Методические указания по экономическим темам

Анализ прохождения производственной практики студентами экономических специальностей на предприятиях АПК

Колпакова Н. – студентка 5-го курса, ЮФ «КАТУ» НАУ

Еримизина М. И. – к. э.н., доцент, зав. кафедрой финансов и кредита

В статье дана оценка субъективных и объективных факторов, влияющих на эффективность и полезность прохождения студентами производственной практики и предложены пути решения проблем производственной практики студентов экономических специальностей на предприятиях АПК

У статті дана оцінка суб'єктивних і об'єктивних чинників, що впливають на ефективність і корисність проходження студентами виробничої практики і запропоновані шляхи вирішення проблем виробничої практики студентів економічних спеціальностей на підприємствах АПК

This article is under view on estimating of visual and objective factors, which affect the efficiency and utility of keeping the practical training by students; also some problem solutions of the practical training for students with economic specialty on agricultural enterprises are offered.

Простановка проблемы. Производственная практика студентов на предприятиях АПК имеет огромное значение в учебном процессе и воспитании специалистов. Студенты получают практический опыт и навыки в ведении бухгалтерского учета, аудита, планировании и финансировании деятельность предприятий, принятии производственных решений, адекватных современным условиям перехода Украины к рынку. Информацию для принятия таких решений предоставляют специалисты бухгалтерии, планово – экономического и финансового отделов. Именно поэтому производственная практика студентов экономических специальностей является наиболее актуальной и насущной проблемой, ведь именно эта категория студентов работает с информацией, которая является коммерческой тайной предприятия. Здесь проявляется первое и основное противоречие целей и задач производственной практики и целей и задач предприятий.

Цель исследования. Изучение факторов, которые влияют на эффективность и полезность производственной практики студентами экономических специальностей и поиск реальных путей улучшения хода практики.

Изложение основного материала. Целями и задачами производственной практики студентов экономических специальностей являются:

· закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков организации бухгалтерского учета, внутреннего аудита, финансовой работы, экономического планирования и управления производством и предприятием в целом;

· изучение методов и способов организации и планирования деятельности предприятия, анализа его финансовой деятельности;

· проведение анализа производственной и финансовой деятельности предприятии;

· анализ взаимоотношение сельскохозяйственных предприятий с финансовой и бюджетной сферами.

Реалии прохождения производственной практики студентами показывают, что только 17% опрошенных студентов пятых курсов учетно-финансового факультета и экономики и менеджмента ЮФ «КАТУ» НАУ действительно изо дня в день проходили практику согласно индивидуальному плану – графику прохождения практики. Основная масса студентов – 59% пребывала на производственной практике фактически не более одной недели, и 21% респондентов – от 10 – 16 дней посвятили производственной практике, 3% студентов вообще не проходили практику, а лишь приехали на базу практики с целью поставить печати и подписи на отчете о производственной практике. При этом только 23% из всех респондентов, действительно проходивших практику на предприятии, были действительно задействованы на работах, связанных с программой практики и реально работали, 34% - были направлены на полевые работы как минимум на 3 дня, остальные – только собирали информацию, необходимую для написания отчета о производственной практике и вообще не выполняли никаких поручений и обязанностей.

Исходя из этих данных, были определены основные факторы, которые влияют на эффективность и полезность прохождения практики студентов на предприятиях АПК:

- субъективные;

- объективные.

Субъективные факторы не зависят от влияния внешних факторов и предопределяются исходя из личных качеств, характера и темперамента студентов.

Объективные факторы оказывают комплексное влияние на эффективность и полезность прохождения производственной практики и данное влияние нивелировать практически невозможно, ведь они зависят от развития государства в целом и образования в частности.

Для оценки влияния субъективных и объективных факторов на эффективность и полезность прохождения производственной практики на предприятиях АПК используем метод Breinstorming с помощью метода парного сравнения на основе многомерного шкалирования. Для этого была создана экспертная комиссии, в которую вошли студенты 5 курса учетно – финансового факультета.

Данной комиссии был представлен ряд различных субъективных и объективных факторов, для которых члены комиссии на основе метода парного сравнения многофакторного шкалирования (значения 3, 5, 7, 9) была составлена сводная таблица, отражающая степень влияния таких факторов (табл.1).

В ходе экспертной оценки были выявлены факторы, которые, по мнению экспертов оказывают наибольшее влияние на эффективность и полезность производственной практики. Среди них можно определить следующие:

Таблица 1 – Экспертная оценка влияния субъективных и объективных факторов на эффективность и полезность прохождения производственной практики на предприятиях АПК

№ фак-тора

Факторы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Произведение

Гармоничес-кая

Структура

1.

Нежелание студентов проходить практику

1

0,2

5

0,14

0,14

0,11

0,2

0,2

0,14

0,2

0,2

0,11

0,2

0,3

0,3

0,3

0,00

0,0

0,0

2.

Отдаленность базы практики от места проживания студента

5

1

7

0,2

7

0,11

0,3

0,3

5

0,3

0,3

0,14

5

7

5

0,3

1,0604

1,0608

2,23

3.

Некоммуникабельность студентов

0,2

0,14

1

0,3

5

0,14

0,2

0,14

0,3

0,2

0,14

0,11

0,11

0,14

0,2

5

0,00

0,0

0,0

4.

Вынужденное выполнение студентами работ, не связанных с планом практики

7

5

3

1

7

0,2

0,3

3

0,3

0,3

7

0,11

0,2

0,3

3

3

4,951

1,22

2,56

5.

Наличие теоретических знаний студентов не гарантирует умение применять их на практике

7

0,14

0,2

0,14

1

0,14

5

3

3

3

0,2

0,14

0,3

0,3

7

5

0,046

0,463

0,96

6.

Сезонность работы как альтернатива производственной практики

9

9

7

5

7

1

5

5

0,3

0,3

7

0,11

0,2

5

5

5

559536,563

5,5187

11,6

7.

Летний отдых как альтернатива производственной практики

5

3

5

3

0,2

0,2

1

0,11

0,2

0,14

0,14

0,11

7

0,2

0,3

3

0,001

0,42

0,88

8.

Поиск базы практики осуществляется без помощи вузов

5

3

7

0,3

0,3

0,2

9

1

9

0,2

0,3

0,11

3

5

3

5

22,734

1,48

3,11

9.

Студенты, проживающие в городской местности, не могут самостоятельно обеспечить себя базами практики

7

0,2

3

3

0,3

3

5

0,11

1

0,2

0,2

0,11

7

7

3

0,3

1,210

1,024

2,15

10.

Начало практики (01.08) совпадает со сроками сбора урожай, а, следовательно, бухгалтерия хозяйства загружена работой

5

3

5

3

0,3

3

7

5

5

1

0,3

0,14

5

0,3

0,3

3

2009,306

2,59

5,54

11.

Начало практики (01.08) совпадает со сроками подачи отчетности за пол года, а, следовательно, бухгалтерия хозяйства загружена работой

5

3

7

0,14

5

0,14

7

3

5

3

1

0,11

0,3

5

7

0,2

748,752

2,29

4,815,54

12.

Большой объем информации, необходимой для написания отчета о практике является коммерческой тайной

9

7

9

9

7

9

9

9

9

7

9

1

7

7

9

7

45579633110

31,89

61,24

13.

Студентов не принимают на штатную должность

5

0,2

9

5

3

5

0,14

0,3

0,14

0,2

3

0,14

1

0,3

0,3

3

0,090

0,74

1,56

14.

Работники бухгалтерии не желают работать со студентами в виду отсутствия доплат

3

0,14

7

3

3

0,2

5

0,2

0,14

3

0,2

0,14

3

1

0,2

7

0,261

0,85

1,79

15.

Нет оплаты командировочных расходов студентам (в частности расходы на дорогу)

3

0,2

5

0,3

0,14

0,2

3

0,3

0,3

3

0,14

0,11

3

5

1

3

0,14

0,78

1,64

16.

Недостаточный контроль со стороны вуза

3

3

0,2

0,3

0,2

0,2

0,3

0,2

3

0,3

5

0,14

0,3

0,14

0,3

1

0,00

0,00

0,00

 

ИТОГО

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

47,566

100,0

1) объективные факторы:

- большой объем информации, необходимой для написания отчета о практике является коммерческой тайной (данный фактор является наиболее значимым, поскольку занимает наибольший удельный вес в структуре влияния всех факторов – 61,4%);

- начало практики совпадает (01.08) со сроками сбора урожая и со сроками подачи в соответствующие государственные органы отчетности за пол года а, следовательно, работники бухгалтерии хозяйства загружены работой (удельные веса составляют соответственно 5,45% и 4,81%);

2) субъективные:

- сезонной работы как альтернатива производственной практики (удельный вес составляет 11,6%);

- поиск базы практики осуществляется без помощи вуза (3,11%).

Итак, наибольшее влияние на эффективность и полезность производственной практики оказывают объективные факторы, для нивелирования которых необходимо разработать концепцию их решения.

Выводы и предложения. С целью снижения влияния объективных и субъективных факторов необходимо:

¨ законодательно установить порядок поощрений и доплат работникам бухгалтерии и планово-экономического отдела в размере 5 – 10% их оклада за работу с практикантами. Увеличение расходов предприятия можно регулировать путем установления лимита численности студентов–практикантов, например – не более 7-10% среднегодового штата работников бухгалтерии, при наличии которых в период практики студентов предприятие получит налоговые льготы (например, по местным налогам и сборам, либо по налогу с доходов физических лиц и социальным фондам) или право на налоговые каникулы;

¨ усилить контроль со стороны ВУЗа за прохождением студентами производственной практики;

¨ в период практики студент должен быть фактически принят на работу согласно штатному расписанию с целью увеличения его общего стажа и опыта, а его заработная е должна служить объектом для отчислений в фонды социального страхования, что снизит общую налогоемкость продукции хозяйства.

Данные меры, на наш взгляд, позволят сделать производственную практику студентов экономического направления на предприятиях АПК более эффективной и полезной, а хозяйства станут заинтересованными выступать в качестве базы для производственной практики.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить