МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ.
КРЫМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ.
И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА.
Экономический факультет.
Кафедра экономики предприятия и управления.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине: “экономическое обоснование хозяйственных решений”.
СИМФЕРОПОЛЬ. 2002.
КРЫМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА
Экономический факультет
Кафедра экономики предприятия и управления
Печатается по решению редакционно-издательского
Совета КИЭХП
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине “Экономическое обоснование хозяйственных решений ” подготовлены
к. э.н. доцентом Цехлой С. Ю.
Рассмотрено и утверждено на заседании
кафедры экономики предприятия и управления
Протокол № 1 от 2002 г.
самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом по учебной дисциплине в свободное от обязательных аудиторных занятий время.
Учебное время, отведенное для самостоятельной работы студента по учебной дисциплине “Экономическое обоснование хозяйственных решений” определяется учебным планом специальности и рабочим учебным планом.
Содержание самостоятельной работы студента по учебной дисциплине “Экономическое обоснование хозяйственных решений” определяется учебной программой курса, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя.
Самостоятельная работа обеспечивается системой учебно-методических средств, предусмотренных для изучения учебной дисциплины: учебниками, учебными и методическими пособиями, конспектами лекций, планами семинарских занятий, сборниками задач и упражнений, практикумами и др.
В процессе самостоятельной работы студент изучает научную и специальную литературу, пользуется периодическими изданиями, справочниками.
Самостоятельная работа студента по изучению и усвоению учебного материала по данной дисциплине может проводиться в библиотеке института, в учебных аудиториях, а также в домашних условиях.
Результаты самостоятельной работы студента над учебным материалом проверяются на семинарских (практических) занятиях, коллоквиумах, в ходе проведения текущего и итогового контроля уровня знаний и умений студента.
Время, отведенное на самостоятельную работу студента по учебной дисциплине “экономика обоснования хозяйственных решений”.
Дневная форма обучения (ДФО): 72 часа.
Заочная форма обучения (ЗФО): 94часа
Тема 1. Общие понятия о хозяйственных решениях и их оценке.
(ДФО - 3 часа, ЗФО – 6 часов)
1.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы является овладение основными понятиями, связанными с процессом формирования, принятия и реализации управленческого решения.
В ходе самостоятельной работы необходимо:
1. Изучить следующие основные понятия:
· управленческое решение,
· принятие решения,
· функция принятия решений,
· задача принятия решений,
· цель,
· проблема,
· ситуация,
· проблемная ситуация,
· лицо, принимающее решение (ЛПР),
· индивидуальное ЛПР,
· групповое ЛПР, эксперты,
· процесс принятия решений, альтернативные варианты решений,
· предпочтение,
· критерий выбора,
· принцип согласования,
· эффективность.
1. Дать ответы на следующие вопросы:
· Что позволяет сформулировать содержание, определить технологию и методы решения задачи принятия решения?
· В каких случаях возникают проблемы?
· Кто выступает субъектом всякого решения?
· С какой целью привлекаются эксперты?
· Из чего состоит процесс принятия решений?
· Виды решений, их характеристика.
· Сущность эффективности хозяйственных решений.
· Критерий оценки решений.
1.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· изучение конспекта лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка реферата по теме:
1. Современные трактовки и концепции хозяйственных решений.
2. Классификация решений по различным критериям.
3. Эффективность хозяйственных мероприятий.
1.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· письменный опрос по основным терминам,
· прослушивание докладов по теме реферата,
· обсуждение дискуссионных вопросов.
1.4. Рекомендуемая литература: 2, с. 8-12; 10, с. 48-56.
Тема 2. Основные принципы решения задач эффективности.
(ДФО - 5 часов, ЗФО – 6 часов)
2.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы является изучение принципов решения задач эффективности принятия хозяйственных решений.
В ходе самостоятельной работы необходимо
1. Изучить следующие категории:
· системность,
· комплексность,
· динамичность,
· сочетание народнохозяйственных и частных интересов,
учет неполноты информации.
2. Дать ответы на следующие вопросы:
· Какой принцип учитывает многоуровневость хозяйствующего субъекта?
· Сущность синергетических эффектов.
· В чем отличие понятий “эффект” и “эффективность”?
· Когда используются расчеты абсолютной и сравнительной эффективности?
· Состав частных показателей эффективности.
· Значение обобщающих показателей эффективности.
2.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· изучение конспекта лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка реферата по темам:
1. Определение наивыгоднейшего мероприятия.
2. Принципы и подходы к решению хозяйственных задач.
3. Приведенный эффект.
· решение задачи:
Рассчитать показатели эффективности и сделать заключение об их изменении (по данным, приведенным в таблице) при передаче части основных фондов из одного предприятия в другое, составляющих производственное объединение.
Показатели |
||||||
Пред-приятие |
производственные фонды, тыс. грн. |
прибыль, тыс. грн. |
рентабельность фондов, % |
|||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
|
№ 1 |
20 |
10 |
8,0 |
4,5 |
||
№ 2 |
10 |
20 |
2,0 |
4,4 |
||
Объеди-нение |
30 |
30 |
2.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· решение задач по теме,
· заслушивание докладов по теме реферата,
· обсуждение дискуссионных вопросов.
2.4. Рекомендуемая литература: 4, с. 18-42; 8, с. 21-28.
Тема 3. Условия, необходимые для принятия решений.
(ДФО - 5 часов, ЗФО – 6 часов)
3.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы выступает определение и учет внутренних и внешних факторов при принятии хозяйственного решения.
В ходе самостоятельной работы необходимо:
· изучить условия (обстоятельства и факторы), оказывающие влияние при принятии решения.
При этом необходимо обратить внимание на следующие позиции:
· недостатки принимаемых хозяйственных решений,
· концепции нормативного подхода,
· качественно-предметная концепция,
· комплексная концепция хозяйственных решений,
· математические решения,
· аргументы и психологические аспекты для принятия решений.
3.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· изучение конспекта лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка реферата по теме:
1. Искусство принятия решений.
2. Сочетание формальных и неформальных методов при
принятии хозяйственного решения.
3. Субъективизм и объективность в подготовке и принятии
решений.
3.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· проверка рефератов,
· обсуждение проблемных вопросов.
3.4. Рекомендуемая литература: 3, с. 12-16; 6, с. 44-61; 9, с. 21-23.
Тема 4. Последовательность и этапы принятия решений.
(ДФО - 3 часа, ЗФО – 7 часов)
4.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы изучение процесса подготовки, формирования и принятия хозяйственных решений.
В ходе самостоятельной работы необходимо рассмотреть этапы принятия решений, их очередность и зависимость. Изучение этапов должно проводиться последовательно определением и составлением характеристики основных процедур.
На этапе подготовки решения изучить следующие составляющие:
1. Выявление и анализ проблемной ситуации.
2. Формирование целей.
3. Выявление полного перечня альтернатив.
4. Выбор допустимых альтернатив.
5. Предварительный выбор лучшей альтернативы.
На этапе принятия решения:
1. Оценка альтернатив со стороны ЛПР.
2. Экспериментальная проверка альтернатив.
3. Выбор единственного решения.
4.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· изучение конспекта лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка реферата по теме:
1. Технология выбора решения.
2. Принятие единственного решения.
3. Разработка мер по реализации хозяйственного решения.
· выполнение задач № 1, № 2 из сборника задач по дисциплине “Экономическое обоснование хозяйственных решений”.
4.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· письменная контрольная работа
· заслушивание рефератов,
· проверка и отработка задач
· обсуждение проблемных вопросов и ситуаций.
4.4. Рекомендуемая литература: 310 с. 26-30; 14, с. 38-40; 17, с. 86-94.
Тема 5. Выбор метода обоснования решений и их применение.
(ДФО - 3 часа, ЗФО – 6 часов)
5.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы является формирование навыков применения различных методов при обосновании хозяйственных решений.
В ходе самостоятельной работы необходимо:
1. изучить специальные методы обоснования хозяйственных решений, а также оценить роль опыта, интуиции и эксперимента,
2. подготовить ответы на следующие вопросы:
· Как определяется практическая применимость выбранного метода?
· Что означает сбалансированность нескольких методов при обосновании решений?
· Что характеризует стоимость использования метода?
· Чем определяется достоверность выбранного метода?
· Как оценить эффективность метода обоснования решения?
· Чем определяется стабильность применения метода?
5.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· изучение конспекта лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка реферата по теме:
1. Основные критерии для выбора метода.
2. Главная задача применения методов обоснования решений.
5.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· заслушивание рефератов,
· обсуждение проблемных ситуаций,
· дискуссия по теме занятия.
5.4. Рекомендуемая литература: 7, с. 18-44; 10, с. 24-26.
Тема 6. Условия, необходимые для принятия решений.
(ДФО - 4 часа, ЗФО – 6 часов)
6.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Цель проведения самостоятельной работы по изучению данной темы заключается в комплексном применении знаний и навыков студентами при анализе и оценке хозяйственной деятельности.
В ходе самостоятельной работы необходимо усвоить:
1. задачу выявления проблем в хозяйственной деятельности,
2. подходы к выявлению проблем,
3. процесс выявления проблем,
4. последовательность и структуризацию выявленных проблем,
5. направление анализа и критерии оценки проблем хозяйственной деятельности.
6.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· изучение конспекта лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка реферата по теме:
1. Участие аналитиков и экспертов в выявлении проблем.
2. Методы выявления проблем хозяйственной деятельности.
3. Связь проблем хозяйственной деятельности.
· решение задач № 3 и № 4 из сборника задач по дисциплине “Экономическое обоснование хозяйственных решений”.
6.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· проверка рефератов,
· проверка решения задач,
· обсуждение проблемных вопросов,
· дискуссия по теме.
6.4. Рекомендуемая литература: 19, с. 46-51; 21, с. 32-38.
Тема 7. Выделение проблем управления
из общей совокупности проблем.
(ДФО - 3 часа, ЗФО – 6 часов)
7.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Цель изучения данной темы является формирование и экономическое обоснование целей управления.
В ходе самостоятельной работы необходимо:
1. изучить основные методы определения целей управления,
2. изучить подходы к формированию целей управления,
3. определить механизм выявления альтернативных решений,
4. изучить процедуру оценки вариантов решения управленческих задач.
7.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· ознакомиться с конспектом лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка реферата по теме:
1. Проблемы совершенствования управления.
2. Учет масштабности и уровней проблем.
3. Ранжирование проблем по уровням их решения.
7.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· заслушивание рефератов по предложенным темам,
· обсуждение дискуссионных вопросов,
· рассмотрение практических ситуаций.
7.4. Рекомендуемая литература: 17, с. 14-18; 22, с. 22-36.
Тема 8. Формирование целей предприятия.
(ДФО - 3 часа, ЗФО – 6 часов)
8.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы выступает определение базовых целей и кардинальных проблем хозяйственной деятельности предприятия.
В ходе самостоятельной работы необходимо:
1. комплексно рассмотреть деятельность предприятия с целью учета требований маркетинга и соответствия уровню развития деятельности,
2. изучить принципы установления целей для выявления их полного перечня,
3. изучить методы и подходы системы построения целей:
· методы целеполагания,
· методы прецедента,
· построение графа целей,
4. разобрать характерные особенности анализа и синтеза,
5. рассмотреть качественно-количественные требования к обоснованию целей.
8.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· ознакомление с конспектом лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка реферата по теме:
1. Требования вариантности к альтернативам.
2. Ранжирование целей.
3. Построение графа целей.
· решение задач № 5 и № 6 из сборника задач по дисциплине “Экономическое обоснование хозяйственных решений”.
8.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· заслушивание докладов по рефератам,
· рассмотрение решения задач,
· обсуждение дискуссионных вопросов.
8.4. Рекомендуемая литература: 3, с. 16-19; 5, с. 42-45.
Тема 9. Выявление альтернатив и их обоснование.
(ДФО - 5 часов, ЗФО – 7 часов)
9.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучению данной темы выступает освоение путей и способов решения проблем.
Данную тему следует рассматривать по такой схеме:
· выявление полного перечня альтернатив,
· выбор допустимых альтернатив,
· предварительный выбор лучшей альтернативы,
· оценка альтернатив со стороны ЛПР,
· экспериментальная проверка альтернатив,
· выбор единственного решения.
9.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· изучение конспекта лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка ответов на следующие вопросы:
1. Как формируются альтернативные решения?
2. Каково число возможных альтернатив?
3. Что понимается под рациональностью решений?
4. Как учитывается вероятный характер осуществления решений?
5. Как оценить альтернативы?
6. В чем сущность матричного метода технико-экономического обоснования альтернатив?
7. Как произвести сравнительный анализ предпочтений по ситуациям?
· подготовка реферата по теме:
1. Реальность достижения целей.
2. Значимость альтернатив.
3. Выбор допустимых альтернатив.
9.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· заслушивание докладов по рефератам,
· обсуждение дискуссионных вопросов,
· рассмотрение практических ситуаций.
9.4. Рекомендуемая литература: 10, с. 62-67; 16, с. 2-18.
Тема 10. Метод системного анализа.
(ДФО - 5 часов, ЗФО – 6 часов)
10.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы выступает ознакомление с методологией решения крупных комплексных проблем хозяйствования.
Изучение темы необходимо построить в три этапа:
1. сущность системного анализа,
2. методы системного анализа,
3. правила выбора решений.
В ходе изучения темы важно усвоить основополагающие принципы системного анализа:
1. процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формирования конечных целей,
2. рассматривать всю проблему необходимо как целостную единую систему, выявляя все последствия и взаимосвязи каждого честного решения,
3. необходимость выявления и анализа возможных альтернативных путей достижения цели,
4. конкретизация целей отдельных подразделений, которые не должны вступать в конфликт с целями всего хозяйствующего субъекта (предприятия).
Центральной процедурой системного анализа является построение обобщенной модели, отражающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения.
10.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· ознакомление с конспектом лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка к семинарскому занятию по следующим вопросам:
1. Роль логики и математики в системном анализе.
2. Характерные черты системного анализа.
3. Различия в подходах к решению задач методами системного и экономического анализа.
4. Преимущество методов системного анализа в решении задач планирования, организации и управления.
5. Правила выбора решений.
10.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· проведение письменной контрольной работы,
· обсуждение дискуссионных вопросов,
· рассмотрение практических ситуаций.
10.4. Рекомендуемая литература: 12, с. 52-56; 18, с. 31-47.
Тема 11. Метод исследования операции (ИСО)
и его разновидности.
(ДФО - 5 часов, ЗФО – 6 часов)
11.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы является изучение методов решения задач и область применения ИСО.
В ходе рассмотрения темы необходимо:
· определить отличие системного анализа от ИСО,
· усвоить сущность ИСО,
· знать типы задач, решаемые ИСО.
Для конкретизации применимости метода можно рассмотреть его использование на примере хорошо структурированных или количественно выраженных проблем, а также на примере неструктурированных или качественно выраженных проблем.
11.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· ознакомление с конспектом лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка к семинарскому занятию по следующим вопросам:
1. Сущность метода ИСО.
2. Область применения ИСО.
3. Разновидность ИСО.
4. Сущность линейного программирования и задачи, решаемые с помощью метода ИСО.
· подготовка реферата по теме:
1. Модели ИСО.
2. Системы массового обслуживания.
11.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· заслушивание докладов по темам рефератов,
· обсуждение дискуссионных вопросов,
· рассмотрение практических примеров.
11.4. Рекомендуемая литература: 2, с. 63-68; 13, с. 28-41.
Тема 12. Метод учета неопределенности
в задачах выбора решений.
(ДФО - 5 часов, ЗФО – 7 часов)
12.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы является усвоение методов обоснования хозяйственных решений в условиях неопределенности.
В ходе рассмотрения темы необходимо определить:
· понятие неопределенности,
· виды решаемых задач,
· способы сбора релевантной информации,
· оценку достоверности информации,
· задачи, решаемые в условиях риска,
· способы снижения неопределенности,
· оценка ожидаемых результатов.
Следует помнить, что в основу метода положено субъективное начало, не исключены ошибки, и поэтому чаще всего при его использовании привлекают экспертов.
12.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· ознакомление с конспектом лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка к семинарскому занятию по следующим вопросам:
1. Признаки неопределенности в задачах выбора решений.
2. Релевантность и ее значение при обосновании решений.
3. Элементы риска.
4. Предвидение ожидаемых результатов.
5. Способы оценки ожидаемых результатов.
6. Специфика решения задач в условиях неопределенности.
7. Результаты минимакса, максимакса и их показателей.
8. Сравнение показателей.
· подготовка реферата по теме:
1. Пути уменьшения риска.
2. Выбор эффективности решений.
12.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· заслушивание докладов по темам рефератов,
· обсуждение дискуссионных вопросов,
· рассмотрение практических ситуаций.
12.4. Рекомендуемая литература: 13, с. 19-28; 20, с. 17-24.
Тема 13. Решение задач с учетом показателя эффективности.
(ДФО - 5 часов, ЗФО – 6 часов)
13.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы является получение практических навыков расчета и применения показателей эффективности при обосновании решений.
Рассмотрение темы можно построить в следующей последовательности изучаемых вопросов:
· сущность теории полезности,
· вероятность наступления событий,
· математическое ожидание,
· метод определения максимальной полезности,
· метод “стоимость-эффективность”,
· принцип Парето,
· метод линейных форм и прямого перебора,
· выбор предпочтений.
13.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· ознакомление с конспектом лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· решение задач № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 из сборника задач по дисциплине “Экономическое обоснование хозяйственных решений”.
· подготовка реферата по теме:
1. Определение эффективности решений.
2. Выбор предпочтений.
13.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· проведение контрольной работы,
· рассмотрение решен я задач,
· заслушивание докладов по темам рефератов,
· обсуждение дискуссионных вопросов.
13.4. Рекомендуемая литература: 4, с. 12-36; 20, с. 46-55.
Тема 14. Выбор единственного решения.
(ДФО - 5 часов, ЗФО – 6 часов)
14.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы является ознакомление и получение навыков по заключительному акту процедуры выбора решения.
В ходе изучения материала необходимо усвоить, что единственное решение выбирается из множества эффективных решений. Такой выбор осуществляется в зависимости от возможности получения новой информации, способа и формы ее предоставления.
Тему можно рассматривать по следующим вопросам:
1. Возможность получения дополнительной информации.
2. Информация ЛПР.
3. Учет требований перспективы.
4. Привлечение экспертов.
5. Выбор единственного решения руководителем.
14.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· ознакомление с конспектом лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· решение задач № 14 из сборника задач по дисциплине “Экономическое обоснование хозяйственных решений”.
· подготовка реферата по теме:
1. Неявная форма информации.
2. Образование множества эффективных решений.
3. Учет социальных факторов и последствий предполагаемого
решения.
14.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· решение задачи,
· заслушивание докладов по темам рефератов,
· обсуждение дискуссионных вопросов.
14.4. Рекомендуемая литература: 8, с. 72-74; 1, с. 26-43.
Тема 15. Реализация принятого решения и его оценка.
(ДФО - 3 часа, ЗФО – 7 часов)
15.1. Методические указания к самостоятельной работе над темой.
Целью изучения данной темы является ознакомление с процессом обеспечения выполнения принятых решений и оценка, а также расчет эффективности реализации принятых хозяйственных решений.
При изучении темы процесс реализации решения необходимо рассматривать по следующим этапам:
1. Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения.
2. Обеспечение работ по выполнению решения.
3. Выполнение решения, контроль.
4. Оценка результатов реализации и обобщение накопленного опыта.
15.2. Содержание самостоятельной работы студента:
· ознакомление с конспектом лекций по теме,
· работа с рекомендованной литературой,
· подготовка к семинарскому занятию по следующим вопросам:
1. Разработка бюджета предприятия и плана реализации решения.
2. Определение сроков, ресурсов и исполнителей.
3. Планирование контроля.
4. Тактика и политика реализации.
5. Плавила и процедуры (действия по реализации).
6. Регулирование и координация на основе контроля.
7. Анализ достигнутого результата.
8. Выявление отклонений от плана и их причина.
9. Учет выявленных причин для обобщения опыта.
· решение задач № 15 из сборника задач по дисциплине “Экономическое обоснование хозяйственных решений”.
· подготовка реферата по теме:
1. Основные принципы принятия решений по результатам.
2. Методы повышения надежности при принятии и реализации
хозяйственных решений.
3. Разработка реалистических планов
15.3. Формы и способы контроля самостоятельной работы:
· устный опрос на семинарском занятии,
· решение задачи,
· проведение контрольной работы,
· заслушивание докладов по темам рефератов,
· обсуждение дискуссионных вопросов.
15.4. Рекомендуемая литература: 14, с. 84-86; 11, с. 90-94;
22, с. 107-118.
список рекомендуемой литературы:
1. Альчи А. П. Грани экономического риска. - М.: Знание, 1991.
2. Аунапу Ф. Ф. Научные методы принятия решений. - М.: Экономика, 1994.
3. Акофф Р. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
4. Бевзелюк А. А. Расчеты эффективности хозяйственных мероприятий. - Минск: Наука и техника, 1989.
5. Водачек Л. и др. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 1998.
6. Глухов И. Н. Основы менеджмента. - Спб, 1995.
7. Голубков Е. П. Какое принять решение? / Практикум хозяйственника. - М.: Экономика, 1996.
8. Голубков Е. П. использование системного анализа в принятии плановых решений. - М.: Экономика, 1992.
9. Голубков Е. П. и др. Маркетинг: Выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993.
10.Евланов Л. Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 1994.
11.Китаев Н. Н. Групповые экспертные оценки. - М.: Знание, 1995.
12.Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Прогресс, 1992.
13.Кузнецов А. В., Сапович В. Н. и др. Математическое программирование. - Минск: Вышейшая школа, 1994.
14.Кузнецов А. Д. и др. Руководитель: проблемы выработки оптимальных решений. - М.: Знание, 1991.
15.Кунц, Содоннел. Управление системой и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 1991
16.Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 1989.
17.Месион и др. Основы менеджмента. - М.: Банки и бизнес, 1994.
18.Мильнер В. З. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 1993.
19.Питерс Г. и др. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. - М.: Прогресс, 1986.
20.Планкетт Л. и др. Выработка и принятие управленческих решений. - М.: Экономика, 1994.
21.Покропивный С. Ф. экономическое обоснование инженерных решений. - К.: Техника, 1995.
22.Санталайнен Т. и др. Управление по результатам./ Пер. с фин. - М.: Прогресс, 1993.