, в Керчи – на 363,6%, в Алуште – на 109,9%. Эти города имеют огромный потенциал, но им не хватает стабильных источников поступлений в бюджет, таких как, например, налог на прибыль.

Дотации выравнивания из Государственного бюджета Украины бюджетам районов АРК в 2004-2006 годах были перечислены в следующих объемах – таблица 1.3.

Таблица 1.3. Дотации выравнивания из Государственного бюджета Украины бюджетам районов АРК в 2004-2006 гг. (тыс. грн.)

Район

2004 год

2005 год

2006 год

Изменение показателя

Бахчисарайский

15813,6

24577,8

35163,8

19350,2

Белогорский

15302,4

23536,5

32858,3

17555,9

Джанкойский

26392,1

38926,4

53662,4

27270,3

Кировский

12890,3

20060,9

27054,6

14164,3

Красногвардейский

19258,6

31488,3

41529,7

22271,1

Красноперекопский

8310,5

13392,8

17440,1

9129,6

Ленинский

13479,4

21636,7

31833,7

18354,3

Нижнегорский

12375,5

21247,2

28050,3

15674,8

Первомайский

9700,2

14725,4

19254,7

9554,5

Раздольненский

8509,7

13159,1

18662,0

10152,3

Сакский

19697,6

28876,5

36928,0

17230,4

Симферопольский

29005,5

41495,4

62889,0

33883,5

Советский

8675,8

13391,4

17474,3

8798,5

Черноморский

2641,2

7031,9

10127,9

7486,7

Источник: Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» от 20 декабря 2005 года № 3235-ІV.

Таким образом в 2006 году дотацию выравнивания из Государственного бюджета Украины получили все районы Крыма. Наибольшую из них – Симферопольский р-н (62889,0 тыс. грн.), Джанкойский р-н (53662,4 тыс. грн.), Красногвардейсий р-н (41529,7 тыс. грн.). В то же время дотации с каждым годом увеличиваются, что указывает на ухудшение экономической ситуации в регионах Крыма. Основные причины – упадок сельского хозяйства, отток рабочей силы в города.

Представим динамику поступлений дотаций выравнивания из Государственного бюджета Украины бюджетам городов АРК в 2004-2006 гг. графически (рисунок 1.3).

Дотация выравнивания из Государственного бюджета Украины бюджетам районов АРК в 2004-2006 гг. (тыс. грн.).

Рисунок 1.3: Дотация выравнивания из Государственного бюджета Украины бюджетам районов АРК в 2004-2006 гг. (тыс. грн.).

Источник: Таблица 1.3.

Положительные и отрицательные трансферты местным бюджетам рассчитываются по одной и той же формуле:

Ti = ai(Vi – Di)

где Ti – трансферты, Vi – прогнозная сумма расходов, Di – прогнозная сумма доходов, ai – коэффициент выравнивания.

Согласно этой формуле превышение доходов местных бюджетов над расходами приводит к увеличению изъятий в Государственный бюджет. Таким образом происходит «эффект замещения», потому что местным органам власти нет смысла стремиться к увеличению доходов в связи с тем, что прирост фактических доходов местных бюджетов учитывается при определении трансфертов. Это снижает заинтересованность местных органов власти в формировании жестких бюджетных ограничений, наращивании налогового потенциала АРК. Частичная компенсация изъятий финансовых ресурсов из местных бюджетов осуществляется за счет предоставления субвенций и дотаций выравнивания. Несмотря на то, что выбор направлений использования дотации выравнивания может определяться местными органами власти самостоятельно, на их решения существенно влияет необходимость финансирования бюджетных программ. Это связано с тем, что за счет местных бюджетов финансируются не только блага и услуги, которые предоставляются по решению органов местного самоуправления, а и те, которые предоставляются по решению центральных органов власти.

Для решения данных проблем необходимо решить следующие задачи:

1. Усовершенствовать методику расчета трансфертов местным бюджетам так, чтобы органам местного самоуправления было выгодно увеличивать объемы поступления средств в бюджет.

2. Предоставить местным органам власти больше самостоятельности в выборе направлений расходования средств бюджета (в т. ч поступивших трансфертов).

Рассмотрим объемы трансфертов в доходах бюджета АРК в 2005-2006 годах (таблица 1.4).

Таблица 1.4. Трансферты в доходах бюджета АРК в 2005-2006 гг. (тыс. грн.)

Трансферы

2005 г

2006 г.

Изменение величины трасфертов

абсолютное

относительное

1.Дотация выравнивания

196124,9

284043,0

87918,1

44,8

2.Дополнительные дотации

137342,9

37961,6

-99381,3

-72,4

3.Субвенции

332268,8

477862,7

145593,9

43,8

Всего трасфертов

665736,6

799867,3

134130,7

20,1

Источник: Постановление ВР АРК «О бюджете АРК на 2006 год» от 22 февраля 2006 г. № 1579-4/06.

Согласно данным Министерства Финансов АРК трансферты в доходах бюджета АРК в 2006 году увеличились по сравнению с 2005 годом на 20,1% или на 134130,7 тыс. грн. Дотация выравнивания из Государственного бюджета Украины в бюджет АРК в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 87918,1 тыс. грн. или на 44,8%, что связано с ухудшением доходной способности бюджета АРК в 2006 г. Среди субвенций, выделенных Государственным бюджетом Украины бюджету АРК в 2006 г. наибольшую долю занимают субвенции на предоставление льгот различным категориям граждан (около 332 млн. грн. или 69,5% от всей суммы субвенций). В 2006 году из Государственного бюджета Украины была предоставлена субвенция на обеспечение общеобразовательных учебных заведений современными техническими средствами обучения по естественно-математическим и технологическим дисциплинам в размере 629,6 тыс. грн.; субвенция на приобретение вагонов для коммунального электротранспорта (троллейбусов и трамваев) в размере 4800,0 тыс. грн.; субвенция на приобретение школьных автобусов для подвоза детей, которые проживают в сельской местности в размере 6304,4 тыс. грн. и другие субвенции. В 2006 г. с целью оказания финансовой помощи и улучшения ситуации в городах и районах бюджету АРК предусмотрена дополнительная дотация на уменьшение фактических диспропорций между местными бюджетами в связи с неравномерностью сети бюджетных учреждений в размере 7961,6 тыс. грн. Представим динамику поступления трансфертов из Государственного бюджета Украины в бюджет АРК в 2005-2006 гг. графически (рис. 1.4).

 Динамика поступления трансфертов из Государственного бюджета Украины в бюджет АРК в 2004-2005 гг.

Рис. 1.4. Динамика поступления трансфертов из Государственного бюджета Украины в бюджет АРК в 2004-2005 гг.

Источник: Таблица 1.4.

II. Международный опыт межбюджетных отношений.

Особенности межбюджетных отношений во Франции.

Местные власти во Франции обладают значительными финансовыми полномочиями, ограниченными только условиями соблюдения законодательства и контролем над сбалансированностью бюджетов. Несмотря на широкие полномочия, местные расходы и доходы составляют незначительную долю ВВП (около 10%). Бюджетная система Франции похожа на бюджетную систему Украины, имеет те же проблемы. Она характеризуется высокой неравномерностью местных налоговых ресурсов, большим количеством местных налогов и сложностью системы трансфертов, передаваемых центральным правительством на местный уровень. Система налогообложения на местном уровне в последние годы была существенно изменена центральным правительством. Например, была централизована часть налога на имущество за счет долей регионов и департаментов, отменен налог на транспортные средства. Из-за этого местные власти потеряли часть своих налоговых инструментов и на данный момент не могут проводить независимую от центра налоговую политику, хотя финансовые потери от отмены налогов центр компенсирует трансфертами, передаваемых на местный уровень. Аналогичные процессы происходят и в Украине.

Особенности межбюджетных отношений в Австрии.

Основной принцип межбюджетных отношений в Австрии – собственные расходы каждый уровень власти должен полностью покрывать собственными доходами. Таким образом, распределение расходных полномочий между всеми уровнями влечет соответствующее распределение налоговых доходов между ними. Достигается это тем, что практически все налоги являются разделяемыми на долевой основе, что фактически исключает возможность влияния субнациональных органов власти на порядок исчисления и уплаты налогов, хотя и земли, и муниципалитеты могут вводить свои собственные налоги. Пропорции деления налогов между федеральным бюджетом и бюджетами земель сроком на 5 лет устанавливаются федеральным Законом бюджетного выравнивания. Параметры деления налогов в этом законе определяются в процессе переговоров земель с федерацией, которая, впрочем, может их изменять и в одностороннем порядке. Денежные трансферты ввиду существования большого числа разделяемых на долевой основе налогов относительно невелики, и все они носят исключительно целевой характер.

Особенности межбюджетных отношений в США.

Входящие в состав США 50 штатов обладают широкими бюджетно-налоговыми полномочиями. В частности, они имеют право вводить такие же прямые налоги, которые существуют на уровне федерации, и определять как ставки, так и базу налогообложения. Этот механизм необходимо использовать и в Украине. Тем не менее, штаты не обладают полномочиями по установлению косвенных налогов – налога с оборота или НДС. Считается, что использование штатами таких налогов препятствовало бы свободе торговли на территории страны в целом. К расходным полномочиям федерального правительства относится финансирование обороны, международных отношений, комических исследований, почты и частично – охраны правопорядка. Все три уровня бюджетной системы осуществляют расходы на образование, жилищное строительство, общественный транспорт. В США никогда не декларировалась необходимость выравнивания социально-экономического развития штатов и достижение относительно равных среднедушевых расходов по стране в целом. Дифференциация бюджетных расходов между штатами достаточно высока и достигает 2,5 раз. Тем не менее, из федерального бюджета оказывается значительная помощь штатам. На эти цели используется до 16,5% всех расходов бюджета центрального правительства. Финансовая помощь оказывается в виде 160 целевых трансфертов. Кроме этого, большие ресурсы выделяются для финансирования проектов на конкурсной основе.

Особенности межбюджетных отношений в Канаде.

В Канаде используется децентрализованная модель межбюджетных отношений. Она характеризуется, прежде всего, относительно высокой долей региональных и местных налогов в консолидированном бюджете страны, а также наличием у властей штатов и муниципалитетов полномочий вводить собственные налоги. Причем перечень налогов на федеральном уровне не определяется. Регулирующих налогов в Канаде нет. Это означает, что субнациональные власти проводят полностью самостоятельную политику. Опыт Канады, относительно местных налогов, может быть использован в Украине для увеличения самостоятельности местных органов самоуправления. Бюджетная система Канады состоит из трех уровней. Два из них (федеральный и региональный) составляют государственную власть; третий (муниципальный) подчиняется законодательным властям провинций и территорий. К расходным полномочиям центрального правительства Канады относятся оборона, железнодорожный и воздушный транспорт, помощь безработным. Совместные полномочия центрального и субнационального правительства включают расходы на поддержку промышленности и сельского хозяйства, на пенсионное обеспечение. К компетенции субнациональных властей относится финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительной деятельности, дорожного строительства.

Особенности межбюджетных отношений в Германии.

Модель межбюджетных отношений, используемую в Германии, можно охарактеризовать как смешанную. В состав этого федеративного государства входит 16 земель. Их законодательные и исполнительные органы образуют второй уровень государственной власти и, соответственно, второй уровень бюджетной системы. Третий уровень бюджетной системы представлен местными органами власти. Перечень всех налогов, которые могут вводиться на территории страны, определен в Конституции Германии. К совместно взимаемым регулирующим налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на доходы корпораций, косвенные налоги (НДС и налог на импорт). В сумме данные налоги составляют около 70% доходов консолидированного бюджета. Опыт Германии, относительно использования «больших» налогов как регулирующих должен быть использован в Украине. К расходным полномочиям федеральных властей Германии относятся оборона, социальная сфера, почта, телекоммуникации, транспорт, а также определенная доля расходов на образование и здравоохранение. Основная доля расходов на образование (95%) приходится на бюджеты земель.

Заключение.

В заключение можно отметить, что межбюджетные отношения в Украине далеки от совершенства. Существует большое количество проблем, которые необходимо решать в ближайшее время. Основные из них – высокая степень зависимости местных органов самоуправления от центральных органов власти и несовершенные механизмы формирования межбюджетных трансфертов и финансирования выравнивания. Для решения данных проблем необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. Усовершенствовать методику расчета трансфертов местным бюджетам так, чтобы органам местного самоуправления было выгодно увеличивать объемы поступления средств в бюджет.

2. Предоставить местным органам власти больше самостоятельности в выборе направлений расходования средств бюджета (в т. ч поступивших трансфертов).

При реформировании украинской модели межбюджетных отношений может быть использован опыт таких стран как Германия, Канада, Испания, где «большие» налоги с широкой базой налогообложения (НДС, подоходный налог, налог на прибыль корпораций) рассматриваются как общие, которые распределяются в разные уровни бюджетной системы и в которых местные органы самоуправления имеют широкие бюджетно-налоговые полномочия. Особенно интересен опыт Австрии, где основной принцип межбюджетных отношений следующий – собственные расходы каждый уровень бюджетной системы должен полностью обеспечивать собственными доходами.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить